АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. КАЗЮЛИН,
соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России, юрисконсульт правовой группы Академии управления МВД России, старший
лейтенант полиции
12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация: Статья посвящена описанию организации и содержания информационного обеспечения вик-тимологической безопасности движимого имущества граждан с позиций теории виктимологической безопасности в рамках системного подхода к предупреждению преступлений.
Ключевые слова: виктимологическая безопасность, информационное обеспечение, криминология, викти-мология, предупреждение преступлений
INFORMATIONAL MAINTAINING OF VICTIMOLOGICAL SAFETY: CONTENTS AND ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT
A.V. KAZYULIN,
competitor of chair of a criminology of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the legal adviser of legal group of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of police
Annotation. The article is devoted to the description of organization and contents of informational maintenance of ensuring victimological safety of a personal property of citizens from positions of the theory of victimological safety within a system approach to the prevention of crimes.
Keywords: victimological safety, informational maintaining, criminology, victimology, crime prevention
В условиях формирования и развития информационного общества в начале XXI в. любой вид деятельности, особенно в таких чувствительных для социума направлениях как обеспечение безопасности, требует детальной проработки системы информационного обеспечения государственного управления. Отсюда и эффективность обеспечения виктимологической безопасности невозможна без сбора, обработки и анализа обширной информации виктимологическо-го характера, позволяющей всесторонне учесть как общие виктимогенные факторы, так и особенности виктимизации в отдельных сферах общественной жизни.
Так, всё чаще отечественные виктимологи справедливо отмечают, что «проблема информационно-аналитического обеспечения виктимологической профилактики достаточно остра в силу консервативного подхода к ее разрешению. Информация, носящая виктимологический характер, должна отвечать тре-
бованиям своевременности, надёжности (т.е. достоверности, полноты и объективности), логичности, лаконичности, оптимальности, доступности для восприятия, системности и комплексности» [4, С. 274].
Использование организационных мер предупреждения виктимизации населения подразумевает необходимость изучения жертв преступлений, проведения масштабных виктимологических исследований в целях получения необходимой информации для предупреждения преступлений. Виктимогенные факторы, детерминанты и условия виктимизации граждан, наиболее виктимные категории лиц, социальные группы с повышенной виктимностью, — все это должно быть предметом постоянного научного и практического интереса правоохранительных органов. Безусловно, решение задач обеспечения вик-тимологической безопасности требует эффективных методов выявления виктимных лиц, виктимогенных фаткоров, что в настоящее время в существующих
условиях реформирования органов внутренних дел сильно затруднено, особенно если учесть, что, по-прежнему, многие лица, уже пострадавшие от преступных действий, избегают обращаться в правоохранительные органы.
Одним из первоочередных направлений информационного обеспечения виктимологической безопасности следует считать организацию на федеральном уровне мониторинга виктимологической ситуации в стране, широкомасштабных исследований виктим-ности и процессов виктимизации социальных групп, беря пример с соответствующей работы в развитых зарубежных странах. Только систематический сбор информации в течение ряда лет позволит составить научно обоснованную картину виктимологической безопасности в России и своевременно корректировать меры предупреждения преступности. В рамках этого направления, возникает необходимость создания и систематического пополнения баз данных, формируемых из специальных информационных документов (карточки, дела, журналы учета), которые должны служить основой для компьютерного моделирования виктимологической безопасности и мер виктимологического предупреждения. В данных моделях могут отражаться наиболее типичные по возникновению и реализации виктимогенные ситуации, повторяющиеся типы жертв, которые становятся таковыми при совершении преступлений на конкретной территории (объекте), а также количественные и качественные характеристики преступлений, совершенных на обслуживаемой территории, обусловленных предкриминальным виктимным поведением жертв.
Интересным представляется предложение К.В. Виш-невецкого, который считает необходимым проводить перекрестные исследования в отношении социальных страт, разделенных на два базовых класса. К первому классу могут быть отнесены страты, выделенные по со-цио-экономическому принципу (основной принцип стратификации): богатые, состоятельные, середина (аналог среднего класса), малообеспеченные, бедные, «социальное дно». На более высоком уровне постановки исследовательских задач данную схему можно было бы дополнить исследованиями процессов глобальной стратификации. Ко второму классу целесообразно отнести: а) страты, выделенные по половозрастному принципу — женщины, мужчины, дети, лица младшего, среднего, преклонного возраста (наиболее изучаемые в западной виктимологии категории); б) страты с лабильной виктимностью — прежде всего мигрантов [2, С. 36].
Для принятия обдуманных решений в области информационного обеспечения виктимологической безопасности нужны разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, о социальных последствиях преступности в целом, отдельных видов и групп преступлений, об отношении
граждан к социальным последствиям преступности и конкретным преступлениям, о степени виктим-ности различных слоев и групп населения, уровне страха и подавленности населения вследствие разгула преступности. Для получения полной картины, характеризующей виктимологическую ситуацию, целесообразно проводить прикладные исследования с использованием методик конкретных социологических исследований, среди которых в данном случае наиболее приемлемыми являются изучение документов (уголовных дел, так называемых отказных материалов и др.) и опрос граждан, а также должностных лиц. Важным подспорьем в деле информационного обеспечения может стать моральная статистика, содержащая учет лиц, обратившихся в различные учреждения за помощью [1, С. 22-24]. Всестороннее изучение виктимологических факторов преступности на статистическом уровне позволит выделить достаточно полный их круг, подлинную картину преступности и ее социальных последствий, скорректировать меры виктимологического предупреждения.
В.А. Лелеков и А.Н. Щеголева применительно к реализации аналитического аспекта виктимологиче-ской профилактики указывают на то, что «важнейшее значение имеет создание «информационного банка», в котором бы хранились все данные о вик-тимном поведении несовершеннолетних, социально-демографических, психофизических, нравственно-психологических свойствах личности подростка, микросреде, конфликтах, мерах реагирования субъектов профилактики на их противоправное поведение. Источником таких данных могли бы стать переработанные статистические формы ГИАЦ при МВД России, карточки первичного учета, приговоры судов и другие сведения от тех, кто знает подростка по месту жительства, работе, учебе. Для этого необходимо: определить на региональном уровне орган, в котором будет аккумулироваться вся имеющаяся в соответствующем субъекте информация по данной проблеме, объем, порядок и сроки обмена такими сведениями» [5, С. 258].
Использование виктимологических возможностей в практической деятельности зависит от того, насколько полно и своевременно выявляются потенциальные потерпевшие и конкретные ситуации, чреватые возможностью совершения преступлений. Выявление лиц, обладающих повышенной виктим-ностью, различается в зависимости от того, о какой (индивидуальной или групповой) предрасположенности идет речь. Достаточно простым представляется выявление лиц, повышенная виктимность которых связана, например, с их профессией, родом деятельности (кассиры, инкассаторы, материально ответственные лица, работники правоохранительных органов, предприниматели, не пользующиеся услугами охранных предприятий). Поэтому, проводя общепрофилактические мероприятия, следует в обязательном
порядке предусмотреть как меры их общесоциальной зашиты, так и индивидуальные меры информационного, воспитательного и технического свойства, включая персональную охрану в случае необходимости.
Реальной, по крайней мере применительно к крупным горрайорганам внутренних дел, является постановка вопроса о специализации сотрудников по линии работы с потерпевшими и другими жертвами преступлений. В перспективе целесообразно создать государственную службу по поддержке жертв преступлений, оказанию потерпевшим социально-психологической, правовой и иной помощи. При создании данной службы принципиально важными являются признание и последующая реализация следующих положений:
возложение ответственности за организацию обращения с преступником не на жертву преступления, а на государство, которое несет юридическую и моральную ответственность за ущерб, причиненный жертвам преступлений на его территории;
наделение жертв правом информированности т.е. на получение информации о ходе расследования преступлений и принимаемых решениях, на ознакомление с материалами соответствующих дел, на высказывание своих соображений о причиненном материальном ущербе, полученных психических, эмоциональных и физических травмах;
обязательность защиты жертв преступлений. Жертвы, испытывающие страх перед местью со стороны преступников, их родственников и знакомых, должны иметь право на адекватную защиту, включая наложение дополнительных правоограничений на преступников (запреты контактов с жертвой, установление ответственности за нарушение принципов защиты и обеспечения безопасности жертвы). Организация безопасности жертв должна включать право на изменение их фамилий, места жительства, физическую охрану, на обеспечение безопасности в суде при даче показаний;
# компенсация причиненного жертвам ущерба. Жертвы преступлений должны иметь право получения материальной компенсации за причиненные преступлением физические и психические травмы и их лечение, эмоциональный ущерб, потерю дохода и другие виды ущерба, не компенсируемые системой социальной помощи, принятой в государстве;
® поддержка жертв. Сотрудники правоохранительных органов должны проходить специальное обучение, направленное на организацию обращения с жертвами преступлений[6, С.30].
Психологическая поддержка потерпевших, в первую очередь — от насильственных преступлений, а также их реальная физическая защита имеют важное значение, так как жертвы могут подвергнуться повторной виктимизации (например, насилию со стороны неизолированного преступника, его окру-
жения). В конечном счете, нередко для многих потерпевших моральный вторичный вред может быть более серьезным, чем первичный.
Опыт предоставления психологической помощи потерпевшим в ходе различных преступных посягательств убедительно свидетельствует о необходимости системного и еще более углубленного и специализированного ее осуществления. Для этого в законодательстве о помощи жертвам преступлений должны быть четко зафиксированы виды помощи психологического, материального характера и круг субъектов, которые её оказывают. Здесь требуется выделить: психологическую помощь, способствующую преодолению гражданами психологических трудностей в реализации своих прав и законных интересов, нарушенных преступлениями; психиатрическую помощь, содействующую преодолению серьезных отклонений в психическом здоровье потерпевших; социально-педагогическую помощь, касающуюся восстановления способностей, полученных при общеобразовательной и трудовой подготовке; духовную помощь, способствующую нравственной и духовно-мировоззренческой стабилизации внутреннего мира граждан.
Также, значимой «частью криминолого-виктимо-логического подхода к предупреждению преступности выступает прогнозно-аналитическое исследование криминологической обстановки. Сущность социально-криминологического и виктимологиче-ского прогнозирования сводится к оценке основных тенденций ее изменения на основе системного анализа состояния преступности и перспектив ее развития под влиянием экономических и социальных процессов, протекающих в разных частях региона, и перспектив их регулирования»[2, С.38].
Важным элементом информационного обеспечения виктимологической безопасности является правовое воспитание и формирование правосознания граждан. Практика свидетельствует, что некоторые преступления стали возможными в связи с правовой неосведомленностью потерпевших, особенно относительно необходимой обороны. В данном контексте интересными представляются предложения Л.Е. Окс, которая считает, что для развития в России вик-тимологической профилактики необходимо:
разработать виктимологическую идеологию, направленную на переориентацию общества с проблем только преступника на проблемы жертв преступлений;
создать систему специального законодательства, направленного на обеспечение прав жертв преступлений и организацию справедливого обращения с ними. К сожалению, Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» реализуется не в полной мере в связи с недостаточностью финансирования;
организовать эффективное ресурсное обеспечение деятельности правоохранительных органов по обращению с жертвами преступлений и жертвами злоупотребления властью;
укрепить взаимодействие между гражданами и системой уголовной юстиции[6, С.30].
Применительно к информационному обеспечению виктимологической безопасности важным является вопрос о роли средств массовой коммуникации. Г.Н. Горшенков в этой связи отмечает, что виктимоген-ность средств массовой коммуникации есть способность органа массовой информации, источника и/ или самого акта массовой информации оказывать вредоносное воздействие на лицо, причиняя ему нравственные, физические страдания либо повышая или первично формируя антропологическую и/ или социальную виктимность, а также способность участника организации массовой информации претерпевать вред, причиненный ему правонарушением или иным проступком, противоречащим общепринятым нормам социального общежития. В одном случае лицо может оказаться жертвой непосредственного воздействия на него СМИ; в другом — оно как бы приобретает свойство повышенной уязвимости от различных посягательств, в том числе и уголовно наказуемых, стимулируемых СМИ; в третьем — может претерпевать вред от противоправных действий, бездействия представителя массовой информации; в четвертом — сам участник органа массовой информации может оказаться жертвой посягательства, мотивация которого вызвана профессиональной деятельностью [3, С. 156; 7, С .23].
Таким образом, информационное обеспечение виктимологической безопасности наполняет викти-мологическое предупреждение преступности содержанием и способствует эффективной организации
профилактики преступлений. Виктимологическая информация, как содержательная единица викти-мологической безопасности, должна отвечать требованиям своевременности, надёжности, логичности, лаконичности, оптимальности, доступности для восприятия, системности и комплексности. Только в этом случае усилия наших современников из числа учёных и практических работников правоохранительных органов могут в будущем привести к существенной девиктимизации российского общества и, как результат, - к снижению уровня преступности.
Литература
1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: НОРМА, 2001.
2. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2008.
3. Горшенков Т.Н. Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород, 2003. С. 156;
4. Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимоло-гической профилактики преступлений: Дис... докт. юрид. наук. М., 2006.
5. Лелеков В.А., Щеголева А.Н. Информационно-аналитический аспект виктимологической профилактики преступности несовершеннолетних // Общество и право. 2008. №
1 (19).
6. Окс Л.Е. Некоторые проблемы совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений // Российский следователь. 2009. № 5.
7. Сидоренко Э.Л. СМИ как фактор, воздействующий на криминализацию и виктимизацию населения // Право и государство. 2005. № 5.
8. Солодовников С.А. Виктимологическая статистика и отношения «преступник-жертва» в системе криминологического анализа // Закон и право. 2004. № 12.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
С.Д. ПЕТРОЧЕНКОВ, аспирант кафедры уголовного права и криминологии; уголовно-исполнительного права Академии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации 12.00.08 - уголовное право, криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Юридического института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Б. СОКТОЕВ [email protected]