Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства'

Теоретические основы формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTE / ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / THE RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT / ПРАВО НА ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА / FREE CHOICE OF RESIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т.А.

Статья содержит некоторые теоретические размышления по поводу формирования и реализации института права граждан Российской Федерации и иностранных граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Basis for the Formation of the Institute of Civilian Right to Freedom of Movement, Free Choice of Residence

The paper includes some theoretical thought regarding the formation and realization of the rights of the Russian citizens and aliens to freedom of movement, free choice of residence.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства»

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

102

Т.А. ПРУДНИКОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права

(Московский университет МВД России)

Теоретические основы формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Статья содержит некоторые теоретические размышления по поводу формирования и реализации института права граждан Российской Федерации и иностранных граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Правовой институт, право на свободу передвижения, право на выбор места пребывания и жительства.

Естественное право любого человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства носит всеобщий характер — им могут воспользоваться не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства. Когда же оно конкретизируется Основным законом, то становится правом гражданина. В соответствии с ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации государство признает и обязуется охранять неотъемлемое право человека на свободу передвижения, выбор места пребывание и жительства [1], тем самым Российская Федерация признает это право за своими гражданами и берет на себя обязанность обеспечить его.

Законы Российского государства определяют для граждан правовые возможности, которые относятся не только к поведению самого человека, но и к его взаимоотношению с другими гражданами, с государством, общественными организациями. Эти возможности, различные по характеру и направленности, являются субъективными правами граждан.

Суть значений объективного и субъективного права заключается в следующем. Совокупность юридических норм, сформулированных и внешне выраженных в различных официальных актах государства (конституциях, кодексах, законах, указах, постановлениях и т. д.) представляет собой право в объективном смысле. Система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных конкретных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле. Если же иметь в виду единичную норму объективного (позитивного) права, то, по

мнению Н.А. Лимоновой, это «исходящее от государства безличное, но общеобязательное правило поведения, а единичное субъективное право — это вид и мера возможного поведения конкретного субъекта» [11, с. 35].

Предложенная С.Н. Братусем формулировка субъективного права как материально обусловленной и обеспеченной государством возможности определенного поведения субъекта в целях обладания социальным благом стала традиционной [8, с. 31]. Таким образом, субъективное право — это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Возможность свободно избирать вариант поведения в рамках закона — главный элемент всякого юридического права и юридической свободы, и рассматриваемое нами субъективное право содержит следующие правомочия.

Во-первых, гражданин может пользоваться правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; имеет возможность обратиться к компетентным должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о своем волеизъявлении поселиться на свободно избранном месте пребывания или жительства.

Во-вторых, субъективное право заключается в возможности требовать от государства, от всех юридических и физических лиц исполнения правовых обязанностей по соблюдению и охране права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

В-третьих, право гражданина — прибегать в необходимых случаях к государственной и общественной защите нарушенного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2012 г.) определил место пребывания как жилое помещение, не являющееся местом жительства, где гражданин проживает временно (гостиница, санаторий, больница и т. д.); место жительства — как

жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях (квартира, общежитие и т. д.) [4]. Следовательно, временной фактор проживания является критерием разграничения этих понятий.

Согласно толковым словарям русского языка местопребывание — местонахождение кого-нибудь и где-нибудь; место, в котором кто-то пребывает, находится. Местожительство — место постоянного проживания или адрес. Местонахождение — местоположение, координаты. Исходя из этого место пребывания — место нахождения, а место жительства — это место постоянного проживания, пребывания (нахождения). Отсюда можно сделать следующие выводы: место пребывания — более широкое понятие, чем дается в законе, это любое место нахождения гражданина; место жительства — место постоянного пребывания, проживания.

По нашему мнению, правильным является понятие «место пребывания», закрепленное в ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [2], под которым понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Что представляет собой право свободы передвижения?

Свобода в философском смысле — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; свобода вообще — «отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь» [12, с. 567]. Передвинуться — «подвинувшись, переместиться» [12, с. 493]. Переместиться — «подвинувшись, занять другое место, расположиться в другом месте» [12, с. 497]. Свобода передвижения таким образом — это возможность волеизъявления каждого лица перемещаться и выбирать место своего нахождения без каких-либо ограничений. Свобода передвижения — это смена мест пребывания, в том числе и жительства.

Право на свободу передвижения предполагает свободу выбора места пребывания, каковым является любое место нахождения гражданина. Субъект права, по мнению С.С. Алексеева, обладает двумя признаками: «социальным — выступление в общественных отношениях в качестве обособленного, способного формировать и осуществлять единую волю персонифицирован-

ного субъекта социального общения; и юридическим — признанной правовыми нормами способностью быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях» [6, с. 138].

Следовательно, правовые статусы граждан России и иностранных граждан и лиц без гражданства не совпадают. Отметим, что правоспособность, дееспособность и деликтоспо-собность российских граждан применительно к их правам и обязанностям в сфере свободы передвижения подчиняются общим правилам правосубъектности, принятым в отечественной теории права.

В юридической науке и практике издавна разграничиваются понятия «права человека» и «права гражданина». В любом государстве объем и содержание прав и обязанностей граждан шире, чем иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако закономерным для правовых государств является процесс сближения правовых статусов граждан и лиц, не являющихся гражданами страны, за счет признания за последними все большего круга прав и свобод. Кроме того, права человека постоянно трансформируются в права гражданина в результате признания прав и свобод «человека ... согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [10, с. 5].

По мнению Дж. Гинзбурга, «в России сейчас созданы конституционные гарантии международно-признанных прав не только гражданина, но и человека» [9, с. 111]. Как отмечает Б.С. Эб-зеев, «в результате восприятия государствами международных стандартов само понятие человека и во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека — это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности» [13, с. 36].

Современное законодательство разделяет всех лиц по признаку гражданства на следующие группы: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства. Внутри каждой из названных родовых общностей существуют свои особенности. Так, правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранных граждан не идентичны.

В сфере свободы передвижения правовые статусы названных категорий лиц во многом совпадают, но есть и различия: во-первых, для иностранных граждан и апатридов свобода передвижения ограничена; во-вторых, административная деликтоспособность граждан России и других лиц не одинакова.

103

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

104

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [4], а также принятые, согласно Конституции, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства [5] распространяются на всех граждан. В ст. 1 указанного Закона подчеркивается, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. «Каждое лицо обладает, прежде всего, общим статусом, который во многом равен для всех, но в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов, среди которых выделяются статусы жителя закрытого города, военнослужащего, иностранного гражданина, беженца и т. д.» [11, с. 38].

Ряд авторов отмечают, что во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его. Например, как отмечает Д.Н. Бахрах, «статус военнослужащего влияет на такие общие права гражданина, как право на свобод у передвижения, выбор местожительства. Военнослужащий обладает свободой перемещения, но это право корректируется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы» [7, с. 44].

Следует отметить, что правовые статусы иностранных граждан различаются незначительно. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан России. Но в их правосубъектности есть и отличия, так как гражданство является важнейшим компонентом правового статуса личности.

Выдаваемые иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешения на проживание заранее предусматривают ограничения свободы передвижения и выбора места жительства на определенной территории Российской Федерации. Следует исходить из того, что в связи с ч. 3 ст. 62 Конституции России (принципиальное равенство в правах иностранных граждан [1]) ограничения, действующие в отношении иностранных граждан, должны иметь законодательное закрепление.

Свобода передвижения представляет собой охранительное право от государственных ограничений: т. е. иностранец не имеет правовой возможности предъявлять претензии предоста-

вить ему разрешение на проживание или требовать получения жилища.

Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, в области свободы передвижения и выбора места жительства Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11 января 2013 г.) [3] и другими нормативными правовыми актами предусмотрены следующие особенности субъективного права:

1) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения; въезд может быть запрещен исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

2) иностранные граждане проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

3) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

4) по территории, открытой для иностранных граждан, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения иностранные граждане и лица без гражданства должны зарегистрировать свое временное пребывание в органе внутренних дел, гостинице или в принимающей их российской организации;

5) выезд из России может быть не разрешен иностранным гражданам при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности или если лицо привлекается к уголовной ответственности).

Важной особенностью правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного законом срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если более нет оснований для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации или в том случае, если он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов.

Однако следует подчеркнуть, что для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами и въезжающих

в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3], или осуществляющих такую деятельность, обычная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда данного иностранного гражданина с последующим продлением ее срока действия на период, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Иностранным гражданам— членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом, в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3] обычная рабочая виза оформляется как многократная и предусматривает право осуществления в установленном законом порядке трудовой деятель-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Рос. газ. 2006. 20 июля.

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 11 января 2013 г.) // Рос. газ. 2002. 31 июля.

4. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (в ред. от 26 октября

ности, обучения, а также иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, с последующим продлением срока действия в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину.

В заключение, основываясь на анализе существующей нормативной и научной базы, мы приходим к выводу, что дальнейшее облегчение процедуры учета граждан Российской Федерации по месту пребывания позволит значительно повысить уровень сознательности граждан Российской Федерации, проживающих в регионах, отличных от регионов их постоянного места жительства. Полагаем, что эффективной мерой на пути совершенствования деятельности по упорядочению миграции стал бы отказ от требования регистрации по месту пребывания по определенному адресу в пользу регистрации в конкретном отделении ФМС России. При этом особое внимание следует уделить совершенствованию телекоммуникационных систем учета граждан Российской Федерации по месту пребывания, совершающих конкретные действия в своих интересах на основе закона.

2011 г.). URL: http: http://www.legis.ru/misc/ doc/4299 (дата обращения: 11.04.2013).

6. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. В 2-х т. М., 1982. Т. 2.

7. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 23.

8. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.

9. ГинзбургДж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994. № 3.

10. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.

11. Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. М., 2001.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

13. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1996.

E-mail: tanya_198307@mail.ru

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.