ПРАКТИКА
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ, ДЕПОРТАЦИЯ И РЕАДМИССИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ADMINISTRATIVE EXPULSION, DEPORTATION AND READMISSION: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS
УДК 342.95
А.С. КОСТЫРЯ, A.S. KOSTYRYA,
магистрант undergraduate
(Белгородский государственный национальный (Belgorod National Research University)
исследовательский университет) [email protected]
Аннотация: проведенный в статье сравнительно-правовой анализ показывает, что содержащиеся в законодательстве Российской Федерации три процедуры удаления иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания на территории Российской Федерации, с территории государства - административное выдворение, депортация и реадмиссия, несмотря на многие схожие черты, отличаются друг от друга и применяются в различных установленных международными договорами и внутригосударственным законодательством случаях.
Ключевые слова: административное выдворение, депортация, реадмиссия, незаконная миграция, нелегальная миграция, незаконный мигрант, иностранный гражданин, лицо без гражданства, высылка.
Abstract: in this paper, a comparative legal analysis shows that contained in the legislation of the Russian Federation, three procedures of removal of foreign citizens and individuals without citizenship who violate the regime of stay in the territory of the Russian Federation from the territory of a state administrative expulsion, deportation and readmission, despite many similarities, differ from each other and are applicable in various established international treaties and domestic law cases.
Keywords: administrative expulsion, deportation, readmission, illegal migration, illegal migration, illegal migrants, foreign citizen, person without citizenship, deportation.
В законодательстве Российской Федерации рассматривается три вида контролируемого принудительного перемещения либо контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации иностранных граждан:
- административное выдворение;
- депортация;
- реадмиссия.
Следует разобраться в значении данных понятий. Термин «реадмиссия» употребляется в Федеральном законе Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и других нормативных актах. Однако в действующем законодательстве расшифровки данного понятия не дается.
Ученые в отношении понятия «реадмиссия» придерживаются примерно одинаковых взглядов на его содержание.
А.А. Иванова дает такое определение данному понятию: «Реадмиссия - согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также в некоторых случаях иностранцев, находившихся или проживающих в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства» [1, с. 3].
Ю.В. Паукова пишет: «Реадмиссия, т.е. передача Российской Федерацией иностранному государству и прием Российской Федерацией от иностранного государства иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (в том числе в рамках ускоренной процедуры реадмиссии, осуществляемой в приграничных районах), а также передача иностранных граждан и их прием на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей сопредельных государств» [2, с. 56].
Данное определение взяла за основу и О.В. Панкова, изучающая проблему реадмис-сии [3]. Данное определение представляется более обоснованным, поскольку реадмиссия -
ПРАКТИКА
не просто согласие на прием своих граждан, как утверждает А.А. Иванова, а установленная нормативными актами процедура, которая проводится в отношении определенных лиц на основании международных договоров.
Главное основание для применения реад-миссии - наличие международного договора. В случае если такой договор между государствами отсутствует, то реадмиссия применена быть не может. Так, например, Китай целенаправленно не подписывает договор о реадмиссии с другими государствами (включая Россию). Такая позиция страны провозглашена ею официально и направлена на расширение китайской диаспоры в других странах. Отказ от реадмиссии своих граждан - сознательная политика некоторых государств (например, Китая), стремящихся к увеличению своей диаспоры за рубежом. Посольства таких государств отказываются выдавать своим депортируемым гражданам паспорта или свидетельства на возвращение, вынуждая их остаться в стране прибытия.
Одним из отличительных признаков реадмис-сии, по сравнению с депортацией и выдворением, является возможность ее применения в отношении лиц, которые не имеют документов, удостоверяющих личность. Основанием для применения реадмиссии в таком случае является сообщение лица, не имеющего документов, о его национальной принадлежности, а также сведения о государстве, с территории которого лицо въехало на территорию Российской Федерации либо в котором оно проживало в последнее время на основании разрешительных документов.
Реадмиссия является наиболее эффективным средством борьбы с административными правонарушениями в сфере миграции, совершаемыми иностранными гражданами, не имеющими документов, удостоверяющих личность, поскольку может применяться в отношении лиц, личность которых не установлена. В то же время применение процедуры реадмиссии возможно только при наличии подписанных международных договоров, что в целом делает затруднительным ее применение.
Термин «депортация» используется в Федеральном законе Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации и иных документах. Часто данный термин рассматривается как синоним термина «административное выдворение», однако Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» употребляет данные термины че-
рез запятую, указывая на то, что они являются разными по сути. Многие ученые также разграничивают указанные понятия, вкладывая в них различный смысл.
Рассматривая административное выдворение, правоведы, как правило, берут за основу определение, данное в ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: «административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации».
Расшифровка термина «депортация» дается в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой «депортация -принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации».
Несмотря на явную схожесть данных понятий, они нуждаются в отграничении друг от друга, поскольку имеют ряд отличий при их назначении и применении.
Начнем с оснований применения. Основанием применения административного выдворения является совершение лицом административного правонарушения и привлечение его к ответственности по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом основным наказанием для лица, совершившего административное правонарушение в миграционной сфере, является штраф, а административное выдворение является дополнительным сопутствующим наказанием.
Депортация наказанием не является. Она применяется в случаях, когда иностранец или лицо без гражданства, законно пребывающие на территории Российского государства, утратили основания для дальнейшего законного пребывания на территории страны (например, закончился срок действия визы). При прекращении законных оснований пребывания мигранта в России административного правонарушения иностранцем или лицом без гражданства не совершается, а происходит изменение статуса
лица в результате принятия соответствующего решения компетентным органом государства пребывания. Как следствие, привлечение такого лица к административной ответственности невозможно за отсутствием состава правонарушения, и государственные органы применяют процедуру депортации.
Как справедливо заметила по данному поводу Т.Б. Смашникова: «Депортация не является видом наказания, ее можно определить как законные действия уполномоченных органов государства по отношению к иностранному гражданину или лицу без гражданства - мигранту, как меру государственного принуждения, предусмотренную миграционным законодательством, применение которой направлено на обеспечение безопасности и охрану граждан и государства» [4, с. 236].
Основания применения к лицам депортации устанавливаются различными нормативными актами. Так, п. 3 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в качестве основания применения депортации указывает невыполнение иностранным гражданином обязанности выехать из России при сокращении ему срока пребывания в России либо аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство. Ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» в качестве основания для депортации устанавливает непризнание лица беженцем либо утрату им статуса беженца, а также лишение лица статуса беженца (лишение лица предоставленного ему временного убежища) в случае совершения данным лицом преступления на территории России. Ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает депортацию иностранцев и лиц без гражданства, у которых выявлена ВИЧ-инфекция. Ч. 6 ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает возможность применения депортации в отношении лиц, пребывание которых на территории Российской Федерации признано нежелательным уполномоченным государственным органом.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания лица на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии
= ПРАКТИКА
решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». В нем перечислены органы, уполномоченные принимать решение о нежелательности пребывания лица на территории России. К ним относятся МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмонито-ринг, СВР России, Минюст России, МИД России, Роспотребнадзор, ФСКН России, ФМБА России.
Органами, уполномоченными применять административное наказание в виде административного выдворения, признаются, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, районные суды, а также (по ст.ст. 23.10, 18.1, 18.4 КоАП) пограничные органы (пограничные войска). Решение о депортации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Что касается правовых последствий применения к лицу административного выдворения или депортации, то они, по сути, одинаковы - лишение лица возможности въехать на территорию Российской Федерации в течение 5 лет с момента применения к лицу административного выдворения либо депортации (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Процедуры применения административного выдворения и депортации весьма схожи.
Административное выдворение применяется к гражданам в порядке, предусмотренном ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно п. 4, 6 данной статьи административное выдворение может быть осуществлено принудительно либо в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный
ПРАКТИКА
гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.
В таком случае постановление о выдворении, принятое судьей, подлежит исполнению в течение 5 дней со дня вступления его в силу. Контроль за соблюдением постановления осуществляют органы МВД России, которые имеют право в случае уклонения иностранного гражданина от самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации возбудить в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ, и передать его на рассмотрение судье для решения вопроса о привлечении этого лица к адми-
нистративной ответственности в виде штрафа с принудительным выдворением.
Выбор формы административного выдворения принадлежит судье, рассматривающему дело, и зависит от обстоятельств дела и личности виновного, в том числе материальных и физических возможностей для самостоятельного выезда с территории Российской Федерации. В случае, если судья не имеет сведений о наличии у выдворяемого лица денежных средств и информации о приглашающей стороне, за чей счет можно произвести выдворение лица, судья принимает решение о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
Литература
1. Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. № 3. С. 3-7.
2. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 55-57.
3. Панкова О.В. Административное выдворение в системе мер государственного принуждения: проблемы правоприменения [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Смашникова Т.Б. Выдворение незаконных мигрантов с территории Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 234-237.
— References —
1. Ivanova A.A. K voprosu o prinuditel'nom peremeshhenii nezakonnyh migrantov za predely Rossijskoj Federacii // Migracionnoe pravo. 2014. № 3. S. 3-7.
2. Paukova Ju.V. Administrativnoe vydvorenie, deportacija i readmissija kak mehanizm udalenija inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva s territorii Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 1. S. 55-57.
3. Pankova O.V. Administrativnoe vydvorenie v sisteme mer gosudarstvennogo prinuzhdenija: problemy pravoprimenenija [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».
4. Smashnikova T.B. Vydvorenie nezakonnyh migrantov s territorii Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011. № 4. S. 234-237.
(статья сдана в редакцию 09.10.2017)