Научная статья на тему 'Правоохранительные органы как институт государственнной власти'

Правоохранительные органы как институт государственнной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6433
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПРАВО / ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / GOVERNMENT / STATE POWER / LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / ROLE AND TASKS OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / LAW / LEGAL ORDER / SOCIAL AND PUBLIC SECURITY / SECURITY OF PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сацута Александр Ильич

В статье правоохранительные органы характеризуются как институт государственной власти. Раскрываются особенности правоохранительных органов, их роль в структуре государства, в защите права и правового порядка, обеспечении общественной и государственной безопасности, безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW ENFORCEEMENT AGENCIES AS AN INSTITUTION OF STATE POWER

This article describes law enforcement authorities as an institution of state power. The article reveals the peculiarities of the law enforcement agencies, their role in the structure of the state, in the protection of rights and legal order, in the social and public security, in the security of person.

Текст научной работы на тему «Правоохранительные органы как институт государственнной власти»

2 016 ' 0 5

ВЛАСТЬ

43

Список литературы

Головин Ю.А. 2012. Защита политической системы Российской Федерации: теоретические и прикладные аспекты проблемы. — Национальная безопасность / nota bene. № 3. С. 37-45.

Исаева Е.А. 2014. Развитие некоммерческого сектора Ярославской области в 2013 г. - Власть. № 7. С. 69-73.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2012. Формирование некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации (на примере Ярославской области). — Гуманитарные и социальные науки. № 2. C. 334-341.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2015. Гражданское общество в региональном измерении. — Власть. № 1. С. 113-117.

ISAEVA Elena Aleksandrovna, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor of the Chair of Social and Family Law, Yaroslavl Demidov State University (14 Sovetskaya St, Yaroslavl, Russia, 150000; Elenia2000@mail.ru)

THE NON-PROFIT SECTOR IN A REGION AS A CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF CIVIC ENGAGEMENT (on the example of Yaroslavl' region)

Abstract. The article describes the results of the research aimed at the analysis of quantitative and qualitative composition of the non-profit sector of the Yaroslavl region. In the study, qualitative and quantitative composition of the non-profit organizations and public associations in the region is considered as an indicator of the level of civic engagement of the region's population and at the same time as the activation mechanism of civil participation. Keywords: non-profit organizations, public associations, civic engagement

САЦУТА Александр Ильич — к.филос.н., профессор; профессор кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (117436, Россия, г. Москва, ул. Волгина, 12; al.satsuta2014@yandex.ru)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

КАК ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье правоохранительные органы характеризуются как институт государственной власти. Раскрываются особенности правоохранительных органов, их роль в структуре государства, в защите права и правового порядка, обеспечении общественной и государственной безопасности, безопасности личности.

Ключевые слова: государство, государственная власть, правоохранительные органы, роль и задачи правоохранительных органов, право, правовой порядок, общественная и государственная безопасность, безопасность личности

В современных государствах одним из основных институтов государственной власти являются правоохранительные органы. В отечественной юридической литературе вопрос о составе и перечне правоохранительных органов пока не разрешен; он до сих пор остается дискуссионным [Гуценко 2014: 23-31; Правоохранительные органы... 2014: 22, 25; Правоохранительная система... 2013: 23-24]. Наиболее предпочтительным и аргументированным представляется мне-

ние ученых-юристов, которые на основе раскрытия и характеристики содержания и форм правоохраны как деятельности относят к государственным правоохранительным органам судебные органы, прокуратуру, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы юстиции, органы уголовного расследования, органы по контролю за миграцией [Правоохранительные органы... 2013: 19]. По содержанию и характеру, конкретным задачам профессиональной деятельности перечисленные правоохранительные органы являются относительно самостоятельными государственными органами, выполняют отличные роли в структуре государственной власти. Одновременно деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе определенных субординационно-координационных взаимоотношений. Они имеют единые признаки (государственная деятельность, деятельность управомоченного государственного органа, принудительная деятельность, деятельность на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства), у них общая цель — охрана права, обеспечение правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, что дает основание рассматривать правоохранительные органы в их совокупности как системное институциональное образование в структуре государственной власти.

В современных условиях правоохранительные органы являются одним из основных институтов государственной власти, составной частью аппарата принуждения государства. Обеспечивая охрану права и правового порядка в обществе, участвуя в регулировании правовых отношений в стране и в правовых взаимоотношениях государства с субъектами международной жизни, правоохранительные органы неукоснительно руководствуются законами, нормами национального и международного права, действуют с соблюдением определенных процессуальных процедур. Для реализации цели своей деятельности они, в отличие от других государственных органов, наделены правом применять меры принуждения, их решения и предписания являются обязательными для исполнения социальными и институциональными субъектами общественной жизни.

Выполняя социально значимые роли в области права и правовых отношений, правоохранительные органы как институциональное властное образование непосредственно участвуют в реализации правовой политики государства. Они являются частью механизма ее организации и реализации, инструментом правового регулирования общественных отношений в стране, субъектом международных правовых коммуникаций государства, обеспечивают реализацию норм права, контроль за их выполнением. Правоохранительным органам принадлежит определяющее место в осуществлении правоприменительного направления государственной правовой политики. Главным образом они, используя совокупность присущих им средств, приемов и способов деятельности, добиваются выполнения социальными и институциональными субъектами общественной жизни действующих в обществе законов и других нормативно-правовых актов, воплощения их в практику. Правоохранительные органы участвуют также в реализации и таких направлений правовой политики, как правотворческое, интерпретационное, обучающее право.

Правоохранительные органы, являясь государственными органами, институтом государственной власти, безусловно подчиняются высшим органам государственной власти в стране, находятся под их постоянным контролем. Решения и предписания высших органов государственной власти являются обязательными для организации жизнедеятельности и функционирования правоохранительных органов. Подчинение правоохранительных органов высшим органам государственной власти, контроль и управление ими с их стороны являются необходи-

2016'05

ВЛАСТЬ

45

мыми условиями выполнения правоохранительными органами целей и задач своей деятельности, осуществления ими конкретных практических действий по их реализации в соответствии с своим социально-правовым статусом и ролями в обществе. Целенаправленное государственное управление правоохранительными органами позволяет оградить общество от превышения ими своих полномочий, не допускать нарушения конституционных прав и свобод граждан со стороны правоохранительных органов, обеспечивать правоохранительные органы необходимыми ресурсами и средствами для выполнения своих задач с учетом конкретной криминогенной и общественно-политической ситуации, определять приоритеты развития и совершенствования системы правоохранительных органов. Полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации в области управления правоохранительными органами закреплены в Конституции РФ, других нормативно-правовых актах, определяющих деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы, представляя формализованную взаимосвязанную систему отдельных государственных органов власти, в связи с их относительной обособленностью, местом в иерархии государственной власти, правовым статусом выполняют различные задачи в области охраны права, обеспечения правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности. Некоторые из них выполняют только одну задачу, другие — несколько, а отдельные задачи выполняются специально уполномоченными правоохранительными органами.

Судебные органы, относящиеся к законодательной ветви государственной власти и представленные в России Конституционным судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации, судами общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ, выполняют такие особо важные задачи, как конституционный контроль и правосудие. Прокуратура как правоохранительный орган, считающаяся самостоятельным государственным органом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти, осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов и других нормативно-правовых актов, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Органы внутренних дел, входящие в структуру исполнительной государственной власти, занимаются оперативно-разыскной деятельностью, расследованием преступлений, административной деятельностью. Одновременно оперативно-разыскная деятельность является и задачей органов безопасности. Кроме того, ими осуществляются анализ и оценка угроз национальным интересам, проводятся мероприятия по их предотвращению и нейтрализации, ведутся разведка и контрразведка, борьба с преступностью и терроризмом, осуществляются охрана государственных границ, обеспечение информационной безопасности, безопасности объектов государственной охраны и др. Основной задачей следственных органов является организация и проведение уголовно-процессуальных мероприятий. Главной составляющей в деятельности таможенных органов является защита экономических интересов страны, содействие в обеспечении ее экономической безопасности. Специфические задачи в системе правоохранительных органов как институте государственной власти выполняют и другие отдельные правоохранительные органы.

Организация и функционирование правоохранительных органов как института государственной власти строго регламентируются государственными нормативными актами, осуществляются исключительно в интересах государственной целесообразности. В современной России деятельность правоохранительных органов регулируется Конституцией РФ, конституцион-

ными и федеральными законами, а также кодексами РФ, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ. В отечественных государственных нормативно-правовых актах определены основные параметры организации и функционирования как отдельных правоохранительных органов, так и их системы: структура, состав, задачи и полномочия, ответственность, порядок комплектования и обеспечения, принципы и порядок выполнения задач, критерии оценки деятельности и другие организационные и функциональные вопросы.

Правоохранительные органы как институт государственной власти используются высшим руководством государства не только для обеспечения правопорядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, охраны правовых основ организации жизнедеятельности личности, общества и государства, реализации их интересов, но и для защиты конституционного строя, общественно-политического устройства страны, политического режима. В повседневной жизнедеятельности правоохранительные органы не являются самостоятельными субъектами политических отношений, они не участвуют в борьбе за власть, в формировании государственной политики. Опосредованным подтверждением этому, например, является законодательно закрепленная в нормативно-правовых актах РФ норма, запрещающая сотрудникам большинства правоохранительных органов состоять в какой-либо политической партии. Сотрудники правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности руководствуются только интересами государства и народа. Однако, как показывает историческая и современная общественная практика, в условиях политической нестабильности, социально-политических конфликтов и кризисов, при делигитимации политической власти правоохранительные органы могут играть и самостоятельную роль в политическом процессе.

Государственные правоохранительные органы при реализации цели деятельности, выполнении своих задач тесно взаимодействуют с другими государственными структурами, такими как налоговые, финансовые, нотариальные, органы записи актов гражданского состояния и др. Они также сотрудничают с негосударственными правоохранительными органами, к которым относятся адвокатура, третейские и товарищеские суды, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Общие и частные задачи, выполняемые правоохранительными органами в целях защиты права, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, в зависимости от реальной внутриобщественной и внешней ситуации, как правило, конкретизируются, трансформируются в конкретные направления деятельности. Актуальные направления деятельности государственных правоохранительных органов РФ в настоящее время определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, других официальных государственных документах. Наиболее важными из них в контексте предотвращения и нейтрализации современных опасностей и угроз национальным интересам РФ являются: защита конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение сохранения гражданского согласия, политической и социальной стабильности в обществе; борьба с терроризмом, различными формами радикализма и экстремизма, преступностью, коррупцией. Особое значение для правоохранительных органов России имеет противодействие деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, с пре-

2 016 ' 0 5

ВЛАСТЬ

47

ступным посягательством на права личности, собственности, на государственную власть, общественную и экономическую безопасность1.

Правоохранительные органы в современных условиях являются одним из наиболее сильных и организованных институтов государственной власти, выполняющим социально значимые задачи в интересах личности, общества и государства.

Список литературы

Гуценко К.Ф. 2014. Правоохранительные органы: учебник. 3-е изд., исп. и пере-раб. М.: Кнорус. 436 с.

Правоохранительная система Российской Федерации: курс лекций (под ред. Б.Я. Гаврилова). 2013. М.: Академия управления МВД России. 254 с.

Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для студентов вузов (под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Хомичевой, Г.Б. Мирзоева). 2013. М.: Юнити Дана. 351 с.

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров (под общ. ред. В.П. Божъева, Б.Я. Гаврилова). 5-е изд., перераб. и доп. 2014. М.: Юрайт. 381 с.

SATSUTA Aleksandr Il'ich, Cand.Sci.(Philos.), Professor ofthe Chair of Sociology and Political Science, Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs (12 Volgina St, Moscow, Russia, 117437; al.satsuta2014@yandex.ru)

THE LAW ENFORCEEMENT AGENCIES AS INSTITUTIONS OF STATE POWER

Abstract. This article describes law enforcement authorities as institutions of state power. The article reveals the peculiarities of the law enforcement agencies, their role in the structure of the state, in the protection of rights and legal order, in the social and public security, in the security of person.

Keywords: government, state power, law enforcement authorities, role and tasks of law enforcement authorities, law, legal order, social and public security, security of person

1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Доступ: www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-sitte-dok.httm (проверено 20.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.