Научная статья на тему 'Юридическая ответственность за нелегальную иммиграцию в Российской Федерации'

Юридическая ответственность за нелегальную иммиграцию в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулагин Андрей Сергеевич

Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, рассмотрены вопросы, связанные с юридической ответственностью за нелегальную иммиграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVEMENT OF PROVIDING COOPERATION ON REALIZATION OF LARGE-SCALE MASS EVENTS

Russia belongs to the state, occupying a leading position in the field of immigration. In the context of the problems caused by mass immigration flows and increase their prospects, issues of legal liability for illegal immigration.

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность за нелегальную иммиграцию в Российской Федерации»

УДК 342.9

А.С. Кулагин

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЛЕГАЛЬНУЮ ИММИГРАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, рассмотрены вопросы, связанные с юридической ответственностью за нелегальную иммиграцию.

Ключевые слова: нелегальная иммиграция, иностранный гражданин, лицо без гражданства, правонарушение, административная ответственность, уголовная ответственность.

Andrew Kulagin

Keywords: Illegal immigration, a foreign citizen, stateless person, offense, administrative responsibility, criminal responsibility.

Согласно сведениям Федеральной миграционной службы Российской Федерации по состоянию на март 2014 года из 12 миллионов 400 тысяч иммигрантов 60% пребывали (проживали) на территории России нелегально [4]. Субъектами нелегальной иммиграции являются иностранные граждане и лица без гражданства, нарушающие требования законодательства о порядке въезда в РФ и пребывания на территории России, а также положения законодательства об осуществлении трудовой деятельности иностранными работниками. Незаконный въезд иностранных граждан и лиц без гражданства означает их проникновение на территорию РФ с нарушением порядка, установленного законодательством. Незаконное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства предполагает несоблюдение ими порядка оформления пребывания на территории России независимо от того, законно или незаконно они въехали в РФ. Незаконная трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства - это юридически неоформленная трудовая деятельность, которая противоречит требованиям законодательства о привлечении иностранных работников и использовании их труда.

К нелегальным иммигрантам могут быть отнесены следующие категории лиц.

• Иностранные граждане и лица без гражданства, которые не прошли иммиграционный контроль и незаконно пересекли Государственную границу РФ.

• Иностранные граждане и лица без гражданства, которые пребывают на территории РФ без документов, удостоверяющих личность, либо с поддельными или фиктивными документами.

• Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ с просроченной визой.

• Иностранные граждане, въехавшие в РФ на законных основаниях (в качестве туристов, по частным приглашениям и др.), но с целью, которая не соответствует заявленной, например, для осуществления предпринимательской деятельности.

• Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в РФ для получения убежища и не оформившие в установленном законодательством порядке статус беженца.

• Иностранные граждане, получившие образование в России и после завершения обучения не выехавшие из РФ.

• Иностранные граждане и лица без гражданства, не прошедшие в определенном законодательством РФ порядке регистрацию по месту пребывания или жительства.

• Иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность с нарушением установленных российским законодательством правил занятости иностранных работников (иностранные работники с просроченными трудовыми договорами;

© Кулагин А. С., 2014

иностранные работники, работающие без разрешения на работу или патента; иностранные работники, которые трудились по межгосударственным соглашениям, но по истечении срока их действия не выехавшие из РФ).

Таким образом, нелегальная иммиграция - это въезд в РФ, пребывание (проживание) на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) осуществление данными лицами трудовой деятельности с нарушением установленного законодательством порядка, т.е. без оформления либо с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, с использованием недействительных, поддельных, фиктивных или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков действия документов.

Факторы, влияющие на интенсивность нелегальной иммиграции и численность нелегальных иммигрантов, могут носить различный характер. Экономический фактор заключается в том, что государства, привлекательные для иммигрантов, экономически более развиты, чем государства их гражданства. Нелегальная иммиграция зачастую обусловлена стремлением иммигрантов найти за рубежом работу, оплачиваемую выше, нежели на родине. В принимающих государствах нелегальные иммигранты эксплуатируются в качестве дешевой рабочей силы. Социально-политический фактор связан с поиском иммигрантами убежища в иностранных государствах вследствие политических репрессий, войны, геноцида в государствах их гражданства. Действие природно-географических факторов связано с неблагоприятными изменениями климата, стихийными бедствиями, дефицитом природных ресурсов в государствах гражданства иммигрантов.

Нелегальный въезд и незаконное пребывание миллионов иностранных граждан на территории России порождает комплекс экономических, социальных, политических и других проблем. Нелегальная иммиграция влечет за собой возникновение негативных последствий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Демпинг дешевой и бесправной иностранной рабочей силы влияет на занятость граждан РФ и оказывает воздействие в сторону снижения на средний размер заработной платы в отраслях, где заняты нелегальные иммигранты, влечет снижение конкурентоспособности предпринимателей и компаний, которые соблюдают действующее законодательство.

Массовая нелегальная иммиграция способствует формированию и развитию «теневых» экономических отношений, не урегулированных нормами налогового, трудового, административного, финансового законодательства. Из легального оборота фактически изымаются значительные денежные средства. Нелегальное пребывание на территории РФ иностранных граждан, которые не адаптированы к культурным, социальным, природным и другим условиям, способствует возникновению социальной напряженности и является фактором угрозы для межнационального согласия. В российских городах формируется иммигрантская архаичная и клановая субкультура, возникают прообразы этнических гетто. Массовая нелегальная иммиграция создает повышенную нагрузку на социальную инфраструктуру государства и избыточное давление на окружающую среду [5]. Нелегальная иммиграция является криминогенным фактором. Дешевая нелегальная иностранная рабочая сила создает условия для извлечения коррупционных доходов должностными лицами государственных, муниципальных и частных структур. На территорию России инфильтруются лица, имеющие судимость, имеющие намерение совершить преступление, участники незаконных вооруженных формирований, религиозные экстремисты, увеличивается объем наркотрафика, осуществляются контрабанда людей и торговля людьми, формируются криминализованные национальные диаспоры.

Необходимость разрешения проблем, связанных с массовой нелегальной иммиграцией требует адекватного правового регулирования соответствующих общественных отношений. Основными направлениями противодействия нелегальной иммиграции являются укрепление Государственной границы РФ, совершенствование системы иммиграционного контроля, повышение технической оснащенности ФМС России и Федеральной пограничной службы ФСБ России, реализация программ легализации незаконных иммигрантов и др. Среди мер, направленных на борьбу с нелегальной иммиграцией особого внимания заслуживают меры юридической ответственности, применяемые государством за нарушение законодательства, которое регулирует въезд и пребывание иностранных граждан в РФ, а также их трудовую деятельность. Законодательством РФ в зависимости от степени

общественной опасности установлена административная и уголовная ответственность за правонарушения, связанные с нелегальной иммиграцией.

Меры административной ответственности определены положениями Главы 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 18.8.); за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (статья 18.10.); за нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.); за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок (статья 18.18.) [2]. В качестве основного административного наказания за совершение указанных правонарушений предусмотрен административный штраф, а в качестве дополнительного по некоторым составам правонарушений - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства с 2006 года была ужесточена, состав соответствующих правонарушений расширен. Принятие данных мер было обусловлено ростом численности нелегальных иммигрантов. В связи с увеличением потока нелегальным иммигрантов представляется необходимым дополнить статью 4.3. «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность» таким обстоятельством, как незаконное пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ. Следует отметить, что некоторые положения Главы 18 КОАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» выходят за рамки объекта правонарушений, предусмотренных данной главой, например, положения статьи 18.15 об ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Кроме того, положения Главы 18 КОАП РФ предусматривают административную ответственность не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и граждан РФ, беженцев, чем вызвана необходимость изменения названия указанной главы КОАП РФ.

За совершение преступлений, связанных с нелегальной иммиграцией, юридическая ответственность предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации. Так, статья 322 УК РФ предусматривает наказание за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации. Частью 1 статьи 322 УК РФ за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок. Часть 2 указанной статьи гласит, что пересечение Государственной границы РФ при въезде в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Согласно части 3 указанной статьи деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет. При этом действие статьи 322 УК РФ не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства с целью использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления [3].

Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконной миграции. В соответствии с частью 1 указанной статьи организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Согласно части 2 указанной статьи те же деяния, совершенные организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового [3].

Необходимость включения соответствующих норм в УК РФ продиктовано не только тем, что правонарушения, связанные с нелегальной иммиграцией, имеют массовый характер, но и необходимостью соблюдения Россией международных обязательств, например, обусловленных Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года [1]. Государства-участники должны принять законодательные и другие меры, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых ряд правонарушений. Лишь одно из них закреплено в статье 322.1 УК РФ. Предусмотренные пунктами Ь) и с) части 1 статьи 6 Протокола положения об ответственности за деяния, когда они совершаются в целях создания условий для незаконного ввоза мигрантов (изготовление поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности; приобретение или предоставление такого документа или владение им; предоставление какому-либо лицу, которое не является гражданином соответствующего государства или не проживает постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем путем использования незаконных средств) не нашли отражения в действующем российском уголовном законодательстве [1].

Библиографический список

1. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №31. - Ст. 3295.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Правовая система «Консультант».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Правовая система «Консультант».

4. Зыкова Т. Квота для иммигранта [Электр. ресурс]: http://www.rg.ru/2014/03/12/migranti-site.html.

5. Савенко Г.М. О стратегии экологической политики Российской Федерации // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.