УДК 343.353
Отдельные аспекты уголовной и административной ответственности за нарушения миграционного законодательства
Российской Федерации
■ А.В. СТЕПАНОВ - заместитель начальника Пермского института ФСИН России по научной работе, кандидат юридических наук, доцент
В статье анализируются некоторые показатели преступности и административной ответственности за различные виды нарушений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, дается общая криминологическая характеристика личности преступника-иностранца, рассматривается содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
Ключевые слова: незаконная миграция; состояние преступности с участием иностранцев; меры уголовной и административной ответственности; административное выдворение.
Some aspects of criminal and administrative responsibility for violations of migration legislation of the Russian Federation
IA.V. STEPANOV - Deputy Chief of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia for Research, PhD. in Law, Associate Professor
This article examines some indicators of crimes and administrative responsibility for various types of violations involving foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, provides a general criminological characteristics of offender-alien considers the content of administrative exclusion from the Russian Federation of foreign citizens or stateless persons.
Key words: illegal migration; crime state involving foreigners; criminal or administrative liability; administrative exclusion.
Одной из самых актуальных угроз в сфере миграционной безопасности является нелегальная (незаконная) миграция - перемещение в Россию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан и (или) лиц без гражданства на территории страны и (или) осуществления ими трудовой деятельности1.
Следует согласиться с В.А. Смирновой в том, что незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества2. Потери бюджета Российской Федерации, которые возникают от неуплаты налогов вследствие нелегальной миграции, составляют более 250 млрд руб. в год. Объем вывоза денежных средств в обход системы госконтроля из страны составляет почти 260 млрд руб. в год3.
Государство, возлагая на правоохранительные органы обязанности по обеспечению миграционного правопорядка, наделяет их полномочиями по применению к нарушителям различных мер принуждения. Уголовная и административная ответственность, по оценкам ряда авторов, составляет часть соответствующего вида принуждения, применяемого к иностранцам-нарушите-лям4.
Анализ законодательства свидетельствует о том, что применение мер уголовной и административной ответственности к иностранным гражданам должно осуществляться в силу того, что граждане зарубежных стран, находясь на территории Российской Федерации и совершая проступки, являются субъектами российского права. Деятельность и поведение данных
лиц контролируются на тех же основаниях, что и деятельность и поведение российских граждан (кроме лиц, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями).
В ст. 33 федерального закона от 25.07.2002 г. закреплены принципы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также их основные права и обязанности. Одним из положений предусмотрено, что «иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с российским законодательством»5.
Согласно официальной статистике рассматриваемой категорией лиц на территории нашей страны в 2014 г. было совершено 44,4 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств - участников СНГ -38,4 тыс. (удельный вес последних составил 86,4%). Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 6,1% и достигло 14 тыс.6
В 2014 г. сотрудниками территориальных органов ФМС России в органы внутренних дел направлено 1580 материалов по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ7 «Организация незаконной миграции», что выражается в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране, незаконного транзитного проезда. В результате было возбуждено 692 уголовных дела8.
Криминологический портрет личности преступника-иностранца:
- мужчина 22-35 лет (72,4%);
- гражданин СНГ (91,0%);
- имеет среднее (полное) общее образование (44,8%);
- на момент совершения преступления находится на территории Российской Федерации нелегально (87,6%);
- официально не работает (37,0%);
- ранее имел трудовой стаж (73,2%);
- имеет низкий ежемесячный доход (60,3%);
- ранее не совершал преступления (86,8%);
- совершил преступление в группе, в том числе организованной (47,1%);
- не имеет постоянного источника дохода (87,8%);
- холост (64,3%);
- совершил преступление в состоянии алкогольного (20,3%) или наркотического (24,8%) опьянения;
- им двигают корыстные мотивы (87,1%);
- совершает умышленные преступления (76,8%);
- имеются обстоятельства, отягчающие наказание (60,8%)9.
Жертвами рассматриваемых преступлений, как правило, являются сами иностранные граждане и лица без гражданства (87,2%), а 78,1% иностранцев становятся жертвами своих соотечественников10.
Следует отметить, что более 66% иностранцев осуждаются за тяжкие преступления, около 27% из них - за насильственные, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности этих лиц11.
Говоря об административной ответственности, следует отметить, что в 2014 г. ФМС России провела совместно с МВД и ФСБ России 759 330 оперативно-профилактических мероприятий и выявила 744 733 факта нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. В 2014 г. за административные правонарушения в сфере миграции наложено штрафов на сумму более 6 151 200 тыс. руб., из которых взыскано 4 080 210 тыс. руб.12
На современном этапе достаточно эффективными средствами воздействия на незаконных мигрантов являются меры, предусмотренные КоАП РФ13, основной среди которых выступает штраф. К самым жестким и эффективным мерам, применяемым к иностранцам, относится административное выдворение.
Согласно ст. 3.10 КоАП РФ выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через границу за пределы государства, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном их выезде из Российской Федерации.
Под административным выдворением следует понимать меру наказания, которая устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания на территории страны, и назначается судьей, а в ситуации совершения данными лицами административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Обращает на себя внимание значительное увеличение числа выдворенных лиц. В 2014 г. за пределы Российской Федерации в административном порядке выдворено 136 488 мигрантов (в 2013 г. - 80 893, рост составил 68,7%)14.
Иностранный гражданин может быть выдворен из России за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 3 ст. 18.8, ч. 1-3 ст. 18.10, ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ. За вышеуказанные проступки выдворение в соответствии со ст. 3.10 и 23.1 КоАП РФ назначается в судебном порядке судьями районных федеральных судов общей юрисдикции.
Данный вид административного наказания также может быть назначен органами пограничной службы ФСБ России за нарушения режима Государственной границы Российской Федерации и режимов пунктов пропуска через нее (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 23.10 КоАП РФ).
Под депортацией, в отличие от административного выдворения, следует понимать принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в стране (ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 г.), при условии что иностранец добровольно в установленный законом срок не выедет за пределы страны.
Депортация может применяться, если, например, иностранному гражданину отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации, у него истек срок временного пребывания, аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранец отбыл уголовное наказание
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2 См.: Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности РФ // Миграционное право. 2009. № 1.
3 См.: Дудин Г.Е., Калинина С.В. Операция «Нелегальный мигрант» // Миграционное право. 2013. № 2. С. 24-29.
4 См., напр.: Алехин Е.В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ) // Миграционное право. 2013. № 4. С. 44-46; Асмандиярова Н.Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Былыков В.Н. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства (по материалам Москвы и Московской области): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Дядюн К.В. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК, от смежных административных проступков // Законность. 2012. № 9. С. 57-62; Добыш М.А. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере миграционных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012; Ил-люк А.А. Криминологические аспекты противодействия преступности незаконных мигрантов в Российской Федерации с учетом международных миграционных процессов: опыт и проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Магорра-
в уголовно-исполнительном учреждении. Также может быть депортирован иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т.д.
Говоря о чистоте и логичности понятий, подчеркнем, что в юридической литературе отсутствует единый термин, применимый ко всем вышеназванным процедурам принудительного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации. В этой связи заслуживает внимания предложение Ю.В. Пауковой об использовании термина «удаление», который наиболее точно отражает суть рассмотренных мер административного принуждения15.
Резюмируя, можно отметить, что в условиях глобализации меняется роль нелегитимных участников миграции населения. Миграция нередко уходит в тень, и тогда становится невозможным проконтролировать ее масштабы, защитить интересы личности, общества и государства. Таким образом, это чревато не только ущемлением прав отдельных людей и общностей, но и угрозой безопасности целых государств. Поэтому наибольший результат в деле пресечения указанного негативного явления может быть достигнут только «при тесном взаимодействии всех правоохранительных структур, принятии жестких организационных и управленческих решений руководством страны, а также своевременном и адекватном изменении законодательства»16.
1 Sm.: Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda»// SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.
2 Sm.: Smirnova V.A. Nelegal'naja migracija kak ugroza nacional'noj bezopasnosti RF // Migracionnoe pravo. 2009. № 1.
3 Sm.: Dudin G.E., Kalinina S.V. Operacija «Nelegal'nyj migrant» // Migracionnoe pravo. 2013. № 2. S. 24-29.
4 Sm., napr.: Alehin E.V. Normativno-pravovaja harakteristika prestuplenij, svjazannyh s organizaciej nezakonnoj migracii (stat'ja 322.1 UK RF) // Migracionnoe pravo. 2013. № 4. S. 44-46; Asmandijarova N.R. Bor'ba s nezakonnoj migraciej na regional'nom urovne: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2008; Bylykov V.N. Prestupnost' inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva (po materialam Moskvy i Moskovskoj oblasti): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009; Djadjun K.V. Otgranichenie prestuplenija, predusmotrennogo st. 322.1 UK, ot smezhnyh administrativnyh prostupkov // Zakonnost'. 2012. № 9. S. 57-62; Dobysh M.A. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov v sfere migracionnyh otnoshenij: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2012; Illjuk A.A. Kriminologicheskie aspekty protivodejstvija prestupnosti nezakonnyh migrantov v Rossijskoj Federacii s uchetom mezhdunarodnyh migracionnyh processov: opyt i problemy: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007; Magorramov M.A. Nelegal'naja migracija: ponjatie, obshhestvennaja opasnost', ugolovno-pravovoe i kriminalisticheskoe protivodejstvie (po materialam
мов М.А. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминалистическое противодействие (по материалам России и Азербайджана): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: Моногр. / В.Ю. Артемов и др. М., 2012; Нежибецкая И.Е. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступностью мигрантов в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Прудников А.С., Акимова С.А. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции // Lex russica. 2013. № 9. С. 953-960; Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. М., 2014; Туранцева Ю. Истина в суде: миграционное законодательство, ответственность работодателя // Новая бухгалтерия. 2013. № 3. С. 118-143; Фролов А.С. Проблемы уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Незаконная миграция: правовые и криминологические проблемы: Сб. материалов. М., 2008. С. 109.
5 Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2014. № 52 (Ч. 1). Ст. 7557.
6 См.: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (дата обращения: 13.04.2015 г.).
7 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (в ред. от 31.12.2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2015. № 1. Ст. 85.
8 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/b26/doklad_2014_ naplan2015_2017.pdf (дата обращения: 13.04.2015 г.).
9 См.: Сухаренко А. Миграция и преступность // ЭЖ-Юрист. 2013. № 16. С. 14.
10 См.: Богомолова К. Преступность, связанная с иностранцами. Саратов, 2011.
11 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов.
12 См.: Там же.
13 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (ред. от 31.12.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1; 2015. № 1. Ст. 85.
14 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов.
15 См.: Паукова Ю.В. О высылке иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. № 8.
16 Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.
Rossii i Azerbajdzhana): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2008; Migracija i prestupnost': sravnitel'no-pravovoj analiz: Monogr. / V.Ju. Artemov i dr. M., 2012; Nezhibeckaja I.E. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye mery bor'by s prestupnost'ju migrantov v Rossii: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007; Prudnikov A.S., Akimova S.A. Nelegal'naja migracija i administrativno-pravovaja otvetstvennost' za otdel'nye pravonarushenija v sfere migracii // Lex russica. 2013. № 9. S. 953-960; Semenihin V.V. Otvetstvennost' organizacij i ih rukovoditelej. M., 2014; Turanceva Ju. Istina v sude: migracionnoe zakonodatel'stvo, otvetstvennost' rabotodatelja // Novaja buhgalterija. 2013. № 3. S. 118-143; Frolov A.S. Problemy ugolovnoj otvetstvennosti za organizaciju nezakonnoj migracii // Nezakonnaja migracija: pravovye i kriminologicheskie problemy: Sb. materialov. M., 2008. S. 109.
5 Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ (red. ot 22.12.2014 g.) «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2002. № 30. St. 3032; 2014. № 52 (Ch. 1). St. 7557.
6 Sm.: Kratkaja harakteristika sostojanija prestupnosti v Rossijskoj Federacii za janvar' - dekabr' 2014 goda. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (data obrashhenija: 13.04.2015 g.).
7 Sm.: Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. (v red. ot 31.12.2014 g.) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954; 2015. № 1. St. 85.
8 Sm.: Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Federal'noj migracionnoj sluzhby na 2014 god i planovyj period 2015-2017 godov. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/b26/doklad_2014_ naplan2015_2017.pdf (data obrashhenija: 13.04.2015 g.).
9 Sm.: Suharenko A. Migracija i prestupnost' // JeZh-Jurist. 2013. № 16. S. 14.
10 Sm.: Bogomolova K. Prestupnost', svjazannaja s inostrancami. Saratov, 2011.
11 Sm.: Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Federal'noj migracionnoj sluzhby na 2014 god i planovyj period 2015-2017 godov.
12 Sm.: Tam zhe.
13 Sm.: Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 g. (red. ot 31.12.2014 g.) // SZ RF. 2002. № 1 (Ch. 1). St. 1; 2015. № 1. St. 85.
14 Sm.: Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Federal'noj migracionnoj sluzhby na 2014 god i planovyj period 2015-2017 godov.
15 Sm.: Paukova Ju.V. O vysylke inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva iz Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2011. № 8.
16 Patrushev N.P. Osobennosti sovremennyh vyzovov i ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii // Zhurnal rossijskogo prava. 2007. № 7.