Научная статья на тему 'Информационное обеспечение, как основа реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами'

Информационное обеспечение, как основа реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С ИНОСТРАНЦАМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / CRIMES CONNECTED WITH FOREIGNERS / INFORMATION SUPPORT / MEASURES OF PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богомолова Ксения Игоревна

Автором предложены меры предупреждения преступлений, связанных с иностранцами. Особое внимание при их реализации уделяется информационному обеспечению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support, as the realization basis of measures of crime prevention connected with foreigners

The measures of crime prevention connected with foreigners are offered by the autor. The special attention in their relization is payed to the information support

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение, как основа реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами»

2) Количественные оценки и сравнение уровней ИнфБ, ИнфПБ и ИнтБ для регионов затруднены из-за отсутствия общепризнанных методик и относительно слабого информационного обеспечения расчётов данными. 3) В отношении ИнфБ и ИнфПБ регионов значительную опасность могут представлять вброс в ИнфП и умышленное распространение ложных, сфальсифицированных и тенденциозных сообщений. 4) Информация о ТехА и терактах оказывает значительное негативное влияние на ИнфП, ИнфБ, ИнфПБ и ИнтР регионов, а также ЭПС для ЮиФЛ. 5) Грамотный информационный менеджмент способен снизить отрицательные последствия воздействия такой информации.

Библиографический список

1. Анохин А. Н. Методы экспертных оценок [Текст]. - Обнинск: ИАТЭ, 1996.

2. Арсюхин И. Темнота казанская (почему российские города накрыла волна блэкаутов) [Текст] / И. Арсюхин, Н. Николаев / / Известия. - 2010.- 01 сент.

3. Багов В. П. Управление интеллектуальным капиталом [Текст] / В. П. Багов, Е. Н. Селезнёв, В. С. Ступаков. - М.: ИД «Камерон», 2006. - ISBN

5-9594-0029-4.

4. Брумштейн ю. М. Анализ факторов информационной безопасности региона и влияния на неё вузов [Текст] / ю. М. Брумштейн [и др.] // Известия ВолГТУ. - Волгоград, 2009.

5. Евстифеев Д. Стихия соперничает с террористами [Текст] // Известия. - 2010. - 6 окт.

6. Кирилов Р. Басаев заявил, что отвечает за все ЧП в России [Текст] // Известия. - 2005. -30 мая.

7. Осина О. Н. Проблемы влияния современной масс-медийной культуры на состояние информационной безопасности Российской Федерации [Текст] / / Информационная безопасность регионов. - 2008. - № 2(3) - ISSN 1995-5731.

8. Садердинов А. А. Информационная безопасность предприятия [Текст] / А. А. Садердинов, В. А. Трайнёв, А. А. Федулов. - М.: Дашков и Ко, 2004. - ISBN 5-94798—558-6.

9. Шатило Я. С. Информационный терроризм

- угроза национальной безопасности России [Текст] / Я. С. Шатило, И. Ю. Шорин / / Доклады Академии военных наук - 2005. - № 6(18). -ISSN-1728-2454 .

10. Шатило Я. С. Информационные войны [Текст] / Я. С. Шатило, В. Н. Черкасов // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2009. - № 2(5)

- ISSN 1995-5731.

информационное обеспечение, как основа

реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами

© Богомолова Ксения Игоревна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.

Ы (845-2) 379-226, И [email protected]

Автором предложены меры предупреждения преступлений, связанных с иностранцами. Особое внимание при их реализации уделяется информационному обеспечению.

Ключевые слова: преступления, связанные с иностранцами, информационное обеспечение, меры предупреждения.

В настоящее время преступность, совершаемая иностранцами в Российском государстве, является одной из проблем, стоящих наиболее остро перед рядом субъектов Российской Федерации (г. Москва, Приморский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская область), в связи с чем необходима разработка предупредительных мер.

Мы остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, направлениях:

- осуществление процедуры предварительного уведомления соответствующих служб и ведомств гражданами СНГ, въезжающими в Россию, о месте своего предположительного проживания и принятие мер по ограничению их

передвижения только в пределах заявленного места пребывания;

- разработка и реализация комплекса мер по осуществлению паспортного и иного контроля за обеспечением общественного порядка в местах компактного пребывания лиц из иностранных государств;

- расширение существующей практики проведения на таможенных переходах, в приграничных районах совместных мероприятий, направленных на выявление контрабанды и других преступлений;

- организация проведения обязательного психологического тестирования каждого иностранца, пребывающего в нашу страну на срок более одного месяца, с целью установления его способности совершить преступление, либо стать его жертвой. Для последующего учёта данных лиц и проведения профилактической работы с ними в специализированных центрах.

В целях наиболее эффективной реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами, необходимо их информационное обеспечение.

Первоочередной задачей, на наш взгляд, должно быть создание единой информационной базы данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся на территории России для ФСБ, МВД, УФМС, ФСНКРоссии, на основе которой должна быть разработана система проверок (в том числе по местным и федеральным базам розыска) лиц из числа этнических национальностей, въезжающих на территорию Российской Федерации и выезжающих за её пределы. Данная система необходима для осуществления оперативного контроля и принятия правильных решений о законности перемещения через государственную границу товаров и грузов, а также обеспечения доступа к исчерпывающей информации, содержащей сведения о каждом иностранном гражданине и лице без гражданства, пересекающем границу России (пол, возраст, образование, род занятий, профессия, семейное положение, результаты психологического тестирования и т. д.).

В целях обеспечения взаимодействия между правоохранительными органами и внутри системы МВД должен существовать обмен информацией между различными службами и подразделениями, о чём свидетельствует опрос практических работников правоохранительных органов (76,9%). Так как отсутствие необходимых контактов и взаимодействия между сотрудниками уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и следствия, миграционной службы позволяет преступникам-иностранцам вести свою преступную деятельность на территории нашей страны

и уклоняться от ответственности. Недостаточно, по нашему мнению, осуществляется взаимодействие органов внутренних дел с подразделениями таможенного контроля. От эффективности их совместной деятельности зависит во многом соблюдение иностранцами установленных правил пребывания, въезда и выезда из России, а также успех борьбы с широко практикуемой подделкой паспортов и виз. При сотрудничестве с Государственным таможенным комитетом и его подразделениями должен быть налажен обмен информацией о наиболее злостных нарушениях таможенных правил со стороны иностранцев, необходимо планировать и проводить целевые совместные мероприятия (например, контролируемые поставки наркотиков).

В сложившихся условиях только комплексное разрешение этих и многих других проблем может способствовать улучшению деятельности по предупреждению данного вида преступности. Мы полагаем, что взаимодействие по данному направлению между собой служб органов внутренних дел и с другими органами правоохранительной системы должно быть законодательно регламентировано. Поэтому целесообразно издавать в названных ведомствах приказы о взаимодействии, в соответствии с которыми осуществлялось бы содействие оперативно-техническими средствами в предупреждении преступлений, связанных с иностранцами, передача имеющейся у них оперативной информации по данному направлению, что позволило бы упорядочить сотрудничество подразделений и ведомств правоохранительной системы, объединить их усилия, исключить дублирование на определённых этапах их деятельности.

С граничащими с РФ странами следует заключать договоры о совместной работе правоохранительных органов по предупреждению преступности, связанной с иностранцами. Показателен пример приграничного сотрудничества между Францией и Германией, где успешно действует французско-немецкий центр полиции и таможенного сотрудничества. Персонал работает в большом офисе. Французские сотрудники могут связаться с немецкими и имеют доступ к таможенной базе данных. Сообщения о преступлениях направляются сотрудникам объединённого центра другой страны, которые проверяют сведения или перенаправляют запросы к властям страны. Поступающие сведения связаны со сбытом наркотиков, кражами, разбоями, мошенничеством, а также содержат информацию о преступлениях сексуального характера и убийствах [1, с. 24].

Немаловажным, на наш взгляд, должно быть постоянное взаимодействие органов

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

внутренних дел с администрацией учебных заведений, а именно:

- взаимная информация об известных правонарушениях как в отношении иностранных студентов, так и совершённых ими;

- планирование и проведение совместных мероприятий по охране общественного порядка в местах проживания иностранных студентов. В этих целях необходимо создание студенческих отрядов содействия милиции, в которые должны входить также иностранные студенты. Необходимо заключать договоры с вневедомственной охраной с целью обеспечения правопорядка в общежитиях и других местах совместного проживания иностранных студентов, увеличивать численность нарядов милиции в районах, где находятся студенческие общежития.

Важным направлением в профилактике преступлений, касающихся иностранцев, должна стать работа по трудовой и социальной адаптации иностранных мигрантов в новой для них среде [2, с. 259]. При этом речь идёт не о профилактической работе органов МВД и других ведомств в структуре правоохранительных органов, а о социальной профилактике, которая осуществляется открыто государственными, муниципальными органами и общественными объединениями. Для этого необходимо включать в региональные комплексные целевые программы и планы социального развития территорий мероприятия по социальной и трудовой адаптации мигрантов, созданию национальных культурно-просветительских центров, курсов по обучению русскому языку, российскому законодательству и т. д. Проведение таких мероприятий не является предметом деятельности правоохранительных органов. Но исходя из потребностей профилактики преступности, связанной с иностранцами, правоохранительным органам необходимо обращать внимание соответствующих специалистов государственных, муниципальных органов и общественных объединений на необходимость активных действий в этом направлении.

На наш взгляд, в целях повышения эффективности работы органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с иностранцами, необходимо также на базе существующей и развивающейся единой информационной технической службы (ЕИТКС) совместно с отделами правового обеспечения и, возможно, с АИПС правовой направленности (например, ИПС «КонсультантПлюс»), разработать внутриведомственный сборник по различным вопросам, касающихся деятельности органов внутренних дел по предупреждению

преступлений, совершаемых иностранцами и в отношении них.

Для улучшения качества предупредительной работы относительно указанной группы преступлений требуется совершенствование материально-технической и информационной базы органов внутренних дел и всей правоохранительной системы. На это обстоятельство указали 67,3% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов.

Особого внимания заслуживает статистический учёт преступности иностранцев. Органы внутренних дел должны обладать большой частью криминологически значимой информацией об иностранных гражданах и лицах без гражданства. К сожалению, проблема сбора статистической информации по преступности, связанной с иностранцами, остаётся не до конца разрешённой. Поэтому необходимо создать массивы статистической информации по данному вопросу, с возможностью использования общероссийских банков данных о преступлениях и лицах, их совершивших, а также наладить взаимодействие с информационными службами правоохранительных органов иностранных государств. Систематизированная криминологически значимая информация об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России, регулярно должна представляться в низовые подразделения органов внутренних дел МВД России. В первую очередь, это необходимо с целью выявления иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не регистрируется в России, а пребывают с различными целями, в том числе криминальными. О необходимости создания такой системы заявили 98,2% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов.

Проведение должной профилактической работы с иностранцами осложняется отсутствием сведений о фактических местах их проживания и численности. В ходе проведённого исследования нами установлено, что большинство преступлений (96,3% изученных материалов уголовных дел) совершается иностранцами, которые находятся на территории России нелегально, и на момент совершения преступлений не были зарегистрированы в ОВД. В большинстве развитых стран регистрация иностранцев осуществляется с помощью единой компьютерной системы, в которой сосредоточена вся информация об их въезде, передвижении по стране, месте проживания. Этот опыт целесообразно внедрить и развить в нашей стране, дополнив информационную базу сведениями о цели приезда иностранного гражданина, сфере его деятельности, профессии, семейном положении, что дало бы возможность предпринять меры

профилактического воздействия к нему уполномоченных на то органов и должностных лиц.

Указанные специальные меры неизбежно дадут положительные результаты только при условии, если они будут дополнять общие меры по оздоровлению общественных отношений [3, с. 178.].

В этой связи особое внимание, на наш взгляд, в деятельности по предупреждению преступности иностранцев необходимо уделить взаимодействию органов внутренних дел со средствами массовой информации. В каждом региональном управлении, отделе внутренних дел, службе информации или штабным подразделениям целесообразно ежеквартально разрабатывать графики проведения брифингов, встреч с журналистами представителей различных служб органов внутренних дел по вопросам борьбы с преступностью иностранцев.

Не менее важным обстоятельством в плане предупредительной, профилактической работы с возможными жертвами преступлений, связанных с иностранцами, должна являться систематическая и целенаправленная организация широкой правовой пропаганды среди иностранцев и местного населения. Практика свидетельствует, что в целом ряде случаев правонарушения совершаются в результате использования виновными незнания российского законодательства иностранцами, в их неосведомлённости.

Строгое и неуклонное соблюдение должностными лицами административных и других государственных органов их служебных обязанностей по защите прав и интересов граждан является несомненно одной из важных мер по профилактике преступлений вообще и предупреждению на виктимологической основе. При осуществлении виктимологической профилактики правоохранительным органам необходимо учитывать этнопсихологические особенности наций, обычаи и традиции. Когда иностранец, которому вследствие правонарушения причинён физический, моральный или имущественный вред, не находит помощи в правоохранительных органах и других официальных инстанциях, он пытается защищать себя сам, нередко прибегая к самосуду (что в некоторых странах не является противоправным), то есть преступлению с новыми жертвами. Поэтому целесообразно в памятках приезжим отражать информацию виктимологического характера, в частности, об особенностях российского уголовного законодательства, например, о пределах необходимой обороны, крайней необходимости, необоснованного риска.

Немаловажное предупредительное значение, на наш взгляд, должна иметь хорошо

поставленная агитационно-разъяснительная работа среди населения, использование в этих целях прессы, радио, кино, телевидения, наглядной агитации, выступлений сотрудников органов внутренних дел перед населением, в печати и по радио, выпуск разнообразных плакатов, памяток, листовок. Мы убеждены, что хорошо продуманный, аргументированный рассказ об особенностях жертв преступности, связанной с иностранцами, советы и рекомендации об элементарных мерах предосторожности в различных ситуациях, предостерегающих иностранцев в нашей стране, иная виктимологическая информация поможет гражданам критичнее относиться к себе, своему поведению, окружающему местному населению и приезжим. Необходимо информировать всех граждан о способах совершения преступлений данной категории, проводить анализ викти-мизации по месту и времени их совершения, информировать о том, кто чаще всего и в силу каких обстоятельств становится жертвой такого рода преступных посягательств.

Осуществляя предупреждение преступности, связанной с иностранцами, виктимоло-гическими мерами, следует иметь достаточно полную информацию о жертвах преступлений и лицах, являющихся потенциальными жертвами [4, с. 64]. Информационные технологии, находящиеся на вооружении у сотрудников правоохранительных органов, позволяют иметь такую статистическую информацию о потерпевших, однако в силу определённых объективных и субъективных причин на сегодняшний день в отношении потерпевших от преступлений, связанных с иностранцами, статистические данные представлены не полно. Необходимо добавить в статистическую карточку о потерпевшем (Форма № 5), содержащую сведения о личности жертвы преступления, следующую информацию:

- образование;

- характер взаимоотношений с преступником (например, родственные, приятельские);

- время совершения преступления;

- наличие виктимологического рецидива;

- обращался ли за помощью в правоохранительные органы;

- была ли проведена с потерпевшим правовая виктимологическая беседа (о пределах необходимой обороны, крайней необходимости, необоснованного риска).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что весь комплекс мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами в Российской Федерации, должен строиться на основе повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами России, их

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

специализации, совершенствования системы получения и использования криминологически значимой информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства. Результативность перечисленных мер зависит от формирования нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за преступления. Совершенно очевидно, что без должного финансового и материально-технического обеспечения развития системы предупреждения преступлений она не даст желаемого эффекта.

Библиографический список

1. Белле Б. Сотрудничество и международные средства борьбы с миграцией. Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан [Текст] // Материалы междунар. сем. - М.: Щит-М, 2006.

2. Хамадеева Н. Н. Проявление толерантности принимающего общества в процессе адаптации

студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза [Текст] // Актуальные проблемы социально-психологической адаптации мигрантов в современном мире : матер. Междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. - ISBN

978-5-94321-126-3.

3. Задорожный В. И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты [Текст] : монография. - М.: Академия управления МВД России, 2005. - ISBN 5-902517-84-2.

4. Полубинский В. И. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии [Текст] : монография / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский. - М.: ВНИИ МВД России, 2006.

5. Пресс-конференция 1-го заместителя министра Суходольского М. Г. 12.02.2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. mvd.ru. news/1000 00231/10000447/7492/7492/ (дата обращения: 18.02.2009).

предоставление заведомо ложной информации как способ незаконного получения кредита

© Плотникова Ирина Викторовна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.

Ы (845-2) 379-226, И [email protected]

В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с предоставлением заведомо ложной информации кредитору заёмщиком при получении кредита.

Ключевые слова: заведомо ложная информация, незаконное получение кредита, способ совершения преступления.

В последние годы в России проводятся глобальные экономические реформы, трансформируется система управления хозяйственными процессами, создаются принципиально новые схемы их регулирования. Коренным образом в последнее время изменилась роль государства в данной сфере общественных отношений, что связано с укреплением самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Развитие предпринимательства не представляется возможным без распространения и совершенствования института кредитования. Кредит позволяет открыть своё дело начинающему предпринимателю, модернизировать производство, осваивать рынки сбыта продукции.

С каждым годом масштабы кредитования существенно увеличиваются, расширяется круг объектов и субъектов кредитования [1, с. 3].

Становление рынка кредитования в России осуществлялось достаточно быстрыми тем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.