Научная статья на тему 'Виктимологическая характеристика пострадавших от деятельности этнических преступных группировок'

Виктимологическая характеристика пострадавших от деятельности этнических преступных группировок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА / VICTIMOLOGY / VICTIMOLIGICAL PREVENTION / ETHNIC CRIMINAL GROUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаев И. Х.

В статье автор дает виктимологическую характеристику пострадавших от деятельности участников этнических преступных группировок, а также предлагает меры виктимологической профилактики преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimological characteristics of those who suffered from the activities of ethnic criminal groups

The author of the article gives the victimological characteristics of those who suffered from the activities of ethnic criminal groups. The measures of victimological crime prevention are also proposed.

Текст научной работы на тему «Виктимологическая характеристика пострадавших от деятельности этнических преступных группировок»

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУППИРОВОК

И.Х. Касаев

(старший инженер-программист отделения информационного обеспечения учебного процесса отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса Волгоградской академии МВД России; [email protected])

В статье автор дает виктимологическую характеристику пострадавших от деятельности участников этнических преступных группировок, а также предлагает меры виктимологической профилактики преступности.

Ключевые слова: виктимология, виктимологическая профилактика, этническая преступная группировка.

В последние годы в стране возросло количество организованных преступных группировок этнического характера, состоящих из лиц одной или нескольких родственных национальностей. По данным М.П. Клейменова, в настоящее время только в г. Москве каждая пятая преступная группа сформирована на этнической основе [1, с. 331].

Виктимологический аспект деятельности участников этнических преступных группировок заслуживает, на наш взгляд, отдельного внимания, так как «.. .изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным» [2, с. 177]. Слово «виктимология» в буквальном переводе означает «учение о жертве» (от лат. victim - «жертва» и греческого logos - «учение»).

Предмет виктимологии (точнее, криминальной виктимологии, в отличие от других ее направлений) - это не только жертвы преступлений, но и отношения, связывающие преступника и жертву, ситуации, предшествующие преступлению, независимо от их отдаленности и от завершения преступления [3, с. 54]. Виктимное поведение жертвы является обстоятельством, влияющим на меру наказания, однако в определенных случаях может рассматриваться как обстоятельство, способствующее совершению преступления.

В данном случае прав Г.Й. Шнайдер, который считает, что «жертва преступления (потерпевший) является существен-

ным элементом в процессах возникновения преступления и контроля над преступностью» [4, с. 349].

При осуществлении предупреждения преступной деятельности участников этнических преступных группировок необходимо понимать, что защита жертв преступлений - важнейшее направление предупредительной деятельности. Актуальность этого направления определяется тем, что важно не только понимание природы и причин преступного поведения, предшествовавших этому ситуаций, но и установление вреда, причиняемого преступлениями, а также иных последствий.

Статистика ГИАЦ МВД России свидетельствует об усугублении виктимоген-ной ситуации в Российской Федерации, характеризующейся ростом количества потерпевших. Если, к примеру, в 1997 г. было выявлено 1 704,2 тысячи потерпевших от преступлений, то в 2009 г. их число достигло 2 675,1 тысячи [5].

С целью установления степени и удельного веса виктимности граждан применительно к преступлениям, совершаемым участниками этнических преступных группировок, нами была осуществлена классификация жертв по их половой принадлежности. Абсолютное большинство жертв таких преступлений составляют мужчины (88,3 %). На наш взгляд, это связано с тем, что в большей степени именно мужчины обладают значительными материальными средствами.

Доля женщин невысока (11,7 %). По результатам проведенного нами опроса сотрудников правоохранительных органов, женщины в основном становятся жертвами сексуального насилия со стороны участников этнических преступных группировок.

Кроме того, было установлено распределение жертв участников этнических преступных группировок по возрастному признаку: лица 14-17 лет - 2,2 %; 18-21 лет - 3,6 %; 22-29 лет - 10,2 %; 30-35лет

- 24,1 %; 36-40 лет - 23,4 %; 41-50 лет -31,4 %; 51 год и старше - 5,1 %.

Таким образом, в большей степени от преступных посягательств страдают лица в возрасте от 30 до 50 лет (78,9 %). Это можно объяснить тем, что наиболее активная, трудоспособная часть населения относится именно к этой возрастной группе. Виктимность по отношению к этим лицам возрастает при наличии в их распоряжении материальных ценностей. Именно против данной категории лиц участниками этнических преступных группировок совершается весь спектр преступлений против собственности, что впоследствии нередко заканчивается причинением различной степени тяжести вреда здоровью, а также убийством.

В определенной степени повышению виктимности способствует низкий образовательный уровень потерпевших. По данным исследователей, малообразованные люди с низким уровнем культуры и сами совершают преступления, и вызывают ответную реакцию, приводящую к причинению им вреда [6, с. 142]. В ходе исследования образовательный уровень жертв участников этнических преступных группировок распределился следующим образом: неполное среднее образование имели 26,3 % человек; среднее образование

- 56,2 %; высшее образование - 17,5 %.

В рамках изучения виктимологичес-кого аспекта преступности участников этнических преступных группировок необходимо учитывать тот факт, что жертвами преступных посягательств могут быть как иностранные граждане и лица без гражданства, так и российские граждане.

В зависимости от гражданства жертвы этнических преступных группировок, по нашим данным, распределились следующим образом: граждане Российской Федерации - 74,5 %; иностранные граждане и лица без гражданства - 25,5 %.

Большинство жертв преступных посягательств участников этнических преступных группировок, по результатам нашего опроса, в 80,3 % случаев являются представителями титульной нации - русскими. При этом преступная активность представителей различных этносов нередко концентрируется и вокруг своих соотечественников (10,7 %), проживающих на территории России или прибывающих в Российскую Федерацию с различными целями. Эти граждане нередко становятся жертвами представителей той же национальности в таких преступлениях, как вымогательство, убийство, грабеж, разбой и другие [1, с. 332].

На основе анализа материалов уголовных дел и проведенных опросов полагаем, что жертвы, в отношении которых участниками этнических преступных группировок совершаются преступления, также характеризуются принадлежностью к одному и тому же этносу, что и преступники, и знакомством с преступниками. По степени распространенности жертв преступлений можно разделить на следующие категории:

1. Жертва, независимо от этнической принадлежности, с которой преступник ранее не был знаком, не состоял ни в каких отношениях, - самая распространенная категория лиц; по данным исследования, они составляют 70,5 % от общего числа жертв. В данную категорию входят представители бизнеса, служащие государственных и коммерческих предприятий и т.д., то есть лица, связанные с хранением или реализацией значительных материальных ценностей, являющихся предметом их деятельности.

А.Ю. Арефьев указывает, что значительная часть потерпевших - это лица, так или иначе занятые торговой и коммерческо-посреднической деятельностью. По его данным, 20,4 % жертв занимались ком-

100

мерческой деятельностью, 14,8 % являлись работниками торговли и общественного питания [7, с. 71, 72]. В абсолютном большинстве случаев указанная категория жертв - это представители титульной нации, т.е. русские.

2. Жертва - представитель этнического большинства, проживающего на той территории, где было совершено преступление, ранее знакомый с преступником (16,4 %).

Таких лиц организаторы этнических преступных группировок стараются привлечь в группировку, так как с их помощью проще развернуть преступную деятельность в регионе. Отказ от участия в преступной деятельности группировки влечет за собой повышение степени виктимности данной категории лиц.

3. Жертва - представитель того же этнического меньшинства, что и преступник, ранее знакомый с ним (8,2 %), - лицо, которое в поисках заработка поменяло место жительства.

Такие лица, оказавшись вне мест компактного проживания своей этнической общности, испытывают психологический дискомфорт и дисгармонию. Данное состояние порождает определенные противоречия, напряженность в отношениях с коренным населением. В поисках поддержки и помощи они нередко обращаются к знакомым им лицам - участникам этнических преступных группировок, что в конечном итоге оборачивается против них самих.

4. Жертва - представитель иного этнического меньшинства, нежели преступник, ранее знакомый с преступником (4,9 %).

Данную категорию составляют лица, которые, попадая в общность, представленную этническим большинством, в силу малочисленности этнически идентичных себе лиц, стремятся сплотиться с представителями иных этнических меньшинств.

Данная классификация жертв необходима для организации специального направления предупредительной работы

- виктимологической профилактики. По мнению В.И. Задорожного, она представ-

ляет собой «специфическую деятельность субъектов предупреждения преступлений по реализации общих и индивидуальных мер, направленных на снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств...» [8, с. 124].

На основе проведенного анализа жертв преступных посягательств предлагаем некоторые меры виктимологической профилактики с учетом предложенной выше классификации. Данная классификация может развиваться, дополняться, но ее использование может иметь, на наш взгляд, большую практическую значимость для индивидуальной профилактической работы с потенциальными жертвами.

1. Жертва, независимо от этнической принадлежности, с которой преступник ранее не был знаком, не состоял ни в каких отношениях. Наиболее действенной мерой профилактики, на наш взгляд, будет выступать активизация информационной работы, разъясняющей возможности использования специальных технических средств по охране жизни и собственности. Для данной категории жертв целесообразно привлечение на договорной основе подразделений вневедомственной охраны в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел.

Предоставляемая охрана, конечно, будет зависеть от возможностей собственника, места и состояния охраняемого объекта и т.д., но, по нашему мнению, использование потенциала вневедомственной охраны позволило бы в определенной степени стабилизировать криминогенную обстановку в отношении указанной категории жертв.

2. Жертва - представитель этнического большинства, проживающего на той территории, где было совершено преступление, ранее знакомый с преступником.

Представители данной категории могут быть заняты в любой сфере деятельности. Особенностью данной категории жертв является то обстоятельство, что они излишне доверчивы к людям и беспечны по отношению к сохранности своей собс-

Юридическая наука и правоохранительная практика твенности. Часты ситуации, когда участники этнических преступных группировок были, к примеру, временными квартиросъемщиками или просто знакомыми, которым доверили присмотреть за собственностью.

Профилактические меры виктимоло-гического содержания в отношении данной категории жертв должны включать в себя (в общем виде):

- правовую пропаганду, разъяснительную работу среди населения, имеющую целью показать гражданам опасность излишней доверчивости к малознакомым лицам;

- мероприятия, направленные на установление индивидуальных технических средств по охране их собственности, жилища.

3. Жертва - представитель того же этнического меньшинства, что и преступник, ранее знакомый ему, - относится к самой незащищенной категории жертв, так как в нее входят представители этнических меньшинств, которые по различным социально-экономическим причинам, нередко вынужденно поменяли место жительства.

С криминологической точки зрения это связано с тем, что им необходимо адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам жизни, что вызывает свои сложности. Положение вынужденных мигрантов может быть усугублено отсутствием средств к существованию. Вне зависимости от причин миграции данная категория жертв испытывает определенные социально-бытовые и психологические трудности. Предъявляемые к ним со стороны коренного населения требования могут вступать в противоречия с их интересами и влиять на них самым негативным образом. Конфликты на почве столкновений интересов, противоречия заставляют их искать защиту у этнически идентичных граждан, которые далеко не всегда законопослушны. Часто участники этнических преступных группировок активно используют данную категорию жертв в своей преступной деятельности, пользуясь их беспомощным положением.

По этой причине в целях профилактики предлагается создать финансируемые региональными властями центры правовой, социальной и психологической помощи, деятельность которых должна быть направлена на интеграцию мигрантов (особенно внутренних) в этническую среду коренного населения, а также на оказание необходимой психологической и правовой помощи. Эффективная работа такого рода центров смогла бы удержать большинство представителей этнических меньшинств от необходимости связываться в поисках помощи с представителями той же национальности из числа участников этнических преступных группировок.

4. Жертва - представитель иного этнического меньшинства, нежели преступник, ранее знакомый с преступником. Применительно к рассматриваемым лицам - жертвам участников этнических преступных группировок, так же как и к предыдущей категории жертв, необходимы аналогичные профилактические меры, так как они ищут поддержки и защиты на почве столкновений с представителями этнического большинства.

Одной из важнейших мер профилактики преступности и ее предупреждения по отношению ко всем выделенным категориям жертв является строгое и неуклонное соблюдение должностными лицами государственных и административных органов, сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по защите прав и законных интересов граждан. При осуществлении этой деятельности указанным субъектам необходимо учитывать этнопсихологические особенности нации, ее обычаи и традиции.

В случае, когда представителю этнического меньшинства преступлением причинен физический, моральный или имущественный вред, а уполномоченные на то государством субъекты не оказывают ему помощь, он, несомненно, пытается защитить себя сам, что приводит к совершению преступления и к новым жертвам. Необходимо информирование граждан средствами массовой информации об особенностях российского уголовного права, о субъек-

102

тах, законодательно регулирующих уголовно-правовые отношения.

Таким образом, безопасность граждан России напрямую зависит от реализации системной государственной политики во всех сферах с участием различных слоев населения, как титульной нации, так и представителей этнических меньшинств. Эта проблема, безусловно, требует дальнейшего осмысления и научно-практической доработки и автор отдает себе отчет в том, что в рамках данной статьи невозможно рассмотреть все ее аспекты. Несмотря на это, знание вышеуказанных особенностей необходимо правоохранительным органам для осуществления эффективных мер виктимологической профилактики преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок.

1. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М.: НОРМА, 2009. 448 с.

2. Криминология / под ред. В.Д. Мал-кова. изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 524 с.

3. Криминология и профилактика преступлений: учеб. пособие / под ред.

В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 576 с.

4. Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. Ю.А. Неподаева; под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М.: Прогресс-Универс, 1994. 504 с.

5. Официальный сайт МВД России. ЦКЪ: http://www.mvd.ru (дата обращения: 8 сент. 2010 г.).

6. Полубинский В.Н., Ситковс-кий А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 291 с.

7. Арефьев А.Ю. Проблемы викти-мологической профилактики квартирных краж, грабежей и разбойных нападений на квартиры: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. 189 с.

8. Задорожный В.И. Виктимологи-ческая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты. М.: Акад. управления МВД России, 2005. 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.