ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ
Дроздова Е.А. Кудряшов О.В.
8.13. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)
Дроздова Елена Анатольевна, канд. юрид. наук. Должность: Научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Кудряшов Олег Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника. Место работы: НИИ ФСИН России.
Аннотация: В статье рассматривается национальное законодательство, международное и законодательство некоторых иностранных государств, по вопросу урегулирования правоотношений иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере предупреждения (профилактики) рецидивной преступности. Отражены основные положения международных правовых актов относящихся к урегулированию рассматриваемых вопросов. Иллюстрируется возможные пути решения на примере законодательства иностранных государств. Обращается внимание на существующие проблем в Российском законодательстве, в части касающихся на отсутствие мер направленных на предупреждение рецидивной преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства. Предлагается введение уголовной ответственности для специальных субъектов - иностранных граждан и лиц без гражданства совершивших рецидив преступления и особое наказания в виде пожизненного выдворения с территории Российской Федерации. В завершении делаются выводы относительно урегулирования некоторых глобальных проблем.
Ключевые слова: иностранный гражданин и лицо без гражданства, выдворение, рецидив преступления, наказание, уголовная ответственность.
PREVENTION OF CRIME OF SEPARATE CATEGORY OF
PERSONS (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN EXPERIENCE)
Drozdova Elena Anatolievna, PhD at law. Position: Researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: SIC-3. E-mail: [email protected] Kudryashov Oleg Vladimirovich, PhD at law. Position: Deputy Head. Place of employment: research Institute of FPS Russia.
Annotation: In article the national legal system, international and the legislation of some foreign states, concerning settlement of legal relationship of foreign citizens and stateless persons in the sphere of prevention of recurrent crime is considered. Basic provisions of the international legal acts of the cases in point relating to settlement are reflected. It is illustrated possible solutions on the example of the legislation of foreign states. The attention on existing problems in the Russian legislation, regarding the measures concerning on absence directed to prevention of recurrent crime among foreign citizens and stateless persons is paid. Introduction of a criminal responsibility for special subjects - the foreign citizens and persons without citizenship who made a recurrence of crime and special punishments in the form of lifelong exclusion from the territory of the Russian Federation is offered. In end conclu-
sions concerning settlement of some global problems are drawn.
Keywords: foreign citizen and stateless person, exclusion, crime recurrence, punishment, criminal responsibility.
Эффективность применяемых норм зависит от их согласованности не только на международном уровне, но и на федеральном, региональном и местном. Практика применения судами правовых норм регулирующих различный спектр отношений иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), в том числе и совершивших рецидив преступлений на территории Российской Федерации является немаловажной частью в решении некоторых задач в сфере предупреждения (профилактики) рецидивной преступности иностранных граждан.
Основными международными правовыми актами в сфере предупреждения преступности иностранными гражданами, в той или иной степени, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (г. Палермо, 15 ноября 2000 г.) [1] и дополняющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (г. Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.) [2], Европейская Конвенция о выдаче от 13.12.1957 с двумя Дополнительными протоколами к ней от 15.10.1975 [3] и от 17.03.1978 [4] , Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 [5] с Дополнительным протоколом к ней от 17.03.1978 [6]. Также можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 [7], заключенная странами - участниками СНГ, и многосторонние конвенции, посвященные борьбе с отдельными видами международных преступлений, регламентирующие также и связанные с ними вопросы экстрадиции: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 09.12.1948 [8], Конвенция о борьбе с захватами заложников от 17.12.1979 [9], Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988 [10], Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 [11], Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1977 [12] и др.
Вместе с тем, ни один международный правовой акт не признает рецидивную преступность как отдельно взятую угрозу и не регламентирует правоотношения связанные с ее борьбой. Во всех международных документах термин рецидивная преступность не используется, упоминается о повторности преступлений, но не более.
Кроме того, отдельные положения рассматриваемых документов имеют упоминание о повторности преступности, но конкретных мер направленных на борьбу с рецидивной преступностью не имеют.
В статье 22 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности указывается на возможность учета прежней судимости лица, определенной по законодательству другого государства.
Возможность учета прежней судимости за преступление, признанное таковым обвинительным приговором суда иностранного государства, разъяснена в Российской Федерации в практике применения.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» 29 мая 2014 г. №9 закреплено, что судам рекомендуется учитывать преж-
нюю судимость иностранного гражданина, в том, числе и не на территории Российской Федерации. Указанное разъяснение дает возможность применение к иностранным гражданам положений закрепленных п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ (выбор вида исправительного учреждения).
Стоит отметить, что в международном законодательстве и в ряде зарубежных стран рецидивная преступность рассматривается как наиболее общественное опасное явление, но как правило повторность преступления связанно с конкретным видом преступления (преступления против несовершеннолетних, насильственные и др.).
В национальном законодательстве в соответствии с ч. 1 ст. 18 УК РФ к рецидиву относится совершенное умышленное преступление лицом, которое ранее имело судимость за уже ранее совершенное им умышленное преступление.
Для признания рецидива не требуется совершения тождественных или однородных преступлений, достаточно совершить любые два умышленных преступления.
Безусловно, Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» урегулировал некоторые проблемные вопросы связанные, в том числе и с рецидивной преступностью. Однако следует отметить, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лицам и не во всех случаях (ч. 1 и 2 ст. 3).
Кроме того, на профилактику рецидивной преступности направлены нормы содержащиеся и в Федеральном законе «О полиции» (ст. 12).
Вместе с тем ни международные правовые нормы, ни национальное законодательство не выделяет особых субъектов (иностранных граждан) рецидивной преступности.
По сути это с одной стороны открывает возможность назначения дополнительного наказания в отношении иностранных граждан совершивших рецидив преступлений в виде выдворения (высылки), а с другой стороны распространяет обязанность пересмотра национального законодательства о миграционном учете иностранных граждан прибывающих на территории Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание на то, что иностранный гражданин - рецидивист, как показывает результат опроса (большая часть ответов), к административной ответственности с выдворением за пределы Российской Федерации не привлекался [13].
Вместе с тем, что касается принудительной высылки иностранных граждан, то международное сообщество, в принципе, не отрицает возможность упрощенной высылки по соображениям национальной безопасности (ст. 13 Международного пакта о гражданских и политических правах) [14].
Частью 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане могут воспользоваться в Российской Федерации правами и нести обязанности, наряду с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными нормами. Таким образом, можно сделать вывод, что любое исключение из правил может быть дополнительно регламентировано национальным законодательством в этой сфере правоотношений.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует какая либо уголовная ответственность,
связанная с выдворением иностранных граждан за совершения на территории Российской Федерации рецидива преступлений.
При этом в ряде зарубежных стран, таких как Швейцарская Конфедерация, Латвийская Республика, Эстонская Республика, Королевство Испания, Китайская Народная Республика существует вид уголовного наказания - как выдворение из государства с запретом на въезд на определенный срок, который применяется в качестве дополнительного наказания за совершение умышленного преступления.
В Швейцарской Конфедерации подобные правоотношения регулируются Федеральным законом «Об иностранцах» [15] (ст.ст. 69-81). В указанном законе установлено, что выдворению подлежат все проживающие в стране иностранцы, осужденные за тяжкие преступления, без права возвращения. Основанием для принудительного выдворения является совершение иностранцем умышленного убийства, изнасилования и других серьезных сексуальных преступлений, торговля людьми, торговля наркотиками, а также мошенничества в области социальной помощи, кражи со взломом.
Уголовным кодексом Эстонии [16] (ст. 54) к иностранным гражданам, осужденным к лишению свободы за умышленное преступление и не имеющим устойчивых социальных связей в стране, применяется дополнительное наказание в виде высылки из страны с запретом на въезд, сроком до 10 лет. Данный вид дополнительного наказания не применяется к иностранным гражданам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет.
В Китайской Народной Республике высылка из страны иностранных граждан, совершивших преступление, применяется в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания (ст. 35 Уголовного кодекса) [17].
Уголовным кодексом Латвии [18] (ст. 36) мера наказания в виде высылки отнесена к дополнительным видам наказания и применяется к иностранным гражданам в случае, если суд с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя придет к выводу о недопустимости его нахождения на территории станы (ст. 43). Высылка с запретом на въезд на срок от 3 до 10 лет применяется вместе с основным наказанием в виде лишения свободы или штрафа и исполняется после отбытия осужденным основного наказания.
В Уголовном кодексе Испании [19] предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, назначенное иностранному гражданину, незаконно находящемуся на территории Испании, по решению суда или ходатайству прокуратуры может быть заменено изгнанием с территории Испании с запретом на въезд на срок от 3 до 10 лет (ст. ст. 89 и 96 Уголовного кодекса).
Имеющуюся тенденцию усиления уголовной репрессии в отношении иностранных граждан, совершивших преступления, подтверждают также и следующие примеры.
В Соединенных Штатах Америки в 1996 году принят закон «О реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов» по которому любой иностранец законно проживающий постоянно на территории США, может быть депортирован из страны с последующим постоянным запретом на въезд в случае, если он был осужден за совершение «серьезного уголовного преступления с отягчающими обстоятельствами».
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ
В Греческой республике, Итальянской Республике, Португальской Республике, санкцию в виде выдворения иностранных граждан содержат законы о наркотиках.
Уголовный кодекс Венгерского княжества, Республики Сербской, Французской Республики, предусматривают возможность выдворения на определенный срок и без такового.
Таким образом, можно заключить, что в ряде зарубежных стран совершение умышленного преступления является основанием для высылки иностранного гражданина за пределы страны.
В Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, которые регламентирую правоотношения иностранных граждан в рассматриваемой сфере это и Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 и некоторые другие, однако ни в одном законе не рассматриваются вопросы, связанные с мерами направленными на снижения уровня рецидивной преступности иностранными гражданами на территории Российской Федерации.
Кроме того, отсутствует и уголовная ответственность (специальная норма) за совершение рецидива преступления иностранными гражданами на территории Российской Федерации, а ведь согласно проведенному исследованию количество совершенного рецидива преступлений имеет тревожные показатели (ответы опрашиваемых осужденных распределились следующим образом: второй рецидив - 44 %, третий рецидив - 31 %) [20].
Представляется необходимым внесение изменений в законодательство Российской Федерации норм, направленных на установление уголовной ответственности специального субъекта при совершении рецидивной преступности и особого наказания в виде пожизненного выдворения с территории Российской Федерации.
Список литературы:
1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3882.
2. Дополнительный протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (г. Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.) к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3883.
3. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (подписан в г. Страсбурге 15.10.1975) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2348.
4. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (подписан в г. Страсбурге 17.03.1978) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2348.
Дроздова Е.А. Кудряшов О.В.
5. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2349.
6. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Страсбурге 17.03.1978) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2349.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(41). с. 82 - 130.
8. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 09.12.1948) // Ведомостях Верховного Совета СССР. 1954. № 12. в сборнике «Действующее международное право» т. 2.
9. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979) // Сборник «Действующее международное право», т. 3, в Сборнике международных договоров СССР. М. 1989. вып. XLIII. с. 99.
10. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М. 1994. с. 133 - 157.
11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3882.
12. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27.01.1977) // Собрание законодательства РФ. 20.01.2003. № 3 ст. 202.
13. Аналитический материал с предложениями. Законодательные меры, направленные на противодействие рецидивной преступности незаконных мигрантов. 2017. М. ФКУ НИИ ФСИН России. С. 35.
14. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генер. Ассамблеи, Нью-Йорк, 16 дек. 1966 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 1994. № 12. С. 5-11.
15. Закон «Об иностранцах» Швейцарской Конфедерации [Электронный ресурс]. URL.: http://www.admin. ch/opc/de/classified-compilation/20020232/index.html (дата обращения: 20.03.2018).
16. Уголовный кодекс Эстонской Республики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigiteataja.ee/ akt/123122014016 (дата обращения: 20.03.2018).
19.Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimpravo. ru/page/zar-uk (дата обращения: 22.03.2018).
20. Уголовный кодекс Латвийской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://likumi.lv/doc.php? id=88966 (дата обращения: 22.03.2018).
21. Уголовный кодекс Королевства Испания [Электронный ресурс]. - URL: https://www.boe.es/buscar/ act.php?id=BOE-A-1995-25444 (дата обращения: 20.02.2018).
22. Аналитический материал с предложениями. Законодательные меры, направленные на противодействие рецидивной преступности незаконных мигрантов. 2017. М. ФКУ НИИ ФСИН России. С. 35.
Рецензия
на статью «Профилактика преступности среди отдельной категории лиц (на примере зарубежного опыта)» Е.А. Дроздовой, кандидата юридических наук, научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России и О.В. Кудряшова, кандидата юридических наук, заместителя начальника ФКУ НИИ ФСИН России
Профилактика преступности это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений и безусловна заявленная тема в этом контексте является актуальной.
Авторы статьи рассматривают вопросы профилактики (предупреждения) рецидивной преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства на примере отечественного и зарубежного опыта.
Интересно проанализировано международное законодательство, выводы в статье логичны и авторами предлагается решение имеющихся проблем.
Статья «Профилактика преступности среди отдельной категории лиц (на примере зарубежного опыта)» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.
Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 82,63 %.
Вывод: статья Е.А. Дроздовой и О.В. Кудряшова может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
Ведущий научный сотрудник НИЦ-2ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 82,63%.