Научная статья на тему 'ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / LAW ENFORCEMENT POLICY / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY OF THE STATE / MECHANISM OF REALIZATION OF LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE / GOALS AND PRIORITIES OF LAW ENFORCEMENT POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина О.В.

В статье привлекается внимание читателя к вопросам модернизации механизма реализации Российским государством правоохранительной функции в современных условиях. В качестве важнейшего инструмента повышения эффективности правоохранительной деятельности государства рассматривается правоохранительная политика. Анализируются ее понятие, цели и приоритеты. Намечаются отдельные шаги необходимые для дальнейшего развития и совершенствования механизма реализации правоохранительной функции Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT POLICY AS A TOOL FOR IMPROVING THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE MODERN RUSSIAN STATE

The article draws the reader's attention to the modernization of the mechanism of implementation of the Russian state law enforcement function in modern conditions. Law enforcement policy is considered to be the most important tool for improving the efficiency of law enforcement activities of the state. Its concept, goals and priorities are analyzed. Separate steps necessary for further development and improvement of the mechanism of realization of law-enforcement function of the Russian state are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Использование судебного приказа в процессе осуществления правосудия ведет к совершенствованию процесса, «разгрузке» судебной системы, а также сокращению и экономии времени для сторон на судебные тяжбы.

Список литературы:

1. Верховный суд подвел итоги работы судов за 2017 год. — URL: https://pravo. ru/story/200608/ (дата обращения: 05.04.2019).

2. Поправки в АПК и ГПК: первые итоги. — URL: https://pravo.ru/review/ view/137023/ (дата обращения 05.04.2019).

3. Решетняк, В.И. Заочное производство и судебный приказ в гражданском процессе: учеб. пособие / В.И. Решетняк, И.И. Черных. — М.: Городец, 1997. — 80 с.

4. Гражданский процессуальный кодекс советских республик. Текст и практический комментарий / под ред. А. Малицкого. — Харьков: Госиздат Украины, 1926. — 396 с.

5. Шадловская, О.Д. Приказное производство как упрощенная форма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.Д. Шадловская. — М., 2015. — 31 с.

6. О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 // Российская газета. — 2017. — 13 января.

|

^ О.В. Домнина, O.V. Domnina,

ч соискатель кафедры теории The Applicant Department of Theory

О государства и права Саратовской of State and Law of Saratov State Law

® государственной юридической Academy

С; академии k_tgp@sgap.ru

Правоохранительная политика как инструмент совершенствования механизма I реализации правоохранительной функции

с современного Российского государства

ВД Аннотация: в статье внимание читателя привлекается к вопросам модернизации механизма па реализации Российским государством правоохранительной функции в современных условиях. В ка-5 честве важнейшего инструмента повышения эффективности правоохранительной деятельности ^ государства рассматривается правоохранительная политика. Анализируются ее понятие, цели и приоритеты. Намечаются отдельные шаги, необходимые для дальнейшего развития и совершен-150 ствования механизма реализации правоохранительной функции Российского государства. __Ключевые слова: правоохранительная политика, правоохранительная деятельность государства, механизм реализации правоохранительной функции государства, цели и приоритеты ф правоохранительной политики.

?ч Law enforcement policy as a tool

for improving the mechanism of implementation of the law enforcement function of the modern Russian state

Abstract: the article draws the reader's attention to the modernization of the mechanism of implementation of the Russian state law enforcement function in modern conditions. Law enforcement policy is considered to be the most important tool for improving the efficiency of law enforcement activities of the state. Its concept,

goals and priorities are analyzed. Separate steps necessary for further development and improvement of the mechanism of realization of law-enforcement function of the Russian state are outlined.

Key words: law enforcement policy, law enforcement activity of the state, mechanism of realization of law enforcement function of the state, goals and priorities of law enforcement policy.

Целый ряд обстоятельств актуализирует проблему модернизации |

правоохранительной функции Российского государства. В их числе: широкое § §

распространение коррупции внутри правоохранительной системы; непроду- § манное наделение правоохранительных органов несвойственными для них 5 .§

1

бюджетных средств временно, на период проведения зимних Олимпийских § ^^

игр в Сочи, а Федеральная пограничная служба после включения ее в со- 1

став органов службы федеральной безопасности приобрела функции органа 1 §

я§

функциями (например, на прокуратуру возложен контроль за расходованием

правоохраны); невыполнение решений Конституционного Суда РФ; неза- Я

вершенность правовой и судебной реформ; распад или нахождение в стаг- | I

нации традиционных субъектов правоохраны — органов борьбы с экономи- §< |

ческой и организованной преступностью и др. ^

Такое положение дел свидетельствует не только о наличии вопросов, * SS

которые требуют незамедлительного решения, но и о недостаточном уровне | | эффективности реализации Российском государством правоохранительной о

о

о ^

функции. Нельзя не согласиться с В.Н. Синюковым, по определению ко- §

торого правоохранительная система России «до сих пор сохраняет черты § I

административно-чрезвычайной и фактически перманентно-временной ор- 1 §

ганизации, предполагающей внепроцессуальные формы работы с населением § ®

и борьбы с преступностью» [1, с. 46]. ^ Е

§

В связи с этим ни у кого не вызывает сомнения, что механизм реализа- з 3

ции Российским государством правоохранительной функции нуждается не |< §

только в модернизации, но и в продуманных, социально обусловленных, на- § 1

учно обоснованных, действенных основаниях и механизмах осуществления. 3 §

Причем значение этого утверждения подтверждается имеющимся в отече- 3 §

ственной практике неудачным опытом реформирования сферы правоохра- § §

01

х

ны. Провал многочисленных попыток преобразовать ее и сделать наиболее s

U

эффективной объясняется во многом фрагментарным подходом к решению § § указанной задачи, желанием разрешить глубинные проблемы проведением поверхностных, малообоснованных и не затратных в плане рациональной обеспеченности мероприятий, поспешностью преобразований (например, увеличением количественного состава правоохранительных органов или материально-технических ресурсов того или иного органа). В отсутствие

151

системных, но при наличии хаотических перестроек правоохранительная ^ система рискует надолго остаться в состоянии фрагментарной, раскроенной | и урывочной модернизации. 1

Полагаем, что основой модернизации правоохранительной системы может § стать правовая политика. Прежде чем рассматривать возможные варианты проявления ее «полезности», необходимо обратиться к исходным теоретическим положениям правовой политики, вернее, к одной из ее разновидностей — правоохранительной, и кратко обозначить ее теоретические горизонты.

Выделение и изучение правоохранительной политики в качестве самостоятельного вида правовой политики произошло сравнительно недавно (2006 —2007 гг.) и стало вполне закономерным следствием двух параллельных процессов. С одной стороны, накопление знаний, формирование теории правовой политики, развитие ее положений и направлений сделали возможным разработку проблемы ее отдельных видов, а с другой, обострившиеся практические проблемы деятельности правоохранительных органов, обеспечения и защиты прав и свобод личности, дисбаланс публичных и частных интересов в процессе охраны правопорядка, оторванность от международных стандартов осуществления правоохраны и одновременное желание приблизиться к ним, «судорожное» состояние всей правоохранительной системы потребовали выработки научных основ их решения. Именно на это и указывается в научных источниках, когда речь идет о необходимости формирования и осуществления правоохранительной политики в России [2, с. 6—10; 3, с. 5—19].

В целях привлечения внимания к проблемам правоохранительной деятельности и правоохранительной системы России в целом, разработки предложений по выходу из сложившегося кризисного состояния, формирования .о теории правоохранительной политики было проведено большое количество $5 круглых столов, конференций различного уровня и других форм научных мероприятий. На базе Саратовского филиала Института государства и права о; РАН был разработан и предложен проект Концепции правоохранительной оа политики в Российской Федерации, в котором интегрируются имеющиеся оа наработки в этой сфере, на концептуальном уровне отражено современное [Ъ состояние отечественной системы правоохраны, определены цели, задачи, 5 принципы правоохранительной политики, а также ее приоритеты [4]. д Надо отметить, что и цели, и задачи, и приоритеты правоохранительной ¡5 политики детерминированы реальным состоянием дел в сфере правоохра-

1 ны, основаны на подробнейшем изучении проблем функционирования § компонентов правоохранительной системы, данные о которых получены с о; использованием ряда известных научных методов. Это еще раз подтверждает, и что правоохранительная политика как часть правовой политики располагает и достаточным инструментарием, чтобы изучать, учитывать, прогнозировать, [Ъ обеспечивать последовательную деятельность государственных и негосударственных структур в сфере охраны права, реформирование правоохрани-

2 тельной системы, учитывать положительные стороны и деформации, сдер-— живающие ее прогрессивное развитие, т.е. быть методологией модернизации.

Под правоохранительной политикой принято понимать систему научно 2 и практически обоснованных идей, программ, установок и основанную на ® них последовательную и комплексную деятельность государства в лице его ^ органов и должностных лиц, а также негосударственных институтов по разработке и реализации стратегии развития правоохранительной системы, по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны в целом в целях наиболее полного обеспечения и защиты прав и свобод граждан, охраны интересов гражданского общества и государства [4, с. 10].

Анализ практических проблем в сфере осуществления правоохраны, деятельности правоохранительных органов, учет содержания посланий главы государства, являющихся некой национальной программой и доктриной развития на ближайшую перспективу, позволили сформулировать приоритетные задачи правоохранительной политики. К таковым, например, отно- 3 сятся: совершенствование нормативной основы и механизма осуществления | правоохраны, обеспечения прав и свобод человека и гражданина; разработка § § среднесрочных и краткосрочных программ развития правоохранительной § деятельности; повышение качества расследования преступлений и эффек- 5 З

перспективному, прогрессивному и наиболее полезному результату.

а "о

3 | § £

тивности борьбы с коррупцией; обеспечение функционирования подлинно

независимой судебной власти, равно защищающей как личные, так и госу- § ¡3

дарственные интересы; выстраивание модели взаимодействия гражданского 3 |

общества и государства в сфере правоохраны и др. | §

Указанное свидетельствует о том, что сформулированные теорией приори- ¡З §

тетные направления правоохранительной политики обусловлены реальным | I

состоянием правоохраны в России, отражают всю сложность ситуации и §< §

их реализация закономерно должна повлечь в качестве итога совершен- ^ ^

ствование, модернизацию отдельных компонентов механизма реализации | §

правоохранительной функции Российского государства (например, качества § |

правоохранительной деятельности) и в целом этого образования. Однако § -3

обеспечить реализацию приоритетных задач современной правоохранитель- ■§ 1

ной политики возможно лишь при наличии ряда условий, которые как бы 2 §

«разворачиваются» в ходе определения приоритетов указанной деятельности. | §

Во-первых, при определении приоритетов необходимо тщательно и в §3

максимальной степени объективно, оторвавшись от сиюминутных полити- -о §

ческих и узкоконъюнктурных интересов, изучить сложившуюся ситуацию. 3 |

Используя различные разработанные наукой и практикой методы анализа |< §

и сбора информации, установить наиболее проблемные стороны исследуе- § §

мого объекта и возможные причины этого. На основании достаточных и § §

объективных данных сформулировать проблему, решение которой и будет 3 §

приоритетом. В этом случае речь идет о том, что приоритеты должны быть § §

1

обусловлены реальной ситуацией и соответствовать ей, а не популистским 1 |

заявлениям субъектов политики. § §

Во-вторых, важно определить цель, которую необходимо достичь в ходе

и по итогам реализации приоритета. Может случиться так, что в процессе 153

разбора ситуации субъект, определяя первоочередную задачу, не видит конеч- -

ной цели, а концентрируется на наиболее простых и ближайших проблемы.

Получается, что купирование этих негативных проявлений не приведет к ^

§

Правильное определение цели обусловливает набор средств ее дости- | жения. Несоответствие средств целям пагубно действует на любые благие | начинания и никогда не делает деятельность, в том числе и правоохрани- § тельную политику, эффективной и результативной. Известно, что адекватность инструментальной составляющей телеологической ведет к достижению последней.

В-третьих, решение первоочередной задачи обеспечивается наличием продуманного, «пошагового», возможно, поэтапного, но системного способа. Для этого необходимо изучить, имело ли место подобное в прошлом, как решалась проблемная ситуация, каков был результат, какие ошибки были допущены, как можно было их предотвратить, сравнить «прошлое» и «настоящее», спроецировать две реальности, обнаружив возможности использования имеющегося опыта. В данном случае можно использовать и опыт зарубежных стран. Однако надо отчетливо соотносить объективную действительность разных в культурном и социально-экономическом плане обществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, в-четвертых, нужно разработать и предложить основанный на всей полученной информации о реальном состоянии дел путь, итоговое решение по реализации приоритета. При этом следует обратить внимание на то, что оно должно быть не только адекватным объективной действительности и вырабатываться исключительно с учетом всех ее сторон. Важно также, чтобы предложения имели под собой надежную эмпирическую и теоретическую базу, которые являются дополнительным аргументом «за» или «против» них и делают максимально понятными и предсказуемыми. Кроме .о этого, необходимо подумать о том, чтобы результаты предлагаемых решений $5 наиболее безболезненно внедрялись в практическую сферу, находящуюся на определенном уровне развития.

*

оа Список литературы:

оа 1. Синюков, В.Н. Правоохранительная система России: необходимость [Ъ концептуальных перемен // Правоохранительная политика в России: про-5 блемы теории и практики. — Тамбов, 2010. — С. 45—51. д 2. Малько, А.В. Правоохранительная политика современной России: ¡5 необходимость формирования // Проблемы взаимодействия субъектов

§ правоохранительной политики: сб. статей. — Пенза, 2008. — С. 6—10. § 3. Малько, А.В. Правоохранительная политика в современной России: о; необходимость формирования и приоритеты // Правоохранительная политика оа в России: проблемы теории и практики. — Тамбов, 2010. — С. 5—19. и 4. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект). — Саратов: Изд-во СГАП, 2012. — 28 с.

<л о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.