Научная статья на тему 'Взаимоотношения органов власти с государственными кор по РА ци я ми'

Взаимоотношения органов власти с государственными кор по РА ци я ми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЪНАЯ ВЛАСТЪ / ОРГАН ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов П. А.

In the statutory federal laws on the establishment of public corporations in the sphere of relations with public authorities secured the following general principle. The federal bodies of state power, bodies of state power of Russian Federation subjects, local governments have no right to interfere in the activities of public corporations, except as provided in these statutory and other federal laws. Legislation analysis showed that the relationship between public corporations and authorities can be differentiated into three groups: 1) relationships based on a parity basis, 2) relationship in which the corporations designated as the slave of the subject, and 3) relationship in which the decisions of management bodies of corporations for public authorities are mandatory. Depending on the content of the relationship can be classified on such grounds as the stages of public corporations. At the initial stage in the state s public registry shall record the status of corporations formed their property complexes and government corporations. The second stage is the implementation of the ongoing activities of corporations in the process promoted by the equilateral cooperation with the authorities, carried out monitoring and oversight activities and to bring those individuals to various forms of public accountability. The last phase of the relationship is a party to follow the procedures for reorganization and liquidation procedures and use of the property of corporations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения органов власти с государственными кор по РА ци я ми»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

П.А. Денисов *

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ

Ключевые слова: государственная корпорация, государственное управление, государственно-частное партнерство, исполнительная власть, орган власти.

In the statutory federal laws on the establishment of public corporations in the sphere of relations with public authorities secured the following general principle. The federal bodies of state power, bodies of state power of Russian Federation subjects, local governments have no right to interfere in the activities of public corporations, except as provided in these statutory and other federal laws.

Legislation analysis showed that the relationship between public corporations and authorities can be differentiated into three groups: 1) relationships based on a parity basis, 2) relationship in which the corporations designated as the slave of the subject, and 3) relationship in which the decisions of management bodies of corporations for public authorities are mandatory.

Depending on the content of the relationship can be classified on such grounds as the stages of public corporations. At the initial stage in the state's public registry shall record the status of corporations formed their property complexes and government corporations. The second stage is the implementation of the ongoing activities of corporations in the process promoted by the equilateral cooperation with the authorities, carried out monitoring and oversight activities and to bring those individuals to various forms ofpublic accountability. The last phase of the relationship is a party to follow the procedures for reorganization and liquidation procedures and use of the property of corporations.

В 1999 году в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бышо внесено дополнение в виде ст. 7.1, содержащее общие положения публичного статуса новой организационно-правовой формы юридического лица — государственной корпорации 1. Последняя представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественных

* Аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [PavelVavilin@gmail.com]

1 Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях”» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.

взносов и созданную для обеспечения общегосударственный и социальноприоритетных функций. Корпорация учреждается на основании отдельного федерального закона, то есть для ее создания не требуются учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК РФ. Федеральное и иное имущество, переданное в качестве публичного взноса, переходит в собственность государственной корпорации, и в процессе ведения предпринимательской деятельности может его использовать только по целевому назначению. Для определения порядка и сроков реорганизации или ликвидации и порядка использования имущества государственной корпорации принимается отдельный федеральным закон.

Российская Федерация как единственно возможный учредитель создала следующие государственные корпорации: 1) Агентство по страхованию вкладов 1 (далее — Агентство); 2) Внешэкономбанк 2; 3) ГК «Роснанотех»3; 4) Фонд содействия реформированию ЖКХ 4 (далее — Фонд); 5) «ГК Олимпстрой»5; 6) ГК «Ростехнологии»6; 7) ГК «Росатом»7.

Первая государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитныгх организаций» быша создана в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитныгх организаций». Процедуре ликвидации 8 данная корпорация подверглась после выполнения поставленной задачи — санации (оздоровления) банковской системы вследствие ее упадка в период экономического кризиса 1998 года.

Корпорации обладают публичным статусом ad hoc по сравнению с иными ранее созданными государством юридическими лицами. Имущество государственный корпораций подлежит надзору со стороны Счетной палаты

1 Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029.

2 Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.

3 Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3753.

4 Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. № 30. 3799.

5 Федеральный закон от 27 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5415.

6 Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации “Ростехнологии”» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 5814.

7 Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.

8 Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона “О реструктуризации кредитныгх организаций”» и отдельный: положений законодательный актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитныгх организаций”» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3220.

РФ как постоянно действующему органу государственного финансового контроля только на стадиях выделения Российской Федерации бюджетных средств в качестве имущественного взноса и иных субсидиарных публичных средств. В связи с этим, всесторонняя реализация контрольно-надзор -ных полномочий Счетной палатой РФ, чья компетенция распространяется, как правило, на бюджетные средства и федеральную собственность ', в отношении имущества государственных корпораций невозможна.

В статутных федеральных законах о создании государственных корпораций в сфере взаимоотношений с публичными органами закреплен следующий общий принцип. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность государственных корпораций, за исключением случаев, предусмотренных данными статутными и иными федеральными законами 2. Ординарный для государственных корпораций закон, регулирующий правовое положение некоммерческих организаций, к таким сферам взаимоотношений относит мероприятия по экономической поддержке органами власти (ст. 31 Закона № 7-ФЗ) и проведению контроля (ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

В результате проведенного анализа федерального законодательства, регулирующего правовой статус государственных корпораций, можно сформулировать следующие области взаимоотношений с публичными органами. Во-первых, процедура государственной регистрации, порядок реорганизации и порядок ликвидации корпораций; во-вторых, формирование органов управления корпораций; и, в-третьих, взаимодействие публичных органов с государственными корпорациями непосредственно в процессе реализации своих функций.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 13.1 Закона 7-ФЗ сведения об учреждении государственной корпорации подлежат государственной регистрации — внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГ-РЮЛ) и последующему опубликованию в органах печати. Процедура регистрации государственной корпорации включает постановку на учет в соответствующем территориальном органе Министерства юстиции РФ для получения свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации. В свидетельстве указывается ОГРН корпорации, полученный в

1 См.: ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства. 16 января 1995 г. № 3. Ст. 167.

2 См., например: часть 1 ст. 6 Федерального закона «О Банке развития»; ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О российской корпорации нанотехнологий»; ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»; ч. 1 ст. 6 Федерального закона от «О Государственной корпорации "Ростехнологии”».

налоговом органе, а также учетный номер из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций. Постановка на налоговый учет осуществляется в территориальном органе ФНС России — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46. Данная стадия подразумевает получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица (в нем содержится ОГРН), свидетельства о постановке на налоговый учет (в нем указывается ИНН и КПП) и выписки из ЕГРЮЛ. Далее государственная корпорация подлежит постановке на учет во внебюджетных государственных фондах: Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования. Постановка на учет осуществляется в рамках системы «единого окна». После государственной регистрации Межрайонная инспекция ФНС России № 46 отправляет данные по вновь зарегистрированной государственной корпорации во все внебюджетные государственные фонды. Каждый фонд ставит корпорацию на учет, присваивает регистрационный номер и высылает извещение о постановке на учет по указанному при регистрации юридическому адресу.

Аналогично с процедурой постановки на учет во внебюджетных фондах налоговый орган передает данные о зарегистрированных государственных корпорациях Росстату для присвоения кодов статистики (ОКВЭД, ОК-ПО, ОКАТО). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики извещает органы управления корпорации информационным письмом.

Процедуры реорганизации и ликвидации государственных корпораций в соответствии со статутными федеральными законами предусматривают уведомление публичного органа, правомочного регистрировать некоммерческие организации, и налогового органа. На основании данного уведомления вносятся соответствующие записи в ЕГРЮЛ.

Полномочиями по формированию органов управления государственных корпораций наделены Президент и Правительство РФ. Содержание общего полномочия, как для главы государства, так и для Правительства РФ, сводится к назначению на должность и освобождению от должности председателя и членов высшего органа управления государственной корпорации — наблюдательного совета (в Агентстве таким органом является совет директоров), а также единоличного исполнительного органа корпорации. Кроме этого, Правительство РФ самостоятельно определяет порядок и размер вознаграждения членов наблюдательного совета (совета директоров) и руководителей корпораций.

Установлены существенные различия в составах высших органов управления государственных корпораций:

1. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) — тринадцать членов, где семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор. Председатель данного органа избирается советом директоров АСВ по представлению Правительства РФ (ст. 17 и 18 Закона № 177-ФЗ).

2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — ГК «Внешэкономбанк» или Банк развития) — девять членов. Председателем наблюдательного совета корпорации является Председатель Правительства РФ. Состав наблюдательного совета корпорации формируется из лиц, назначенных Правительством РФ из членов последнего (ч. 1 ст. 9 и ст. 10 Закона № 82-ФЗ).

3. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее — ГК «Роснанотех») — пятнадцать членов. Члены наблюдательного совета назначаются Правительством РФ в таком составе: пять членов — по представлению Президента РФ, два члена — по представлению Государственной Думы, два члена — по представлению Совета Федерации, пять членов — по представлению Правительства РФ (ч. 1 ст. 9 и ст. 10 Закона № 139-ФЗ).

4. Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) — семнадцать членов, которые назначаются в следующей пропорции: шесть членов по представлению Президента РФ, пять членов по представлению Правительства РФ, четыре члена по представлению Федерального Собрания РФ (по два от каждой палаты Федерального Собрания), два члена по представлению Общественной палаты РФ (ст. 6 и ч. 4. ст. 7 Закона № 185-ФЗ).

5. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой») (далее — ГК «Олимпстрой») — шестнадцать членов. В рамках положения ч. 2 ст. 11 Закона № 238-ФЗ — данная государственная корпорация является единственной, в которой количественный и персональный состав наблюдательного совета закреплен не статутным федеральным законом, а актом Правительства РФ 1.

6. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее — ГК «Ростехнологии») — девять членов, где четыре представителя Президента РФ, четыре представителя Правительства РФ, а также генеральный директор ГК «Ростехнологии» (ч. 1 ст. 10 и 11 Закона № 270-ФЗ).

1 Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2007 № 1604-р «О наблюдательном совете Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 19 ноября 2007 г. № 47 (ч. II). Ст. 5785.

7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее — ГК «Росатом») — девять членов, в том числе восемь из них — представители Президента РФ и Правительства РФ, а также генеральный директор (ч. 1 ст. 22 и ст. 23 Закона № 317-ФЗ).

Таким образом, в порядке формирования высших органов управления государственных корпораций участвуют, помимо Президента и Правительства РФ, обе палаты Федерального Собрания РФ, Банк России и Общественная палата РФ.

Единоличные исполнительные органы корпораций осуществляют руководство их текущей деятельностью. Законодательством установлены различия в наименовании должностей государственных корпораций: генеральный директор 1, председатель2 и президент3. Такие различия не отражаются на объеме компетенции руководителя корпорации. Замещение руководящих должностей происходит путем назначения либо Президентом (Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», ГК «Ростехнологии» и ГК «Росатом»), либо Правительством РФ (Фонд и «ГК Олимпстрой») соответствующих физических лиц. Исключением является генеральный директор Агентства по страхованию вкладов, назначаемый на должность сроком на пять лет и освобождаемый от должности советом директоров корпорации по представлению его председателя4.

Отдельные полномочия Президента РФ по нормативной регламентации целевой деятельности государственных корпораций предусмотрены только в отношении ГК «Росатом». Правомочия главы государства относятся к утверждению перечня открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности и акции которых подлежат передаче корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации5. В данный перечень входит свыше ста юридических лиц, перечисленных в Приложении № 1 к соответствующему Указу Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии ''Росатом''». Главе государства также подотчетно определение порядка взаимодействия ГК «Росатом» с Министерством обороны РФ по вопросам ядерной безопасности, в частности, проведения совместных ан-титеррористических мероприятий на ядерных объектах6.

1 Агентство — Турбанов А.В., ГК «Роснанотех» — Чубайс А.Б., Фонд — Цицин К.Г., ГК «Ростехнологии» — Чемезов С.Б., ГК «Росатом» — Кириенко С.В.

2 Внешэкономбанк — Дмитриев В.А.

3 «ГК Олимпстрой» — Боллоев Т.К.

4 См.: ст. 22 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

5 См.: подп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом”».

6 Там же, см.: подп. «д» и «е» п. 1 ст. 5.

Реализация отдельных полномочий в отношении других государственных корпораций прямо не предусмотрена в статутных федеральных законах об их создании. Однако Президент РФ вправе осуществлять эти правомочия — в статутных нормативных актах они названы «иными». В связи с этим, например, принят Указ Президента РФ от 6 марта 2009 г. № 243 «О формировании имущества Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ''Ростехнологии''» и другие акты главы государства.

Полномочия Правительства РФ по нормативной регламентации целевой деятельности государственных корпораций предусмотрены в отношении Внешэкономбанка, в том числе утвержден Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»1 (далее — Меморандум). Правительство РФ определяет направления, предельный размер, порядок и условия инвестирования временно свободных денежных средств ГК «Роснанотех». В рамках полномочий по формированию имущественной базы ГК «Росатом» Правительство РФ утверждает перечень федеральных государственных учреждений, передаваемых корпорации, и порядок отчисления средств на формирование ее специальных резервных фондов. Другое полномочие высшего исполнительного органа Российской Федерации заключается в определении содержания государственного оборонного заказа ГК «Ро са том».

Правительство РФ взаимодействует с государственными корпорациями посредством принятия публичных решений в виде правительственных актов с учетом предложений корпораций. Такая форма взаимоотношений прямо предусмотрена в федеральных законах и подзаконных актах. Так, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» взаимодействует с Правительством РФ, во-первых, при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций2; во-вторых, при рассмотрении заявок на выдачу патента на секретные изобретения3;

1 Распоряжение Правительства РФ от 27 июля 2007 года № 1007-р «Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 32. Ст. 4166.

2 Постановление Правительства РФ от 02 октября 2006 года № 592 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом” при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 41. Ст. 4251.

3 Постановление Правительства РФ от 02 октября 2004 года № 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 41. Ст. 4046.

в-третьих, при реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний'.

Каждая государственная корпорация в зависимости от поставленных перед ней целей налаживает взаимодействие с отраслевыми публичными органами, которые подразделяются на три группы. В первую группу входят соглашения, построенные на паритетной основе. Примером такого сотрудничества могут служить два самостоятельных соглашения о взаимодействии между Фондом, с одной стороны, и Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам — с другой, заключенные 6 октября и 15 сентября 2008 года соответственно. Предметом первого соглашения является выполнение условий предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств Фонда. Сотрудничество в области реализации мер государственного принуждения между Фондом и ФАС России в пределах своей компетенции также относится к содержанию заключенного договора. В рамках второго соглашения стороны осуществляют деятельность, направленную на информационный обмен данными, полученными в результате проведения ведомственных мониторингов и использования информационно-аналитических систем. К предмету совместного ведения между Фондом и Федеральной службой по тарифам относится проведение совещательных и консультационных мероприятий, таких как совещания и семинары. В целях реализации достигнутых договоренностей предполагается создание совместных рабочих и экспертных групп. Данным соглашением предусмотрена возможность создания постоянно действующего совещательного органа сторон.

Ко второй группе связей публичных органов с государственными корпорациями относятся взаимоотношения, в которых корпорации выступают ведомыми субъектами. В этом качестве выступают Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк в отношениях с Центральным банком РФ. Первая корпорация взаимодействует с Банком России по организационным и финансовым основам системы страхования вкладов. Другой стороной их взаимоотношений является совместное участие в формировании состава совета директоров Агентства. Вопросы контроля и надзора в части предоставления финансовой (бухгалтерской) отчетности Агентства по страхованию вкладов также находятся в ведении Центрального банка РФ. Взаимодействие Внешэкономбанка и Банка России сводится к установлению

1 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2005 года № 537 «О функциях федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии ''Росатом'' и Российской академии наук по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 35. Ст. 3618.

состава и сроков обязательного представления дополнительных материалов в Центральный банк РФ, если это предусмотрено в Меморандуме корпорации 1.

«ГК Олимпстрой» и Фонд взаимодействуют как с органами власти субъектов Российской Федерации, так и с органами власти местного самоуправления. «ГК Олимпстрой» сотрудничает с ними по вопросам изъятия в федеральную собственность объектов недвижимости в целях строительства олимпийских объектов (ч. 2 ст. 6 Закона № 238-ФЗ). Фонд — при возникновении отношений долевого финансирования в рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ч. 2 ст. 4 Закона № 185-ФЗ). Региональные и местные власти, как правило, выступают в качестве ведомой стороны. Требование ГК «Олимпстрой» о предоставлении информации о земельных участках, адресованное уполномоченному органу власти, носит императивный характер.

Таким образом, взаимодействие государственных корпораций с публичными органами на всех трех уровнях власти имеет следующие формы: а) сбор, анализ и обмен информацией; б) проведение совместных консультаций; в) деятельность в составе рабочих групп; г) привлечение сторонних кадров (в первую очередь экспертов); д) реализация совместными усилиями контрольных функций в пределах своей компетенции.

В качестве имущественных взносов Российской Федерации в хозяйственную основу корпораций выступают бюджетные средства, предприятия и организации, недвижимые и движимые объекты, права требования кредиторов, ценные бумаги, денежные средства ликвидированных корпораций. Последний вид имущественного взноса характерен для Агентства по страхованию вкладов — ему переданы финансовые активы ликвидируемой государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»2.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по каждому объекту недвижимого имущества при передаче его в собственность государственной корпорации делается соответствующая запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответствующая запись вносится тем территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в зависимости от того, на территории какого регистрационного округа находится недвижимое имущество корпорации.

1 См.: Часть 4 ст. 6 Федерального закона «О банке развития».

2 Курбатов А.Я. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 200. № 4. С. 115.

Экономическая поддержка государством учреждаемых корпораций не прекращается на стадии их создания. Законодательство наделяет возможностью Правительство РФ предоставлять государственным корпорациям в пределах своей компетенции определенные льготы ‘. К ним относятся льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, а также полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом и иные формы поддержки. А. Б. Агапов указывает на возможность предоставления субсидиарных публичных средств при нехватке собственных средств корпорации 2. Однако следует учитывать, что параллельно действует норма, в соответствии с которой Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, а государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации3.

Отечественное законодательство закрепляет за специальными федеральными органами исполнительной власти — Счетной палатой РФ и соответствующими федеральными службами контрольно-надзорные полномочия. Кроме этого, надзор за соблюдением законодательства как основную свою задачу, осуществляет Генеральная прокуратура РФ. По результатам проведенной прокурорской проверки в отношении Фонда, в ходе которой по итогам 2008 года выявлено экономически нецелесообразное расходование выделенных денежных средств, Президент РФ поручил Генеральному прокурору РФ и начальнику Контрольного управления Президента РФ провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. На эту задачу отведено три месяца, начиная с августа 2009 года, по итогам которой также поручено представить до 10 ноября предложения, в том числе и о целесообразности дальнейшего использования самой организационно-правовой формы.

Реализация функций надзора Счетной палатой РФ в отношении государственных корпораций допустимо только на стадии выделения Российской Федерации бюджетных средств в качестве имущественного взноса, иных субсидиарных публичных средств. В данных случаях корпорации обязаны исполнить информационные и иные обязанности, обусловленные проведением Счетной палатой РФ бюджетного контроля. Кроме этого, государственные корпорации исполняют обязанности, обусловленные проведением мер публичного контроля: экологического, лицензионного, санитарного, финансового, таможенного. Корпорации как форма некоммерческих организаций обязаны предоставлять отчетность органам государственной статистики и налоговым органам4.

1 См.: Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

2 Административное право / А.Б. Агапов. 6-изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2009. С. 217.

3 См.: Абзац 3 ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

4 Там же, см.: Часть 1 ст. 32.

При выявлении фактов нарушения действующего законодательства в отношении государственных корпораций соответствующими контрольно-надзор -ными органами могут быть применены санкции, преимущественно штрафные. Помимо привлечения к административной и иной публичной ответственности корпораций-нарушителей, возможно привлечение их должностных лиц к уголовной ответственности за злоупотребление наделенными полномочиями1.

Государственным корпорациям переданы в собственность значительные объемы бюджетных средств, следовательно, особенное значение приобретает осуществление мероприятий по проведению внешнего финансового контроля и надзора 2. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные подразделения. Меры внешнего финансового контроля включают в себя проведение выездных и камеральных проверок соблюдения корпорацией обязанностей по внутреннему финансовому контролю.

Надзорные функции Президента и Правительства РФ сводятся к ежегодному представлению аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности корпорации вместе с ее годовым отчетом. Агентство направляет вышеперечисленные документы, помимо Правительства РФ, в Банк России (ч. 3 ст. 24 Закона № 177-ФЗ), а Фонд — в обе палаты Федерального Собрания РФ и Общественную палату РФ (ч. 3 ст. 12 Закона № 185-ФЗ).

Таким образом, сферы взаимоотношений государственных корпораций с публичными органами независимо от уровня последних крайне разнообразны. В зависимости от содержания их можно классифицировать по такому основанию, как этапы деятельности государственных корпораций. На первом, начальном этапе в государственных реестрах фиксируется публичный статус корпораций, формируются их имущественные комплексы и органы управления корпораций. Содержание второго этапа заключается в осуществлении текущей деятельности корпораций — достижение поставленных целей, в процессе которой налаживается нормативно регламентированное сотрудничество с публичными органами и ими же проводятся контрольно-надзорные мероприятия и привлекаются виновные лица к различным формам публичной ответственности. Последний, третий этап взаимоотношений представляет собой следование сторонами порядку проведения процедур реорганизации и ликвидации и порядку использования имущества корпораций. Особенности участия публичных органов в описанных процедурах должны быть закреплены в принятых отдельно федеральных законах.

1 См.: Прим. к п. 3 ст. 285 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 63-ФЭ «Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2007. № 49. Ст. 6079.

2 См.: Ст. 2 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.