Научная статья на тему 'О ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ'

О ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Александр Викторович, Чагрин Алексей Сергеевич

Приведены основные противоречия в физической подготовке в военных вузах. Отмечается, что при организации и осуществлении физической подготовки необходимо учитывать особенности современного уровня профессиональной подготовленности и предъявляемых требований к физической готовности военных специалистов, а также изменения в состоянии подразделений войск, их потребности в высококвалифицированных специалистах-офицерах. Проведенное исследование позволило выявить некоторые существенные связи и отношения процесса физической подготовки и сформулировать на этой основе научную проблему, состоящую в организации системы физической подготовки офицеров в военных вузах противовоздушной и противоракетной обороны, соответствующей современным требованиям формирования специальных качеств способами физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Александр Викторович, Чагрин Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONTRADICTIONS IN THE PHYSICAL TRAINING OF RADIO ENGINEERS FOR THE AIR DEFENSE AND MISSILE DEFENSE TROOPS (FORCES)

The paper goes over the chief contradictions in the physical training at military universities. It argues that when organizing and conducting physical training it is necessary to consider the specific features of today’s professional fitness standards and requirements set for physical readiness of military specialists, as well as changes in the condition of troop subunits and their need of highly skilled officer specialists. The research carried out helped discover certain significant connections and relationships in the process of physical training and formulate on this basis a research problem that consists in organizing the system of officer PT at military universities of air and missile defense that would be up to the current requirements for nurturing special qualities by means of physical training.

Текст научной работы на тему «О ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ»

О противоречиях в физической подготовке военнослужащих радиотехнического профиля

войск противовоздушной и противоракетной обороны

Полковник А.В. БОРИСОВ, кандидат педагогических наук

Полковник запаса А.С. ЧАГРИН, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Приведены основные противоречия в физической подготовке в военных вузах. Отмечается, что при организации и осуществлении физической подготовки необходимо учитывать особенности современного уровня профессиональной подготовленности и предъявляемых требований к физической готовности военных специалистов, а также изменения в состоянии подразделений войск, их потребности в высококвалифицированных специалистах-офицерах. Проведенное исследование позволило выявить некоторые существенные связи и отношения процесса физической подготовки и сформулировать на этой основе научную проблему, состоящую в организации системы физической подготовки офицеров в военных вузах противовоздушной и противоракетной обороны, соответствующей современным требованиям формирования специальных качеств способами физической подготовки.

The paper goes over the chief contradictions in the physical training at military universities. It argues that when organizing and conducting physical training it is necessary to consider the specific features of today's professional fitness standards and requirements set for physical readiness of military specialists, as well as changes in the condition of troop subunits and their need of highly skilled officer specialists. The research carried out helped discover certain significant connections and relationships in the process of physical training and formulate on this basis a research problem that consists in organizing the system of officer PT at military universities of air and missile defense that would be up to the current requirements for nurturing special qualities by means of physical training.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Образовательный процесс, физическая подготовка, направленность подготовки, профессиональная подготовленность, военно-профессиональная деятельность, противоречие, учебная дисциплина.

Education process, physical training, training vector, professional fitness, military professional activity, contradiction, academic discipline.

ПРИМЕНЕНИЕ поступающих на вооружение войск противовоздушной и противоракетной обороны новых боевых комплексов, усложнение

задач военно-операторского труда офицеров-специалистов в процессе выполнения профессиональных действий несения боевого дежурства

в составе расчетов (экипажей) комплексов и командных пунктов боевого управления объективно вызывает сложные физические, психические и нервно-психические нагрузки. Возникшие в этой связи проблемы обусловливают необходимость корректировки направленности и содержания общей и специальной физической подготовки военнослужащих радиотехнических специальностей противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО) в целях развития методами физической подготовки у них необходимых навыков, физических и личностных качеств1.

Тесная взаимосвязь физической и военно-профессиональной подготовленности требует овладения военнослужащими соответствующими физическими навыками, что базируется в том числе на детальной проработке специфики выполняемых действий расчетов боевых комплексов и командных пунктов боевого управления войск ПВО и ПРО.

Развитость военно-профессиональных практических навыков в действиях военнослужащих в составе расчетов в процессе выполнения боевых задач по прикрытию воздушного пространства определяется их соответствием современному высокому уровню требований к развитию у таких специалистов необходимых физических и специальных качеств и формированию профессионально значимых для военной специальности физических навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей.

Из этого следует, что при организации и осуществлении физической подготовки необходимо учитывать особенности современного уровня профессиональной подготовленности и предъявляемых требований к физической готовности военных специалистов.

Применительно к нашему предмету исследования, можно отметить, что:

• организация физической подготовки должна соответствовать военной практике, обеспечивая методами физической подготовки необходимые виды выносливости, двигательной координации у военнослужащих — членов расчета, сохранение хорошего здоровья, работоспособности;

• успешное применение соединений и частей войск ПВО-ПРО обусловливает необходимость совершенствования военно-профессиональной подготовки военнослужащих, повышения их физической готовности2;

• значение физической подготовки в совокупном процессе военно-профессиональной подготовки проявляется в ее специфической педагогической направленности, действенно обеспечивающей во взаимосвязи с другими предметами обучения в целостном образовательном процессе улучшение физических, коммуникативных, моральных и психических качеств военных специалистов.

Исследование опыта функционирования системы физической подготовки офицеров войск противовоздушной и противоракетной обороны, современных требований, предъявляемых к уровню и содержанию их физической готовности по должностному предназначению, изучение педагогической целесообразности применения различных вариантов образовательного процесса физической подготовки позволило выявить ряд основных противоречий3.

Противоречия между практическими задачами физической подготовки, которые курсанты должны осваивать в процессе обучения в военном вузе. При подходах к обучению в образовательных организациях занятия в основном направлены на обеспечение оптимального уровня здоровья, но в целом не обеспечивают должного уровня развития устойчивости к перегрузкам и проявления волевых ка-

честв. В результате у значительной части абитуриентов и курсантов первых курсов проявляется неготовность, в некоторых случаях неспособность осваивать задачи физической подготовки в условиях единого подхода и образовательного процесса военного учебного заведения.

Противоречие между требованием к высокой физической подготовленности офицеров, выступающей как важное условие устойчивой и продолжительной работоспособности, и отсутствием у военных специалистов радиотехнического профиля войск ПВО-ПРО прежних больших физических нагрузок в связи с применением современных боевых комплексов, систем управления, тактикой боевых действий и характером решаемых служебно-боевых задач4.

Расширение и совершенствование характера выполняемых задач специалистами расчетов боевых комплексов и командных пунктов боевого управления ведут к повышению сложности, динамичности военно-операторского труда, специфической двигательной активности военнослужащих, что, с одной стороны, вызывает недооценку значимости физической подготовки со стороны самих военных специалистов и негативно сказывается на состоянии боевой готовности расчетов комплексов и командных пунктов войск ПВО и ПРО и слаженности их действий.

С другой стороны, это явление говорит о необходимости развития у специалистов способами физической подготовки качеств, обеспечивающих оперативную оценку обстановки, обработку большого объема специфической и быстро меняющейся в динамике информации. Реакция на такую информацию выражается в координации профессиональных движений в действиях при вооружении. Данные действия часто сочетаются с монотонной и продолжительной по времени работой5.

Простое решение противоречия между возможностями реализации изменений и введения новых курсов обучения в программу не представляется возможным. Целесообразным направлением может быть пересмотр содержания физической подготовки в военном вузе, его структуры и ориентации на привитие знаний, практических навыков и умений. Например, раздел «Гимнастика и атлетическая подготовка», в котором используются традиционные упражнения, на изучение которых выделяется значительное учебное время и которые остаются в большой степени не востребованными в ходе дальнейшего прохождения службы и военно-профессиональной деятельности.

Противоречие между содержанием физической подготовки офицеров к их требуемой выносливости и профессиональной двигательной координации. Изучение всех разделов физической подготовки и физических упражнений, входящих в программу обучения, в основном направлено на формирование у обучаемых общих практических навыков и умений и слабо учитывает характер их будущей военно-профессиональной деятельности при выполнении задач в составе расчетов боевых комплексов и командных пунктов боевого управления.

Тесная взаимосвязь физической и военно-профессиональной подготовленности требует овладения военнослужащими соответствующими физическими навыками, что базируется в том числе на детальной проработке специфики выполняемых действий расчетов боевых

комплексов и командных пунктов боевого управления войск ПВО и ПРО.

Развитость военно-профессиональных практических навыков

в действиях военнослужащих в составе расчетов в процессе выполнения боевых задач по прикрытию воздушного пространства определяется их соответствием современному

высокому уровню требований к развитию у таких специалистов необходимых физических и специальных качеств

и формированию профессионально значимых для военной специальности физических навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей.

Анализ трудов по исследованию изменений функций нервной и мышечной систем, скоростно-силовых возможностей скелетных мышц, возникающих вследствие ограничения двигательной активности, дает обоснованное подтверждение, что статическое положение тела, при котором уровень прилагаемых человеком усилий остается неизменным или меняется незначительно, соответствует содержанию военно-операторского труда в процессе несения боевого дежурства. В подобном состоянии военнослужащие находятся до 90 % рабочего времени6.

Такие условия выполнения должностных обязанностей военнослужащими в составе расчетов (экипажей) являются серьезным неблагоприятным фактором, порождают гипокинезию и проявляются в функционировании сердечно-сосудистой, двигательной, дыхательной и нервной систем, что снижает эргономику движений, контролируемых центральной нервной системой, и приводит к уменьшению мышечной силы и нарушению координации движений7.

В целом происходит снижение работоспособности и увеличение ошибочных действий. Другой важной особенностью военно-операторской деятельности является быстрый переход к согласованным и натренированным практическим и умственным действиям при обнаружении

воздушной цели противника, требующий четкого выполнения определенного алгоритма работы. Быстрое изменение психической активности организма, устранение рассматриваемого противоречия возможно только при соответствующем изменении содержания физической подготовки в целом и упражнений, используемых в процессе тренировок.

Очевидно, что для выработки упражнений специальной направленности усилий кафедры физической подготовки и спорта недостаточно, для этого требуются совместные исследования ученых-физиологов, соответствующих медицинских специалистов, военных психологов, военных ученых, высококвалифицированных педагогов, занимающихся физической подготовкой. Думается, что именно такой подход поможет выработать необходимую систему физической подготовки специалистов войск ПВО и ПРО и разработать необходимые упражнения, комплексы упражнений для военнослужащих со спецификой военно-операторского труда в целях сохранения здоровья, высокой длительной работоспособности и выработки индивидуальных условий, обеспечивающих сохранение навыков при утомлении8.

Противоречие между физической готовностью военнослужащих к совместным действиям в составе расчетов боевых комплексов и командных

пунктов боевого управления и индивидуальной готовностью специалиста выполнять профессиональные действия в навязываемом уровнем специальной физической подготовленности других членов расчета коллективном темпе. Боевая деятельность специалистов войск ПВО-ПРО происходит в условиях постоянного дефицита времени при выполнении быстротечной, динамичной и сложной задачи. Противоречие проявляется в том, что успешное выполнение коллективной служебно-боевой, боевой задачи требует именно взаимозависимых действий членов расчета (экипажа), что не позволяет персонально выполнять необходимые профессиональные действия в соответствии со своим уровнем физической готовности в скоротечной обстановке в индивидуальном темпе. Такое положение обусловливает накопление у военнослужащих чрезмерной напряженности, что приводит к быстрому физическому и психическому утомлению.

Противоречие между усвоением курсантами в процессе обучения в военном вузе опыта использования знаний, навыков и умений физической подготовки, который в основном соответствует познанию методов тренировок для поддержания общей физической подготовленности, и реальной неготовностью и неумением выпускников применять этот опыт для самоорганизации деятельности по сохранению своего здоровья, обеспечению должной специфической работоспособности при выполнении служебно-боевых задач в процессе несения боевого дежурства.

Содержание физической подготовки в настоящее время, как уже отмечалось при рассмотрении предыдущего противоречия, в основном ориентировано на формирование у слушателей общих практических навыков и умений и слабо учитывает

характер операторских действий при выполнении задач в составе расчетов.

Следствием такого содержания физической подготовки является то, что у офицеров отсутствуют необходимые знания, умения и навыки по самоорганизации специальных физических тренировок, которые точно соответствовали бы индивидуальным потребностям военных специалистов по сохранению и укреплению своего здоровья, восстановлению физических кондиций9.

В этой связи целесообразно на фоне совершенствования содержания физической подготовки в направлении максимального учета модели профессиональной деятельности офицеров при несении боевого дежурства ввести курс обучения, позволяющий им усваивать необходимые знания по самостоятельному и грамотному составлению программы индивидуальных физических тренировок специальной направленности, выбору для этого упражнений и составлению соответствующего тренировочного комплекса, а также оптимального по времении продолжительности режима тренировок.

Кроме этого, выпускников следует знакомить с методами определения функционального состояния организма для выработки умения дозировать физическую нагрузку. Выпускникам должны быть рекомендованы необходимые для них в дальнейшей профессиональной деятельности уже разработанные и обоснованные, в результате научных исследований с привлечением ученых соответствующего профиля и специалистов, специализированные упражнения и комплексы, составленные из этих упражнений, а также предоставлены рекомендации по их применению и варьированию.

Противоречия, возникающие в процессе переноса сформированных способами физической подготовки

Целесообразно на фоне совершенствования содержания физической подготовки в направлении максимального учета модели профессиональной деятельности офицеров при несении боевого дежурства ввести

курс обучения, позволяющий им усваивать необходимые знания по самостоятельному и грамотному составлению программы индивидуальных физических тренировок специальной направленности, выбору для этого упражнений и составлению

соответствующего тренировочного комплекса, а также оптимального по времении продолжительности режима тренировок.

навыков и умений на результаты овладения ими в других областях учебной и военно-профессиональной деятельности между достигнутым уровнем физической готовности военнослужащих и требуемым развитием специальных физических и личностных качеств.

Вследствие того что процесс переноса сформированных посредством физических упражнений навыков и умений происходит в различных условиях близких, схожих или относительно далеких по своей структуре действий, проявляющихся в интегративном виде, не представляется возможным определить достаточно точно степень влияния тех или иных формируемых средствами физической подготовки практических навыков и умений на приобретаемые в процессе освоения содержания учебных дисциплин практических навыков и умений, формирующих у будущих специалистов военно-профессиональную подготовленность в целом10.

Необходимость учета положительных или негативных изменений и степени их проявления в виде но-

вообразований в области определенного вида деятельности под влиянием приобретенных навыков и умений средствами физической подготовки, выступающих в качестве обстановочных факторов влияния, целесообразно проведение исследований, направленных на разработку механизма и обоснование показателей, позволяющих с достаточной точностью фиксировать происходящие изменения, интерпретация данных которых позволяла бы обоснованно вводить в процесс физического воспитания соответствующие упражнения и их комплексы.

Противоречие между существующими учебными программами и интегративным характером физической подготовки, который проявляется в ее специальной педагогической направленности, обеспечивающей во взаимосвязи с другими предметами обучения блока военно-профессиональных дисциплин улучшение физических, коммуникативных, моральных и психических качеств военнослужащих. Одна из основных причин такого положения заключается в требовании федерального государственного стандарта высшего образования о фундаментализации знаний11.

С другой стороны, практика использования компетентностного подхода при формировании основных программ свидетельствует о недостаточной проработке интегральной составляющей развития физических навыков и умений средствами различных изучаемых в военном вузе дисциплин. Физическая подготовка военного специалиста войск ПВО-ПРО должна в значительной степени прививать специальные практические навыки и умения, причем это должно осуществляться в тесной взаимосвязи с практическими действиями, требующими специальной физической активности.

На практике профессиональные действия, которые целесообразно осваивать в совокупности посредством физической подготовки, преподаются в отрыве от прикладной физической стороны других дисциплин. Так, в рамках физической подготовки слушатели усваивают основы выживания, приобретают практические навыки и умения в спортивном ориентировании, практической стрельбе, горной подготовке, рукопашном бое.

Так, при изучении предметов кафедры тактики и общевоенных дисциплин тоже осуществляется обучение слушателей подобным действиям применительно к своим задачам обучения. Например, обучение метанию ручных осколочных гранат на точность (кафедра физической подготовки) происходит без учета реальных действий в боевой обстановке. Метанию гранат обучают по площадке с кругами, но противник действует с использованием фортификационных сооружений, различных укрытий, зданий и др. объектов, часто местность боевых действий имеет уклон в сторону противника или наоборот.

Практика использования компетентностного подхода при формировании основных программ свидетельствует о недостаточной проработке интегральной составляющей развития физических навыков и умений средствами различных изучаемых в военном вузе дисциплин. Физическая подготовка

военного специалиста войск ПВО-ПРО должна в значительной степени прививать специальные практические навыки и умения, причем это должно

осуществляться в тесной взаимосвязи с практическими действиями, требующими специальной физической активности.

Противоречие между технологическим единообразным подходом с заданным уровнем конечного результата в физическом развитии слушателей в образовательном процессе вуза и возможностью осуществления функционально-дифференцированного подхода к обучению будущих специалистов.

Условия профессиональной деятельности в составе расчетов боевых комплексов обусловливают необходимость развития у офицеров радиотехнических специальностей войск ПВО-ПРО соответствующих интеллектуальных, физических и психических качеств, которые при поддержании необходимого уровня здоровья обеспечивают качественное выполнение военно-профессиональной деятельности.

Использование функционально-дифференцированного подхода заключается в учете тех служебно-долж-ностных функций, которые составляют должностную организацию воинского труда военнослужащего и его индивидуальности как проявление особенностей психофизиологической организации в ее своеобразии и уникальности. Применение рассматриваемого подхода позволяет разрабатывать индивидуальные тренировочные занятия, способствующие физическому самосовершенствованию офицеров.

Имеющийся опыт показывает существенное возрастание результативности физических тренировок в составе сформированных учебных групп, а также повышение мотивации учения и эмоционального отношения у тренирующихся.

Для военнослужащих Воздушно-космических сил предусматривается преимущественное развитие общей и силовой выносливости, что не в полной мере способствует развитию у военных специалистов исследуемого профиля специальных физических

и личностных качеств, необходимых для профессионального выполнения обязанностей по должностному предназначению. Следствием такого положения является создание условий, инициирующих отставание в формировании у военнослужащих войск ПВО и ПРО специальных силовых и скоростно-силовых качеств, важных для работы военных специалистов в составе боевых расчетов комплексов и командных пунктов боевого управления.

Проведенные исследования позволили выявить наиболее существенные

связи и отношения процесса физической подготовки и сформулировать на этой основе научную проблему, которая состоит в организации системы физической подготовки офицеров войск ПВО-ПРО в военных вузах. Такая организация соответствует современным требованиям формирования специальных качеств способами физической подготовки. Данные способы, в свою очередь, обеспечивают успешное выполнение функциональных обязанностей в составе расчетов боевых комплексов и командных пунктов боевого управления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богатырев Р.В., Борисов А.В. Оценка общих резервов организма офицеров Воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 31—35.

2 Борисов А.В., Воронов Н.А., Васин В.Н. Физическая подготовка в военно-профессиональной деятельности военнослужащих Воздушно-космических сил // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 37.

3 Борисов А.В., Буриков А.В., Ершов С.А. Результаты эксперимента по совершенствованию физической подготовки военнослужащих Воздушно-космических сил // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 66. С. 101.

4 Буриков А.В., Черанев А.П., Горохов А.В. Образовательная направленность физической подготовки в высших военных учебных заведениях // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 4. С. 139—144.

5 Буриков А.В. Составные части организации физической подготовки военнослужащих // Обзор педагогических исследований. 2020. Т. 2. № 3. С. 82—88.

6 Васин В.Н., Буриков А.В., Горохов А.В. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической

подготовки военнослужащих // Современный ученый. 2020. № 2. С. 191—195.

7 Елькин Ю.Г., Буриков А.В. Проблемные вопросы физической подготовки в высших военных учебных заведениях // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2021. № 1 (12). С. 100—107.

8 Елькин Ю.Г., Дубровин Д.А. Вопросы организации физической подготовки курсантов с использованием нормированных физических нагрузок // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 1. С. 207—211.

9 Ершов С.А., Елькин Ю.Г. Необходимость совершенствования методик развития физических качеств у военнослужащих // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2020. № 1 (8). С. 102—106.

10 Скопинцов В.И., Гришинов В.П., Скри-пачев С.А., Антрофиков С.А. Феномен влияния мотивации на оценку физической подготовленности курсантов вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 179—183.

11 Щеголь А.И., Чайкин И.Н. Новые подходы в обучении курсантов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 1 (2). С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.