Литература и комментарии
1. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
4. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М., 2003.
5. Мальков Б.Н., Шагиева Р.В. Деятельностно-методологический подход к формированию философии права как учебной и научной дисциплины // Труды МГЮА. Вып. № 7. М., 2001.
6. Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960. С. 94-109; Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967.С. 90-91; Головастикова А.Н., ДмитриевЮ.А. Теория государства и права. М., 2005. С. 503 и др.
7. Баландин В.Н., Павлушина А.А. О видах юридического процесса.
8. А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
9. Стороженко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
10. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
11. Гегель. Соч.Т. 8. М.-Л., 1935.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка М., 1970.
13. Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956.
14. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.
15. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1.
16. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
УДК 343.2
Тохсыров В.Г.
Доцент Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета),
г. Владикавказ
ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО И ПРЕСТУПНОСТЬ (на примере Республики Северная Осетия-Алания)
В статье рассмотрены процессы системной трансформации общественно-экономической и политической жизни Республики Северная Осетия-Алания, ослабления профилактики правонарушений, причин роста преступлений и ухудшения их раскрываемо-сти. Рекомендованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы и обеспечению неотвратимости наказания.
The article considers the system transformation processes of the social - economic and polit-ical life in the North Ossetia-Alania, particularly the infringement of law preventive inspection, the crimes growth reasons and their exposure worsening. The measures on the preventive inspection improvement and the punishment inevitability provision have been suggested.
Ключевые слова: Трансформация, общество, преступность.
Key words: Society, the transforming society, the crime preventive inspection.
Сегодня в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание не только практических работников и ученых, что вполне естественно, но и общества в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного деструктивными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практи-
чески неконтролируемая эскалация преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили ее в одну из самых серьезных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости государства, общества.
Эскалация преступности представляет сегодня также и реальную угрозу превращения нашей страны в криминальное государство. Особое опа-
сение вызывает доминирование в структуре преступности тяжких и особо тяжких преступлений, значительное усиление корыстно-насильственной направленности преступности и неудовлетворительная ее раскрываемость, усиление ее профессионализма и организованности, проникновение в структуру власти и бизнеса криминальных элементов, «омоложение» преступности, которое выражается во всплеске числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, усиление позиций международного терроризма, а также алкоголизация и наркотизация населения, в значительной мере детерминирующие преступное поведение.
Обоснованную озабоченность вызывают серийные особо тяжкие преступления, совершаемые на территории многих субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Северная Осетия-Алания, с многочисленными человеческими жертвами, с применением автоматического оружия и опасных взрывчатых веществ, а в последнее время - убийства ответственных работников МВД республики, судей, руководителей администрации местного самоуправления г. Владикавказа и исполнительной власти РСО-Алания. Поэтому вполне обоснованно 27 ноября 2008 г. в своем обращении к населению Республики Северная Осетия-Алания Глава республики Т. Мамсуров назвал деятельность правоохранительных органов провальной. Все вышесказанное говорит о необходимости эффективного противодействия преступности, заключающегося в комплексном воздействии на причины, ее порождающие.
В концепции национальной безопасности России отмечается, что наиболее серьезной является угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности. Значительные просчеты, допущенные при проведении реформ, особенно на их начальном этапе - ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы - явились факторами, стимулирующими рост преступности, ее организованных форм, коррупции, связанной с проникновением криминальных структур в исполнительную и законодательную ветви власти. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Отсутствие эффективной системы профилактики правонарушений, отток квалифицированных кадров из органов обеспечения правопорядка усиливает результаты воздействия этой угрозы. Воз-
растает опасность преступлений и причиняемый ими вред.
Эскалация преступности стала закономерным следствием одностороннего моратория на выплату долгов по государственным бумагам, моратория, который толкал страну в пропасть резкого сокращения объема ВВП, спада промышленного производства, паралича банковской системы, практического прекращения платежей, неуправляемой девальвации рубля, снижения реальных доходов граждан, резкого сокращения импорта продовольствия и медикаментов, острого дефицита товаров первой необходимости, появления, с одной стороны, предпринимателей различных уровней, в основной своей массе криминализированных, и многомиллионного населения бедных и нищих, жертв приватизационных процессов и перехода к рынку, с другой стороны.
Указанные обстоятельства вызвали всплеск преступности в Республике Северная Осетия-Алания и резкое ухудшение ее раскрываемости. В ходе рыночных преобразований выросли территориальные контрасты в уровне жизни. Покупательная способность доходов населения РСО-Алания в 8-12 раз ниже, чем в Москве [1, с. 23].
10 июня 2009 г. в городе Махачкале, на расширенном оперативном совещании с членами Совета безопасности, Президент России Дмитрий Медведев отметил, что в Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа, к сожалению, зачастую качество жизни уступает среднероссийскому. Валовой внутренний продукт на душу населения здесь в несколько раз ниже среднероссийского. Уровень промышленного производства также в разы ниже. Очень большой проблемой является безработица... [2].
Криминогенную значимость перехода к рыночным отношениям отмечал еще в 1992 г. И.И. Карпец: «Рыночные отношения, как об этом свидетельствует мировой опыт и исследования западных криминологов, которые у нас приходят на смену жестко централизованным экономическим отношениям, образно говоря, изначально беременны преступностью, свободный рынок, да еще и не обеспечивающийся товаром, рождает не только мошенничество, но и спекуляцию, взяточничество и коррумпирование государственного аппарата, а размах спекуляции парализует деятельность правоохранительной системы» [3, с. 152-153].
Вызывает удивление тот факт, что многочисленные «исследования обнаружили нежелание организаторов реформ эффективно противостоять
преступности в самом начале перехода к новым рыночным отношениям. Криминал прямо допускался как способ решения в современных условиях поставленных стратегических задач» [3, с. 152-153]. Основные программные установки, определяющие преобразования в начале 90-х годов, напрямую предлагали использование криминального капитала в их проведении, результатом чего послужила криминализация всех сфер российского общества. За время перестроечных процессов в российском обществе пока не произошло нарастания нравственности. С развитием демократических преобразований в обществе социальные, экономические, политические и психологические противоречия криминального характера не уменьшились, а даже возросли.
Все это позволяет сделать вывод, что объективным результатом несовершенства экономических отношений в процессе преобразований стало рассогласование социальной жизни, сопровождающееся разрушительными процессами, ведущими к росту взаимного недоверия членов общества, острым социальным противоречиям и в числе прочего - к росту преступности, особенно к росту преступлений корыстно-насильственной направленности.
Сегодня в российском обществе имеет место деформация социальной сферы, напрямую ведущая к преступности. Наиболее сильное проявление этого - беспрецедентно резкая поляризация доходов российских граждан. По этому показателю современная Россия значительно превзошла развитые страны мира и приблизилась к слаборазвитым странам. Будет обоснованным предположить, что в такой ситуации не приходится говорить о консолидации нашего общества: эти две группы живут в разном измерении, имеют разные ценностные ориентации, входящие в конфронтации друг с другом. Как отмечают сотрудники Института социально-политических исследований, угроза социального конфликта прослеживалась еще в 1994 году: « ... динамику материального расслоения населения можно считать беспрецедентной: в верхних и нижних слоях общества начинают формироваться взаимоисключающие интересы. Практически полное отсутствие смыслового целеполагания и системного подхода к социальной политике привели к тому, что деградация уровня и качества жизни, социальная поляризация уже создали предпосылки тотального социального конфликта в российском обществе» [4]. Это порождает социальную дезинтеграцию, напряженность и ряд негативных социальных явлений, в том числе преступность.
В силу кризисной ситуации социальной сферы в Республике Северная Осетия-Алания все большее развитие получают некоторые формы девиаций, оказывающие криминогенное влияние на социальную обстановку в Республике. Среди них можно выделить наркоманию, алкоголизм, бездомность и беспризорность.
Любое явление или процесс имеют свои корни в прошлом. Поэтому научное исследование правовых явлений и процессов не должно ограничиваться лишь их состоянием в данный момент, поскольку при этом условии будет утрачена следственная связь в историческом развитии. В связи с этим необходимость исторического подхода к исследованию умышленных преступлений и их причин в Республике Северная Осетия-Алания представляется вполне очевидной. «Как сами правонарушения, так и их причины, - отмечает академик В.Н. Кудрявцев, - исторически изменчивы и различны не только в каждой социально-экономической формации, но даже подчас в разных регионах одной и той же страны» [5, с. 112].
При исследовании причин эскалации преступности в Республике Северная Осетия-Алания в 2002-2008 гг. мы уделили внимание выяснению влияния социальных факторов на динамику совершаемых преступлений.
За анализируемый период в РСО-Алания преступность возросла с 7133 до 8165 или на 14,3 %, в том числе кражи с 2212 до 3060 (40 %); мошенничества с 352 до 537 (53 %); грабежи с 205 до 386 (54 %); незаконный оборот наркотиков с 807 до 1101 (36,4 %); незаконный оборот оружия с 341 до 545 (60 %); преступления против собственности с 294 до 386 (31,3 %); взяточничество с 20 до 33 (65 %); преступления против государственной власти с 109 до 170 (56 %). За первое полугодие 2009 года в РСО-Алания зарегистрировано 4758 преступлений, что превышает аналогичный показатель 2008 года на 6 %.
Причины роста преступлений в Республике Северная Осетия-Алания нельзя объяснить одними, или даже в основном, социально-психологическими факторами, хотя они имеют прямое отношение к структуре и динамике преступности.
С переходом на новые экономические отношения в республике не прослеживались вопросы профилактики правонарушений и раскрытия совершаемых преступлений. Вследствие ликвидации таких структурных компонентов, как народные дружины, советы профилактики правонарушений, опорные пункты правопорядка, товарищеские суды и посты
народного контроля, и не создав ничего нового в республике был ослаблен профилактический потенциал, произошло отчуждение между официальной судебно-правовой властью и населением.
Можно выделить из арсенала криминологии и социологии множество факторов, воздействующих на состояние и динамику преступности. Это и экономические факторы, и социально - демографические, культурологические, однако, пожалуй, одну из самых высоких цен за «упущенную выгоду» общество вынужденно платить в связи с демонтажем системы профилактики преступности, свертыванием многотысячного движения общественности за укрепление правопорядка.
Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности, повышение степени ее общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в республике, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с преступностью убедительно свидетельствуют, что в РСО-Алания далеко не полно используют имеющиеся возможности и резервы для активизации этой борьбы и достижения позитивных количественных и качественных изменений. Один из важнейших таких резервов - создание и повышение эффективности функционирования системы профилактики. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма создают спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим национальными интересами России признается: стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и завершение процесса становления демократического общества, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Важнейшие задачи в области борьбы с преступностью на современном этапе - выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности.
Долгие годы в Республике Северная Осетия-Алания в градообразующих промышленных предприятиях «Электроцинк», «Победит», «Электроконтактор», «Бином», «ВРЗ», в транспортных предприятиях и образовательных учреждениях успешно функционировали добровольные народные дружины, которые совместно с работниками милиции на улицах, площадях, местах скопления людей патрулировали и успешно предотвращали правонарушения. Только в г. Владикавказе, на заводах и фабриках, при домоуправлениях, функционировало более 100 советов профилактики. При домоуправлениях были организованы домовые комитеты, которые занимались индивидуальной профилактикой. Сотрудники милиции организовывали опорные пункты правопорядка. Работали внештатные участковые уполномоченные. И в настоящее время имеется реальная возможность при предприятиях, учебных заведениях, товариществах собственников жилья возродить эту работу, но в республике нет координационного центра, который бы целеустремленно занимался возрождением ранее успешно функционировавшей системы профилактики правонарушений.
С учетом того, что в РСО-Алания под влиянием многих внутренних и внешних факторов преступность имеет устойчивую динамику к росту, для ее минимизации представляется необходимым и возможным проведение следующих мероприятий:
1. При Главе Республики Северная Осетия-Алания образовать Совет по координации работы государственных и общественных организаций по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
2. Правительству Республики Северная Осетия-Алания, министерствам и ведомствам, руководителям предприятий и организаций, главам местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики:
- разработать и осуществить комплекс мер по борьбе с преступностью и охране общественного порядка в городах и населенных пунктах:
а) восстановить функционирование опорных пунктов правопорядка; добровольных народных дружин по охране общественного порядка на улицах и в других местах массового скопления людей; создать советы профилактики правонарушений при товариществах собственников жилого фонда; опорные пункты правопорядка; товарищеские суды; внештатных участковых уполномоченных.
3. Правительству, главам местного самоуправления городов и районов, государственной нало-
говой инспекции, правоохранительным и другим контролирующим органам усилить контроль за соблюдением налогового законодательства и Правил торговли. Принять меры к прекращению торговли спиртными напитками на рынках, улицах, вдоль автомобильных дорог, на вокзалах и территориях, прилегающих к образовательным учреждениям.
4. Правительству, правоохранительным органам, миграционной службе проверить основания и условия нахождения беженцев и вынужденных переселенцев на территории республики, провести их полную перерегистрацию, определить меры по борьбе с правонарушениями среди данной категории граждан и с их стороны.
Наметить и осуществить мероприятия по возвращению беженцев в места прежнего проживания и обустройства лиц, имеющих право на пребывание в республике.
5. Министерству внутренних дел по РСО-Алания, командирам частей внутренних войск РФ, дислоцирующихся в Республике Северная Осетия-Алания, Управлению ФСБ РФ по РСО-Алания, Северо-Осетинской таможне, Северо-Осетинскому пограничному отряду:
а) разработать совместные мероприятия по пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ, тяжких и особо тяжких преступлений, незаконного оборота наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, укреплению порядка в общественных метах.
б) в целях пресечения транспортировки оружия, наркотиков, незаконной перевозки грузов разработать и ввести в действие систему регистрации и досмотра проходящего по территории республики транспорта, особенно на пограничных и таможенных постах;
в) активизировать работу по изъятию у граждан незаконно хранящегося оружия, провести комиссионное обследование мест хранения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, принять необходимые меры по обеспечению их надежной сохранности;
г) усилить охрану особо режимных объектов, административных зданий высших учебных заведений и общеобразовательных школ, при необходимости заменить ведомственную охрану на вневедомственную охрану МВД.
6. Прокуратуре, МВД РСО-Алания и следственному комитету:
а) проверить законность создания и работы охранных и сыскных негосударственных организаций, служб безопасности банков, фирм, торговых,
посреднических структур и предприятий;
б) провести полную перерегистрацию выданных им лицензий с одновременной проверкой соблюдения ими установленного порядка хранения и использования вооружения и спецсредств;
в) проверить законность прекращения и приостановления уголовных дел, связанных с крупными хищениями, мошенничествами в банковско-финансовой сфере, убийствами, бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности;
г) к должностным лицам, принявшим неправомерные решения при расследовании и рассмотрении уголовных дел указанной категории, принять строгие меры ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей;
7. Руководителям правоохранительных органов повысить персональную ответственность каждого работника за конечные результаты своей деятельности. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности провести их аттестацию. Укрепить ведущие службы и подразделения профессионально грамотными и принципиальными работниками.
8. Министерству внутренних дел по РСО-Алания:
а) систематически практиковать проведение комплекса мероприятий по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств, грабежами, разбоями, кражами на улицах, в других общественных местах. Привлекать для участия в них весь личный состав милиции, частей и подразделений внутренних войск РФ. Принять исчерпывающие меры к минимизации транспортных происшествий. Использовать жесткие меры административного воздействия за нарушение дорожного движения, за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Исключить эксплуатацию транспорта без регистрации и номерных знаков, а также с тонированными стеклами.
9. Руководителям правоохранительных органов и органов средств массовой информации систематически информировать население республики по вопросам борьбы с преступностью и результатах рассмотрения конкретных уголовных дел. В целях профилактики правонарушений и повышения уровня правосознания активнее использовать силу печати и радиовещания. В рамках закона, при строгом соблюдении независимости функционирования СМИ добиваться прекращения пропаганды культа бездуховности, насилия, жестокости, наживы.
Вместе с указанными мероприятиями необхо-
димо отметить, что было бы ошибочным рассчитывать на быстрое и существенное снижение уровня преступности. Для достижения этой цели представляется необходимым принять и реализовать меры по оздоровлению экономики, решению глобальных задач по совершенствованию управления многими сторонами жизнедеятельности Республики Северная Осетия-Алания, решению кадровых вопросов только по деловым качествам, улучшению жизненного уровня подавляющего большинства населения РСО-Алания.
Литература
1. Киргуев А.Т. Социально-экономическая политика субъекта РФ в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов-на-Дону, 2006.
2. Газета «Северная Осетия». 2009. 11 июня.
3. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
4. Осипов Г.В., Левашов В.К., Покосов Н.В. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. (1993). М., 1994. С.23; Гервон А, Клоков Э. Потери и преображения в России девяностых: Владикавказ т. 2001.Т.2.
5. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М. 1982.