Гайдуков Тимур Владимирович
Виктимологическая характеристика групповой насильственной уличной преступности в курортных регионах
В статье представлены результаты исследования виктимологической составляющей механизма совершения групповых насильственных уличных преступлений в курортных регионах. Автор рассматривает социально-демографические характеристики личности потерпевших от данной категории преступлений, а также особенности их виктимности.
Ключевые слова: виктимологическая характеристика, жертва преступления, групповая преступность, насилие, уличная преступность, курортный регион.
Victim characteristics of group violent street crime in the resort regions
Results of a research of a victimological component of the mechanism of commission of group violent street crime in resort regions are presented in article. The author considers social and demographic characteristics of the identity of the victims from this category of the crimes and also feature of their victimization.
Key words: victimological characteristic, crime victim, group crime, violence, street crime, resort region.
Поскольку преступник и жертва неразрывно связаны между собой в механизме совершения насильственного преступления, являются ключевыми его элементами, то определение виктимологической характеристики преступления выступает необходимым условием его всестороннего анализа.
Одной из основных проблем виктимоло-гических исследований является недостаток эмпирических данных. Как отмечает А.Н. Игнатов, «рассматривая характеристики жертвы насильственных преступлений, обусловливающие ее виктимность или способные повлиять на ее проявление (например, судимость и пр.), следует остановиться на проблеме отсутствия прямых данных о них в материалах подавляющего большинства уголовных дел, что приходится компенсировать тщательным исследованием свидетельских показаний близких лиц жертвы и т. п. Тем не менее главная проблема состоит в том, что правоохранительные органы, суд практически не обращают внимания на эти характеристики жертвы в ходе уголовного судопроизводства» [1, с. 145]. К вышеизложенному следует добавить крайне ограниченную возможность получения виктимологической информации от непосредственных участников преступных событий, прежде всего потерпевших.
Таким образом, ученые вынуждены разрабатывать виктимологическую характеристику групповой насильственной уличной преступности в курортных регионах исходя из наиболее
общих, в первую очередь социально-демографических, особенностей жертв преступлений, информация о которых содержится в материалах уголовных дел по данной категории преступлений. В рамках нашего исследования были изучены материалы 450 уголовных дел о групповых насильственных уличных преступлениях по 804 эпизодам, жертвами которых стали 960 человек.
Анализ полученного нами эмпирического материала свидетельствует о том, что групповые насильственные уличные преступления в курортных регионах совершаются в отношении лиц следующих возрастных групп: до 18 лет -5,6%, от 19 до 25 лет - 20%, от 26 до 35 лет -25,5%, от 36 лет до 45 лет - 29%, от 46 года до 55 лет - 9% и свыше 56 лет - 10,9%. Таким образом, наиболее виктимными являются лица в возрасте от 36 до 45 и от 26 до 35 лет. В 54,5% случаев жертвами становятся лица данных возрастных категорий.
Преобладание среди жертв групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, лиц мужского пола (66%) обусловлено совокупностью вик-тимных признаков, присущих только им: с одной стороны, это социальные роли, социальная и физическая активность, которая может быть воспринята окружающими лицами как определенная угроза, а с другой - склонность к риску и острым ощущениям, ложное чувство безопасности, групповая аутичность, демон-
19
стративность, трудности в признании своей неправоты и поиске компромисса и пр.
В 61% случаев жертвами становятся неженатые (незамужние) лица. Это обусловлено как возрастной категорией большинства потерпевших, так и спецификой региона, где пребывает значительное количество лиц, не имеющих семей. В то же время следует отметить, что в 9% случаев преступления совершались в отношении нескольких членов одной семьи.
Жертвы преступлений данного вида имеют среднее общее образование - 34,5%, среднее специальное - 35%, высшее -28%, неполное среднее общее - 2,5%. При этом количество жертв групповой насильственной уличной преступности с высшим образованием превышает число потерпевших от «общеуголовных» насильственных преступлений.
Рассмотрим классификацию жертв групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, по роду занятий: официально нетрудоустроенные лица (42%), рабочие (16 %), служащие (12,6%), предприниматели (12%), пенсионеры (9%), военнослужащие (3%), студенты (3,3%), учащиеся (2,1%). Таким образом, наряду с традиционной виктимностью лиц, имеющих низкий уровень образования и нетрудоустроенных, жертвами становятся социально благополучные категории населения. Это указывает на умышленный характер и запланированность части исследуемых преступлений (прежде всего, корыстных).
Вместе с тем по признаку гражданства потерпевших можно разделить на следующие группы: граждане России - 92%, иностранцы -8% (преимущественно представители бывших союзных республик). Данная ситуация обусловлена тем, что санкционное противостояние России существенно сократило число туристов. В то же время они отличаются большей осмотрительностью и осторожностью во время пребывания на территории иностранного государства. При этом сохраняется проблема высокой латентности насильственных преступлений в отношении иностранных граждан, посещающих нашу страну нелегально.
Большое криминологическое значение при исследовании виктимологического аспекта групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, имеет привязка жертв к месту преступления, т. е. постоянное или временное пребывание в курортном регионе. В соответствии с указанным критерием предлагаем следующую классификацию жертв преступлений: приезжие (38%); местное (жители региона) население,
находящееся на отдыхе (лечении) (21%); местные жители, задействованные в сфере курор-тно-туристического бизнеса (16%); местные жители (15%); местные жители - члены асоциальных (преимущественно молодежных) групп (10%).
Так, Л.А. Закаляпина отмечает, что в 2012 г. доля постоянных жителей городов-курортов среди общего числа жертв зарегистрированных преступлений в среднем составила 90,3%, а приезжих, имеющих наибольшую личностно-ситуативную виктимность, - всего 9,7%. При этом количество людей, приехавших на отдых и лечение, превышало число местных жителей в 2-3 раза. По мнению исследователя, столь незначительную долю приезжих в общей массе потерпевших от преступлений на российских курортах можно объяснить их нежеланием обращаться в правоохранительные органы [2, с. 112].
На наш взгляд, данные, приведенные Л.А. Закаляпиной, могут свидетельствовать и о более высокой доле жертв из числа местных жителей на курортах страны. Безусловно, преступность в отношении туристов характеризуется большей латентностью, однако количество незарегистрированных насильственных преступлений значительно ниже, чем иных видов противоправных деяний, что обусловлено характером и степенью причиняемого жертве вреда. Вместе с тем полученные нами данные говорят об улучшении регистрационной дисциплины в правоохранительных органах.
Как справедливо отмечает К.В. Вишневец-кий, виктимологические детерминанты насильственной преступности, во многом имеющие экономический характер ранее пережитого переходного периода, за последние два десятилетия существенно трансформировались, изменив тем самым и виктимологическую характеристику жертв насильственной преступности. Однако незыблемой остается тесная виктимологическая взаимосвязь пьянства, алкоголизма и криминального насилия [3, с. 355-356]. Важным фактором, облегчающим реализацию преступного умысла и часто определяющим выбор возможной жертвы, является именно состояние опьянения потерпевшего, поскольку оно снижает бдительность, ослабляет критическое восприятие окружающей действительности, способность жертвы к сопротивлению, толкая человека на провокационные действия [4, с. 175; 5, с. 62-63].
Негативные нравственно-психологические свойства личности жертв преступлений, совершаемых в российских городах-курортах,
20
могут приводить к созданию условий, детерминирующих преступления. В этом отношении наиболее показательно, как указывает Л.А. Закаляпина, нахождение жертвы в состоянии опьянения. Привычка употреблять алко-голные напитки и наркотики - черты виктимной личности. Более того, сам отдых располагает к употреблению алкоголя (реже - наркотиков), в том числе лицами, не имеющими к этому склонности. Это обстоятельство, безусловно, детерминирует их виктимизацию. Однако, по данным статистики, только 5,7% лиц, признанных потерпевшими, в момент совершения преступления находились в состоянии опьянения [2]. По мнению исследователя, это можно объяснить необъективностью и некритичностью потерпевших, неспособностью признать, что их поведение спровоцировало совершение преступления в отношении них же, а также «отрезвляющим» («стирающим» признаки опьянения) действием временного промежутка между моментом совершения преступления и моментом их обращения в правоохранительные органы с соответствующим заявлением [2, с. 118].
Указанные показатели, на наш взгляд, действительно являются необъективными. По данным С.Н. Золотухина, примерно каждый шестой потерпевший (16,6%) был не способен оказать действенное сопротивление, т. к. находился в состоянии алкогольного опьянения [6, с. 144].
Изучив материалы уголовных дел данной категории, приходим к выводу, что в 25% случаях жертвы групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, находились в состоянии алкогольного опьянения. Однако данный факт в рамках расследования уголовных дел в случаях, когда указанное обстоятельство серьезно не повлияло на механизм совершения преступления и квалификацию содеянного, как правило, не устанавливается. Отсутствие доказательств нахождения жертвы преступления в состоянии наркотического опьянения, по нашему мнению, связано с сокрытием ею данного обстоятельства (а следовательно, и самого факта преступления).
Исходя из вышеизложенного можно определить типичные социально-демографические характеристики жертвы групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, а соответственно, выявить наиболее виктимные группы лиц. В то же время исследование особенностей механизма совершения данных преступлений и выработка эффективных мер их предупрежде-
ния обусловливают необходимость выявления факторов виктимности жертв и специфики процесса их виктимизации.
К.В. Вишневецкий полагает, что главную роль в механизме совершения конкретного насильственного преступления играют нравственно-психологические качества потерпевших, а также социально-экономические условия [3, с. 356-357]. Сегодня процесс социализации, развития и реализации личностного потенциала, как отмечает А.Н. Игнатов, отличается «существенной дисфункцией системы обеспечения безопасности граждан в различных проявлениях и ситуациях жизнедеятельности. И это касается не только и не столько организационной компоненты в структуре общей и специальной превенции преступности, сколько несформированности прогностического (не говоря уже о криминологическом) типа мышления у большинства населения...» [7, с. 80-81], особенно молодежи.
Исследование нравственно-психологических качеств личности жертв преступлений корыстной и корыстно-насильственной направленности в городах-курортах России, проведенное Л.А. Закаляпиной, показало, что виктимная личность (как из числа местных жителей, так и туристов) характеризуется беспечностью, излишней доверчивостью, легкомысленным отношением к сохранности своего имущества и часто желанием отдыхать, не ограничивая себя в средствах. Это не может не вызывать у местных жителей (в первую очередь молодежи), с одной стороны, восприятие праздной обстановки отдыха как повседневной реальности, а с другой -негативные психологические установки к богатым туристам. Указанное обстоятельство способствует формированию криминогенной мотивации, на реализацию которой часто оказывает влияние ситуативное общение с потенциальной жертвой [2, с. 114-115, 117].
Проведенный нами анализ жертв групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, позволил (несмотря на ограниченность эмпирических данных, содержащихся в материалах уголовных дел) выявить следующие их морально-психологические характеристики, способствующие, на наш взгляд, совершению преступления в отношении них: рискованность и авантюризм (24%), неспособность критически оценивать существующие риски (22%), склонность к случайным знакомствам (20,5%), импульсивность (18%), скандальность, заносчивость (16,5%), чрезмерная до-
21
верчивость (13%), агрессивность (12%), жадность (7%) и пр.
Таким образом, жертвы преступлений рассматриваемого вида имеют следующий викти-мологический портрет: лица мужского пола в возрасте от 26 до 45 лет, неженатые, имеющие среднее специальное или высшее образование, официально нетрудоустроенные, рабочие или служащие, граждане России, нередко находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, туристы либо местные жители, приехавшие на отдых (лечение).
1. Игнатов А.Н. Криминологическое исследование виктимологической составляющей механизма совершения насильственных преступлений //Общество и право. 2015. № 4(54).
2. Закаляпина Л.А. Предупреждение преступности в городах-курортах России: дис.... канд. юрид. наук. М., 2014.
3. Вишневецкий К. В. Виктимологическая характеристика насильственной преступности // Современные проблемы уголовной политики: по материалам V Междунар. на-уч.-практ. конф. / под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар, 2014.
4. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии. М., 2006.
5. Телегина Е.Г. Виктимологическая характеристика личности потерпевшего от женской насильственной преступности //Вестн. Нижегород. правовой академии. 2016. № 9(9).
6. Золотухин С.Н. Уличная насильственная преступность и ее предупреждение: по материалам Уральского региона: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2000.
7. Игнатов А.Н. Свобода виктимности // Вестн. Дальневосточ. юрид. ин-та МВД России. 2017. № 3(40).
В заключение отметим, что виктимность жертв групповых насильственных уличных преступлений, совершаемых в курортных регионах, обусловлена личностными качествами и их акцентуацией в виктимогенных условиях улицы и курорта (незнание топографического и социокультурного пространства, пребывание в атмосфере отдыха и праздности, отдаленность от привычного социального окружения, снижение социального контроля, социальная анонимность), что проявляется в виктимном поведении.
1. Ignatov A.N. Criminological study of the victimological component of the mechanism of committing violent crimes // Society and law. 2015. № 4(54).
2. Zakalyapina L.A. Crime prevention in the resort cities of Russia: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2014.
3. Vishnevetsky K. V. Victimologi-cal characteristics of violent crime // Modern problems of criminal policy: proc. of V International sci. and pract. confe. / ed. by A.N. Ilyashenko. Krasnodar, 2014.
4. Polubinsky V.I., Sitkovsky A.L. Theoretical and practical foundations of criminal victimology. Moscow, 2006.
5. Telegin E.G. Victimological characteristics of the victim of female violent crime // Bull. of the Nizhny Novgorod Law Academy. 2016. № 9(9).
6. Zolotukhin S.N. Street violent crime and its prevention: According to the materials of the Ural region: diss. ... Candidate of Law. Chelyabinsk, 2000.
7. Ignatov A.N. Freedom of victimization //Bull. of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3(40).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Гайдуков Тимур Владимирович, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
T.V. Gaydukov, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]