Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / развитие / профессиональная деятельность / физическая подготовленность / физическая подготовка / физическая готовность / физические упражнения / физическая нагрузка / cadet / development / professional activity / physical fitness / physical preparation / physical readiness / physical exercises / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценцеря Сергей Владимирович, Козырев Александр Николаевич

В статье рассматривается сущность и содержание физической подготовленности курсантов с учётом особенностей современных требований к профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии. При этом в первую очередь раскрываются особенности их физического развития с учётом критериев готовности к выполнению задач по предназначению. Приводятся основные методы реализации данного педагогического процесса. Далее даётся характеристика физической подготовленности как главному его результату. Освещаются её сущность и структура. Рассматриваются основные факторы, которые следует учитывать при оценке уровня физической подготовленности учащихся военных вузов на современном этапе развития соответствующего сегмента российской системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ценцеря Сергей Владимирович, Козырев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the cadets’ physical fitness essence and content, taking into account the modern requirements for the officers of the National Guard troops professional activity peculiarities. At the same time, first of all, their physical development peculiarities are revealed, taking into account the criteria of readiness to perform tasks for their intended purpose. The main methods of this pedagogical process implementation are given. Next, the physical fitness characteristic is given as its main result. Its essence and structure are highlighted. The main factors that should be taken into account when assessing the physical fitness level of military universities students at the Russian higher education system corresponding segment current development stage are considered.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии Ценцеря Сергей Владимирович

ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Саратов); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Козырев Александр Николаевич

ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Саратов)

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В

КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание физической подготовленности курсантов с учётом особенностей современных требований к профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии. При этом в первую очередь раскрываются особенности их физического развития с учётом критериев готовности к выполнению задач по предназначению. Приводятся основные методы реализации данного педагогического процесса. Далее даётся характеристика физической подготовленности как главному его результату. Освещаются её сущность и структура. Рассматриваются основные факторы, которые следует учитывать при оценке уровня физической подготовленности учащихся военных вузов на современном этапе развития соответствующего сегмента российской системы высшего образования.

Ключевые слова: курсант, развитие, профессиональная деятельность, физическая подготовленность, физическая подготовка, физическая готовность, физические упражнения, физическая нагрузка.

Annotation. The article examines the cadets' physical fitness essence and content, taking into account the modern requirements for the officers of the National Guard troops professional activity peculiarities. At the same time, first of all, their physical development peculiarities are revealed, taking into account the criteria of readiness to perform tasks for their intended purpose. The main methods of this pedagogical process implementation are given. Next, the physical fitness characteristic is given as its main result. Its essence and structure are highlighted. The main factors that should be taken into account when assessing the physical fitness level of military universities students at the Russian higher education system corresponding segment current development stage are considered.

Key words: cadet, development, professional activity, physical fitness, physical preparation, physical readiness, physical exercises, physical activity.

Введение. Главной целью физической подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии является обеспечение необходимого уровня их физической подготовленности (B.C. Айвазова, И.А. Алёхин, О.М. Бабич, В.Я. Гожиков, В.Н. Лапшин). Последний должен способствовать успешному выполнению ими служебно-боевых задач в соответствии с предназначением (И.А. Алёхин, А.В. Гарькавый, В.Я. Гожиков, B.C. Неделько, Б.Н. Савченко, Р.К. Серёжникова, В.А. Чакурин). Действительно, реализация указанной цели во многом способствует достижению следующих положительных результатов:

- развитие компетентностей военнослужащих, связанных с практическим применением военно-прикладных знаний, умений и навыков [2, С. 19-20];

- повышение их способности к реализации служебных обязанностей в условиях, сопряжённых со значительными физическими и психологическими нагрузками [5, С. 10].

Поскольку физическая подготовка будущих офицеров способствует воспитанию у них соответствующих качеств, она уже не первый век включается в обязательную часть программ обучения курсантов (Д.В. Арутюнова, В.Н. Лапшин, Р.Б. Санин, Б.О. Филиппова, В.А. Чакурин, О.И. Чубарова).

По вышеуказанным причинам различные аспекты физической подготовки лиц, обучающихся в военных вузах, часто составляют предмет внимание исследователей (В.И. Молтенской, Ю.А. Марценюк, B.C. Неделько, В.А. Ядов). С другой стороны, ряд важных составляющих данного процесса до сих пор не получили достаточного освещения в отечественной науке. К таковым относится, например, проблема дачи сущностной и содержательной характеристик физической подготовленности будущих офицеров в контексте современных требований [6, С. 180].

Частичному решению этой, последней, посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Физическая подготовленность будущего офицера является результатом планомерного, систематического и целенаправленного его физической подготовки в период обучения в военном вузе [12, С. 160]. Данный педагогический процесс характеризуется направленностью на:

- воспитание физических качеств курсантов (Н.В. Жукова, О.А. Ляпина, Т.А. Маскаева, Р.Б. Санин, М.А. Якунчев);

- развитие функциональных возможностей их организма в различных, в т.ч. экстремальных, условиях жизнедеятельности [4, С. 57-58].

Будучи, как уже говорилось, одним из важнейших сегментов системы профессиональной подготовки военнослужащих, успешно завершённая физическая подготовка составляет одну из основ формирования практической составляющей их компетентности [11, С. 11-12].

Сегодня она представляет собой многоуровневую систему. При этом каждый уровень имеет свою структуру и связанную с ней специфику развития соответствующих качеств курсантов. Так, самый низкий характеризуется оздоровительной направленностью [8, С. 387]. Он основывается на общей физической подготовке. Далее, в ходе продвижения по уровням усиливается иная, спортивно-прикладная составляющая (И.А. Липский, Т.А. Маскаева, М.А. Якунчев). На самом высоком обеспечивается увеличение функциональных резервов организма обучающихся в системе практических умений и навыков военно-профессиональной направленности [5, С. 129].

Основным педагогическим методом физического развития будущего офицера в образовательном пространстве военного вуза является упражнение (Ш.Д. Абдуллаев, Н.И. Давронов, Э.Ю. Исломов, Р.Х. Кадиров, Д.З. Сафаров, Б.Х. Хамроев). Его сущность заключается в многократном, сознательном повторении определённых приёмов и действий в целях развития системы профессионально важных умений, навыков и качеств [8, С. 172]. Ведущую роль в достижении максимальной эффективности применения рассматриваемого метода играет применение его в сочетании с объяснением и разъяснением наиболее проблемных элементов сложных действий.

При выборе конкретных упражнений и определении основных особенностей их применения в физической подготовке военнослужащих учитываются следующие дидактические принципы:

- сочетания доступности и высокого уровня требовательности;

- систематичности и последовательности [2, С. 201;

- сознательности и активности [11, С. 671.

При этом также подлежат учёту определённые факторы. В их числе:

- цели и задачи тренировки;

- состояние и уровень подготовленности обучающихся (Ш.Д. Абдуллаев, Э.Ю. Исломов, С.Б. Урокова, И.Ю. Шрейнер).

Основу же выбора физических упражнений при подготовке военнослужащих в военных вузах РФ составляют четыре критерия (Табл. 1).

Таблица 1

Критерии для отбора физических упражнений, используемых по ходу физической подготовки военнослужащих

в военных вузах

№ п/п Критерий Применение

1 Функциональное отражение Большинство известных исследователям и практикам физических упражнений способствуют совершенствованию нескольких видов движений. Так, правильное выполнение приседаний со штангой на спине благоприятствует улучшению результатов обучающихся в беге и прыжках. Соответственно, при выборе конкретных упражнений необходимо учитывать то, какие именно мышечные группы и режимы работы будут задействованы (B.C. Макеева, С.Б. Урокова, И.Ю. Шрейнер).

2 Техническая достаточность Выражается во временн'ых затратах, необходимых для освоения курсантами техники того или иного физического упражнения. Особенно важен данный критерий в случаях, когда осуществляется выбор между двумя упражнениями, характеризующимися схожим функциональным отражением. В большинстве образовательных ситуаций следует выбирать технически менее сложные. Так, рывок штанги является очень сложным движением, для его правильного выполнения требуется значительное количество тренировок, в то время как мах гирей значительно проще. Но оба они направлены на развитие, в общем, одних и тех же мышц. Реализация данного критерия также подразумевает учёт физического состояния и подготовленности обучающихся.

3 Целеполагание Выбор упражнений продиктован их целесообразностью и профессиональной необходимостью. Например, когда привлекает сложность навыка, или чрезмерный вес снаряда, это вряд ли можно считать целесообразным для формирования профессиональных навыков будущего офицера. Использовать в ходе интересующего нас процесса следует такие упражнения, которые повышают уровень физической подготовленности к конкретным действиям, входящим в его функционал [2, С. 38].

4 Безопасность Выражает необходимость учитывать факторы риска, возникающие при выполнении движений и сведение их действия к возможному минимуму. Это, в свою очередь, подразумевает интенсивную работу над повышением запаса прочности организма. Она в значительной степени позволяет избегать травм и повреждений. Упражнения, несущие для курсантов потенциальную опасность, следует заменить другими при наличии такой возможности [1,С. 94].

В ходе многократного повторения физических упражнений у военнослужащих формируются особые, наиболее эффективные способы выполнения отдельных элементов таковых [10, С. 351. Особенно значительную роль их выполнение играет при формировании следующих качеств будущих военных специалистов:

- стрессоустойчивость [11, С. 571;

- вестибулярная устойчивость;

- устойчивость к укачиванию, кислородному голоданию, перегрузкам [2, С. 861.

На основе вышеизложенного мы можем видеть, насколько многогранен процесс физической подготовки командного состава. Соответствующая его черта, естественным образом влияет на сущность и структуру физической подготовленности курсантов [3,С. 40].

Применительно к будущим офицерам, осваивающим программы военных вузов, действующих на территории Российской Федерации, вышеуказанную характеристику следует понимать как важный инструмент их будущей профессиональной деятельности (А.Э. Болотин, P.M. Кадыров, A.B. Петренко, С.М. Сильчук, Д.А. Солнцев). От её уровня в ряде ситуаций могут зависеть жизнь и здоровье самого офицера, его сослуживцев и иных лиц [7, С. 38]. Современное состояние разработки интересующей нас в данный момент проблемы позволяет определить физическую подготовленность как уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешной реализации военно-профессиональной деятельности, отражающий результат физической подготовки (B.C. Макеева, Д.П. Отев, A.B. Петренко, С.М. Сильчук, Д.А. Солнцев, С.Б. Урокова).

Сегодня определение её уровня представляет собой непростую задачу [13, С. 432-433]. Дело в том, что его объективная оценка включает анализ сложного комплекса физических и психофизических качеств, обеспечивающих приемлемый уровень физической и интеллектуальной работоспособности военнослужащего [9, С. 269]. Указанные действия носят многофункциональный характер. Их структура включает следующие аспекты:

- физический;

- правовой;

- медицинский [7, С. 33];

- психологический.

Сегодня педагоги-исследователи и практики, как правило, выделяют следующие критерии для определения уровня физической подготовленности будущих офицеров:

- степень развития физических качеств обучающегося [4, С. 60];

- объём теоретических знаний в соответствующей области (С.Н. Зуев, C.B. Николаев, O.E. Понимасов, А.О. Миронов);

- сформированность военно-прикладных двигательных навыков;

- качество методических умений [10, С. 37].

Кроме того, интересующий нас феномен характеризуется также уровнем функциональных возможностей организма лиц, осваивающих программу военного вуза [9, С. 268]. Обычно принимаются в расчёт соответствующие характеристики следующих систем органов:

- дыхательная;

- сердечно-сосудистая;

- мышечная (С.Н. Зуев, O.E. Понимасов, C.B. Чернов).

Далее, говоря о степени развития физических качеств обучающихся, отметим, что она выражается в развитии основных физических качеств. К таковым относятся:

- сила;

- ловкость;

- выносливость [8, С. 314];

- гибкость;

- быстрота [1,С. 94].

Специфика профессиональной среды современных военнослужащих предполагает наличие у них способности к принятию и реализации решений, в т.ч. при экстремальных физических и психических нагрузках [5, С. 12-13]. В подобных условиях будущие офицеры должны уметь в полной мере продемонстрировать и степень развития собственных физических качеств, и объём теоретических знаний в соответствующей области, и сформированность военно-прикладных двигательных навыков, и качество методических умений [10, С. 38]. Такого рода умения оказывают влияние также на достижение высокого уровня слаженности действий подразделений войск национальной гвардии [3, С. 37].

Рассмотрев специфику физической подготовки курсантов в российских военных вузах, сделав попытку исследования сущности и содержания их физической подготовленности в контексте современных требований, следует перейти к подведению итогов проделанной работы.

Выводы. Таким образом, главной целью физической подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии является обеспечение необходимого уровня их физической подготовленности. Последний должен способствовать успешному выполнению ими служебно-боевых задач в соответствии с предназначением.

При этом физическая подготовка курсантов как педагогический процесс характеризуется направленностью на: воспитание физических качеств курсантов; развитие функциональных возможностей их организма в различных, в т.ч. экстремальных, условиях жизнедеятельности.

Она представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень имеет свою структуру и связанную с ней специфику развития соответствующих качеств курсантов. Самый низкий характеризуется оздоровительной направленностью. На самом высоком обеспечивается увеличение функциональных резервов организма обучающихся в системе практических умений и навыков военно-профессиональной направленности.

Главным педагогическим методом физического развития будущего офицера в образовательном пространстве военного вуза является упражнение. Его сущность заключается в многократном, сознательном повторении определённых приёмов и действий в целях развития системы профессионально важных умений, навыков и качеств. Ведущую роль в достижении максимальной эффективности применения вышеуказанного метода играет применение его в сочетании с объяснением и разъяснением наиболее проблемных элементов сложных действий.

Сложность и многоуровневость процесса физической подготовки командного состава влияет на сущность и структуру физической подготовленности курсантов. Применительно к ним данную характеристику следует понимать как важный инструмент их будущей профессиональной деятельности.

Современное состояние разработки интересующей нас в данный момент проблемы позволяет определить физическую подготовленность как уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешной реализации военно-профессиональной деятельности, отражающий результат физической подготовки. Определение её уровня представляет собой непростую задачу.

Объективная оценка последнего включает анализ сложного комплекса физических и психофизических качеств, обеспечивающих приемлемые характеристики физической и интеллектуальной работоспособности военнослужащего. Кроме того, интересующий нас феномен характеризуется также уровнем функциональных возможностей организма лиц, осваивающих программу военного вуза.

Литература:

1. Анализ готовности студентов российских и китайских физкультурно-спортивных вузов к профессиональной деятельности / B.C. Макеева, Г. Даньдун, М. Кэхан, Ю. Цзюнь // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). -С. 92-95

2. Богачёв, Е. Физическая подготовка военнослужащих и сотрудников силовых структур / Е. Богачёв, А. Арутюнов. -Москва, 2019. - 109 с.

3. Борисов, A.A. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки / A.A. Борисов, Д.В. Салькова // Военный инженер. - 2019. - № 2(12). -С. 34-46

4. Величко, В.В. Педагогическое сопровождение, как технология развития управленческой компетенции у младшего начальствующего состава в образовательных организациях высшего образования МВД России / В.В. Величко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6(184). - С. 56-62

5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Советский спорт, 2019. -216 с.

6. Гусева, Н.В. Государственная итоговая аттестация: методика подготовки и проведения в военном вузе / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 179-181

7. Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной академии на протяжении всего периода обучения / С.А. Моисеев, А.Н. Лёвочкин, A.C. Кайсин, Н.П. Филатова // Известия Тульского государственного университета. -2019. -№1. - С. 32-39

8. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. -Москва: Спорт, 2016,- 464 с.

9. К вопросу основных средств профессионально-прикладной физической подготовки военных инженеров ремонтников / С.А. Моисеев, Д.А. Якубович, А.Н. Лёвочкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№9(187).-С. 266-271

10. Кожевникова, Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. -2010. - № 3. - С. 34-38

11. Методика отбора и подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации / C.B. Ценцеря, Н.В. Пахомова, Д.В. Дмитриев [и др.]. -Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2022. - 82 с.

12. Панасенко, Ю.А. Особенности труда преподавателя и общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза / Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 158-161

13. Педагогические приёмы, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники / A.C. Фадеев, Р.В. Едигарев, A.B. Сорокин [и др.] // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019,- № 11(177). - С. 432-436

Педагогика

УДК 372.881.161

кандидат филологических наук, доцент Цынк Светлана Владимировна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт») (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт) (г. Димитровград)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ

ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Аннотация: В статье рассматриваются устаревшие слова русского языка как лингводидактическая проблема. Выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из активного употребления, переход их в пассивный словарный состав - это один из основных видов изменений в языке. Поэтому в исследовании представлен перечень заданий, связанных с анализом устаревшей лексики, необходимых при подготовке школьников к ЕГЭ. Авторами предложена система работы по изучению архаизмов и историзмов, освещаются фрагменты теории устаревших слов, приводятся примеры анализа устаревшей лексики в текстах художественных (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой) и публицистических (А.И. Солженицын) произведений. Так, освещается вопрос об отличительных признаках историзмов и архаизмов, предлагается задание на их разграничение. Приведены примеры анализа семантических архаизмов, лексических и лексико-фонетических синонимов - старославянизмов и русизмов. В работе охарактеризовано использование собственно лексических и лексико-семантического архаизма в публицистическом произведении А.И. Солженицына. Рассматриваются значение, функциональное использование архаизмов в художественном и публицистическом стиле - придание речи торжественности, иронии, создание исторической стилизации. Делается вывод о том, что углублённая работа над устаревшей лексикой помогает восприятию художественного и публицистического текста, формирует научно-лингвистическое мировоззрение учащихся, расширяет их словарный запас. Предложенные авторами задания способствуют формированию лингвистической и культуроведческой компетенции школьников.

Ключевые слова: лексика русского языка, архаизмы, историзмы, изучение устаревших слов, подготовка к ЕГЭ, художественный текст, публицистический текст.

Annotation: The article deals with obsolete words of the Russian language as a linguodidactic problem. The loss of lexical units and individual meanings of words from active use, their transition to a passive vocabulary is one of the main types of changes in the language. Therefore, the study presents a list of tasks related to the analysis of obsolete vocabulary required in preparing schoolchildren for the USE. The authors propose a system of work on the study of archaisms and historicisms, highlight fragments of the theory of obsolete words, give examples of the analysis of obsolete vocabulary in literary texts (A.S. Pushkin, N.A. Nekrasov, I.S. Turgenev, E.N. Tolstoy) and journalistic (A.I. Solzhenitsyn) works. Thus, the question of the distinctive features of historicisms and archaisms is highlighted, and a task is proposed for their differentiation. Examples of the analysis of semantic archaisms, lexical and lexical-phonetic synonyms - Old Church Slavonicisms and Russianisms are given. The paper characterizes the use of proper lexical and lexico-semantic archaism in A.I. Solzhenitsyn. The meaning, functional use of archaisms in artistic and journalistic style is considered - giving speech solemnity, irony, creating historical stylization. It is concluded that in-depth work on obsolete vocabulary helps the perception of artistic and journalistic text, forms the scientific and linguistic worldview of students, and expands their vocabulary. The tasks proposed by the authors contribute to the formation of the linguistic and cultural competence of schoolchildren.

Key words: vocabulary of the Russian language, archaisms, historicisms, study of obsolete words, preparation for the Unified State Examination, literary text,journalistic text.

Введение. В перечень заданий ЕГЭ включено задание, проверяющее знание лексики русского языка, в том числе устаревшей лексики. Для успешного выполнения данного задания обучающийся должен знать определение, основные признаки лексической единицы, уметь находить ее в указанном фрагменте, понимать роль устаревших слов в текстах различных стилей. Проблемам изучения архаичной лексики в современной школе посвятили методические работы Т.Е. Гордо [1], Н.О. Гуйда [2], А.Ф. Махиборода [3], Е.Д. Наздеркина [4], С.Е. Терехова [7] и другие.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - методическое решение задачи систематизации знаний и углублении представлений школьников об устаревших словах русского языка при подготовке к ЕГЭ. При решении этой задачи необходимо сначала осветить вопрос о характеристиках историзмов и архаизмов. Архаизмы и историзмы различаются, главным образом, тем, что в первом случае из активного употребления выходит означающее, а во втором -означаемое. При этом под активным употреблением в лексикологии понимается стилистически не ограниченное, свободное использование языковых единиц в «живом» общении в различных сферах нормированного языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.