УДК 343.9 ББК67.61
DOI 10.24411/2312-0444-2018-10022
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Светлана Александровна АВЕРИНСКАЯ,
начальник кафедры общеправовой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Татьяна Федоровна ПЕРЕВАЛОВА,
старший преподаватель кафедры общеправовой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье анализируются отдельные нормы уголовного и административного законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Рассматриваются количественные и качественные характеристики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации. Приводятся статистические данные, анализируется судебная практика отдельных субъектов России.
Ключевые слова: нелегальные миграционные процессы, противодействие нелегальным миграционным процессам, фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства.
Annotation. He article is devoted to the analysis of certain norms of criminal and administrative legislation of the Russian Federation in the field of migration. Quantitative and qualitative characteristics of crimes committed by foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation are considered. Statistical data are provided, judicial practice of separate subjects of Russia is analyzed.
Keywords: illegal migration processes, counteraction to illegal migration processes, fictitious registration of a foreign citizen or stateless person at the place of residence, fictitious registration of a foreign citizen or stateless person.
С ложившаяся миграционная ситуация во многом повлияла на развитие российского законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере, и, соответственно, на изменение миграционной политики. Необходимо отметить, что, являясь частью внешней и внутренней политики государства, миграционная политика зависит от всех составляющих государственной политики, направленной на решение конкретных задач1. Следовательно, регулирование правоотношений в сфере миграции напрямую зависит от осуществления политического курса страны, развития экономического потенциала государства, от потребностей социально-экономической сферы общества2.
В связи с этим количество вновь принятых правовых актов, а также претерпевших изменения и участвующих в правовом регулировании миграции с трудом поддается подсчету и систематизации. Например, по некоторым оцен-
кам, пропуск через Государственную границу РФ регулируется более 400 законодательными и иными нормативными правовыми актами3. К данной группе правовых актов относятся правила пересечения Государственной границы РФ, въезда (прохода) в пограничную зону, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, иные нормы административного, таможенного, уголовного законодательства.
Очевидно, что законодательное закрепление приемов регулирования правоотношений в миграционной сфере, а также правового статуса граждан, реализующих право на свободу передвижения, необходимо для упорядочивания данных правоотношений4.
В соответствии с действующим законодательством территориальные органы МВД России обеспечивают противодействие нелегальным миграционным процессам в части расследования уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 322.1 Уголовного кодекса
№ 2/2018
Российской Федерации («Организация незаконной миграции»), 322.2 («Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации») и 322.3 («Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации»).
В 2017 г. число зарегистрированных преступлений по статье 322.1 УК РФ сократилось на 22,8% и составило 982 (за аналогичный период прошлого года — 1,272). Снижение количественных показателей в данном направлении обусловлено установлением с декабря 2013 г. уголовной ответственности за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ), а также за фиктивную постановку на учет указанной категории лиц по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).
В каждом третьем субъекте Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция сокращения количества зарегистрированных преступлений данного вида. За 2017 г. уголовные дела по рассматриваемому составу преступления не возбуждались в 12 регионах России.
Увеличение числа выявленных подобных преступлений произошло лишь в 26 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечен в Республике Татарстан (+150%; 10),Че-ченской Республике (+200%; 9), Пермском крае (+425%; 21), Калужской (+200%; 6), Смоленской (+800%; 9), Тульской (+200%; 12), Астраханской (+240%; 17) и Нижегородской (+200%; 6) областях.
Если же данные составы преступлений рассматривать на примере судебно-следственной практики, то следует привести примеры наиболее типичных ситуаций.
Так, 31 мая 2017 г. сотрудниками МУ МВД России «Раменское» Московской области установлен гражданин О., который способствовал оформлению незаконного пребывания на территории Российской Федерации семи гражданам Республики Узбекистан путем предоставления им помещения для проживания на территории пошивочного цеха в г. Раменское.
25 мая 2017 г. МО МВД России «Сафоновский» Смоленской области зафиксирован факт незаконного предоставления гражданином К. спальных и рабочих мест десяти гражданам Азербайджанской Республики в помещении ООО «Стройторг» в с. Вышегорское.
Количество зарегистрированных преступлений в 2017 г. по ст. 322.2 УК РФ возросло на 110,3% (с 2320 до 4880), по ст. 322.3 УК РФ — на 61,9% (с 15 566 до 25 204).
Если же мы обратимся к «географии преступности», то следует отметить, что наибольшее увеличение числа выявленных и расследованных преступлений, предусмотренных ст.
322.2 УК РФ, отмечается в Республике Северная Осетия — Алания (+625%; с 8 до 58), в Смоленской (+1 500%; с 11 до 176) и Ярославской (+614,3%; с 14 до 100) областях.
Однако при этом в отдельных субъектах Российской Федерации не выявлено преступлений по рассматриваемой статье УК РФ: в республиках Адыгея, Калмыкия и Камчатском крае.
При этом значительно возросло количество выявленных и расследованных противоправных действий, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ, в Республике Дагестан (+544,4%; с 18 до 116), Чувашской Республике (+420%; с 10 до 52), Белгородской (+273,6%; с 53 до 198), Калужской (+293,2%; с 531 до 2 088), Смоленской (+447,8%; с 23 до 126), Вологодской (+240%; с 15 до 51), Ульяновской (+1276,9%; с 13 до 179), Курганской (+555,9%; с 18 до 88), Новосибирской (+375,7%; с 300 до 1436), Омской (+381,5%; с 151 до 727) и Амурской (+500%; с 13 до 78) областях.
Так, сотрудниками ОМВД России по г. Не-винномысску Ставропольского края в сентябре 2017 г. возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ в отношении гражданки Б., осуществившей фиктивную постановку на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан в городе Невинномысске по ул. Монтажная.
Аналогичные уголовные дела возбуждены в республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Пермском, Приморском краях, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Липецкой, Кировской, Свердловской и Рязанской областях.
МВД по Республике Калмыкия выявлено всего одно преступление, предусмотренное ст.
322.3 УК РФ (-66,7%), УМВД России по Камчатскому краю — 13 (-38,1%) и Костромской области — 15 (за аналогичный период прошлого года — 15%).
№ 2/2018
Важным направлением деятельности правоохранительных органов в обеспечении стабильности миграционной обстановки является выявление, предупреждение и пресечение не только уголовных преступлений, но и административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства.
В 2017 г. сотрудниками полиции в рамках реализации полномочий, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составлено 155 452 (+14%) протокола об административных правонарушениях по ст. 18.8 КоАП РФ («Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации»).
Исходя из данных судебной практики, рассмотрено 60 694 (-18,7%) материала об административных правонарушениях данного вида, по которым в отношении 44 994 (-23,7%) иностранных граждан и лиц без гражданства вынесены решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Наибольший рост числа выявленных правонарушений по указанной статье КоАП РФ отмечается в МВД по Республике Ингушетия — 156 (+218,4%), ГУ МВД России по Саратовской области — 6 858 (+647,9%) и УМВД России по Магаданской области — 119 (+296,7%).»
И напротив, в МВД по Республике Калмыкия пресечено всего одно (-98,6%) правонарушение, в ГУ МВД России по Ставропольс-
кому краю — 215 (-54,3%), в УМВД России по Архангельской области — 71 (-55,6%), Псковской области — 132 (-48,4%) результаты в данном направлении деятельности заметно снижены5.
Мы видим, что реализация норм уголовного и административного законодательства России в сфере миграционной политики требует комплексных экстренных правовых решений, способных стабилизировать криминогенную обстановку с стране, которая из-за миграционной преступности и незаконной миграции представляет угрозу как опасное социальное явление и существенно ослабляет национальную безопасность страны.
1 Егоров В.Ю., Желтобрюх А.В. Причины и условия, способствующие совершению правонарушений, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и установленный порядок управления //Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 125—128.
2 Административно-правовое регулирование в сфере миграции // http://www.dslib.net/admin-pravo/admi-nistrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-zawity-prav-patentoobladatelej.html
3 Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. М.: Международная организация по миграции, 2002. С. 96.
4 Аверинская СА. Детерминанты коррупционной преступности // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2010. № 4 (55). С. 3—10.
5 Состояние преступности // Офиц. сайт МВД РФ // https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/338/ 947Zsb_1612.pdf
№ 2/2018