5.8. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЛЕГАЛЬНУЮ МИГРАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Парфенова Мария Сергеевна, аспирант. Место учебы: Тюменская Государственная Академия Мировой Экономики, Управления и Права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы нелегальной миграции в Российской Федерации. Проблема нелегальной миграции в РФ включает в себя вопросы привлечения к административной или уголовной ответственности виновных лиц.
Ключевые слова: нелегальная миграция, административная ответственность мигранта, уголовная ответственность мигранта, административное выдворение мигранта за пределы РФ.
ISSUES OF ACCOUNTABILITY FOR ILLEGAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Parfenova Maria Sergeevna, postgraduate student. Place of study: Tyumen State Academy of World Economics, Management and Law. E-mail: parfenovamc@ yandex.ru
Annotation: This article discusses the problem of illegal migration in the Russian Federation. This problem includes matters involving administrative or criminal liability of perpetrators.
Keywords: illegal migration, administrative responsibility of migrants, criminal liability of migrants, administrative deportation of migrants from the Russian Federation.
Миграция представляет собой неотъемлемую характеристику образа жизни современного общества, органичную часть ее экономики. Согласно переписи населения, Российская Федерация входит в число стран, привлекающих наибольшее количество мигрантов. В период 1991-2000 гг. в Россию из других стран прибывало по 781 тысячи человек в среднем за год, против 865 тысяч человек в Германию, которая в данном отношении опережает все другие страны Западной Европы, и 924 тысячи человек в США - главную страну иммиграции в мире. Всего за межпереписной период (с 1989 по 2002 гг.) в Россию, по данным переписи, прибыло около 11 миллионов человек, что составляет приблизительно 7,6% современного населения.
В настоящее время одной из основополагающих проблем, на решение которой направлена правоохранительная функция государства, является нелегальная миграция. Масштабы незаконной миграции серьезно угрожают национальной безопасности страны, интересам государства и граждан. Решение данной проблемы требует не только наличие соответствующих карательных мер в отношении правонарушителей, но и создание комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией. Следует отметить, что в первой половине 90х годов прошлого века проблема незаконной миграции еще только начала обозначаться в нашем государстве, а к 2001 году Правительство РФ выделило вопрос защиты от незаконной миграции в качестве одного из приоритетных направлений развития страны [3].
Внятная государственная политика по миграционным вопросам отсутствует до сих пор. Дело в том, что вопросы миграционной политики зачастую используются поли-
тическими партиями как элемент предвыборного пиара, а реальная миграционная политика носит ситуативный характер.
Законодательство Российской Федерации предусматривает, что незаконная миграция представляет собой «организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации»[2].
В Федеральной миграционной службе (ФМС) подсчитали, что в Российской Федерации в настоящее время работает около 7 миллионов иностранцев: из них три миллиона трудятся на территории РФ нелегально, остальные - находятся в стране на законных основаниях, но работают совершая различные нарушения.
Возможности проникновения нелегальных мигрантов в страну постоянно увеличиваются. Представителям теневой экономики, использующим труд мигрантов, нередко удается найти пути нелегального пребывания граждан зарубежных стран в тех или иных субъектах Российской Федерации, обеспечить часть из них документами, соответствующими российскому законодательству.
За нарушение миграционного законодательства установлена административная и уголовная ответственности в зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения. Необходимо отметить, что в национальном законодательстве предусматриваются и другие виды ответственности такие, как дисциплинарная (ответственность за проступки, предусмотренные трудовым законодательством либо ведомственными уставами о дисциплине), материальная ответственность (данный вид ответственности наступает за причинение материального (имущественного) вреда), а также гражданско-правовая ответственность (носит частный характер и наступает только по инициативе заинтересованных лиц). Итак, административная ответственность наступает за менее общественно опасные (значимые) деяния - проступки, предусмотренные Кодексом об Административных Правонарушениях Российской Федерации. Уголовная же ответственность предусматривается законом за деяния, содержащие в себе признаки преступления, предусмотренного Особенной частью Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В качестве основного наказания в законодательстве Российской Федерации предусматривается штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей [1]. Уголовный же Кодекс РФ предусматривает в качестве основного наказания - штраф в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового[2].
В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации. Выдворение (депортация) нелегальных мигрантов требует значительных финансовых средств, которыми соответствующие органы государственной власти не всегда располагают. Необходимо отметить, что проблема выдворения из России незаконно живущих здесь или нарушающих правила пребывания иностранцев в последнее время приобретает особенно острое звучание. По статистике за различные серьезные проступки в 2003 году к административной ответственности было привлечено приблизительно 730 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Неизменной остается и тенденция роста количества ино-
2'2012
Пробелы в российском законодательстве
странных граждан и лиц без гражданства. Так, в принудительном порядке из России только в прошлом году выдворено свыше пяти тысяч человек. А на основании судебных решений - свыше 46 тысяч. Всего на I полугодие 2004 года в органах внутренних дел официально зарегистрировались свыше двух миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства. Но при этом необходимо учитывать, что данная цифра далеко не отражает реальное количество находящихся на территории Российской Федерации иноземных гостей. По некоторым оценкам их в несколько десятков раз больше.
Давайте попробуем подсчитать, во сколько обойдется выдворение мигранта-нелегала, который по тем или иным причинам оказался не в состоянии оплатить билет до страны, гражданином которой он является. Для примера возьмем граждан республики Таджикистан.
Билет авиакомпании «Таджикские авиалинии» эконом-класса в один конец из Тюмени до города на севере Таджикистана Худжанда обойдется России примерно в 11 000 рублей бюджетных денег. Это самый недорогой вариант. Есть рейсы стоимостью в 19 000 рублей, при этом пассажиру придется сделать две пересадки — сначала в Москве, затем в Уфе. Доехать из Тюмени до Таджикистана железнодорожным транспортом нельзя, придется сначала брать билет до Москвы (приблизительно 2000 рублей), затем садиться на поезд, следующий из Москвы до Худжанда (примерно 7000 рублей за плацкартный билет). Данный вариант является самым экономным.
Говоря о сложившейся ситуации в Тюменском регионе, необходимо отметить что за 2011 год было выдворено 151 человек из региона, также 155 материалов на выдворение иностранных граждан оформлено и передано в судебные инстанции.
Необходимо отметить, о том что с 1 января 2012 года в Федеральный Закон № 410 были внесены изменения. Теперь функция административного выдворения иностранных граждан за пределы страны передана федеральной службе служебных приставов. Материальное обеспечение осуществляется за счет средств МВД.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) усиливается. Ежегодно в России за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлекаются тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства. Усиление ответственности за совершение проступков в области миграционного законодательства прежде всего связано с тем, что их количество постоянно растет. Необходимо отметить, что из некоторых статей Кодекса об Административных Правонарушениях РФ исключен такой вид наказания, как предупреждение. Таким образом, законодатель установил основное наказание - это штраф, и дополнительное наказание - административное выдворение. Размеры административных штрафов увеличены. Субъектный состав правонарушений также расширен.
Многие вопросы административной ответственности, включенные в главу 18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, выходят за рамки объекта правонарушений, предусмотренных данной главой. К примеру, вопросы ответственности работодателей. Кроме того, в указанную главу включена ответственность лиц, которые не являются иностранными гражданами и лицами без гражданства - вынужденные переселенцы, граждане РФ, что требует корректировки названия данной главы.
Как представляется, было бы актуально дополнить Кодекс об Административных Правонарушениях РФ поло-
жениями об административной ответственности лиц, которые содействуют иностранным гражданам и лицам без гражданства, не зарегистрированным в установленным порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в осуществлении предпринимательской деятельности.
Наиболее серьезные правонарушения, представляющие большую общественную опасность, влекут ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Основным составом преступления в сфере миграционных отношений является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ. Несмотря на совершенствование уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за нелегальную миграцию, определенные пробелы в законодательном регулировании сохраняются.
Остается неурегулированным вопрос содействия незаконному въезду и нахождению иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также незаконному осуществлению ими трудовой деятельности. Соответствующая норма обеспечила бы соблюдение правового режима Государственной границы Российской Федерации, усилила ответственность за правонарушения в миграционной сфере, за нарушение правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда и правил пребывания на территории Российской Федерации.
Состав преступления, предусмотренный статьей 332.1. Уголовного Кодекса РФ («Организация незаконной миграции») необходимо дополнить таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего служебного положения. Необходимость введения в Уголовный Кодекс РФ соответствующей нормы обусловлена не только тем, что нарушения миграционных правил, правил пребывания, проживания и деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также привлечения и использования иностранной рабочей силы, носят массовый характер и имеют тенденцию к увеличению. Но и также тем, что Российская Федерация имеет международные обязательства в данной сфере. К примеру, ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года.
На основании статьи 6 ратифицированного Российской Федерацией Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года [4], каждое государство-участник должно принять такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых три самостоятельных состава правонарушений. Из них лишь одно в Уголовном Кодексе РФ в виде «организация незаконной миграции» (статья 322.1. Уголовного Кодекса РФ). Но ответственность за содействие незаконному нахождению иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и осуществлению ими трудовой деятельности, равно как и за умышленное создание условий для незаконного ввоза мигрантов путем изготовления поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности; приобретения или предоставления такого документа или владения им (п.Ь ч.1 ст.6 Протокола) не нашли своего отражения в Уголовном Кодексе РФ.
На наш взгляд, существует проблема в действующем уголовном законодательстве, которая выражается в не соответствии размерам наказания за предусмотренные преступления и общественной опасности и масштабам данных деяний. Верхний предел срока лишения свободы в статьях 322 и 322.1. Уголовного Кодекса РФ может быть увеличен, равно так же как и размеры штрафов за совершение рассмотренных преступлений.
Учитывая широкий спектр преступлений, совершаемых незаконными мигрантами на территории Российской Федерации, и рост их численности, представляется необходимым дополнить статью 63 Уголовного Кодекса РФ таким обстоятельством, отягчающим наказание, как незаконное нахождение на территории Российской Федерации. Аналогичным обстоятельством можно дополнить и Кодекс об Административных Правонарушениях РФ в статье 4.3. «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность».
Следует также отметить, что необходим тщательный учет всех въезжающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. С этой целью представляется целесообразным создание определенной электронной базы таких лиц, который содержал бы все основные сведения о данных лицах. В данной базе должны быть выделены в особую группу правонарушители из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих, пребывающих или покидающих территорию нашего государства. В данной особой группе должны быть указаны все характеристики совершенного общественно опасного деяния (состав, время, место, включая материалы, не вошедшие в административное или уголовное дело либо по которым не была собрана достаточная доказательственная база).
Подводя итог, по данному вопросу следует отметить, что в настоящее время уже предпринимаются попытки вышеперечисленных проблем. Так, глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский предлагает ужесточить уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. "Это касается не мигрантов, а тех, кто участвует в этом процессе. Я предлагаю усилить наказание до 10 лет, чтобы это преступление квалифицировалось как тяжкое", - цитирует "Интерфакс" заявление Ромодановского. По его словам, ведомство выступает за ужесточение наказания по статье 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции). Это позволит правоохранительным органам проводить весь комплекс оперативно-розыскных мер. Кроме того, руководитель ФМС предлагает направлять на общественные работы мигрантов, которые, несмотря на запрет въезда в Россию, незаконно пересекают госграницу.
О необходимости усиления требований к качеству миграционной политики, заявил Владимир Владимирович Путин в своем выступлении перед правительством, в конце января 2012 года. По его словам, нужно закрывать въезд в Россию для злостных нарушителей закона и усиливать санкции для тех, кто нанимает на работу нелегалов. Он подчеркнул необходимость ужесточения наказания для мошенников, зарабатывающих на махинациях с регистрацией [5].
Подводя итог, следует отметить, что развитие российского законодательства, устанавливающего ответственность в сфере миграционных отношений, в целом происходит в русле общемировых тенденций, имеющих место в странах, которые являются привлекательными для мигрантов. Вместе с тем, следует констатировать, что темпы развития российского законодательства не вполне адекватны ситуации.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации» от 30.12.2001 №195-ФЗ// Российская Газета от 31.12.2001 №256 с изм. и доп. В ред. от 01.03.2012;
2. Закон Российской Федерации «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ// Собрание Законодательства РФ. 1996. №25. Ст.322.1.
3. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 года № 910-Р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20022004 годы)»//Собрание Законодательства РФ. 2001. №31. Ст.3295;
4. «Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. №40. Ст. 3882.
5. ФМС предлагает ужесточить наказание за организацию незаконной миграции // Российская газета от 02.02.2012 г.
Literature list:
1. Law of the Russian Federation 'Code of Administrative Offences of the Russian Federation "dated 30.12.2001 № 195-FZ / / Rossiyskaya Gazeta on 31.12.2001 № 256 rev. and add. In red. on 01/03/2012;
2. Russian Federation Law "Criminal Code of the Russian Federation" of 13.06.1996 № 63-FZ / / Collected Legislation of the Russian Federation. In 1996. Number 25. St.322.1.
3. Order of the Government of the Russian Federation of 10.07.2001, № 910-p "On the program of socio-economic development of Russia's medium-term (2002-2004)" / / Collected Legislation of the Russian Federation. In 2001. Number 31. St.3295;
4. "Protocol against the Smuggling of Migrants by Land, Sea and Air, supplementing the UN Convention against Transnational Organized Crime" / / Collected Legislation of the Russian Federation. In 2004. Number 40. Of Art. 3882.
5. FMS offers tougher penalties for the organization of illegal migration / / Rossiyskaya Gazeta on 02.02.2012
Рецензия
на статью Парфеновой Марии Сергеевны на тему «Проблемы привлечения к ответственности за нелегальную миграцию в Российской Федерации»
Рецензируемая статья представляет собой законченное научное исследование, посвященное одной из наиболее злободневных проблем современной правовой действительности. Исследуемая тематика обусловлена теми процессами глобализации, которые происходят в мире и теми негативными последствиями, которые незаконная миграция наносит национальной экономике.
Автор вполне закономерно рассматривает данную проблему в комплексе уголовно правового и административноправового регулирования, что позволило ему сделать обоснованные выводы и рекомендации. В частности трудно не согласиться с автором, что решение данной проблемы требует не только наличие соответствующих карательных мер в отношении правонарушителей, но и создание комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией.
В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам подобного уровня, и может быть рекомендована к публикации в журналах, включенных в перечень ВАК РФ.
Д.ю.н., профессор Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р.Державина» Н.А.Придворов