Научная статья на тему 'Структура миграционного права России и правовые режимы регулирования миграционных отношений'

Структура миграционного права России и правовые режимы регулирования миграционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / RIGHT / СИСТЕМА МИГРАЦИОННОГО ПРАВА / SYSTEM OF THE MIGRATORY RIGHT / ПРАВО НА МИГРАЦИЮ / IS RIGHT ON MIGRATION / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MIGRATORY RELATIONS / МИГРАЦИОННЫЙ КОДЕКС / THE MIGRATORY CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брик Анна Дмитриевна

В статье предпринята попытка системного изложения основного нормативного массива миграционного права России, который может рассматриваться как особенная часть проекта миграционного кодекса. Автор предлагает миграционное право структурировать не по объектам, а по субъектам правоотношений, вследствие чего к субъектам миграционных правоотношений, под которыми понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие неодинаковый правовой статус, должны применяться разные правовые режимы регулирования, юридически выражающие и сохраняющие этот статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE RUSSIAN MIGRATION LAW AND LEGAL REGIMES OF MIGRATION RELATIONS REGULATION

In article an attempt of a system statement of the main standard massif of the migratory right of Russia which can be considered as special part of the draft of the migratory code is made. The author offers the migratory right to structure not on objects, and on subjects of legal relationship owing to what to subjects of migratory legal relationship who are understood as citizens of the Russian Federation, foreign citizens and the stateless persons having unequal legal status, have to be applied the different legal regimes of regulation legally expressing and keeping this status.

Текст научной работы на тему «Структура миграционного права России и правовые режимы регулирования миграционных отношений»

Кризис источников миграционного права России свидетельствует о незавершенности формирования структуры миграционного права и, соответственно, о проблемах легализации миграционного порядка, что означает непоследовательность реализации конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Преодоление имеющихся в миграционном регулировании недостатков должно быть связано с упорядочиванием нормативно-правового массива, регулирующего право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в соответствии с требованиями системности миграционного права, его структурных элементов, которое может быть предпринято в рамках разработки миграционного кодекса РФ.

Въезд в Российскую Федерацию является юридической реализацией права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на основе норм международного права, Конституции РФ, федеральных законов [1; 2; 3], международных договоров РФ.

Нормы, регулирующие порядок въезда в Россию, включают и другие федеральные нормативно-правовые акты [4; 5; 6].

Выезд из РФ является юридической реализацией права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на основе норм международного права, Конституции РФ, федеральных законов [1; 2; 3]. Он представляет пересечение гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы РФ с территории Российской Федерации в установленных местах и в предусмотренном российским законодательством порядке.

Пребывание и проживание на территории РФ регулируется нормами международного права, Конституции РФ, федеральным законодательством [1; 4; 7; 8]. Оно представляет временное или постоянное нахождение на законных основаниях на территории России гражданина РФ или иностранного гражданина, лица без гражданства.

В процессе систематизации правовых норм в предполагаемом миграционном кодексе следует применять единое юридическое основание, а именно, учитывая уровень развития российского миграционного законодательства, не цель миграции, а право совершать миграцию, то есть - правовое основание. Поэтому миграционное право должно структурироваться не по объектам, а по субъектам правоотношений. Значит к субъектам миграционных правоотношений, под которыми мы понимаем граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих равный правовой статус, должны применяться разные правовые режимы регулирования, юридически выражающие и сохраняющие этот статус.

В настоящей статье мы попытаемся дать систематическое изложение основного нормативного массива миграционного права России, который может рассматриваться как особенная часть проекта миграционного кодекса.

Так, в соответствии с законодательством РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания в

гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета но месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

- изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

- призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

- признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

- смерть или объявление решением суда умершим на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

- выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда;

- обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

- в пограничной полосе;

- в закрытых военных городках;

- в закрытых административно-территориальных образованиях;

- в зонах экологического бедствия;

- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

В соответствии с законодательством РФ и международными актами о правах человека иностранные граждане и лица без гражданства могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Российской Федерации. Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев устанавливается предполагаемым миграционным кодексом и иными законодательными актами РФ.

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не

требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Миграционным кодексом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из страны по истечении срока действия визы или срока, установленного Миграционным кодексом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Миграционного кодекса, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции населения, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ; поступившему на военную службу на срок его военной службы; в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции населения, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает заявителю разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции населения, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего заявления.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах России иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции населения, и его территориальными органами.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Таким образом, миграционное право представляет собой совокупность правовых норм, институтов, упорядочивающих въезд, выезд, пребывание и проживание на территории Российской Федерации. Данной совокупности норм соответствуют установленные законодательством режимы правового регулирования, в юридической форме выражающие изменение правового статуса лиц, совершающих миграцию. Правовые нормы, институты и правовые режимы, составляющие структуру миграционного права, являются юридическим закреплением правового порядка Российской Федерации в сфере миграции.

Литература

1. Федеральный закон от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 09.03.2010) // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013) // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 01.07.2011) // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 25.07.1997 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 25.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ред. от 02.07.2013) // СПС КонсультантПлюс.

7. Федеральный закон от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012) // СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013) // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.