Научная статья на тему 'Некоторые аспекты противодействия и профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства в России'

Некоторые аспекты противодействия и профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2831
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипцев И. Н.

В статье дается определение понятию «предупреждение преступности» в целом, которое понимается исследователями в криминологии и формулируются конкретные предложения по противодействию и профилактике преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты противодействия и профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства в России»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 343.721

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ

БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

И.Н. АРХИПЦЕВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: [email protected]

В статье дается определение понятию «предупреждение преступности» в целом, которое понимается исследователями в криминологии и формулируются конкретные предложения по противодействию и профилактике преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, преступность, предупреждение, профилактика.

Статистические данные упрямо свидетельствуют о том, что в последние десятилетия на территории России все больше преступлений совершают граждане других государств и лица без гражданства. Так, за 12 месяцев 2011 года иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 44 тыс. 956 преступлений1, хотя удельный вес рассматриваемого вида преступности в общем числе совершенных преступлений в России относительно невысокий (чуть больше 3 %), их динамика и интенсивность определяют необходимость, в том числе, научного исследования и решения данной проблемы. По оценке экспертов, в 2018 году доля преступлений иностранцев, постепенно возрастая, достигнет своего пика и может составить 9 % от общего числа всех зарегистрированных на территории нашей страны преступлений2.

Стоит отметить, что преступления, совершенные иностранцами в Российской Федерации, сегодня имеют высокий уровень латентности. Средние показатели латентности таких преступлений превышают общероссийские в 1,7 раза3. В силу этого данные деяния имеют повышенную общественную опасность, которая проявляется и в их групповом и организованном характере, слиянии с транснациональной и международной преступностью.

В настоящее время преступления, совершаемые иностранцами и в отношении них, в силу достаточной распространенности, обладают повышенной общественной

1 См.: Краткий анализ состояния преступности за январь-декабрь 2011 года. Электронный ресурс: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505/ (дата обращения 25.03.2012 г.).

2 См.: Кобец П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России. - М.: «Экзамен», 2006. - С. 19.

3 См.: Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами // Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. - С. 4.

опасностью и составляют отдельный, самостоятельный, специфический вид преступности. Полагаем, что данный криминогенный феномен требует своего подробного изучения в силу ряда обстоятельств, определяемых не только значительным ростом преступлений, совершаемых этими лицами, но и количеством деяний, направленных против них, что связано с повышенной виктимностью иностранцев, территориальной распространенностью и другими негативными особенностями совершаемых в отношении них преступлений.

В своей статье мы считаем целесообразным не только дать научно-практическое определение понятию «предупреждение преступности», которое понимается исследователями в криминологической сфере, но и сформулировать конкретные предложения по противодействию и профилактике преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Заметим, что теория предупреждения преступности, как справедливо считают многие ученые - это и есть основное содержание криминологии4. В современной криминологической науке были разработаны и в настоящее время разрабатываются различные теоретические концепции предупреждения, предотвращения и профилактики преступлений. Впервые идея о том, что предупреждение преступности имеет приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще Платоном в IV веке до н.э., но практическое воплощение в жизнь она получила сравнительно недавно, так правовую аргументацию она получила в работах ученых классической школы уголовного права XVIII века, заложивших основу политики в борьбе с преступностью. Суть ее такова: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него»5.

Не вступая в полемику относительно смыслового значения терминов «предупреждение», «предотвращение» и «профилактика», имеющейся в юридической литературе6, считаем возможным присоединиться к позиции П.Н. Кобеца, который рассматривает их как взаимозаменяемые и равнозначные правовые категории7.

Вместе с тем, уместным является суждение о том, что в общей системе криминологии все остальные ее части являются базой для научной разработки проблемы профилактики преступности, что теория предупреждения есть тот раздел криминологии, в котором синтезируется и используется вся совокупность собранной этой наукой информации8.

Общепризнанным в теории предупреждения преступности является ее деление на две части: общую и особенную. В общую часть входят: предмет и понятие предупреждения преступлений, ее субъекты, система, специфика мер в зависимости от уровня решаемых задач, организация и управление этим видом деятельности, прогноз развития системы, планирование и координация профилактики преступлений и т.д. К особенной части относится разработка криминологических характеристик и специфики предупреждения отдельных видов и форм преступлений.

В теории криминологии можно выделить три аспекта исследований: 1) междисциплинарное исследование проблем преступности и других форм антиобщественного поведения, в которых криминология выступает в роли координатора либо заказчика исследований; 2) использование, особенно при разработке профилактических мер, сведений и экспертных оценок из других наук; 3) собственно криминологическое изучение и предупреждение преступлений. При этом необходимо определить те понятия, которые связаны с предупреждением преступлений.

4 См.: Ковалев М.И. Основы криминологии. М., 1970. - С. 10.

5 См.: Криминология: Учебник / под ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева Сальникова. СПб., 2003. - С. 177.

6 См., например: Криминология: Учебник / под ред. А.И. Долговой. М., 2002. - С. 432.

7 См.: Кобец П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России. - М.: «Экзамен», 2006. - С. 406-407.

8 См.: Клочков В.В., Кудрявцев В.Н., Шляпочников А.С. Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В.К. Звирбуль. М., 1977. - С. 68.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

Как отмечал В.К. Звирбуль9, предупреждение преступности состоит из иерархически трех связанных между собой задач: 1) профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика);

2) предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика);

3) предупреждение совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная криминологическая профилактика). Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке и контроле за преступностью. Криминология непосредственно изучает лишь ту часть проблемы, которая ограничивается профилактическим воздействием на деяния, запрещенные уголовным законом. Названный критерий, как полагает И.И. Карпец, определяет границы криминологических исследований и в разработке специальных мер предупреждения различных форм и видов преступлений, и в индивидуальной профилактике. В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский и А.Б. Сахаров, определяя круг общественных отношений и закономерности их функционирования в связи с решением задач предупреждения преступности, охарактеризовали их как систему деятельности по пресечению формирования и функционирования криминогенных процессов в обществе; связи между этими процессами и формированием личности; связи между личностью и ситуацией совершения преступлений.

Изучая понятие «предупреждение преступности», необходимо уяснить сущность таких понятий, как «объект», «предмет» и «субъект» предупреждения. Объект предупреждения - это общественные отношения, связанные с нарушением действующего законодательства, норм морали и других правил поведения в обществе. Предмет предупреждения - это конкретное поведение лица (группы лиц). Под субъектами предупреждения преступности в криминологической литературе понимают «государственные органы и общественные организации, а также должностных лиц и граждан, целенаправленно осуществляющих, на различных уровнях и в различных масштабах, меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений»10.

Обычно субъекты предупреждения преступности делят на три группы11: 1) субъекты общесоциального предупреждения - федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи; 2) субъекты специального предупреждения: а) государственные правоохранительные органы, непосредственно выполняющие правоохранительные функции (например, МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.); б) государственно-общественные структуры, не являющиеся правоохранительными органами, но выполняющие правоохранительные функции (например, комиссии по делам несовершеннолетних); в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (например, частные охранные предприятия); 3) субъекты индивидуального предупреждения, т.е. конкретные люди, взаимодействующие с потенциальными правонарушителями, - соседи; родители и лица, их заменяющие; супруги; отдельные граждане, «вынужденные» общаться с такими людьми в силу сложившихся обстоятельств (учителя, преподаватели, сослуживцы по работе и т.д.). То есть предупреждением преступности, помимо правоохранительных органов, занимается широкий круг организаций, учреждений и простых граждан, деятельность которых нужно учитывать при рассмотрении данного вопроса.

9 См.: Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. -

С. 63-65.

10 См.: Долгова А.И. Понятия советской криминологии / А.И. Долгова, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, В.В. Панкратов. М., 1985. - С. 83.

11 См.: Горшенков Г.Н. Криминология и профилактика преступлений / Г.Н. Горшенков, Е.А. Костыря, О.В. Лукичев и др. СПб., 2001. - С. 101; Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2003. - С. 184 - 185.

По вертикали структуру предупредительной деятельности можно разделить на три уровня:

1) федеральный уровень, который предусматривает следующие мероприятия: а) координацию всей предупредительной деятельности; б) выявление региональных ресурсов; в) научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение; г) определение минимального стандарта предупредительных, профилактических и реабилитационных мероприятий; д) контроль за ходом реализации региональных программ по предупреждению преступности, особенно - по ее профилактике. При этом на государственном уровне должна быть решена одна из важнейших задач предупреждения преступности - удовлетворение основных жизненных потребностей человека, детерминирующих его здоровый образ жизни (нормальные жилищные условия и полноценное питание, доступность медицинской помощи семьям, специализированная социально-психологическая поддержка и др.);

2) региональный уровень (субъекты Федерации), который: а) привлекает местные ресурсы; б) разрабатывает стратегию реализации региональной программы по предупреждению преступлений, с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих предупредительную деятельность; в) практически реализует профилактические и иные программы по предупреждению преступности; г) учитывает специфику региональных условий (социально-экономических, этнокультурных, демографических, климатогеографических и др.); д) учитывает предшествующий позитивный и негативный опыт работы по предупреждению преступлений; е) контролирует ход реализации региональной программы;

3) местный уровень, который непосредственно осуществляет основную часть специально-криминологической и индивидуальной профилактической и иной предупредительной деятельности.

Справедливо утверждение П.Н. Кобеца, отметившего, что предупреждение преступлений - это сложный, многогранный процесс, обладающий определенными признаками целостности, который целесообразно рассматривать комплексно, выделяя его составляющие элементы12.

По мнению В.Е. Эминова и И.М. Мацкевича, предупреждение преступности - это многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение13.

Считаем, что определение о том, что следует понимать под предупреждением преступности, сформулированное признанным классиком российской криминологии В.В. Лунеевым, наиболее полно вобрало в себя все изложенные нами позиции авторов по этому вопросу.

Под предупреждением преступности В.В. Лунеев понимает совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, проводимых правоохранительными и иными государственными органами и общественными организациями, а также отдельными гражданами и направленных на предотвращение уголовно наказуемых деяний в семье, школе, общественных местах, на производстве, в городе, области, стране и минимизацию причин, порождающих преступность14.

12 См.: Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. № 1. - С. 19.

13 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2007. -С. 265 - 266.

14 Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. I. Общая часть / В.В. Лунеев. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - С. 925-926.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают, что необходимо разработать и внедрить государственную программу профилактики преступлений15. Так, в 1996 году был опубликован проект Федерального закона о предупреждении преступности, который охватывал практически все аспекты предупреждения преступности16. В свою очередь, сотрудниками НИИ Генпрокуратуры РФ в 1997 году был разработан проект закона «Основы государственной политики борьбы с преступностью в РФ». К сожалению, данные проекты так и не были приняты. Вместе с тем, полагаем, что идеи, заложенные в них актуальны и в настоящее время и на их основе вполне возможно разработать Государственную программу профилактики преступлений или Федеральный закон о предупреждении преступности.

Среди ученых-юристов и сотрудников правоохранительных органов существует мнение о недостаточности существующего правового обеспечения профилактики преступлений, поскольку действующее законодательство не всегда эффективно используется в силу разрозненности и противоречивости правовых норм профилактического характера.

Отсутствие на федеральном уровне законодательного регулирования профилактической деятельности порождает разнобой в реализации этой важной функции государства на уровне региональных систем профилактики правонарушений различными органами и организациями, а в ряде случаев, например, при осуществлении индивидуальной профилактической деятельности, приводит к нарушениям прав граждан. В целях недопущения возможности нарушения прав и свобод граждан перечень указанных лиц должен быть определен и закреплен специальным законом.

Представляется, что указанные обстоятельства обуславливают необходимость разработки и принятия федерального закона о федеральной системе профилактики правонарушений17.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, установлено - главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать, в том числе, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступности, а также создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений18.

В обеспечение реализации государственной программы профилактики преступлений, полагаем давно назрела необходимость создания Национального совета при Президенте РФ по предупреждению преступлений, которому предоставить координирующие функции между субъектами предупредительной деятельности, оптимального соотношения всех уровней профилактики преступлений и определения минимального стандарта предупредительных, профилактических и реабилитационных мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Завершая рассмотрение общих вопросов предупреждения преступности, сформулируем, что на наш взгляд, должна включать в себя её система - это:

1) организацию объективного статистического учета, социологических и иных форм информации о криминализации и виктимизации населения в целях получения необходимых данных о реальной криминологической обстановке в стране, ее регионах, городах, районах, различных отраслях и сферах деятельности;

2) систематический мониторинг и анализ сведений о преступности, иных правонарушениях и связанных с ними экономических, социальных, организационных,

15 См.: Ведерникова О. Где найти защиту // Российская газета. 2012. 21 февраля.

16 См.: Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности // Государство и право. 1996. № 11. - С. 38-48.

17 См., например: Москвин Г.К. О необходимости Федерального закона «О федеральной системе профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2010. № 5. - С. 4-8.

18 См.: Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2009/05/l9/strategia-dok.html(дата обращения 25.03.2012 г.).

правовых процессов, криминогенность которых может возрастать или уменьшаться в зависимости от различных политических и социально-экономических ситуаций;

3) непрерывное прогнозирование преступности, ее различных видов и их причинной обусловленности на ближайшие годы, и отдаленную перспективу;

4) разработку адекватных мер контроля и предупреждения преступности, как, например, это осуществляется в настоящее время в целях минимизации и предупреждения коррупции;

5) отслеживание общественно опасных, становящихся массовыми, но не криминализированных видов поведения в целях своевременной разработки необходимых форм контроля и реагирования на них, а при соответствующих условиях и их криминализации;

6) расчет сил и средств, необходимых для эффективного криминологического контроля и предупреждения преступности;

7) финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению преступности;

8) практическую реализацию комплексных и целевых программ по контролю и предупреждению преступности, по устранению или нейтрализации криминогенных факторов, по снижению возможностей совершения преступлений;

9) анализ эффективности и затратности контроля и предупреждения преступности в целом и конкретных мероприятий в частности в целях обратной связи для внесения необходимых корректив в противодействие преступности и ее отдельным видам;

10) объективную и систематическую информацию населения о криминологической обстановке в стране, регионе, городе, районе, отрасли и сфере деятельности, о принимаемых мерах, цене преступности и цене борьбы с ней, реальных результатах проводимой предупредительной работы;

11) правовое воспитание и правовое обучение населения в доступной и приемлемой форме.

Изложенные нами ранее определения понятий «предупреждение преступности», «объект», «предмет» и «субъект» предупреждения, особенности профилактики правонарушений, а также исследование составных элементов общей профилактики преступлений, как представляется, позволят нам сконструировать особенности предупредительных и профилактических мер, направленных на противодействие преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства.

Отметим, что среди многочисленных классификаций мер по предупреждению преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, выделяемых авторами19, наиболее точной и полной, по нашему мнению, представляется классификация, предложенная К.И. Богомоловой. Она выделяет общесоциальные меры, специальные меры предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также виктимологическую профилактику совершаемых ими преступлений20.

Не претендуя на исключительность своей позиции, мы, используя предложенную классификацию в нашем научном исследовании и, применяя её, сформулируем необходимые общесоциальные меры, без которых, на наш взгляд, невозможно

19 См., например: Кобец П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - С. 423-505; Тонышев А.В. Преступность иностранных граждан в России: Криминологическая характеристика и профилактика: На примере граждан СНГ в Санкт-Петербурге: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. - С. 19-20; Магомедов Э.Б. Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в Республике Дагестан и ее предупреждение. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. - С. 17-18; Морин А.В. Влияние миграционных процессов на криминальную ситуацию в России: На материалах Приволжского федерального округа. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. - С. 27-28; Утяцкий М.Н. Миграция иностранных граждан и преступность: криминологический анализ. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. - С. 16-19; Балыков В.Н. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства: По материалам Москвы и Московской области. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. - С. 22-24.

20 См.: Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами // Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. - С. 20-26.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

полноценное и эффективное предупреждение и профилактика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

В качестве общесоциальных мер по предупреждению преступности иностранных граждан и лиц без гражданства мы выделяем:

1. Социально-экономические меры по противодействию преступности иностранцев. Они включают в себя следующие мероприятия:

а) считаем, что регулирование государством миграционных потоков должно иметь целенаправленный характер и состоять в привлечении в страну большей частью высококвалифицированных специалистов иностранцев, которые намереваются переехать в Россию на постоянное место жительства. Таким лицам отечественное государство должно обеспечить необходимую материальную поддержку, медицинское обслуживание, правовую защиту. Необходима дальнейшая интеграция со странами СНГ, и в первую очередь, с государствами, входящими в Евразийский союз - Белоруссией и Казахстаном по упорядочению миграционных потоков21;

б) совершенствование экономических и правовых мер по предупреждению нелегальной миграции.

В начале XXI века заметно возросшая миграция населения не могла не повлиять на рост преступности. Так, на основании проведенных исследований известным советским криминологом М.М. Бабаевым было установлено, что в значительной мере области с повышенным прибытием мигрантов - это территории с наибольшим уровнем преступности, а области с наименьшим их прибытием характеризуются более низким уровнем преступности22.

В целях эффективности борьбы с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства, считаем, что назрела необходимость в разработке и принятии Концепции миграционной политики Российской Федерации на долгосрочный период, а также региональных программ борьбы с незаконной миграцией23.

в) проведение постоянной целенаправленной работы по приему и обустройству трудовых мигрантов из иностранных государств. В этих целях в каждом регионе необходимо совместно с областными (республиканскими, краевыми) министерствами по труду и занятости населения создать центры занятости по трудоустройству иностранных рабочих. Данный центр должен решить следующие задачи:

- создание наиболее благоприятных условий для скоординированной и эффективной деятельности в области трудоустройства иностранных трудовых мигрантов;

- оказание консультационных услуг иностранцам по вопросам их трудоустройства в России;

- содействие органам государственной системы занятости в части снижения уровня безработицы и повышения профессионализма трудового потенциала России с целью его соответствия требованиям международного рынка труда;

- помощь иностранцам в трудоустройстве на вакантные места и оформление для этого необходимых разрешительных документов;

г) создание в каждом регионе центра по оказанию правовой, психологической и социальной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, при которых должны быть «телефоны доверия», курсы обучения русскому языку и т.д24.

21 См.: Макарычев М. Персона нон миграта // Российская газета. 2012. 16 февраля.

22 См.: Бабаев М.М. Криминологическое исследование проблем миграции населения // Советское государство и право. - 1968. - № 3. - С. 17.

23 Нами разработана и предложена программа борьбы с нелегальной миграцией в Белгородской области. См., подробно: Особенности миграционной политики в Белгородской области и ее влияние на региональную преступность: моногр. / Н.И. Архипцев, С.Ф. Нерубенко, И.Н. Архипцев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - С. 103-115.

24 По мнению председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. См., подробно: статья Председателя Правительства России В.В. Путина в «Независимой газете». 23 января 2012 года. Электронный ресурс: http://premier.gov.ru/events/news/l78зl/(дата обращения 25.03.2012 г.).

Уже сегодня в отдельных регионах ЦФО России имеются общественные приемные «социальная правозащита», где осуществляется скоординированная деятельность не только по трудоустройству иностранных граждан, но и оказание правовой, психологической и социальной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, созданы курсу обучения русскому языку и т.д25.

д) необходимо создание единой информационной базы данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся на территории России, дактилоскопирование этих лиц26. Так в Китае разработан проект закона, который предусматривает, что иностранцы, обратившиеся в местные органы общественной безопасности за видом на жительство, обязаны будут сдавать отпечатки пальцев27. В настоящее время в отделениях ФМС России иностранцам предлагается добровольно пройти дактилоскопическую регистрацию, которые могут быть использованы в определенных законом ситуациях (авариях, стихийных бедствиях, террористических актах, поиске пожилых и детей, доказательством невиновности человека, которому предъявлено обвинение в совершении преступления)28. Целесообразно постановлениями правительства РФ нормативно закрепить за органами пограничного контроля обязанность осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации в миграционную службу о всех въезжающих в Россию иностранцах29;

е) в связи с разработкой проекта новой Концепции миграционной политики РФ и планируемой правительством ликвидацией квот на иностранных работников, следует детально сформулировать профилактические меры воздействия на лиц, осуществляющих въезд в Российскую Федерацию путем нелегальной миграции, где, как показала практика, обычно фигурирует нелегальный бизнес и нелегальный рынок труда30.

2. Организационно-управленческие меры по противодействию преступности иностранных граждан и лиц без гражданства. По нашему мнению, они должны состоять из:

а) полагаем, что для создания эффективной системы с преступностью, связанной с иностранными гражданами необходимо не столько увеличение численности имеющихся сотрудников полиции, миграционной службы, сколько их специализация по пресечению и раскрытию таких преступлений31;

б) содержание проекта Программы Владимира Путина на первый президентский срок - 2012-2018 гг., которая создаст новую систему интерфейса отношений власти и общества, учета нужд и запросов граждан, как получателей социальной и экономической помощи, контроле народа за властью, а также учета идеи создания административных судов32;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) в соответствии с последними изменениями, внесенными законодателем в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации теперь в случае выдачи паспорта гражданину, который приобрел гражданство Российской Федерации за ее пределами, на основании сведений, представленных им, территориальный орган Федеральной миграционной службы будет запрашивать информацию в Министерстве иностранных дел РФ33. Считаем, что данная мера позволит более тщательно проконтролировать процесс получения иностранцем российского гражданства,

25 См.: Интервью с руководителем общественной приемной в Курской и Белгородской областях А.В. Терновцевым / / Административное право и процесс. 2009. № 5. - С. 39-40.

26 См.: Магомедов Э.Б. Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в Республике Дагестан и ее предупреждение. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. - С. 17.

27 См.: Бугайская Е. У иностранцев возьмут «пальчики» / / Российская газета. 2011. 28 декабря.

28 См., подробно: Фалалеев М. Пропуск в Россию / / Российская газета. 2012. 21 февраля.

29 См.: Борисов Т. Приезжим готовят базу // Российская газета. 2012. 17 января.

30 См.: Выжутович В. Нелишние руки // Российская газета. 2012. 2 марта.

31 См.: Тонышев А.В. Преступность иностранных граждан в России: Криминологическая характеристика и профилактика: На примере граждан СНГ в Санкт-Петербурге: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2006. - С. 19.

32 См.: Кузьмин В. Повернуться к обществу, чтобы услышать запрос граждан // Российская газета. 2012. 13 января.

33 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 141 «О внесении изменений в пункт 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 2 марта.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

застрахует от его получения лицами с сомнительной репутацией или криминальным прошлым у себя на родине;

г) проведение обязательного психологического тестирования каждого иностранного гражданина, пребывающего в нашу страну на срок более 1 месяца, с целью установления его возможности совершить преступление либо стать его жертвой и для последующего учета данных лиц и проведения профилактической работы с ними в специализированных центрах34.

3. Правовые меры противодействия преступности иностранных граждан и лиц без гражданства. По нашему мнению, правовые меры по противодействию преступности иностранных граждан и лиц без гражданства должны включать в себя:

а) в связи с тем, что Федеральной службой исполнения наказания РФ разработана и внедрена новая модель оценки эффективности деятельности территориальных органов тюремного ведомства, целесообразно предусмотреть значительное расширение полномочий общественной оценки деятельности указанных органов и составления независимого рейтинга35, которые будут охватывать, в том числе, и оценку показателей деятельности теми учреждениями, где отбывают наказания иностранные граждане;

б) необходим общественный контроль за регистрацией преступлений, совершенных иностранными гражданами, в виде регулярных виктимологических опросов местного населения, а также представителей национальных диаспор, с целью выявить фактическое число преступлений, совершенных иностранными гражданами на определенной территории и предупредить их совершение в дальнейшем;

в) необходимо предоставить общественности право принимать участие в решении вопросов условно-досрочного освобождения от наказания и помилования осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства и передать решение этих вопросов специальным комиссиям по условно-досрочному освобождению и помилованию, образованных из числа судей в отставке, представителей правоохранительных органов и общественных организаций.

Причем заметим, что 2 марта 2012 года Конституционный суд Российской Федерации подтвердил позицию Верховного Суда, сформулированную в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 года № 9 (в редакции 23.12.2010 года) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», что суды не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким, как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений;

г) следует иметь в виду, что при Министерстве чрезвычайных ситуаций России был создан Центр экстренной психологической помощи, где функционирует интернет-служба экстренной психологической помощи населению. На сайте этой службы находятся не только информационные психологические ресурсы, но и в режиме интерактивного консультирования оказывается помощь людям, которые находятся в кризисной ситуации36. Поэтому, считаем, что не только у граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства должна быть реальная возможность получения экстренной психологической помощи и консультирования, в ситуации, когда они находятся в стрессовом состоянии, возможно перед совершением преступления;

д) полагаем, что государством должна быть гарантирована всесторонняя защита прав потерпевших от преступления, и, в частности, потерпевших из числа иностранных граждан, которым необходимо оказывать бесплатную юридическую помощь, в том числе,

34 См.: Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами // Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. - С. 21.

35 См.: Куликов В. Где на Руси сидеть хорошо? // Российская газета. 2012. 16 февраля.

36 См.: Хорошилова Т. «Желаем друг другу безработицы» / / Российская газета. 2012. 22 февраля.

для решения вопросов, связанных с возмещением материального и морального вреда, причиненного преступником в результате совершения им преступления. Представляется, что в настоящее время назрела необходимость в принятии специального закона о защите прав потерпевших от преступлений, проект которого был разработан в 2010 году Следственным комитетом РФ37. Считаем, что основное содержание проекта закона и его направленность отвечают конституционным правам потерпевших, включая доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Предложенные социально-экономические, организационно-управленческие и правовые меры по противодействию преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России разработаны нами на основе глубокого анализа экономических, социальных, правовых и криминальных реалий при эволюционном развитии преступности этой группы лиц в нашей стране, и позволят, как представляется, дать действенный инструментарий правоохранительным и судебным органам в сфере борьбы с преступлениями этой достаточно специфической категории субъектов противоправных посягательств.

1. Краткий анализ состояния преступности за январь-декабрь 2011 года. Электронный ресурс: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505/ (дата обращения 25.03.2012 г.).

2. Кобец П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России. - М.: «Экзамен», 2006.

3. Ковалев М.И. Основы криминологии. М., 1970.

4. Криминология: Учебник / под ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева Сальникова. СПб., 2003.

5. Криминология: Учебник / под ред. А.И. Долговой. М., 2002.

6. Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2007.

7. Клочков В.В., Кудрявцев В.Н., Шляпочников А.С. Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В.К. Звирбуль. М., 1977.

8. Долгова А.И. Понятия советской криминологии / А.И. Долгова, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, В.В. Панкратов. М., 1985.

9. Горшенков Г.Н. Криминология и профилактика преступлений / Г.Н. Горшенков, Е.А. Костыря, О.В. Лукичев и др. СПб., 2001.

10. Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями / / Российская юстиция. 2012. № 1. С. 19.

11. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. I. Общая часть / В.В. Лунеев. - М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 925-926.

12. Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности // Государство и право. 1996. № 11.

13. Ведерникова О. Где найти защиту // Российская газета. 2012. 21 февраля.

14. Москвин Г.К. О необходимости Федерального закона «О федеральной системе профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2010. № 5.

15. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2009/05/l9/strategia-dok.html(дата обращения 25.03.2012 г.).

16. Тонышев А.В. Преступность иностранных граждан в России: Криминологическая характеристика и профилактика: На примере граждан СНГ в Санкт-Петербурге: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.

17. Магомедов Э.Б. Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в Республике Дагестан и ее предупреждение. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 17-18.

18. Морин А.В. Влияние миграционных процессов на криминальную ситуацию в России: На материалах Приволжского федерального округа. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008.

19. Утяцкий М.Н. Миграция иностранных граждан и преступность: криминологический анализ. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

20. Балыков В.Н. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства: По материалам Москвы и Московской области. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

37 См.: Электронный ресурс: Ьйр://«г«,«г.81е(сот.ги/((18си88юп8/?8ГО=2979 (дата обращения 25.03.2012 г.).

Список литературы

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

21. Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами // Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

22. Макарычев М. Персона нон миграта // Российская газета. 2012. 16 февраля.

23. Бабаев М.М. Криминологическое исследование проблем миграции населения // Советское государство и право. - 1968. - № 3.

24. Особенности миграционной политики в Белгородской области и ее влияние на региональную преступность: моногр. / Н.И. Архипцев, С.Ф. Нерубенко, И.Н. Архипцев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.

25. Статья Председателя Правительства России В.В. Путина в «Независимой газете». 23 января 2012 года. Электронный ресурс: http://premier.gov.ru/events/news/l78зl/(дата обращения 25.03.2012 г.).

26. Интервью с руководителем общественной приемной в Курской и Белгородской областях А.В. Терновцевым // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 39-40.

27. Бугайская Е. У иностранцев возьмут «пальчики» // Российская газета. 2011. 28 декабря.

28. Фалалеев М. Пропуск в Россию // Российская газета. 2012. 21 февраля.

29. Борисов Т. Приезжим готовят базу // Российская газета. 2012. 17 января.

30. Выжутович В. Нелишние руки // Российская газета. 2012. 2 марта.

31. Кузьмин В. Повернуться к обществу, чтобы услышать запрос граждан // Российская газета. 2012. 13 января.

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 141 «О внесении изменений в пункт 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 2 марта.

33. Куликов В. Где на Руси сидеть хорошо? / / Российская газета. 2012. 16 февраля.

34. Хорошилова Т. «Желаем друг другу безработицы» // Российская газета. 2012. 22 февраля.

35. Электронный ресурс: ЬН:р://ш^'ш.8Ысот.ги/^8си88юп8/?5ГО=2979 (дата обращения 25.03.2012 г.).

SOME ASPECTS OF THE COUNTER AND PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP IN RUSSIA

Belgorod National Research University

I.N. ARHIPTSEV

The article gives a definition of "crime prevention" as a whole, which is understood by researchers in criminology, and he formulates concrete proposals to prevent crimes committed by foreign and stateless persons in the Russian Federation.

e-mail: [email protected]

Keywords: foreign citizen, stateless person, crime, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.