Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / STATE FUNCTIONS / LAW ENFORCEMENT / LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина Ольга Викторовна

Введение: стремление соответствовать статусу полноценного в правовом, социально-экономическом, идеологическом отношении образования требует от го сударства выполнения многочисленных функций, одна из которых предопределена необходимостью создания таких условий существования общества, которые бы обеспечивали его безопасность, привычный и основанный на признаваемых нормах и правилах порядок, предупреждали бы возникновение каких-либо негативных проявлений и позволяли развиваться. Традиционное направление деятельности государства по решению перечисленных задач называется функцией правоохраны и осуществляется она в рамках особого рода системы правоохранительной. Цель: формирование авторского понимания места и роли деятельностного и нормативного компонентов в механизме реализации правоохранительной функции Российского го сударства. Методологическая основа: основными методами исследования являются формально-юридический, системно-структурный. В дополнение к ним применяется деятельностный подход. Результаты: предложено авторское понимание природы и специфики деятельностного и нормативного компонентов в механизме реализа ции правоохранительной функции Российского государства. Выводы: юридическая деятельность, осуществляемая в рамках механизма реализации функции охраны правопорядка государством (правоохранительная деятельность) это опосредуе мая правом и осуществляемая на его принципах в процедурно-процессуальных фор мах, целенаправленная, интеллектуально-волевая, управленческая деятельность компетентных субъектов, направленная на обеспечение состояния защищенности и безопасности отношений и явлений, находящихся в сфере правового воздействия, а также интересов общества, государства и личности от возможных аномалий путем использования правовых способов, средств и гарантий. Нормативная основа анализируемого механизма довольно многообразна и многовариантна. Критикуется позиция, согласно которой, правила поведения, регламентирующие связи и отноше ния внутри правоохранительной системы, носят исключительно охранительный характер. Хотя, именно охранительные нормы преобладают в силу особенностей изучаемого объекта, а также его целей, задач и функций.Background: the desire to meet the status of a legally mature, socio-economic, and ideological education requires the state to perform numerous functions, one of which is predetermined by the need to create such conditions for the existence of society that would ensure its security, the usual order based on the recognized norms and rules, preventing the occurrence of any negative manifestations, and allowing development. Traditionally, the direction of the state’s activity in solving these tasks is called the law enforcement function and it is carried out within a special kind of system-law enforcement one. Objective: to form the author’s understanding of the place and role of the activity and normative components in the mechanism of implementation of the law enforcement function of the Russian state. Methodology: main methods of research are formal-legal, system-structural, besides an activity approach is applied. Results: the author’s understanding of the nature and specifics of the activity and regulatory components in the mechanism of implementation of the law enforcement function of the Russian state is proposed. Conclusions: legal activity carried out within the framework of the mechanism for implementing the function of law enforcement by the state (law enforcement) is a purposeful, intellectual-volitional, managerial activity of competent subjects, mediated by law and carried out on its principles in procedural and procedural forms, aimed at ensuring the state of protection and security of relations and phenomena that are in the sphere of legal influence, as well as the interests of the society, the state and the individual from possible anomalies through the use of legal methods, means and guarantees. The normative basis of the analyzed mechanism is quite diverse and multi-variant. The author criticizes the position that the rules of conduct governing relations within the law enforcement system are exclusively protective. Although, it is the protective rules that prevail due to the characteristics of the object being studied, its goals, tasks and functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Домнина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10040 УДК 340.1

О.В. Домнина

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Введение: стремление соответствовать статусу полноценного в правовом, социально-экономическом, идеологическом отношении образования требует от государства выполнения многочисленных функций, одна из которых предопределена необходимостью создания таких условий существования общества, которые бы обеспечивали его безопасность, привычный и основанный на признаваемых нормах и правилах порядок, предупреждали бы возникновение каких-либо негативных проявлений и позволяли развиваться. Традиционное направление деятельности государства по решению перечисленных задач называется функцией правоохраны и осуществляется она в рамках особого рода системы — правоохранительной. Цель: формирование авторского понимания места и роли деятельностного и нормативного компонентов в механизме реализации правоохранительной функции Российского государства. Методологическая основа: основными методами исследования являются формально-юридический, системно-структурный. В дополнение к ним применяется деятельностный подход. Результаты: предложено авторское понимание природы и специфики деятельностного и нормативного компонентов в механизме реализации правоохранительной функции Российского государства. Выводы: юридическая деятельность, осуществляемая в рамках механизма реализации функции охраны правопорядка государством (правоохранительная деятельность) — это опосредуемая правом и осуществляемая на его принципах в процедурно-процессуальных формах, целенаправленная, интеллектуально-волевая, управленческая деятельность компетентных субъектов, направленная на обеспечение состояния защищенности и безопасности отношений и явлений, находящихся в сфере правового воздействия, а также интересов общества, государства и личности от возможных аномалий путем использования правовых способов, средств и гарантий. Нормативная основа анализируемого механизма довольно многообразна и многовариантна. Критикуется позиция, согласно которой, правила поведения, регламентирующие связи и отношения внутри правоохранительной системы, носят исключительно охранительный характер. Хотя, именно охранительные нормы преобладают в силу особенностей изучаемого объекта, а также его целей, задач и функций.

Ключевые слова: функции государства, охрана правопорядка, правоохранительная функция государства.

© Домнина Ольга Викторовна, 2020

Соискатель кафедры теории государства и права, старший преподаватель кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: k_tgp@ssla.ru

© Domnina Olga Viktorovna, 2020

Postgraduate degree seeker, Theory of state and law department, senior lecturer, Legal psychology, forensic 86 science and pedagogy department (Saratov State Law Academy)

O.V. Domnina

ACTIVITY AND REGULATORY COMPONENTS OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE

Background: the desire to meet the status of a legally mature, socio-economic, and ideological education requires the state to perform numerous functions, one of which is predetermined by the need to create such conditions for the existence of society that would ensure its security, the usual order based on the recognized norms and rules, preventing the occurrence of any negative manifestations, and allowing development. Traditionally, the direction of the state's activity in solving these tasks is called the law enforcement function and it is carried out within a special kind of system-law enforcement one. Objective: to form the author's understanding of the place and role of the activity and normative components in the mechanism of implementation of the law enforcement function of the Russian state. Methodology: main methods of research are formal-legal, system-structural, besides an activity approach is applied. Results: the author's understanding of the nature and specifics of the activity and regulatory components in the mechanism of implementation of the law enforcement function of the Russian state is proposed. Conclusions: legal activity carried out within the framework of the mechanism for implementing the function of law enforcement by the state (law enforcement) is a purposeful, intellectual-volitional, managerial activity of competent subjects, mediated by law and carried out on its principles in procedural and procedural forms, aimed at ensuring the state of protection and security of relations and phenomena that are in the sphere of legal influence, as well as the interests of the society, the state and the individual from possible anomalies through the use of legal methods, means and guarantees. The normative basis of the analyzed mechanism is quite diverse and multi-variant. The author criticizes the position that the rules of conduct governing relations within the law enforcement system are exclusively protective. Although, it is the protective rules that prevail due to the characteristics of the object being studied, its goals, tasks and functions.

Key-words: state functions, law enforcement, law enforcement function of the state.

Современный этап развития общества свидетельствует о нестабильности в сфере международного сотрудничества. На фоне процессов глобализации отчетливо проявились новые опасности для общества, а также сопутствующие им порой печальные результаты. События последних лет вызвали обоснованные сомнения в методах и способах межгосударственного интеграционного взаимодействия. Глобализация настолько смешала внутреннюю и международную сферы участников данного процесса, что послужило поводом для вмешательства во внутренние дела отдельных государств (как открыто, так и завуалировано).

Изложенное подтверждает, что правоохранительная система государства всегда являлась и остается одним из необходимых условий существования современных государств, действенности закона, верховенства права, мирного общежития людей. Слабая, неспособная выполнять возложенные на нее задачи, она создает потенциальные угрозы не только внешнего вмешательства со стороны более сильных в политическом, экономическом и военном отношении государств, но и приводит к опасности развития деструктивных внутригосударственных процессов: недейственность законов, рост числа правонарушений, развитие правового нигилизма и т.д.

Поэтому охрана и защита граждан, их прав, законных интересов и провозглашенных свобод выступает одной из приоритетных задач современного государства, выполнение которой без наличия эффективной правоохранительной системы невозможно. Необходимость создания такой системы в Российском государстве осознавалось всегда и является актуальной по сей день.

За почти 30-летний период существования современного Российского государства наблюдается постоянное реформирование правоохранительной системы. Это обстоятельство позволяет нам сделать как минимум три вывода. Во-первых, пристальное внимание к правоохранительной функции государства со стороны высших органов власти и должностных лиц свидетельствует об осознании ее важного значения в становлении и развитии Российского правового государства и гражданского общества. Во-вторых, необходимость постоянного реформирования вызвана ненадлежащим состоянием действующего механизма реализации правоохранительной функции государства, ее неспособностью выполнить ряд поставленных перед ней задачи. В-третьих, постоянное реформирование свидетельствует также о неэффективности проводимых реформ, не достижении запланированных ранее результатов, постоянном поиске способов и средств совершенствования правоохранительной деятельности Российского государства.

Значение правоохранительной функции государства для дальнейшего развития российского гражданского общества, российской государственности в целом, имеет практика постоянного реформирования новейшей отечественной правоохранительной системы, взятые в совокупности с отсутствием научно обоснованного подхода к комплексному совершенствованию функционирования государства в рассматриваемой сфере, подтверждают актуальность темы

0

3 исследования.

¿т Центральными составляющими механизма реализации рассматриваемой

~ функции Российского государства является деятельность соответствующих ^ субъектов правоохраны. Ее характеристика представляется весьма важной, по-| скольку правоохрана рассматривается в качестве функции системы, а деятель-

1 ность выступает формой ее выражения. Только деятельность может показать >| динамическую сторону и функциональные связи какого-либо органа.

| Деятельность — сложное явление и представляет собой специфическую форму

| активного поведения и отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей 1 [1, с. 160]. Содержание понятия деятельности включает несколько элементов: г цель; субъект; объект; инструментальную составляющую (средства, методы и

о

| способы); процесс деятельности — совокупность актов поведения и этапов их

° совершения.

° В отечественной юридической литературе высказана в целом верная мысль

0

° о том, что «... есть все основания для рассмотрения правоохранительной дея-

го

¿5 тельности в буквальном значении, в качестве деятельности по охране права. В

1 таком случае признание охраны правового порядка целью правоохранительной | деятельности вполне обосновано. Таким образом, в широком смысле, а также

с учетом объектной обусловленности правоохранительная деятельность может рассматриваться как деятельность по охране правопорядка» [2, с. 232]. При этом именно деятельность составляет основу динамики реализации правоохранительной функции государства. Механизм осуществления правоохранительной функции государства предполагает особую деятельность, которая влечет юри-88 дически значимые последствия и преследует цель охраны правового порядка.

Юридическая деятельность, осуществляемая в рамках механизма реализации функции охраны правопорядка государством (правоохранительная деятельность) — это опосредуемая правом и осуществляемая на его принципах в процедурно-процессуальных формах, целенаправленная, интеллектуально-волевая, управленческая деятельность компетентных субъектов, направленная на обеспечение состояния защищенности и безопасности отношений и явлений, находящихся в сфере правового воздействия, а также интересов общества, государства и личности от возможных аномалий путем использования правовых способов, средств и гарантий.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

1) она выступает формой осуществления правоохранительной функции и осуществляется по нескольким направлениям: осуществление правосудия; контроль и надзор; охрана общественного порядка; защита прав и свобод человека и гражданина; раскрытие и расследование преступлений; привлечение к юридической ответственности; исполнение уголовных и административных наказаний; восстановление нарушенных прав;

2) осуществляется правоохранительными органами государства, за которыми действующим законодательством закрепляется функция правоохраны, а также в ряде случаев возможно делегирование негосударственным субъектам отдельных полномочий по ее осуществлению;

3) цель правоохранительной деятельности — обеспечение состояния защищенности и безопасности отношений и явлений, находящихся в сфере правового воздействия, а также интересов общества, государства и личности;

4) поскольку большая часть правоохранительной деятельности выпадает на е соответствующие государственные органы, то ее инструментальной составляю- и щей выступают меры принуждения; а

5) правоохранительная деятельность осуществляется в форме правопри- о менения и поэтому имеет процедурно-процессуальный характер. Поскольку к правоохранительная деятельность связана с возможностью ограничения прав о

с

и свобод человека, т.к. она осуществляется в процессуальной форме. Правовая а процедура — порядок, последовательность совершения юридически значимых в

« СЛ н

действий, направленных на достижение определенного результата. Это позволяет о говорить о ней как о гарантии соблюдения прав и свобод граждан и требований ю

закона; |

6) правоохранительная деятельность составляет содержание правоохрани- к тельной службы. а

Следующим значимым блоком средств механизма реализации правоохрани- |

тельной функции государства является нормативная составляющая, которая ии

играет роль фундамента, основы, связующей все иные компоненты данного ме- №

ханизма, определяет порядок создания и деятельности субъектов правоохраны. 1

3

Как и иные элементы механизма реализации функции государства, нормативный ) представляет собой мини-систему и он обладает всеми системными свойствами. 0

В юридической литературе существуют различные подходы к определению нормативного элемента механизма реализации правоохранительной функции государства. Так, А.Г. Братко видит в нем только нормы права, регламентирующие отношения, возникающие в сфере правоохраны [3, с. 183; 4, с. 196]. Более широкое представление нормативной основы правоохранительной системы позволяет включать в нее стуктурированные и являющиеся частью российского 89

законодательства правовые нормы по обеспечению правоохраны: правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, нормы процессуального характера. Все это в совокупности называется правовым компонентом правоохранительной системы, куда, наряду с отмеченной нормативной основой, входят правовые гарантии и юридическая практика [5, с. 41].

Такая трактовка одного из элементов правоохранительной системы заслуживает внимания и имеет право на существование. Однако, на наш взгляд, она несколько не доработана автором, что вызывает некоторые нарекания.

В частности, во-первых, кажутся не совсем удачными используемые формулировки. Называя одну из составляющих правоохранительной системы правовым компонентом, автор будто допускает существование в ней чего-то неправового и противопоставляет их. Во-вторых, правовые гарантии и средства имеют нормативную формализацию, закрепление в праве, а потому составляют совокупность правовых норм. Более того, если гарантии и средства не находят отражения в праве, они не могут считаться правовыми и выполнять регулятивное и обеспечительное значение. В-третьих, юридическая практика логичнее и уместнее смотрится в деятельностном элементе, поскольку представляет собой единство деятельности, результата и опыта. В-четвертых, не совсем корректно определена непосредственно нормативная основа, в которой объединяются различные по природе явления (нормы и акты). Кроме этого, возникает вопрос о целесообразности выделения актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, поскольку содержат нормы по обеспечению правоохраны и процессуальные нормы.

В связи с изложенным, считаем, что правильнее будет в качестве нормативного компонента механизма реализации правоохранительной функции Российского государства рассматривать именно правовые нормы.

Отметим, что нормативная основа анализируемого механизма довольно многообразна и многовариантна. Считать, что правила поведения, регламентирующие связи и отношения внутри правоохранительной системы, носят охранительный характер — ошибочно. Хотя, несомненно, именно охранительные нормы преобладают в силу особенностей изучаемого объекта, его целей, задач и функций. При этом нужно иметь в виду, что охранительные нормы представлены в каждой отрасли права, поэтому в правоохранительной системе представлены не только отрасли и институты, охранительная направленность которых доминирует.

Сложность и многоаспектность внутрисистемных связей обусловливает и различный характер нормативного компонента. Так, все это многообразие представлено помимо охранительных норм, нормами-принципами, учредительными, регулятивными.

Нормы-принципы, являющиеся предельно абстрактными по своему содержанию, выступают ориентирами правоохранительной деятельности. развития всего механизма реализации правоохранительной функции государства. По системе нормативно закрепленных принципов можно оценивать уровень развития правоохранительной деятельности, определить ее тип и систему ценностей, на первоочередную охрану которой она нацелена.

Нормы учредительного характера содержатся в законах и положениях, которыми учреждаются правоохранительные органы или иные негосударственные структуры, осуществляющие функцию правоохраны.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов правоохранительных отношений, регламентируют процесс правоохраны, отношения по взаимодействию осуществления правоохранительной функции и т.д.

Особое значение имеют процессуальные нормы. Осуществляемая, чаще всего, в форме правоприменения правоохранительная деятельность, связанная с реализацией принудительных мер, имеет процессуальный характер. Четко установленные правовыми нормами процедуры являются гарантиями соблюдения прав и свобод граждан, законности осуществления правоохраны. Этим и предопределяется значение процессуальных норм в нормативной составляющей правоохранительной системы.

Завершая характеристику нормативной составляющей системно-элементного компонента правоохранительной системы, необходимо указать на то, что нормы содержатся в актах различных по юридической силе и по уровню публичной власти (федеральных, региональных актах, актах органов местного самоуправления). Такая ситуация требует грамотного, качественного с точки зрения технического оформления актов правотворчества, поскольку единство и непротиворечивость нормативного элемента — залог единства механизма реализации правоохранительной функции государства и его эффективности.

Надо отметить, что юридические нормы являются и объектом правоохранительной деятельности. Они в числе иных явлений правовой системы нуждаются в охране. В этом случае они предстают уже как объект воздействия механизма реализации правоохранительной функции государства. Но, с другой стороны, правовые нормы регламентируют деятельность субъектов правоохраны, и здесь они являются составной частью данного механизма, что позволяет вести речь о диалектической двойственности нормативных правовых предписаний по отношению к правоохранительной функции государства.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь / редколл. С.С. Аверинцев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 814 с.

2. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 426 с.

3. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М.: Юридическая литература, 1991. 208 с.

4. Братко А.Г. Правоохранительная система: Вопросы теории: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 370 с.

5. Правкин И.В. Правоохранительная система в условиях реформирования российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 165 с.

References

1. Philosophical encyclopedic dictionary / editorial board. S.S. Averintsev et al. 2nd ed. M.: Sov. Encyclopedia., 1989. 814 p.

2. Pozharsky D.V. The Protective Function of the State (Theoretical and Methodological Problems): dis. ... doct. of law. Moscow, 2014. 426 PP.

3. Bratko A.G. Law Enforcement System (Questions of Theory). M.: Legal lit., 1991. 208 p.

4. Bratko A.G. Law Enforcement System: Questions of Theory: dis. ... doct. of law. Moscow, 1992. 370 p.

5. Pravkin I.V. Law Enforcement System in the Conditions of Reforming the Russian State: dis. ... cand. of law. M., 2011. 165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.