АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
УДК 159.9:342.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА-ИНОСТРАНЦА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMINAL PERSONALITY IN THE CONTEXT OF EXERCISING PREVENTIVE MEASURES AGAINST MIGRANT CRIME
Богомолова Ксения Игоревна
Bogomolova Ksenia Igorevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Cand.Sc. (Law), associate professor at the department of justice, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
В статье особое внимание уделено характеристике личности иностранца, ее нравственно-психологическим признакам, в частности этнопсихологическим особенностям наций. Основная идея автора заключается в том, что для разработки и успешной реализации мер, направленных на предупреждение преступности иностранцев в нашей стране, субъекты деятельности по предупреждению данных преступлений должны применять положительный практический опыт и не только обладать знаниями в области права и управления, но и использовать знания психологии и социологии в исследовании личности преступника.
Ключевые слова: личность преступника-иностранца, классификация личности преступника, иностранные граждане и лица без гражданства, предупреждение преступности.
The paper focuses on the characteristics of the criminal personality of perpetrators with foreign citizenship, their moral and psychological traits, and ethno-psychological features in particular. The author stresses that the development and successful implementation of crime prevention measures aimed at foreign citizens in Russia requires that people who exercise those measures use positive practical experience and possess not only knowledge of law and governance but also have understanding of the psychology and sociology of perpetrators.
Keywords: personality of perpetrators with foreign citizenship, classification of perpetrators with foreign citizenship, foreign citizens and persons without citizenship, crime prevention.
Изучая преступность иностранных граждан и лиц без гражданства, нельзя обойти вниманием вопросы, связанные с характеристикой личности преступников. Рассмотрение данных вопросов позволяет глубже понять обнаруженные закономерности, наметить пути предупреждения конкретного вида преступности.
«Наряду с общими чертами, характерными для правонарушителей вообще, - отмечает Б.С. Волков, - можно говорить о признаках, характерных для определенных групп преступников, например о чертах личности хулигана, грабителя, спекулянта и т.п. Только при этом условии понятие личности преступника приобретает конкретный смысл и практическую значимость» [3, с. 28].
Весьма справедливо высказывание по данной проблеме профессора М.М. Бабаева, который полагает, что преступления и сама личность приезжих несут на себе ту явно выраженную печать своеобразия, без понимания которой невозможно познать не только причины, но даже масштаб интересующего явления. По его мнению, криминолог подобен врачу, который не может ограничиться лишь постановкой «диагноза». Он должен предложить стратегию и тактику, конкретные методы «лечения». А такое достижимо при условии четкой дифференциации профилактических мер [2, с. 5].
Важно отметить, что в ходе изучения личности преступника-иностранца выявлены отличительные особенности данной категории лиц, поэтому ее характеристика требует дифференцированного подхода, в частности «разделение их на группы по тем или иным основаниям» [5, с. 74]. Основаниями для классификации преступников являются прежде всего их социально-демографические, уголовно-правовые и нравственно-психологические свойства и признаки.
В связи с национальной спецификой характеристики личности иностранца необходимо подробно остановиться на ее нравственно-психологических признаках, в частности этнопсихологических особенностях наций. Все категории иностранцев обладают тем или иным объемом прав, свобод и обязанностей, находятся в определенной правовой связи с государством пребывания [11, с. 8]. Вместе с тем иностранцы зачастую сталкиваются с проблемами незнания деловых и бытовых традиций, обычаев как оценочных ориента-ций окружающих их людей, наличием собственных сформированных представлений о должном и возможном поведении, этике взаимоотношений и т.д. Представления о право-
вых нормах и деятельности государственного аппарата, в том числе органов юстиции, которые были сформированы на родине, могут в значительной мере не совпадать с реалиями страны пребывания.
Проведенные исследования, в частности разнообразные опросы иностранцев и сотрудников правоохранительных органов, дают основание полагать, что применительно к иностранным гражданам из развивающихся государств (Вьетнам, Афганистан, Индия, Китай и др.) значимы такие психологические особенности, как отчужденность и недоверие относительно представителей власти, уверенность, что в отношениях с ними необходим приоритет, отдаваемый следованию традициям и нормам этнической и религиозной среды, даже если они, очевидно, противоречат законам нашей страны. В качестве наглядного примера можно отметить случаи кровной мести среди иностранцев, оставление ребенка в опасности, жестокое обращение с женщинами, нарушившими древние традиции. Характерно при этом, что на вопрос сотрудников следственных и судебных органов, известно ли виновным, что они нарушают уголовное законодательство нашей страны, нередким бывает ответ, что это не имеет значения, так как честь и обычаи рода и этноса являются высшей ценностью. В научной литературе предпринимались попытки рассмотреть взаимосвязь этнопсихологических особенностей разных народов и рас, в том числе их традиций и обычаев, с теми или иными противоправными проявлениями; выявить их склонность к насилию, кражам, убийствам, похищению людей с целью выкупа и др. Например, исследуя степень этнического влияния на преступления в разных странах и у разных рас, Ч. Ломброзо пришел к выводу, что «она не отвечает положительностью». У многих наций, по его мнению, есть «свои» преступления [6, с. 19, 20].
Он приводит конкретные результаты исследования, используя в том числе данные уголовной статистики, подтверждающие существование у конкретных наций, народностей, племен предрасположенности к совершению определенных видов преступлений. Показывая влияние расы на преступность, Ломброзо приводил статистические данные, подтверждающие факты специфической преступности евреев (мошенничество, коммерческое надувательство, кражи) и цыган (разбои, грабежи, сбыт фальшивых монет и др.) [6, с. 38]. Американский криминолог Дж. Раштон считал, что чернокожие афроамериканцы более склонны к совершению насильственных преступлений, чем выходцы из Европы, у ев-
ропейцев, в свою очередь, процент этих преступлений выше, чем у азиатских народов, объясняя это, в частности, характерными особенностями, присущими разным расам [7, с. 40-44]. М.Ф. Фукс, изучая в начале XIX в. казанских татар, отмечал наличие в суде множества дел об убийствах христиан и объяснял это тем, что, по мнению татар, «убийство иноверца не считается грехом» [8, с. 120]. В ходе проведенного нами исследования по изучению личности преступника-иностранца мы убедились, что преступность иностранцев в зависимости от обстоятельств, условий, конфессиональной направленности, национальности и ее психологических особенностей может принимать различные формы.
В то время как проявление неконтролируемого бешенства не оправдано в нашем обществе и в западной европейской культуре вообще, у мусульман дело обстоит с точностью до наоборот. В исламской культуре мстительная целеустремленность служит доказательством силы, а ярость и крик как аргумент широко приемлемы среди мусульман. Агрессивное поведение рассматривается как инструмент позитивной социализации, направленный на то, чтобы вызвать уважение и достичь высокого статуса. Драматические и деструктивные по сути действия так называемых «палестинцев» ради демонстрации их недовольства собственным положением, например в секторе Газа, призывы имамов к «священной ярости», семейные казни в форме убийств так называемой «чести», беснующиеся толпы и погромы «в ответ» на карикатуры на Магомета - вот несколько примеров, показывающих, насколько агрессивное поведение считается приемлемым способом выражения чувств в исламской культуре. Факт, заключающийся в том, что мусульманские иммигранты и их потомки в два-три раза чаще совершают преступления насильственного характера, нежели россияне, по крайней мере, частично обусловлен приемлемостью насилия для этой группы мигрантов. И именно культурные особенности мигрантов являются важным компонентом преступности в их среде [12].
На наш взгляд, особое внимание при изучении личности преступника-иностранца следует уделять психологическому аспекту, так как это является одной из отличительных особенностей преступности иностранцев от других ее видов. Ранее проведенные исследования дают основания утверждать, что без учета психологического аспекта проблемы очень сложно в дальнейшем прогнозировать возможные тенденции соответствующих видов преступности, разрабатывать опережающие меры про-
филактики, обеспечивать достаточность и справедливость уголовно-правовых мер воздействия на преступников- иностранцев [9; 10].
Работа по исследованию психологических особенностей личности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершающих преступления на территории Российской Федерации, должна строиться, в первую очередь, на выявлении типичных особенностей их личности и поведения в нетрадиционных для них условиях жизни и деятельности. Для многих из рассматриваемой категории лиц преступников с психологической точки зрения условия пребывания в России можно охарактеризовать как экстремальные в силу ряда объективных причин.
Ситуация складывается в большинстве случаев таким образом, что качественное различие среды жизнедеятельности по сравнению с привычной для иностранных граждан в стране, откуда они пребывают, оказывает существенное влияние на личность и поведение. В частности, иностранцы сталкиваются с непригодностью ряда привычных для них ценностных ориентации, стереотипов поведения и необходимостью существенной психологической переориентации.
Ввиду прочности ранее усвоенных стереотипов бытового и делового поведения иностранцы переносят эти стереотипы на конкретные ситуации в стране пребывания. Опасность эта возникает после прибытия на территорию Российской Федерации в связи со своеобразным психическим состоянием иностранных граждан [10, с. 27]. С одной стороны, страхи и неуверенность, связанные, в частности, с языковым барьером, утратой привычных партнеров по общению, непривычностью атмосферы взаимодействия с различными службами и учреждениями. Эти страхи и неуверенность в себе объединяются с неточной информацией, получаемой из бесед с соотечественниками, ранее прибывшими в нашу страну, из материалов прессы, телевидения своей страны. Но, с другой стороны, на поведение иностранцев влияет ощущение отсутствия неформального социального контроля в их постоянной жизненной среде. В соединении с реакцией на характерное для наших граждан недоверие по отношению к иностранцам усиливается негативная реакция рассматриваемой категории лиц. Так, по полученным данным, среди граждан России 87,3% относятся к иностранцам негативно и высказываются с предложением сокращения числа въезжающих в нашу страну.
О.Д. Ситковская отмечает, что влияние психических аномалий усиливается применитель-
но к отдельным видам насильственных преступлений, например серийных убийств, совершенных маниакальными личностями, изнасилований, хулиганств и т.п. [10, с. 28].
По данным, полученным нами в ходе изучения материалов уголовных дел, 93,7% преступников были психически здоровы, 6,3% преступников имели на момент совершения преступления различные психические расстройства, не исключающие вменяемости. Иначе говоря, они были вполне способны осознавать характер своего противоправного, общественно опасного, виновного и наказуемого поведения и могли руководить своими действиями. Тем не менее нельзя отрицать тот факт, что лица с различными аномалиями психики в определенных условиях в большей мере «готовы» совершить преступление, чем психически уравновешенные люди. Лица с подобными аномалиями психики склонны к импульсивности, повышенной раздражительности, зачастую они не способны в полной мере сдерживать свои негативные эмоции и адекватно оценивать сложившуюся обстановку [9, с. 58].
Ю.М. Антонян отмечает, что «среди преступников, особенно насильственных, деза-даптивных и многократно судимых, высок удельный вес лиц, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Достижения психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основания считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого генезиса способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и в то же время снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов» [1, с. 48].
Проблема заключается в негарантированной безопасности иностранцев и нуждается в пристальном внимании. Это частное явление глобальной проблемы человеческой безопасности. Последняя, в свою очередь, определяется тем, в какой степени человек защищен от невежества, болезней, голода, невнимания и преследования, т.е. степенью уважения государством и обществом его жизни и достоинства.
Успешная борьба с преступностью иностранцев и устранение ее причин в решающей степени будут зависеть от способности правительства России вырабатывать, финансировать и осуществлять на практике эффективную политику управления внешней миграцией, от способности использовать для этих целей имеющиеся ресурсы власти, потенциал межгосударственных договоренностей и помощь международных организаций. В выработке и
реализации такой политики должны принимать участие Министерства иностранных дел, внутренних дел, юстиции, Таможенный комитет, Федеральная пограничная и миграционная службы, научная общественность страны.
В качестве социально-экономических мер мы предлагаем следующие:
1) создать систему экономически обоснованных и отвечающих национальным и региональным интересам механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы;
2) разработать и реализовать систему мер, направленных на минимизацию экономических потерь от нелегальной трудовой миграции;
3) проводить постоянную целенаправленную работу по приему и обустройству трудовых мигрантов из иностранных государств. В этих целях, на наш взгляд, в каждом регионе необходимо совместно с областными министерствами по труду и занятости населения создать центры занятости по трудоустройству иностранных рабочих. Задачи данного центра следующие:
- создание наиболее благоприятных условий для скоординированной и эффективной деятельности в области трудоустройства иностранных трудовых мигрантов,
- оказание консультационных услуг иностранцам по вопросам их трудоустройства в России,
- содействие органам государственной системы занятости в части снижения уровня безработицы и повышения профессионализма трудового потенциала России с целью его соответствия требованиям международного рынка труда,
- помощь иностранцам в трудоустройстве на вакантные места в России и оформление для этого необходимых разрешительных документов;
4) создать в городах (регионах) страны центры по оказанию правовой, психологической и социальной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, при которых должны быть «телефоны доверия», курсы обучения русскому языку и т.д.
Общей профилактикой преступности иностранцев должно являться совершенствование правовой базы обеспечения основных прав вынужденных мигрантов из иностранных государств [4, с. 153]. Корни преступности многих приезжих из иностранных государств лежат в социальной необустроенности в Российской Федерации и слабой адаптации к новым условиям жизни в России. Можно сделать вывод о необходимости осуществления целенаправленной деятельности по созданию благо-
приятных условий жизнедеятельности группам мигрантов из иностранных государств.
Особо значима проблема, связанная с необходимостью проведения на основе международно-правовых актов, федерального и местного законодательства России мер по расселению и устройству в первую очередь вынужденных мигрантов с учетом недопущения возникновения новых территориально-этнических образований. По результатам исследования, иностранцы в 76,8% случаев приезжают и селятся в местах, где уже проживают их сограждане, родственники, знакомые. Данное обстоятельство влечет возможность образования криминальных группировок на территории региона, созданных по национальному признаку. В связи с этим основная часть деятельности по недопущению данных образований должна приходиться на долю местных органов исполнительной власти на основе существующего законодательства и в соответствии с нормами региональных миграционных программ.
Кроме этого, на наш взгляд, необходимо следующее:
- разработать и реализовать комплекс мер по осуществлению паспортного и иного контроля за обеспечением общественного порядка в местах компактного проживания лиц из иностранных государств;
- разработать процедуру предварительного уведомления соответствующих служб и ведомств гражданами СНГ, въезжающими в Россию, о месте своего предположительного проживания и принимать меры по ограничению их передвижения только в пределах заявленного места пребывания;
- расширить существующую практику проведения на таможенных переходах, в приграничных районах совместных мероприятий, направленных на выявление контрабанды и других преступлений;
- организовать проведение обязательного психологического тестирования каждого иностранца, прибывающего в нашу страну на срок более одного месяца, с целью установления возможности совершить данным лицом преступление либо стать его жертвой и для последующего учета данных лиц и проведения профилактической работы с ними в специализированных центрах;
- создать единую информационную базу данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся на территории России, для ФСБ, МВД, УФМС, ФСНК России, на основе которой разработать систему проверок (в том числе по местным и федеральным базам розыска) лиц из числа этнических национальностей, въезжающих на территорию Россий-
ской Федерации и выезжающих за ее пределы. Данная система необходима для осуществления оперативного контроля и принятия правильных решений о законности перемещения через государственную границу товаров и грузов, а также должна обеспечивать доступ к исчерпывающей информации, содержащей сведения о каждом иностранном гражданине и лице без гражданства, пересекающем границу России (пол, возраст, образование, род занятий, профессия, семейное положение, результаты психологического тестирования и т.д.);
- внести дополнения в соответствующие нормативные правовые акты федерального значения об обязанностях руководства объединений, созданных по национальному признаку, сформировать внутренние целевые финансовые фонды, предназначенные (в необходимых случаях) для обеспечения принудительной экстрадиции лиц, проживающих на территории Российской Федерации без соответствующих документов и разрешений.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, борьба с преступностью иностранцев - процесс длительный, требующий многосторонних усилий государственных органов, общественных организаций и международного сообщества. Совершенно очевидно, что проблема предупреждения преступлений, связанных с иностранцами, выходит за рамки правового регулирования только одного государства - она носит транснациональный характер. Учет традиций, психологии и культуры народов, гуманизм в отношении соотечественников требуют от законодателей разных стран регулирования вопросов противодействия преступности, связанной с иностранцами сообща, исходя из интересов всех и каждого конкретного человека вне зависимости от его национальности. Поэтому использование международного опыта по решению данной проблемы с различными правовыми системами и традициями будет особенно полезно для совершенствования российского законодательства в этом вопросе. В Великобритании и ФРГ приняты меры по увеличению количества сотрудников правоохранительных органов с целью максимизации эффективности имеющихся ресурсов, созданы новые правоприменительные службы. Сотрудники служб по работе с иностранными мигрантами обязаны пройти специальное обучение, проводится специальная подготовка по соблюдению прав человека, учитывающая совмещение внутренних норм с принятыми международными правилами, знание юридических норм, искусство межличностного общения и психологии [13, с. 44-52].
Библиографический список
1. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982.
2. Бабаев М.М., Королева М.В. Преступность приезжих в столичном городе. М., 1990.
3. Волков Б.С. Личность преступника как предмет уголовно-правового и криминологического исследования // Личность преступника (уголовно-правового и криминологического исследование). Казань, 1972.
4. Гуцериев М.С. Преступность в крупнейших городах. Состояние и проблемы профилактики: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996.
5. Варыгин А.Н., Громов В.Г., Шляпникова О.В. Основы криминологии и профилактики преступлений: учебное пособие. Саратов, 2000.
6. Ломброзо Ч. Преступление. М., 2004.
7. Кобец П.Н. Зарубежный опыт предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства // Российский сле-дователь.2003. № 12.
8. Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике Саха (Якутия): сборник / под ред. А.И. Долговой. М., 2004.
9. Кобец П.Н. Борьба с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт и проблем. М., 2002.
10. Ситковская О.Д. Психологические проблемы борьбы с преступлениями против иностранных граждан. М., 1995.
11. Цепелев В.Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992.
12. URL: http://voprosik.net/psixologiya-musulmanskix-migrantov-evropy
13. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав трудовых мигрантов в Российской Федерации: курс лекций / под ред. Ю.Н. Демидова. М., 2005.
1. Antonyan Yu.M. (1982) Izucheniye lichnos-ti prestupnika [The study of the criminal psychology]. Moscow.
2. Babayev M.M., Koroleva M.V. (1990) Prestupnost' priyezzhikh v stolichnom gorode [Crimes commited by visitors in the capital city]. Moscow.
3. Volkov B.S. (1972) Lichnost' prestupnika kak predmet ugolovno-pravovogo i krimino-logicheskogo issledovaniya [Criminal psychology as a subject of criminal law and criminological research] // Lichnost' prestupnika (ugolovno-pravo-vogo i kriminologicheskogo issledovaniye). Kazan.
4. Gutseriyev M.S. (1996) Prestupnost' v krupneyshikh gorodakh. Sostoyaniye i problemy profilaktiki [Crime in major cities. Current state and problems of prevention] (PhD Thesis), Saint Petersburg.
5. Gutseriyev M.S. (2000) Osnovy krimi-nologii i profilaktiki prestupleniy [Fundamentals of criminology and crime prevention]. Saratov.
6. Lombrozo Ch. (2004) Prestupleniye [Crime]. Moscow.
7. Kobets P.N. (2003) Zarubezhnyy opyt preduprezhdeniya prestupnosti inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva [Foreign experience of crime prevention among foreign citizens and persons without citizenship] // Rossiyskiy sledovatel. № 12.
8. Kriminal'noye nasiliye: obshchiye problemy i opyt bor'by v Respublike Sakha (Yakutiya): sbornik / pod red. A.I. Dolgovoy (2004) [Criminal violence: common problems and prevention in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Moscow.
9. Kobets P.N. (2002) Bor'ba s prestupnost'yu inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva: opyt i problem [Fighting crime commited by foreign citizens and persons without citizenship: experience and challenges]. Moscow.
10. Sitkovskaya O.D. (1995) Psikhologiches-kiye problemy bor'by s prestupleniyami protiv in-ostrannykh grazhdan [Psychological problems of combating crime against foreign nationals]. Moscow.
11. Tsepelev V.F. (1992) Ugolovnaya otvetst-vennost' inostrannykh grazhdan [Criminal liability of foreign citizens]. Moscow.
12. URL: http://voprosik.net/psixologiya-mu-sulmanskix-migrantov-evropy/
13. Deyatel'nost' organov vnutrennikh del po obespecheniyu prav trudovykh migrantov v Ros-siyskoy Federatsii: kurs lektsiy / pod red. Yu.N. Demidova (2005) [Measures of the Ministry of the Interior to ensure the rights of migrant workers in the Russian Federation: a course of lectures / ed. By Yu.N. Demidova]. Moscow.