Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INTERNAL AFFAIRS BODIES / SERVICE IN THE POLICE / ENLISTMENT IN THE POLICE DEPARTMENT / CANDIDATE FOR SERVICE / ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / SERVICE / CONTRACT / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖБА В ПОЛИЦИИ / ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОВД / КАНДИДАТ НА СЛУЖБУ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ / КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольшевская Анна Владимировна

В статье анализируются законодательно установленные основания отбора для последующего приема кандидатов на службу в органы внутренних дел (полицию). Все эти требования являются направленными на выявление кандидатов, достойных для замещения должностей в полиции. Закон устремлен на поэтапную, всестороннюю и многоуровневую работу в данном направлении, предъявляя повышенные требования к уровню профессиональной и физической подготовки, к морально-нравственному состоянию кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENLISTMENT IN THE POLICE SERVICE

The author analyzes the legislatively established grounds for selection for the subsequent admission of candidates for service in the internal affairs bodies (police). All these requirements are aimed at identifying candidates worthy of filling police posts. The law is aimed at phased, comprehensive and multi-level work in this direction, making high demands on the level of professional and physical training, on the moral state of the candidates.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ»

УДК 351.74 ББК 67.7

© 2020 г. Ольшевская Анна Владимировна,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ

В статье анализируются законодательно установленные основания отбора для последующего приема кандидатов на службу в органы внутренних дел (полицию). Все эти требования являются направленными на выявление кандидатов, достойных для замещения должностей в полиции. Закон устремлен на поэтапную, всестороннюю и многоуровневую работу в данном направлении, предъявляя повышенные требования к уровню профессиональной и физической подготовки, к морально-нравственному состоянию кандидатов.

Ключевые слова: органы внутренних дел, служба в полиции, поступление на службу в ОВД, кандидат на службу, обеспечение прав и свобод граждан, прохождение службы, контракт.

Olshevskaya Anna Vladimirovna - Associate Professor, the Department of Administrative Law, the Moscow

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya PhD in Law.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENLISTMENT

IN THE POLICE SERVICE

The author analyzes the legislatively established grounds for selection for the subsequent admission of candidates for service in the internal affairs bodies (police). All these requirements are aimed at identifying candidates worthy of filling police posts. The law is aimed at phased, comprehensive and multi-level work in this direction, making high demands on the level ofprofessional and physical training, on the moral state of the candidates.

Keywords: internal affairs bodies, service in the police, enlistment in the police department, candidate for service, ensuring the rights and freedoms of citizens, service, contract.

Полиция занимает одно из важных мест в правоохранительной системе государства, так как, выполняя правоохранительные функции, реализовывает обширный круг задач по защите прав и свобод граждан [10, с. 4]. От того, какие кандидаты поступят на службу в органы внутренних дел, зависит эффективность реализации ими своих функций и степень удовлетворенности населения в работе правоохранителей. Сотрудники полиции выполняют служебные обязанности в самых различных условиях, в связи с чем прохождение службы, несомненно, выстроено на основе механизма отбора кадров.

Отбором кандидатов на службу занимаются подразделения по организации работы с кадрами. Вместе с тем способы данной кадровой процедуры могут быть различными, однако один из наиболее эффективных - это доступность информации о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что особой формой гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел является мнение общества, а это, прежде всего, реакция на деятельность полиции. Таким образом, мнение граждан зависит от того насколько сотрудник правоохрани-

тельных органов будет профессионально и грамотно выполнять свои служебные обязанности.

Урегулированная процедура отбора кадров в органы внутренних дел способна в корне предотвратить негативные ситуации, возникающие лишь по причине непрофессионализма сотрудника, который поступил на службу вследствие пробелов в деятельности кадрового аппарата либо предвзятости отдельных должностных лиц, ответственных за прием граждан на службу в органы внутренних дел.

В связи с изложенным, можно констатировать, что главная цель отбора - прием на службу граждан, которые смогут на высокопрофессиональном уровне выполнять свои служебные обязанности. Целенаправленный отбор ориентирован на выявление кандидатов для замещения определенных должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

Отметим, что к кандидатам на службу в полицию предъявляются высокие требования к уровню профессиональной и физической подготовки, а также к морально-нравственному состоянию кандидатов.

Для поддержания оптимальных показателей кадрового обеспечения МВД России проводится целенаправленная работа по отбору

кандидатов на службу в органы внутренних дел. Количество граждан, принятых на должности рядового и начальствующего состава, в сравнении с прошлым годом увеличилось на 18,8 %, при этом количество уволенных сократилось на 16,4 % [11].

Следует отметить, что улучшаются качественные характеристики личного состава, вновь принимаемого на службу. Так с 86,4 % до 87,2 % увеличилось количество сотрудников из числа начальствующего состава, имеющих высшее образование, в том числе и по юридическим специальностям [11].

Однако, несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным ряд проблем в работе с кадрами. По итогам прошлого года некомплект рядового и начальствующего состава МВД России составил 7,9 % от штатной численности, что на 1,5 % больше по сравнению с 2018 г. [11].

Таким образом, можно предположить, что совершенствование правового регулирования и организационного механизма приема и отбора кандидатов на службу в полицию при непосредственном участии кадровых аппаратов и руководителей органов внутренних дел позволит укомплектовать их сотрудниками, готовыми качественно и эффективно выполнять служебные задачи, которые ставятся перед органами внутренних дел обществом и государством.

Значительный вклад в исследуемую проблему внесли ученые-практики A.M. Артемьев, А.В. Борисов, И.В. Будило, В.Н. Бушкевич, Л.М. Колодкин, A.M. Кононов, Г.М. Мякишев, Ю.Н. Старилов, А.И. Турчинов и др., в трудах которых рассматривались отдельные организационно-правовые аспекты отбора кадров в органах внутренних дел.

Определенный научный интерес представляет мнение таких ученых как Л.М. Колодки-на, Г.М. Мякишева, А.И. Турчинова, которые считают, что в процессе отбора для замещения определенных должностей происходит поиск кандидатов, отвечающих установленным требованиям социального института и видов деятельности [9].

Для поиска решения проблемы комплектования в органах внутренних дел необходимо провести научно-исследовательский анализ порядка отбора на службу в полицию, который регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О службе в ОВД») [4] и приказом МВД России от 01 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации

прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [7].

Фактом поступления на государственную службу данного вида является принятие кадровым аппаратом органа решения с указанием соответствия кандидата предъявляемым квалификационным требованиям. Из законодательно установленного числа этих требований кандидат должен быть не моложе 18 лет (однако из данного правила существует правовое исключение), владеть государственным языком нашей страны и быть способным выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД. Зачисление в образовательные организации системы МВД России на очную форму обучения в должности курсанта, слушателя также считается поступлением на службу. Именно это основание способно понижать возрастной ценз.

Для поступления на службу закон устанавливает предельный возраст. Он составляет: 3 5 лет - для должностей рядового и младшего начальствующего состава; 40 лет - для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава; 25 лет - для поступления на очную форму обучения в образовательные организации системы МВД России [4].

Согласно квалификационным требованиям необходимо наличие среднего (полного) общего образования для должностей рядового и младшего начальствующего состава, образования не ниже среднего профессионального, отвечающего направлению деятельности, - для должностей среднего начальствующего состава, высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности - для должностей старшего и высшего начальствующего состава.

Законодателем принят ряд ограничений, согласно которому гражданин не является кандидатом для прохождения службы и не может быть принят на службу в ОВД:

- не имеет гражданство Российской Федерации или наличие гражданства иностранного государства;

- недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин;

- осужден за преступление, имеет судимость, в том числе, если таковая была снята;

- непригодность по состоянию здоровья;

- близость родства с сотрудником органов, если его замещение в должности тесно связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому либо состояние свойства;

- в случае доказательств поддельных документов или ложных данных при поступлении кандидата на службу в органы внутренних дел [4];

- если кандидат является подозреваемым

и тем более обвиняемым по какому-либо уголовному делу;

- если кандидат когда-либо подвергался уголовному преследованию;

- если кандидат отказывается соблюдать ограничения и запреты, которые связанны со службой.

Важным является тот факт, что:

1. Погашение или снятие судимости согласно ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) аннулирует только правовые последствия, связанные с судимостью, которые предусмотрены данным кодексом, а не иными законодательными актами. Таким образом, запрет, связанный со службой в органах внутренних дел, установленный п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О службе в ОВД», носит абсолютный характер и не противоречит иным нормативным правовым актам.

2. Вопросы нахождения на службе сотрудника, осужденного за деяние, преступность которого устранена уголовным законом до момента поступления на службу в ОВД, ФЗ «О службе в ОВД» отдельно не урегулированы. Одновременно ч. 1 ст. 10 УК РФ определено, что уголовный закон, который устраняет совершение деяния преступления и смягчающий наказание за совершение уголовного преступления или каким-либо другим образом изменяющий положение лица в лучшую сторону, совершившего преступление, имеет также обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, которые отбывают свое наказание или уже отбывших наказание, но имеющих судимость. При этом данную норму следует толковать, исходя из смысла ст. 54 Конституции Российской Федерации, в силу которой никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если ответственность за правонарушение после его совершения устранена или смягчена, применяется новый закон.

3. Осуществление в отношении родственников и знакомых сотрудника (гражданина) уголовного преследования, а также наличие у них судимости действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к обстоятельствам, препятствующим прохождению или поступлению на службу, не отнесено. Вместе с тем риском являются взаимоотношения с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость. Это необходимо выявлять во время комплексных обследований при поступлении на службу согласно Правилам профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [6].

4. В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 17 ФЗ «О службе в ОВД» кандидат не рассматривается на службу в ОВД в том случае, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения. По прошествии одного года с момента привлечения к административной ответственности данный факт не является препятствием для поступления на службу в ОВД. При этом необходимо учитывать, что лишение права управления транспортным средством является дополнительным наказанием, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1], а ст. 32.7 КоАП РФ определено, что гражданин, лишенный права управлять транспортным средством, находится как на период такого лишения, так еще и в течение года после исполнения наказания [8, с. 25].

На служащего в органах внутренних дел распространяются различного рода ограничения, запреты и обязанности, утвержденные ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, которые препятствуют осуществлению служащим в оперативно-розыскной деятельности и определяются в различных ситуациях МВД России соответственно.

Кандидат, который прибыл для поступлении на службу лично в кадры, представляет следующие документы: документы об образовании и воинском учете, заявление, анкету и автобиографию, паспорт гражданина Российской Федерации, трудовую книжку, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей [5] и иные документы, определенные нормативными правовыми актами.

Далее кандидат проходит профессиональный психологический отбор и в обязательном порядке врачебную комиссию для определения группы здоровья, а также психофизиологические исследования, тестирование, по которому определяются характер и качества личности кандидата, направленные на выявление употребления без назначения врача наркотических или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

Порядок организации прохождения службы регламентирует изучение данных о кан-

дидате, проходящее в два этапа: предварительный и проведение мероприятий [7].

Во-первых, личность кандидата изучается по ранее представленным документам и в ходе собеседования, которое проводит сотрудник кадровой службы и будущий руководитель. Далее личность изучается при проведении совокупности мероприятий, которые связаны с медицинским показанием, изучением достоверности полученных данных, физической подготовкой кандидата, профессиональным психологическим отбором, допуском к государственной или иной охраняемой законом тайне, тестированием, психофизиологическими исследованиями и др.

Кандидат проходит стандартные исследования на профессиональную пригодность. Существенная роль отводится исследованию на полиграфе. С его помощью открывается различная информация, например, употребление наркотиков, алкоголя, контакты с криминальными субъектами, совершение преступлений, сокрытие или искажения анкетных данных и других сведений, склонность к злоупотреблению служебными полномочиями и др.

Необходимо отметить, что в ходе комплексных обследований исследуется интеллект будущего сотрудника, способность к умозаключениям, логика. Оценивается его эмоциональная устойчивость, возможности самоконтроля в поведении и проявлении внешних эмоций. В такой профессии важное значение имеет ряд качеств, таких как смелость, настойчивость, решительность, работоспособность.

В дополнение сотрудники Центра психологической диагностики МВД России проводят ряд собеседований каждого кандидата. Только на базе многосторонних уровней отбора и устанавливаются подходящие кандидаты для прохождения службы в полиции и отсеиваются те, кто не годен. Стоит заметить, что сегодня использование на практике полиграфа в органах внутренних дел стало по-настоящему результативным инструментом, центральная задача которого сводится к выявлению несоответствующих кандидатов.

Представленные претендентом сведения о себе подлежат кадровой проверке, целью которой является определить наличие или же отсутствие оснований, которые могут препятствовать поступлению на службу в ОВД.

Проверки осуществляются по различным учетам ФСБ России, МВД России, иных органов государственной власти Российской Федерации, а при необходимости и субъектов Российской Федерации.

На будущего сотрудника необходимо оформить личное поручительство, которое составляется в письменном виде сотрудником,

имеющим стаж служебной деятельности в ОВД не менее 3-х лет. Он ручается за выполнение и соблюдение данным кандидатом ограничений и запретов, которые утверждены нормативными правовыми актами.

Начальник органа внутренних дел принимает на службу. Это решение оформляется в конце заключения. При назначении кандидата стажером определяется и указывается испытательный срок (3-6 месяцев), закрепляется наставник.

Далее с кандидатом заключается контракт, представляющий собой соглашение между кандидатом и руководителем [4]. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Он может быть заключен на определенный и неопределенный срок.

В контракте отражаются следующие условия: неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны);

обязательство проходить службу после обучения в образовательной организации системы МВД России;

и другие условия, не ухудшающие положение сотрудника [4].

Подписание приказа о назначении на должность ведет к возникновению правового статуса сотрудника полиции.

На каждого сотрудника кадровым аппаратом заводится личное дело, и он вносится в реестр сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, на сегодняшний день нормативная правовая база, посвященная вопросам поступления на службу в органы внутренних дел в целом и полицию в частности, в достаточно подробной форме поэтапно подлежит урегулированию.

Вышесказанное позволяет заключить, что к кандидатам на службу в органы внутренних дел применяются довольно существенные требования, как по образовательному цензу, так и по состоянию их здоровья. Это является очевидным ввиду высокого уровня ответственности на замещаемых в дальнейшем должностях. Поступив на службу в полицию, гражданин получает определенный объем прав и гарантий, которые составляют его должностное положение. Кроме того, это не просто кандидат на службу в полицию - это будущий сотрудник обеспечения прав людей, от деятельности которого в дальнейшем зависит уровень доверия населения к правоохранительной системе в целом.

Отметим, что, несмотря на значительные шаги по совершенствованию организации кадровой работы в органах внутренних дел, заключающиеся в создании и развитии опре-

деленной правовой базы, регламентирующей вопросы отбора кадров, их перемещения и дальнейшего продвижения по службе, остается достаточно много актуальных проблем, обусловленных несовершенством законодательной базы, а также организационными трудностями, которые необходимо решать в максимально возможные короткие сроки.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что совершенствование органи-

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. 31 декабря. 2001. № 256.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12 2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. 30 декабря. 2008. № 266.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. 7 декабря. 2011. № 275.

5. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014. № 460 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1259 (ред. от 06.03.2015) // Рос. газ. 12 декабря. 2012. № 286.

7. URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. Актуальные вопросы прохождения службы и организации кадровой работы в системе МВД России. М., 2019.

9. Журавлева Г.Е. Правовое и организационное обеспечение приема на службу и замещения должностей в органах внутренних дел по конкурсу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010,

10. Колокольцев В.А. Противодействие вызовам и угрозам безопасности граждан // Профессионал. 2018. № 2.

11. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год: сборник аналитических и информационных. материалов. М., 2020.

зационного обеспечения поступления на службу и замещения должностей в органах внутренних дел заключаются в организации периодического обучения и повышения квалификации сотрудников кадровых подразделений, а также в правовом оформлении контроля за исполнением требований нормативных правовых актов, регламентирующих прием на службу в органы внутренних дел.

Bibliography

1. The Code of the Russian Federation on administrative offenses dated 12/30/2001 № 195-ФЗ (as amended on 12/27/2019) // Russian newspaper. Dec. 31. 2001. № 256.

2. On the state civil service of the Russian Federation: Federal Law of July 27, 2004. № 79-FZ (as amended on December 2, 2019) // Collection of legislation. 2004. № 31.Art. 3215.

3. On combating corruption: Federal Law of December 25, 2008. № 273-FZ (as amended on December 16, 2019) // Rossiyskaya Gazeta. December 30. 2008. № 266.

4. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law dated 30.11.2011. № 342-ФЗ (as amended on 16.12.2019) // Russian newspaper. December 7th. 2011. № 275.

5. On approval of the certificate of income, expenses, property and property obligations and amendments to some acts of the President of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of06.23.2014. № 460 // LRS «ConsultantPlus».

6. On the approval of the Rules of professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated December 6, 2012. № 1259 (as amended on March 6, 2015) // Russian newspaper. 12 December. 2012. № 286.

7. URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. Actual issues of service and organization of personnel work in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2019.

9. Zhuravleva G.E. Legal and organizational support for recruiting and filling positions in the internal affairs bodies by competition: author. dis. ... сand. jurid. sciences. M., 2010.

10. Kolokoltsev V.A. Countering the challenges and threats to the safety of citizens // Professional. 2018. № 2.

11. Information on the state of work with personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2019: сollection of analytical and information materials. M., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.