и имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на увеличение количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет. В целом можно сделать вывод, что внешние миграционные процессы не оказывают значительного влияния на преступность в Республике Калмыкия и коэффициент преступности иностранных граждан снижается за последние годы с 0,6 до 0,4% от общего количества раскрытых преступлений.
Источники
Текущий архив ОФМС России по Республике Калмыкия. Номенклатурное дело № 1/5 «Документы (отчеты, аналитические таблицы и справки) об итогах работы ОФМС России по Республике Калмыкия» // иКЬ://10.5.0.16/?до=8Ш. regl_docs&form_code=494-.
Текущий архив отдела ОФМС России по Республике Калмыкия (2008-2011). Данные статистической отчетности ФМС России. Формы
1-РД.
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // иКЬ //www.statrk.ru/digital/region1/ (дата обращения 12.03.2012г.)
Литература
Бабаев М. М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1975. 37 с.
Бадмаева Н. В. Внутрирегиональные миграционные процессы в Республике Калмыкия // Вестник КИГИ РАН. 2009. № 1. С. 69-72.
Бакин А. А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. 2011. № 2. С. 26-28.
Богданов В. Криминальная миграция // Российская газета. 22.05.2009. С. 5.
Голюк Н. С., Ким Е. Р. К вопросу о механизме криминологического обеспечения миграционной политики // Миграционное право. 2009. № 4. С. 15-25.
Графова Л. Чужие // Российская газета. 13.10.2010. С. 13.
Добыш М. А. Влияние миграции на экономическую безопасность Российской Федерации // Миграционное право. 2008. № 3. С. 22-25.
Клейменов М. П. Криминология. М.: Норма, 2008. 448 с.
Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / под ред. Зайончковской Ж., Мо-лодиковой И., Мукомеля В. М.: Центр миграционных исследований, Адамантъ, 2007. 370 с.
Убушаев М. Б. Миграционные процессы в Республике Калмыкия в постсоветский период // Вестник КИГИ РАН. 2009. № 1. С. 65-69.
Шкелъ Т., Владимиров Д. Пушкин для мигрантов // Российская газета. 05.12.2006
УДК 347.191.11 ББК 404.013
ГОСКОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. С. Аштаева
В России претворение в жизнь корпоративной идеи началось при Петре I. После посещения ряда европейских стран, ознакомившись с хозяйственной деятельностью корпораций и видя прямую выгоду для государства, царь издал законодательный акт, которым регламентировалось создание корпораций в России. В Указе от 27 октября 1699 г. купцам предписывалось создавать торговые компании. Позже
были изданы и другие указы, регламентирующие деятельность торговых компаний (1706-1711 гг.).
Впоследствии в России были приняты нормативные акты, где законодательно закреплялись формы и виды деятельности корпораций (Торговый устав — 1903 г., Свод законов гражданских — 1910 г., Устав промышленности — 1913 г., Устав кредитный — 1914 г.)
С 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность и др. В 1920 г. в Советской России корпорации практически были уничтожены, и только переход российского общества к рыночным отношениям открыл путь развитию корпоративного права на современном этапе [Аштаева 2011: 118].
В отличие от ряда европейских стран, государств Северной и Южной Америки, где корпорации функционируют повсеместно [Кравцов 1978: 101], в настоящее время в России существует 7 государственных корпораций и 1 государственная компания. Госкорпорации как явление остаются в настоящее время недостаточно исследованными. В данной статье освещаются цели создания госкорпораций, сроки и место осуществления их деятельности, функции и контроль за их осуществлением, корпоративная структура, система отчетности, состав наблюдательного совета.
Госкорпорации различаются в соответствии с основными целями, предполагающими достижение определенных результатов их деятельности.
Выделяются госкорпорации, созданные с узконаправленными целями. К примеру, ГК «Олимпстрой» [СЗ РФ 2007: № 45. Ст. 5415] создана для реализации мер по строительству инфраструктуры олимпийских игр, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» [СЗ РФ 2007: № 30. Ст.379] — для расселения и сноса аварийного и ветхого жилья и т. д. Другие госкорпорации отличаются широким спектром целей деятельности (ГК «Роснанотех» [СЗ РФ 2010: № 31. Ст. 4180], «Росатом» [СЗ РФ 2007: № 49. Ст. 6078], «Ростехнологии» [СЗ РФ 2007: № 48 (ч. 2). Ст. 5814] и др.).
Исходя из целей создания госкорпораций определяются и сроки их деятельности. Созданные с узконаправленными целями госкорпорации ограничены законодательным сроком их деятельности, тогда как госкорпорации с широким спектром целей деятельности созданы на неопределенный срок.
Согласно осуществляемым функциям государственные корпорации возможно сгруппировать по 3 блокам:
1. Госкорпорации, осуществляющие функции, связанные с формированием и использованием имущества (ГК «Агент-
ство по страхованию вкладов» [Концепция 2005], Внешэкономбанк [СЗ РФ 2007: № 22. Ст. 2562]);
2. Госкорпорации, осуществляющие ор-ганизационно-координирующие функции (без властных полномочий) — ГК «Ростехнологии»;
3. Госкорпорации, осуществляющие распорядительные, регулирующие и контрольные функции (основанные на властных полномочиях) — ГК «Олимпстрой».
Госкорпорации наделены широкими управленческими полномочиями, которые указываются в актах об их создании, и выражают общественные интересы. Они организационно обособлены от государственных органов, но в то же время подотчетны одновременно органам законодательной власти и отдельным министерствам, а в некоторых случаях — и главе государства. В условиях наделения госкорпораций государственно-властными функциями государство оставляет за собой право контроля за их деятельностью (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ) [Ивашкина 2011: 104].
В зависимости от рентабельности зоны действия, корпорации делятся на действующие в сферах финансово непривлекательных для частного бизнеса и сферах, которые привлекательны для других участников. В сферах, финансово непривлекательных для частного бизнеса, действуют госкорпорации «Роснанотех», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой». В таких сферах хозяйствующие субъекты мало задействованы, поскольку деятельность в них требует больших капиталовложений, кроме того, научно-технический прогресс требует солидных ассигнований на научные исследования.
Корпорации, которые действуют в области, привлекательной для иных участников рынка, отличаются тем, что в них установлена государственная монополия — это ГК «Агентство по страхованию вкладов», Внешэкономбанк, ГК «Ростехнологии», «Росатом». Относительно последних можно сказать, что создано некое подобие искусственной монополии, поскольку конкуренция в таких сферах экономически возможна, но она не допускается государством ввиду ее нецелесообразности [Каплин 2011: 154].
Отчетность о своей деятельности госкорпорации представляют в Правительство РФ (ГК «Агентство по страхованию
вкладов», «Росатом», «Роснанотех»); Президенту и Правительству РФ (ГК «Ростехнологии», «Олимпстрой»); Президенту РФ, Федеральному собранию РФ, Общественной палате РФ (ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»); в Счетную палату РФ, главному распорядителю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии компании, и в федеральный орган исполнительной власти (госкомпания «Автодор»). Внешэкономбанк отличается тем, что не направляет отчетность никаким инстанциям.
Составы наблюдательных советов госкорпораций назначаются следующими органами власти:
а) Президентом РФ (ГК «Ростехнологии», «Росатом», «Роснанотех»);
б) Правительством РФ (ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Агенство по страхованию вкладов», Внешэкономбанк, государственная компания «Автодор»).
Нормативное определение деятельности корпораций различно: в одних случаях она обозначается как функции, в других — как полномочия.
Госкорпорация как организация предпринимательского типа занимается производством с целью получения определенного дохода. При этом в условиях производственной деятельности госкорпорация реализует и социально-экономические цели (например поддержание целостности общественного воспроизводства, сглаживание амплитуды циклических колебаний, обеспечение прогрессивных структурных изменений в макроэкономике, развитие социальной инфраструктуры, охрана окружающей среды и др.).
Источники формирования имущества госкорпорации можно разделить на частные и публичные. В первом случае имущество передается данной организации в частноправовом порядке и чаще всего используется на нужды самой организации. Во втором — имущество передается данной организации на основании обязывающих предписаний законодательства на реализацию поставленных задач.
Создание госкорпораций в РФ осуществляется в особом порядке, который можно квалифицировать как специальный и распорядительный. Порядок прекращения деятельности госкорпорации также является распорядительным и требует принятия спе-
циального федерального закона. Необходимо отметить, что общие нормы, определяющие основания реорганизации и ликвидации юридических лиц, регулирующие их процедуру, применяются к госкорпорациям ограниченно. Ликвидация госкорпорации возможна в основном только при наличии воли самого государства.
Обобщая, можно сделать выводы, что госкорпорации, создаваемые на основании конкретных законов, отличаются друг от друга по различным параметрам. Оптимальным образом совмещая управленческие и хозяйственные цели, госкорпорации представляют собой уникальные организации опосредственного участия государства в жизни общества.
В настоящее время целесообразность наличия в нашей стране организационноправовой формы госкорпораций ставится под сомнение, но даже оппоненты их существования признают специфичность и необходимость научных исследований правового статуса государственных корпораций.
Источники
Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
Концепция деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Решение Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 25.11.2004 // Вестник Банка России. 2005. № 4. [Электронный ресурс] иКЬ: http://www.consultant.ru/ popular/strahov/74_1.html (дата обращения 12.02.2012)
Федералъный Закон «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 № 238-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.11.2007. № 45. ст. 5415.
Федералъный Закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07. 2007 № 185-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 23.07.2007. № 30. Ст. 3799.
Федералъный Закон «О реорганизации российской корпорации нанотехнологий» от
27.07.2010 № 211-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.08.2010. № 31. Ст. 4180.
Федералъный Закон «О государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» от
22.11.2010 № 305-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.12.2007. № 49. Ст. 6078.
Федералъный Закон «О государственной корпорации “Ростехнологии”» от 23.11.2007 № 270 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.11.2007. № 48 (2 ч.). Ст. 5814.
Федералъный Закон «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 28.05.2007. № 22. Ст. 2562.
Федералъный Закон «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» от
17.07.2009. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.07.2009. № 29. Ст. 3582.
Литература
Аштаева С. С. Из истории возникновения корпораций // Вопросы права в современном мире: мат-лы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. 1. Новосибирск: изд. «Априори», 2011. С. 116-119.
Кравцов А. К. Государственные корпорации Канады // Советское государство и право. 1978. № 3. С. 101-105.
Каплин С. Ю. Государственная корпорация как субъект права: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2011. 248 с.
Ивашкина С. Г. Гражданско-правовой статус государственной корпорации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2011. 201 с.