Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIALIST STATE / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Э.А.

Статья посвящена анализу правовых актов России, устанавливающих правовые основы механизма реализации правоохранительной функции государства. Показано, что стратегические цели и наиболее актуальные задачи правоохранительной политики Российской Федерации вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном этапе развития, которые заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, незыблемости основ конституционного строя, поддержании режима законности и стабильного правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM OF LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS

This article analyzes the legal acts of Russia, establishes the legal framework a mechanism for implementing the law enforcement functions of the state. It is shown that the strategic objectives and the most urgent tasks of law enforcement policy of the Russian Federation are derived from objective interests and needs of the individual, society and the state, formed at the present stage of development, which are to ensure the rights and freedoms of man and citizen, the inviolability of the constitutional system, maintaining the state of the rule of law and stable order.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.130.56

МАКСИМЕНКО Э.А.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Ключевые слова: государство, правовая политика, правоохранительные органы, социалистическое государство, функции государства

Статья посвящена анализу правовых актов России, устанавливающих правовые основы механизма реализации правоохранительной функции государства. Показано, что стратегические цели и наиболее актуальные задачи правоохранительной политики Российской Федерации вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном этапе развития, которые заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, незыблемости основ конституционного строя, поддержании режима законности и стабильного правопорядка.

MAKSIMENKO, E.A.

LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM OF

LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS

Keywords: government, legal policy, law enforcement agencies, the socialist state, the functions of the state

This article analyzes the legal acts of Russia, establishes the legal framework a mechanism for implementing the law enforcement functions of the state. It is shown that the strategic objectives and the most urgent tasks of law enforcement policy of the Russian Federation are derived from objective interests and needs of the individual, society and the state, formed at the present stage of development, which are to ensure the rights and freedoms of man and citizen, the inviolability of the constitutional system, maintaining the state of the rule of law and stable order.

Российское правоохранное законодательство сформировалось еще до признания в качестве конституционной задачи формирования правовой государственности. Так, в конце XX - начале XXI вв. в российской правовой системе, в целом, сложилась правовая основа для реализации правоохранительной функции [1]. Однако, к сожалению, системно выраженных подходов к правоохранительной деятельности правового государства она не содержала. Между тем, все отрасли права выполняли свои функции в

правоохранительной сфере с учетом отраслевых целей и задач, исходя из особенностей предмета и методов правового регулирования.

Среди нормативных правовых актов России, устанавливающих правовые основы механизма реализации правоохранительной функции, высшей юридической силой обладает Конституция РФ. При этом необходимо учитывать, что, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти» (п. «г»). Также в сферу этого ведения входят «судоустройство; прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности» (п. «о»), а также «федеральная государственная служба» (п. «т») [2].

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон (п. «б» ч. 1); кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1).

Анализ приведенных конституционных норм свидетельствует о том, что вопросы механизма реализации правоохранительной функции находятся в исключительном и совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Они урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах, в законодательных актах субъектов Российской Федерации и в принятых, в соответствии с ними, подзаконных нормативных правовых актах [3].

Следует признать, что к нормативным правовым актам, обеспечивающим регулирование в правоохранительной сфере, относятся и так называемые кодифицированные акты, к которым относятся: Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс Таможенного союза и др.

При этом правовую основу организации правоохранительных органов составляют и многочисленные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также ведомственные правовые акты правоохранительных органов [4].

В Российской Федерации в современный период складывается комплексное правовое регулирование отношений правоохранительной системы. Вместе с тем, правовое обеспечение правоохранительной функции имеет большое количество недостатков, которые отрицательно влияют на эффективность соответствующего регулирования, что обуславливает

необходимость проведения коррекции правоохранительного законодательства, выступающего базой механизма реализации правоохранительной функции.

В связи с этим очевидна потребность проведения инвентаризации правоохранительного законодательства с последующим реформированием всей совокупности действующих в правоохранительной сфере правовых актов, на основе проведения общей и видовой их систематизации.

Механизм реализации правоохранительной функции можно понять в полной мере, когда учтены разные по природе виды целевой деятельности, когда учтены разные по мотивации виды поведения, способствующие обеспечению правопорядка. Схематично динамическая сторона исследуемого механизма выглядит следующим образом:

1) правоохранительная политика;

2) организационно-правовые формы реализации правоохранительной функции;

3) методы реализации правоохранительной функции;

4) правовые средства-технологии реализации правоохранительной функции.

Безусловно, к особым элементам механизма реализации правоохранительной функции следует отнести правоохранительную политику. Необходимо признать, что вопросы правоохранительной правовой политики в российской юридической науке разработаны пока еще слабо, и, в первую очередь, на общетеоретическом уровне, где, безусловно, главной задачей является формирование теоретической основы общих вопросов правовой политики. При этом отечественной юридической наукой наработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

С учетом общих научных положений, касающихся характеристики правовой политики, важнейшей чертой правоохранительной политики, как одного из вида правовой политики, можно считать ее неразрывную связь с правом. Это не только политика, объектом управленческого воздействия которой выступает правовая сфера жизни общества в рамках правовой охраны, но это также политика, основанная на праве.

Зависимость государственной политики от особенностей права обнаруживается не только на стадии реализации правовых предписаний, но и на этапе их формулирования. Она проявляется, в частности, в том, что субъекты правоохранительной политики должны учитывать объективные возможности права в плане достижения политических целей борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. В противном случае правоохранительная политика рискует быть неэффективной [5].

При этом необходимо признать, что правовая охрана обладает огромным потенциалом для реализации политического интереса - формирования правовой государственности. А интерес, закрепленный в праве, становится публично-правовым интересом. С точки зрения инструментальной ценности

сущность правоохранительной политики необходимо усматривать в ее способности удовлетворять соответствующие потребности и интересы общества. Она объективно выступает как форма (способ) реализации публично-правовых (т.е. общегосударственных) интересов в правоохранительной сфере.

По своей природе данная политика представляет собой деятельность государства в правоохранительной сфере, специфика которой состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, т.е. идей, определяющих направления развития механизма реализации правоохранительной функции государства.

Стратегические цели и наиболее актуальные задачи правоохранительной политики Российской Федерации вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном этапе развития, которые заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, незыблемости основ конституционного строя, поддержании режима законности и стабильного правопорядка [6].

В целях повышения эффективности правоохранительной политики в Российской Федерации, исходя из задач создания единого правового поля для реализации правоохранительной функции государства и повышения степени легитимности правоохранительной системы, представляется необходимым обеспечить подготовку и принятие Стратегии правоохранительной политики в Российской Федерации.

Далее требуется отметить, что выступая в качестве способа выражения установленного содержания, формы реализации функций находятся в зависимости от разных факторов. К таковым можно отнести, например, развитие сущности государства, его социальное назначение и служебную роль. Именно они определяют внутреннюю природу и политическую направленность процесса реализации правоохранительной функции.

Исследуя механизм реализации правоохранительной функции государства как разновидность социальной системы, стоит заметить, что, как и всякая система, механизм реализации правоохранительной функции государства должен базироваться на материальной основе экономических и социальных условий. Данные условия оказывают либо позитивное, либо негативное воздействие на процесс реализации правоохранительной функции государства. При этом задача самого механизма реализации правоохранительной функции государства, его элементов состоит в том, чтобы обеспечить нейтрализацию воздействия негативных факторов [7].

Литература и источники

1. См.: Максимов Г.Б. Применение права - особая форма реализации права // Право и практика. 2013. №1.

2. По предметам исключительного ведения принимаются федеральные конституционные и федеральные законы РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. № 20. Ст. 2444; Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544; Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 (ред. от 24.06.2013) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13 и др.

5. См. напр.: Зорина Т.А. Реализация концепции развития гражданского законодательства РФ на современном этапе // Право и практика. 2013. №1.

6. Правоохранительная политика России в условиях модернизации (исторический аспект) / А.В. Малько, В.А. Затонский, О.Н. Коржиков. // История государства и права. 2010. № 8. С. 2-5; Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики: Монография / Под ред.: Малько А.В. Тамбов, 2010. 271 с.; Пронин, В.В. Государственно-правовая политика дореволюционной России по формированию законодательства в области правоохранительной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / В.В. Пронин. СПб., 2003. 22 с.

7. См. напр.: Турицын А.В. Отдельные проблемы принудительного прекращения права собственности на земельные участки // Современная научная мысль. 2013. №2. С.133-140.

Максименко Э.А. - начальник факультета заочного обучения Краснодарского университета МВД России (eduard_maksimenko@mail.ru) Maksimenko, E.A. - Head of the Faculty of distance learning Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 340.114

БОГОСЛАВСКИЙ ЕА. К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: правовая политика, правовое регулирование, правовые средства, социальные ценности, правовая легитимация, правовая культура, государственная идеология

В статье рассмотрен феномен правовой политики, как научно обоснованной, последовательной и системной деятельности органов государственной власти и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.