должны воспитывать взаимное уважение и терпимость между полами, а также вырабатывать навыки контроля за своими эмоциями, обучать мирному разрешению конфликтов.
«Если мы сможем вылечить семью, мы сможем вылечить мир» [Антонов 1995: 36]. Семья, несомненно, продолжает играть важную роль в нашей жизни и в жизни общества.
Именно поэтому нельзя допускать ее разрушения. Законодатель должен искать и находить любые возможности для оказания помощи и защиты прав лиц, образующих семью и заинтересованных в её сохранении. В России разработана теоретическая модель Основ законодательства о предупреждении преступлений [Основы государственной политики... 1997]. Весьма желательно, чтобы в этот законодательный акт были включены положения, разработанные в области семейной криминологии. Отметим, что к настоящему времени 44 государства приняли специальные нормативные акты, посвященные насилию в семье [Domestic violence against women and girls 2000: 1-22].
В заключение необходимо отметить, что до тех пор пока в государстве не будет действовать соответствующая социальная политика, пока не будут предприняты меры по оздоровлению института семьи, уровень беспризорности и степень криминализации подростковой среды будут характеризоваться достаточно высокими показателями.
Литература
Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Е. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 496 с.
Антонов А. И. Кризис семьи и пути его преодоления. М.: Юрид. лит., 1995. 221 с.
Данные Министерства экономики России Правительству РФ // Криминологическая ситуация в РФ в начале XXI века / под общ. ред. Кикотя В. Я. М.: Юриспруденция, 2007. 337 с.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2008 г. Элиста: НПП «Джангар», 2009. 224 с.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2009 г. Элиста: НПП «Джангар», 2010. 120 с.
Ермаков В.Д., Крюкова НИ. Несовершеннолетние преступники в России. М., 2000.
Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск: Наука и искусство, 1997. 173 с.
О положении детей в Российской Федерации: государственный доклад. М., 2006. 32 с.
Основы государственной политики борьбы с преступностью. Теоретическая модель. М., 1997. 34 с.
Спок Б. Ребенок и уход за ним. 7-е изд. Минск: Попурри, 2012. 236 с.
Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. М.: Наука, 1979. 334 с.
Domestic violence against women and girls // Innocenti Digest. 2000. № 6. P. 1-22.
УДК 343 ББК Б.37
ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Э. Ю. Авшеев
Миграционная проблематика — одна из самых актуальных в мире. Политики признают сложность ее изучения, а ученые, как отечественные, так и западные, отмечают, что не существует ни единства в понимании ее сущности, ни единых подходов к ее изучению [Методология и методы изучения ... 2007: 5].
Учеными анализировались миграционная ситуация в постсоветской Калмыкии в целом, динамика миграционных процессов в республике [Убушаев 2009], а также внутрирегиональная миграция [Бадмаева 2009]. Изучению влияния внешних миграционных процессов на преступность и другие стороны жизни в Республике Калмыкия исследо-
вателями не уделялось должного внимания, и этот вопрос остается практически неисследованным до настоящего времени. В данной статье анализируется влияние миграционных процессов и в частности преступности иностранных граждан на состо-
Как следует из таблицы, количество иностранных граждан, принятых на миграционный учет в республике, за последние годы в целом возросло. При этом в 2011 г. наблюдалось значительное увеличение выданных видов на жительство. В то же время число разрешений на временное проживание в последние два года уменьшилось. В целом миграционная ситуация в Республике Калмыкия отличается относительной стабильностью.
Криминальная активность, агрессия, ксенофобия могут быть порождением различных девиантных тенденций, которые доминируют в среде мигрантов. Мигранты и вынужденные переселенцы давно привлекали внимание не только криминологов, но и психологов, социальных работников, психиатров, так как у них чаще обнаруживаются различные социальные отклонения и психические расстройства, чем в общей популяции. Помимо различных девиаций, специалистами изучались социальные и средовые факторы, влияющие на миграционную активность и формы миграционного поведения [Бакин 2011: 26].
Процессы, происходящие в сфере миграции, оказывают существенное влияние на состояние национальной безопасности государства, на международную стабильность. При отсутствии эффективной миграционной политики мигранты, прежде всего нелегальные, становятся питательной средой для организованной преступности, наркобизнеса, терроризма. Эта среда спо-
яние преступности в целом в Республике Калмыкия.
Общие сведения официальной статистики о внешних миграционных процессах в Республике Калмыкия за 2008-2011 гг. представлены в таблице № 1.
собствует росту и воспроизводству угроз государству и гражданскому обществу [До-быш 2008: 24].
Проведенные учеными исследования свидетельствуют о наличии в обществе своего рода ксенофобии в отношении мигрантов. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что устойчиво сохраняется стереотип о криминальности мигрантов и существенном их влиянии на криминогенную обстановку в регионе. При этом представления населения о преступности мигрантов часто не соответствуют действительности [Богданов 2009; Шкель, Владимиров 2006].
Особое значение для эффективного противодействия преступности имеют криминологические исследования, специфика которых во многом определена предметом криминологии как науки. Криминология — это наука о закономерностях возникновения и развития преступности, ее причинах, личности преступника и преступной деятельности, жертве преступления, основах организации борьбы с преступностью и осуществления антикриминогенной политики [Клейменов 2006: 13].
По мнению отечественных криминологов, сотрудников правоохранительных органов, общественных и политических деятелей, миграция (в первую очередь нелегальная) создает почву для теневой экономики, этнической преступности, непосредственно влияет на коррупционные процессы, способствует распространению опасных ин-
Таблица 1
Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам Оформлено видов на жительство иностранным гражданам Поставлено на миграционный учет иностранных граждан Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам Привлечено к административной ответственности иностранных граждан
2008 218 28 3220 565 371
2009 263 23 4567 1090 410
2010 186 58 5325 984 560
2011 200 152 5830 876 459
фекций (СПИД, гепатит, туберкулез и т. д.). На протяжении десяти последних лет миграционная ситуация в стране оценивается как сложная [Голюк, Ким 2009: 20].
Количество преступлений, совершаемых как мигрантами, так и против них, имеет тенденцию к росту. В значительной степени это связано не с криминальными наклонностями приезжих, а, прежде всего, с отсутствием должного контроля за ними. Нередко групповая преступная активность формируется в условиях закрытых диаспор и этнических сообществ (что объясняет высокую латентность преступлений, совершаемых иностранцами). Подавляющее большинство таких преступников (до 91,6%) выходцы из стран СНГ [Графова 2010: 11].
М. М. Бабаев утверждает, что «существует устойчивая связь между показателями миграции населения и преступностью (коэффициент корреляции равен 0,72). Области и края РСФСР с высокими показателями интенсивности миграции населения отличаются чаще всего и повышенными показателями преступности. Однако какие-либо жесткие пропорции между показателями миграции населения и преступности отсутствуют. Ведь если бы связь между показателями миграции населения и преступности была однозначной и прямолинейной, следовало бы заключить, что преступность определяется одним-единственным или
явно преобладающим фактором — миграцией населения. В общем комплексе (или, точнее, системе) причин преступности отрицательным последствиям миграции населения принадлежит место одного из факторов, роль которого зависит от интенсивности проявления других факторов. Действие последних может как бы суммироваться с действием миграции, усиливая ее криминогенное влияние. Одновременно иные, положительные факторы могут нейтрализовать или смягчать отрицательные потенции данного явления, и тогда статистическая связь между миграцией и преступностью не обнаруживается» [Бабаев 1975: 44-45].
Анализ материалов статистики и данных ведомственной отчетности отдела ФМС России по Республике Калмыкия [Текущий архив... 2008-2011] показывает, что количество раскрытых преступлений, совершенных иностранными гражданами, небольшое и не оказывает влияния на криминогенную обстановку в республике в целом (см. табл. 2). При этом для расчетов берется не все количество совершенных преступлений на территории Республики Калмыкия за определенный период, а количество раскрытых преступлений, по которым установлены лица, так как среди зарегистрированных преступлений имеются и нераскрытые, по которым невозможно определить принадлежность лица к какому-либо гражданству.
Таблица 2
Общее количество преступлений, по которым установлены лица, их совершившие на территории Республики Калмыкия /гражданами РФ Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами Численность населения в Республике Калмыкия Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Республике Калмыкия Коэффициент преступности граждан РФ на территории Респ. Калмыкия (на 100 тыс. населения по оконченным УД) Коэффициент преступности иностранцев на территории РК (на 100 тыс. по оконченным УД).
2008 2456/2440 16 289921 3220 841,6 496,8
2009 год 2369/2346 23 289847 4567 809,3 503,6
2010 год 2110/2104 6 288885 5325 728,3 112,6
2011год 2062/2055 7 286782 5830 716,5 120
Таким образом, коэффициент преступ- намного меньше показателя коэффициен-ности иностранных граждан и лиц без та преступности граждан РФ в Республике гражданства по раскрытым преступлениям Калмыкия из расчета на 100 тыс. населения
и имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на увеличение количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет. В целом можно сделать вывод, что внешние миграционные процессы не оказывают значительного влияния на преступность в Республике Калмыкия и коэффициент преступности иностранных граждан снижается за последние годы с 0,6 до 0,4% от общего количества раскрытых преступлений.
Источники
Текущий архив ОФМС России по Республике Калмыкия. Номенклатурное дело № 1/5 «Документы (отчеты, аналитические таблицы и справки) об итогах работы ОФМС России по Республике Калмыкия» // и^Ь://10.5.0.16/?до=8Ш. regl_docs&form_code=494-.
Текущий архив отдела ОФМС России по Республике Калмыкия (2008-2011). Данные статистической отчетности ФМС России. Формы
1-РД.
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL //www.statrk.ru/digital/region1/ (дата обращения 12.03.2012г.)
Литература
Бабаев М. М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1975. 37 с.
Бадмаева Н. В. Внутрирегиональные миграционные процессы в Республике Калмыкия // Вестник КИГИ РАН. 2009. № 1. С. 69-72.
Бакин А. А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. 2011. № 2. С. 26-28.
Богданов В. Криминальная миграция // Российская газета. 22.05.2009. С. 5.
Голюк Н. С., Ким Е. Р. К вопросу о механизме криминологического обеспечения миграционной политики // Миграционное право. 2009. № 4. С. 15-25.
Графова Л. Чужие // Российская газета. 13.10.2010. С. 13.
Добыш М. А. Влияние миграции на экономическую безопасность Российской Федерации // Миграционное право. 2008. № 3. С. 22-25.
Клейменов М. П. Криминология. М.: Норма, 2008. 448 с.
Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / под ред. Зайончковской Ж., Мо-лодиковой И., Мукомеля В. М.: Центр миграционных исследований, Адамантъ, 2007. 370 с.
Убушаев М. Б. Миграционные процессы в Республике Калмыкия в постсоветский период // Вестник КИГИ РАН. 2009. № 1. С. 65-69.
Шкелъ Т., Владимиров Д. Пушкин для мигрантов // Российская газета. 05.12.2006
УДК 347.191.11 ББК 404.013
ГОСКОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. С. Аштаева
В России претворение в жизнь корпоративной идеи началось при Петре I. После посещения ряда европейских стран, ознакомившись с хозяйственной деятельностью корпораций и видя прямую выгоду для государства, царь издал законодательный акт, которым регламентировалось создание корпораций в России. В Указе от 27 октября 1699 г. купцам предписывалось создавать торговые компании. Позже
были изданы и другие указы, регламентирующие деятельность торговых компаний (1706-1711 гг.).
Впоследствии в России были приняты нормативные акты, где законодательно закреплялись формы и виды деятельности корпораций (Торговый устав — 1903 г., Свод законов гражданских — 1910 г., Устав промышленности — 1913 г., Устав кредитный — 1914 г.)