Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ОТБОР КАНДИДАТОВ / ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кофтина Юлия Николаевна

Особенность Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов заключается в специфическом роде деятельности данной силовой структуры, требующем от кандидатов на службу четкого соответствия квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством. В частности, это требования к уровню образования, квалификации, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для эффективного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел. В связи с тем, что вышеуказанные требования четко регламентированы, поиск и отбор кандидатов для замещения должностей в органах внутренних дел должен осуществляться в строгом соответствии с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE SELECTION OF CANDIDATES FOR POSITIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The peculiarity of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies lies in the specific type of activity of this power structure, which requires candidates for service to clearly comply with the qualification requirements established by current legislation. In particular, these are the requirements for the level of education, qualifications, professional knowledge and skills, and the state of health necessary for the effective performance of the tasks facing the internal affairs bodies. Due to the fact that the above requirements are clearly regulated, the search and selection of candidates for positions in the internal affairs bodies should be carried out in strict accordance with them.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_130 УДК 351.74

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE ESSENCE AND CONTENT OF THE SELECTION OF CANDIDATES FOR POSITIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

КОФТИНА Юлия Николаевна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: Yulenka1979@mail.ru;

KOFTINA Yulia Nikolaevna,

Candidate of legal sciences,

associate professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: Yulenka1979@mail.ru

Краткая аннотация: особенность Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов заключается в специфическом роде деятельности данной силовой структуры, требующем от кандидатов на службу четкого соответствия квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством. В частности, это требования к уровню образования, квалификации, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для эффективного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел. В связи с тем, что вышеуказанные требования четко регламентированы, поиск и отбор кандидатов для замещения должностей в органах внутренних дел должен осуществляться в строгом соответствии с ними.

Abstract: the peculiarity of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies lies in the specific type of activity of this power structure, which requires candidates for service to clearly comply with the qualification requirements established by current legislation. In particular, these are the requirements for the level of education, qualifications, professional knowledge and skills, and the state of health necessary for the effective performance of the tasks facing the internal affairs bodies. Due to the fact that the above requirements are clearly regulated, the search and selection of candidates for positions in the internal affairs bodies should be carried out in strict accordance with them.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровое обеспечение, государственная служба, отбор кандидатов, замещение должностей, квалификационные требования, органы внутренних дел.

Keywords: personnel policy, staffing, civil service, selection of candidates, replacement of positions, qualification requirements, internal affairs bodies.

Для цитирования: Кофтина Ю.Н. Сущность и содержание отбора кандидатов для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 130-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_130.

For citation: Koftina Yu.N. The essence and content of the selection of candidates for positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 130-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_130.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2022

Постановка проблемы: МВД России в приоритетном порядке решаются задачи сбережения личного состава, поддержания на должном уровне его морально-психологического состояния, организации мероприятий по отбору, обучению и воспитанию кадров, предотвращению их необоснованного оттока. На состоявшейся в июне 2021 года коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации рассмотрен широкий спектр проблемных вопросов в кадровой деятельности и определены пути их решения.

Вместе с тем остаются нерешенными отдельные проблемы в работе с кадрами. По итогам 2021 года некомплект аттестованного состава МВД России составил 9,3% (2020 г. - 7,5%), федеральных государственных гражданских служащих -8,9% (2020 г. - 7,5%), работников - 11,8% (2020 г. - 9,7%). Число уволенных из органов внутренних дел сотрудников на четверть превысило число принятых на службу граждан и на 43,9% превзошло уровень 2020 года[3].

Таким образом, обозначенные кадровые тенденции вызывают серьезную озабоченность, так как могут стать объек-

тивным препятствием на пути успешного осуществления правоохранительной деятельности. В связи с этим по итогам вышеуказанной коллегии издан приказ МВД России от 30 июля 2021 г. № 580, нормативно закрепивший необходимость выработки комплекса мер правового, организационного, финансового, материально-технического характера, направленного на дальнейшую стабилизацию кадровой ситуации.

Научно обосновано, что возможность повышения эффективности организации, в том числе и МВД России, обусловлена ее кадровым потенциалом, стабильность и приращение которого, в свою очередь, напрямую зависят от того, насколько применимы кадровые технологии, используемые в органах внутренних дел, и эффективна действующая система отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ).

Справедливо отмечает исследователь П.П. Попов, что подбор качественных полицейских кадров является важнейшей составляющей кадровой работы системы МВД России. Результаты преобразований, эффективность функционирования того или иного подразделения и в целом территориального органа внутренних дел во многом зависят от подбора грамотных профессиональных кадров, уровня подготовки специалистов, овладения ими новыми формами и методами профессиональной работы[5].

Организацию деятельности по отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел осуществляют руководители (начальники) территориальных органов, руководители (начальники) структурных подразделений, в которых должны проходить службу потенциальные кандидаты, заместители начальника по работе с личным составом, другие уполномоченные лица, которые тем или иным образом, связаны с непосредственной деятельностью по отбору персонала[6].

При отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел, а также при принятии окончательного решения о зачислении подбираемых кадров на службу, указанные выше должностные лица в своей деятельности руководствуются такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе)[1] и приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»[2].

Следует отметить, что вышеуказанными нормативными правовыми актами установлен перечень мероприятий при организации отбора граждан на службу в ОВД РФ:

- информирование населения о порядке поступления на службу в органы внутренних дел и условиях службы в органах внутренних дел;

- профессионально-ориентационные мероприятия, проводимые с населением по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел;

- непосредственный поиск граждан для службы в органах внутренних дел[2].

Данные мероприятия относятся к информационно-организационным и базируются на использовании современных информационных технологий с целью информирования граждан о порядке поступления на службу в органы внутренних дел, условиях службы в органах внутренних дел, о вакантных должностях и предъявляемых к ним квалификационных требованиях. Размещение указанной информации осуществляется через публикации в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов внутренних дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений об адресах электронной почты, номерах телефонов кадровых подразделений, а также изготовление и размещение наглядной агитации, содержащей сведения о службе в органах внутренних дел.

Отбор на службу в органы внутренних дел проходят квалифицированные специалисты, обладающие высоким уровнем знаний и профессиональных навыков. Законодательством предъявляются особые требования для граждан, желающих проходить службу в органах внутренних дел. Прежде всего, кандидат должен достигнуть совершеннолетнего возраста - 18 лет.

Вместе с тем максимальный возраст для замещения должностей рядового и младшего начальствующего состава - 35 лет, а для среднего и старшего начальствующего состава - 40 лет. Не существует ограничений по половой принадлежности и расовой, национальности, происхождению, материальному и служебному положению, территории проживания. Не установлено предпочтений к вероисповеданию. Трудоустраивающийся гражданин обязан владеть государственным языком Российской Федерации, отвечать квалификационным требованиям, установленным для сотрудников ОВД РФ.

Требования и условия, предъявляемые к выслуге лет или опыту работы, профессиональным знаниям и умениям, не-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)

обходимым для исполнения должностных обязательств принимаемого на работу сотрудника, закреплены в Порядке организации прохождения службы в органах внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 (далее -Порядке прохождения службы).

Вместе с тем на законодательном уровне установлена выслуга лет или опыт работы, необходимые для замещения определенной должности. В послужной список личного дела сотрудника в хронологическом порядке вносятся сведения о прохождении им службы. Наряду с этим порядок проверки у кандидата знания положений Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предстоящей профессиональной деятельности, не установлен. В некоторых территориальных органах внутренних дел проверка реализуется кадровыми подразделениями на основе разрабатываемых тестовых заданий, позволяющих устанавливать соответствие данному критерию.

Отметим, что существенное значение уделяется мероприятиям, устанавливающим соответствие требованиям, предъявляемым к здоровью граждан, трудоустраивающимся на службу в ОВД РФ, которые определены приказом МВД России от 2 апреля 2018 г. № 190 в зависимости от должностей и особенностей условий прохождения службы.

В 2020 г. в вышеуказанный приказ внесены изменения, которые существенно снизили требования к здоровью для замещения некоторых должностей. Данная мера во многом способствовала снижению уровня некомплекта в ОВД РФ. Обратим внимание, что комиссия дает заключение, учитывая результаты прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, и может содержать следующие выводы: годен; годен с незначительными ограничениями; ограниченно годен; временно не годен; не годен к службе.

Следует сказать, что два последних вывода не дают возможности трудоустройства гражданина на службу в ОВД РФ. Тем не менее, если говорить о временной негодности, данное заключение дается в том случае, если необходимо некоторое время для лечения, либо для прохождения реабилитации после болезни, с последующим освидетельствованием гражданина для установления категории годности через определенный срок.

Помимо перечисленных требований к гражданам, желающим трудоустроиться в органы внутренних дел, предъявляются требования к уровню образования. Определение соответствия данному критерию происходит, как правило, во время беседы с кандидатом, в ходе которой и выясняется, на какую должность он претендует. Например, для должностей рядового и младшего начальствующего состава достаточно наличие документально подтвержденного среднего общего образования. Такой аспект установлен Законом о службе.

В настоящее время требования к образовательному цензу предписаны в Порядке прохождения службы, в том числе установлен перечень должностей среднего и старшего начальствующего состава, для которых необходимо наличие высшего юридического образования (правовые службы, дознание и следствие).

Следует признать, что изменения, произошедшие благодаря установленному перечню должностей, во многом разрешили проблемы в работе комплектования. Так, например, для назначения на должность участкового уполномоченного полиции теперь не требуется обязательности наличия высшего или высшего юридического образования. В настоящее время на должность участкового стало возможно принимать граждан, имеющих среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, с оговоркой - за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Следовательно, для назначения на приведенную в примере должность достаточно диплома о среднем профессиональном образовании, полученного по окончании обучения по программе подготовки специалистов среднего звена. В таком дипломе должно быть указание на полученную специальность. Необходимо учитывать, что на сегодняшний день в средних специальных учебных заведениях обучающиеся получают образования двух уровней: квалифицированный рабочий (раньше такой уровень образования был в училищах и обучающийся получал рабочую профессию); специалист среднего звена (раньше такой уровень образования давали в техникуме или называли средним специальным, обучающийся получал специальность).

Таким образом, для того чтобы иметь возможность претендовать на должность, не указанную в Порядке прохождения службы, гражданину необходимо представить диплом о среднем профессиональном образовании с указанием специальности, либо справку, подтверждающую обучение гражданина по программе подготовки специалистов среднего звена.

Наряду с вышеуказанными требованиями оценке подлежит физическая подготовка кандидата. Нормативы по физической подготовке установлены в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 05.06.2018 № 275 и в приложении № 12 Порядка прохождения службы.

Процесс определения соответствия гражданина квалификационным требованиям по предполагаемой должности продолжительный. Несоответствие одному из этих критериев влечет отказ гражданину в приеме на службу в ОВД РФ. Возможность обжалования решения об отказе предусмотрена действующим законодательством. Кандидат может письменно обратиться как к руководителю, уполномоченному принимать решения о приеме на службу, так и к вышестоящему руководителю. Такое обращение возможно и в рамках судебного разбирательства, в этом случае гражданин обращается в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в приеме на службу в ОВД РФ.

Таким образом, формирование и применение квалификационных требований, на наш взгляд, повысит качество отбора кадров для назначения на должности в ОВД РФ, в том числе и руководящие, а также, оценки их квалификации, профессионального развития, формирования кадрового резерва и перемещения в порядке ротации. На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в системе МВД России, а также права и обязанности сотрудников органов внутренних дел, нами разработана научно обоснованная модель квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должностей в органах внутренних дел, включающая:

I. Общие положения.

II. Систему квалификационных требований, объединяющую следующие виды: базовые квалификационные требования: к уровню профессионального образования; к продолжительности стажа службы по направлению деятельности, направлению подготовки вне зависимости от направления деятельности; требования к личностным качествам; функциональные квалификационные требования: к знаниям правовых основ общих и специальных направлений деятельности в органах внутренних дел; к профессиональным знаниям, умениям и навыкам сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должностей в органах внутренних дел[4].

Учитывая вышеизложенное, подчеркнем, что ученые и практики справедливо выделяют в ряду современных тенденций, характеризующих направления дальнейшего развития кадровых технологий в органах внутренних дел, актуализацию проблематики совершенствования системы отбора кадров для замещения должностей в ОВД РФ. В современных условиях, требующих безотлагательного укрепления стабильности деятельности правоохранительных органов, посредством совершенствования организации их деятельности, могут быть успешно достигнуты следующие цели: сохранение кадрового потенциала; предотвращение размывания кадрового ядра; повышение уровня престижности прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Библиография:

1. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.

2. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.03.2018.

3. Информационно-справочные материалы о состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации по итогам 2021 года // ДГСК МВД России. М. 2022. С. 68.

4. Кофтина Ю.Н. Правовое регулирование и организация замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации // автореферат дисс. канд. юрид. наук / Академия управления МВД России. М. 2020. С. 28.

5. Попов П.П. Основные направления совершенствования правовых основ управления в органах внутренних дел Российской Федерации // Государство, общество, личность: история и современность. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 206-210.

6. Тереняк А.М. Административно-правовое регулирование в области внутренних дел // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 3 (43). С. 266-270.

References:

1. Federal Law No. 342-FZ dated 30.11.2011 "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 275, 07.12.2011.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 50 dated 01.02.2018 "On Approval of the Procedure for Organizing Service in the Internal Affairs Bodies Affairs of the Russian Federation" // Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru , 23.03.2018.

3. Information and reference materials on the state of staffing in the internal affairs bodies of the Russian Federation following the results of 2021 // DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M. 2022. P. 68.

4. Koftina Yu.N. Legal regulation and organization of replacement of positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation // abstract of dissertation. jurid. Sciences / Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M. 2020. p. 28.

5. Popov P.P. The main directions of improving the legal foundations of management in the internal affairs bodies of the Russian Federation // State, society, personality: history and modernity. Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. 2020. pp. 206-210.

6. Terenyak A.M. Administrative and legal regulation in the field of internal affairs // Skif. Questions of student science. 2020. No. 3 (43). pp.

266-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.