УДК: 34 ББК: 67
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА КУЗОВКИНА,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются сущность и содержание права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и их развитие в современной России. Подробно анализируя российское законодательство, автор обозначает наиболее актуальные вопросы, существующие в системе правового института исследования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Ключевые слова: конституционное право, право, свобода, передвижение, место пребывания и жительства
Annotation. The article considers the essence and content of the right of everyone to freedom of movement, choice of place of stay and their development in contemporary Russia. In detail analyzing the Russian legislation, the author identifies the most pressing issues that exist in the system of legal Institute of the study of the right to freedom of movement, choice of place of stay and residence.
Keywords: constitutional law, right, freedom, movement, place of stay and residence
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является одним из основных личных прав человека и включено во Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В настоящее время в правовой науке нет единого понимания ни составных элементов права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также свободного выезда и беспрепятственного возвращения граждан, ни их классификации.1 Исходя из этого, рассмотрим основные понятия в области свободы передвижения.
В России право свободно передвигаться и селиться на территории было закреплено Декретом Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 24 января 1922 года «О порядке назначения представителей РСФСР за границей», а также ст. 5 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. Однако приведение законодательства России в соответствие с нормами международного права началось с закрепления права свободно передвигаться в пределах территории собственного государства и за его пределами, с Декларации прав и свобод человека
и гражданина от 22 ноября 1991 г. Почему же позднее в конституциях СССР 1924, 1936, 1977 годов не нашла законодательного закрепления свобода передвижения и свобода выбора местожительства? «Это, конечно, никем не выдвигалось на первый план, и на лицо факт отсутсвия закрепления права свободы передвижения граждан законодательством. ... Вся система регистрации граждан по месту жительства, чем успешно и занималась существовавшая в стране административная система, заключалась в том, чтобы привязать человека к месту, где он живет и работает».2
С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства получило юридическое закрепление: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ст.27). Встав на путь формиро-
вания демократического правового государства, Российская Федерация осознала важность международно-правовых стандартов прав человека. Прежде всего, было официально декларирован приоритет международных норм-стандартов о правах человека над национальным законодательством.3
Право на свободу передвижения получило статус конституционного, а наряду с этим гражданин впервые получил право выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Следует отметить, что сам термин "свобода передвижения" более применим к комплексу или системе прав относительно свободы передвижения в целом, а не отдельного права. Тем более, что в юридической науке не раз предпринимались попытки выработать некую общую объединительную юридическую концепцию, которая бы сводилась либо к объединению прав в области свободы передвижения в одну группу в системе личных прав, либо в одно сложносоставное право.4 Так, И.В. Солонченко, исследуемые права объ-еденила в группу прав, обеспечивающих свободу территориального перемещения индивидов5, а С.В. Толкачева, раскрывая право на свободу передвижения, отмечает, что оно включает: свободное перемещение внутри страны, выезд из любой страны и въезд в собственную страну.6 Из этого выходит, что одно субъективное право включает три субъективных права.
По нашему мнению, более правильной будет точка зрения Н.А.Лимоновой, которая утверждает, что объединяющим может стать термин «свобода передвижения», который бы соеденил правовые возможности человека и гражданина свободно передвигаться как в пределах территории собственного государства, так и за его пределами, поскольку только включение в «свободу передвижения» трех субъективных прав дает представление о юридических возможностях человека в этой области.7
Свобода передвижения взаимосвязана с свободой личности, которая подразумевает бесспорное притязание человека на суверенность, независимость, право руководствоваться своим сознанием и волей. Свобода личности является концетрированным выражением всех основных прав и свобод человека и гражданина, которые представляют ее конкретизацию применительно к различным отношениям и сферам жизнедеятельности.8
В связи с этим необходимо рассмотреть сооотно-шение свободы передвижения и свободы личности.
Прежде всего, свобода — отсутсвие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.9 Передвинуться — подвинувшись, переместиться (сущ. передвижение).10 Переместиться — подвинувшись,
занять другое место, расположиться в другом месте.11 По нашему мнению, свобода личности — вероятность проявления субъектом личной воли, базирующейся на осознании основных тезисов развития общества, а свобода передвижения — возможность реального волеизъявления лица перемещаться и устанавливать место пребывания или жительства без каких-либо ограничений.
По нашему мнению, исходя из изложенного, свобода передвижения — это юридически закрепленная возможность смены мест пребывания как в пределах территории государства, так и за его пределами.
Исследуя понятие «место пребывания» и «место жительства», необходимо отметить, что место пребывания — местонахождение кого-нибудь [9, C.344], а место жительства — жить, пребывать где-нибудь.12
Нельзя обойти вниманием тот факт, что место жительства — это место постоянного пребывания, проживания человека, а место пребывания — это место временного нахождения, временного местожительства, проживания. Данные понятия синхронизируются и с английским переводом: место жительства (place of residence) — местожительство, место пребывания, проживания, а место пребывания (place of temporary residence) — место временного местожительства, пребывания, проживания.
Исходя из анализа юридической литературы, можно сделать вывод о том, что место пребывания — это любое место нахождения человека, что является более широким понятием, чем дается в законе. Если рассматривать место пребывания в более узком смысле, то речь идет о временном местожительстве, а место жительства — место постоянного пребывания, проживания, нахождения.
Существительное "выезд" образовано от глагола выехать — поехав, оставить пределы чего- нибудь, отправиться из одного места в другое.13 Поехать — отправиться в путь, направиться куда — нибудь, на чем — нибудь.14 Из этого следует, что понятие «выезд» означает изменение места пребывания в пределах государства на место пребывания за пределами государства.
Существительное «въезд» образовано от глагола въехать — едучи, попасть, проникнуть внутрь.15 Беспрепятственный — не связанный ни с какими затруднениями, не встречающий препятствий.16 Таким образом, если прослеживать взаимосвязь со свободой передвижения, то въезд — свободное перемещение гражданина на территорию собственного государства.
Исследование термина «въезд» показывает, что имеется ввиду смена места пребывания за пределами территории государства на место пребывания на тер-
ритории этого государства; то есть речь идет о смене мест пребывания не в широком смысле, а конкретно о свободе передвижения.
Реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства зависит от тех гарантий, которые будут определены государством. Гарант (от французского «garant» — порука, поручительство) — в широком смысле поручитель; государство или организация, представляющие гарантию.17
Под гарантиями понимаются материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств.18
Гарантии права на свободу передвижения есть система установок, закрепленных как на государственном, так и на международном уровне, и обеспечивающих благоприятные условия для реализации возможности свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, а также обеспечивающих защиту от незаконных ограничений данного права, где определяющим при классификации следует считать функциональный критерий.
Они, в свою очередь, подразделяются на:
1) гарантии реализации;
2) гарантии защиты;
3) гарантии охраны.19
Юридические гарантии права на свободу передвижения отражены нормами международного законодательства, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов федерации.
В качестве международных документов, регулирующих право на свободу передвижения, можно отнести:
• Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
• Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанного СССР 18 марта 1968 года;
• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 28 февраля 1996 года. Протокол № 4. Вступил в силу для России 5 мая 1998 года.
• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицирована 4 ноября 1995 года № 163-Ф3 и вступила в силу для России 11 августа 1998 года.
Названные источники права закрепляют соответствующие гарантии прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на свободу передвижения.
Таким образом, данные правовые акты содержат нормы, закрепляющие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые могут быть ограничены лишь в предусмотренных законом случаях, в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.
Кроме того, следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, международный договор имеет верховенство над отечественным законодательством.
В настоящее время, внутригосударственные механизмы гарантий прав человека запущены лишь благодаря введению в действие Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку ранее провозглашение права на свободу передвижения носило лишь декларативный характер.
Статья 9 данного закона закрепляет непосредственно средства защиты прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Защита гражданами своих нарушенных прав может осуществляться несколькими способами:
• в административном порядке (обращение в вышестоящий орган в порядке подчиненности, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу);
• в порядке надзора (обращение в органы прокуратуры с заявлением, жалобой, ином сообщении о нарушении прав и свобод человека и гражданина);
• в судебном порядке (непосредственно в суд, в рамках конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства).
Важную роль гаранта защиты нарушенных прав граждан играют суды. Судебная защита прав и свобод гарантируется частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации. Изучение судебной практики показало, что обращения граждан в суд является одним из самых эффективных способов защиты нарушенного права на свободу передвижения и компенсации морального вреда.
Анализ практики Конституционного суда показывает его исключительную роль при установлении противоречий между федеральными законами
и основным законом государства. Результат — нарушающий права граждан закон либо его отдельные положения, утрачивают силу, и не подлежат применению. Подтверждением является множество решений, например, постановление от 4 апреля 1996 года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 года N 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева и т.д.20
В том случае, если внутренние средства защиты в государстве исчерпаны, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации гражданам предоставляется право обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, в том числе в Европейский суд по правам человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации, существует многоуровневая система гарантий, где государство призвано выступать гарантом правового положения личности, возглавляющий и защищающий интересы общества всеми законными средствами и способами.
1 Шапиро И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2009. №13. С.11
2 Иванов Л. О. Право на свободу передвижения: Сборник материалов семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека» (Москва, июнь 1993 г.) /Под общей редакцией Л. И. Богораз. Вып. 6. М., 1994. С.63
3 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесен-
ных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. С.20
4 Лимонова Н.А. Теоретико-правовые подходы к пониманию свободы передвижения // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. -№ 3. С.143
5 Солонченко И.В. Конституционно-правовая концепция содержания личных прав и свобод в Российской Федерации: ав-тореф.дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С.20
6 Толкачева С.В. Развитие конституционного права на въезд и выезд из Российской Федерации в период становления демократического государства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С.25
7 Лимонова Н.А. Теоретико-правовые подходы к пониманию свободы передвижения // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. -№ 3. С.143
8 Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 419.
9 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.569
10 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.493
11 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.497
12 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.600
13 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.108
14 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.536
15 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.105
16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.42
17 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под редакцией М.Ю. Тихомирова.- М., 1998. С.84
18 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — В 2 т. Т.1. — М.: Юристъ, 2006. С.682
19 Нефедова И.И.. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / составитель И.И. Нефедова. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. С.15
20 Электронный ресурс: сайт. Режим доступа: http://www. ksrf.ru/Decision/Pages/default.aspx