Научная статья на тему 'Физическая подготовка курсантов в военном учебном заведении'

Физическая подготовка курсантов в военном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Развитие / воспитание / физическая подготовка / военнопрофессиональная деятельность / функциональное состояние / методика. / Development / education / physical training / military professional activity / functional state / methodology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов подготовкикурсантоввоенныхвузоввоздушно-космическихсилсредствамифизическойкультуры к выполнению задач военно-профессиональной деятельности. Необходимость ориентации процесса физической подготовки будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности. Делается вывод о том, что планирование физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений воздушно-космических сил необходимо строить с учетом этапов их профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, а так же принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION OF COURSES IN MILITARY EDUCATION

The article deals with the issues of improving the methods and methods of training cadets of military high schools of aerospace forces with physical culture means to perform the tasks of military professional activity. The need to orient the process of physical training of future officers to the implementation of military professional activities. It is concluded that the planning of physical training of cadets of higher military educational institutions of aerospace forces must be built taking into account the stages of their professional activity and the rational distribution of the time budget allocated for physical training, as well as taking into account the feasibility of the summed effect of several training sessions.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка курсантов в военном учебном заведении»

3. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя // Педагогика искусства. 2010. №.3. С. 79-87.

4. Арябкина, И. В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования [Текст] / И. В. Арябкина // Научный потенциал. - 2015. - № 2 (19). - С. 32-35. - ISSN 2218-7774.

5. Гималетдинова К.Р., Арябкина И.В. Использование социальных сервисов Web 2.0 для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников // Эпоха науки. 2019. №17. С. 110-114.

УДК 796.011.2

DOI 10.24411/2409-3203-2019-1928

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Буриков Александр Владимирович

к.б.н, профессор кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»

Россия, г. Ярославль

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов подготовки курсантов военных вузов воздушно-космических сил средствами физической культуры к выполнению задач военно-профессиональной деятельности. Необходимость ориентации процесса физической подготовки будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности. Делается вывод о том, что планирование физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений воздушно-космических сил необходимо строить с учетом этапов их профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, а так же принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий.

Ключевые слова: Развитие, воспитание, физическая подготовка, военно-профессиональная деятельность, функциональное состояние, методика.

PHYSICAL PREPARATION OF COURSES IN MILITARY EDUCATION

Burikov Alexander Vladimirovich

PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training «Yaroslavl Higher Military School of Air Defense», Yaroslavl, Russia

Abstract: The article deals with the issues of improving the methods and methods of training cadets of military high schools of aerospace forces with physical culture means to perform the tasks of military professional activity. The need to orient the process of physical training of future officers to the implementation of military professional activities. It is concluded that the planning of physical training of cadets of higher military educational institutions of aerospace forces must be built taking into account

114

the stages of their professional activity and the rational distribution of the time budget allocated for physical training, as well as taking into account the feasibility of the summed effect of several training sessions.

Key words: Development, education, physical training, military professional activity, functional state, methodology.

Введение. Несомненно, что в настоящее время весь процесс целенаправленной физической подготовки офицеров воздушно-космических сил, несущих боевое дежурство в составе дежурных сил, в максимально возможной мере привязан к установленной цикличности выполнения зада военно-профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время [1, c. 68].

Военно-профессиональная деятельность военнослужащих, начиная с рядовых и до высшего командного состава, воздушно-космических сил, несущих боевое дежурство, как отмечает в своих работах Воронов Н.А., сопровождается функциональными изменениями со стороны дыхательной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма [10,c .41].

Следовательно, выполнение военно-профессиональной деятельности военнослужащих воздушно-космических сил в условиях проведения командно-штабных учений сопровождается выраженными изменениями функционального состояния организма. [6].

Объект исследования - военнослужащие различных специальностей воздушно-космических сил при выполнении обязанностей военно-профессиональной деятельности в мирное время и условиях командно-штабных учений.

Результаты исследования. В ходе нашего исследования установлено, что реакция частоты сердечных сокращений на нагрузку (в процессе выполнения боевой задачи) у офицеров командного пункта была значительной и достигла 56% от исходного состояния. По мнению Васина В.Н. с соавторами, что выявленные изменения исследуемых показателей носят, в целом, характер естественной физиологической реакции на работу в средствах индивидуальной защиты в стрессовых условиях [7, c. 137].

Появление отдельных экстрасистол и резкое повышение артериального давления у некоторых испытуемых указывало на высокие уровни переносимых офицером воздушно-космических сил нагрузок в процессе командно-штабных учений и на необходимость тщательного медицинского осмотра лиц, допущенных к несению боевого дежурства при выполнении военно-профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что деятельность военнослужащих воздушно-космических сил сопровождается развитием большого психоэмоционального напряжения.

В связи с этим большое значение в деятельности офицеров воздушно-космических сил, особенно несущих боевое дежурство как в мирное, так и находящихся в особых условиях выполнения поставленных задач, имеет режим труда и отдыха номеров расчетов дежурных сил в процессе несения боевого дежурства.

Способность адаптироваться к новым условиям среды и, в частности, к командно-штабным учениям, зависит от индивидуальных особенностей организма. Однако, при выполнении задач несения боевого дежурства в ходе учений 6,7% офицеров воздушно-космических сил испытывают сильную усталость и 66,9% - среднюю. Утомление в процессе несения боевого дежурства проявляется в чувстве общей усталости (61,3%), головной боли (28,7%), раздражительности (32,3%), а также вялости, апатии и недостаточном желании продолжать выполнение военно-профессиональной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что выполнение профессиональной работы в экстремальных условиях сопровождается не только высоким уровнем физического и психоэмоционального напряжения, но и, по мнению Косяшникова Н.Т. с соавторами, предъявляет повышенные требования к состоянию физиологических и

психических функций и, соответственно, протеканию соответствующих процессов [13, ^285].

Недостаточно физически подготовленные офицеры воздушно-космических сил, уклоняющиеся, как правило, от выполнения каких-либо физических упражнений, с большим трудом переносят в ходе длительных боевых дежурств такие стресс-факторы, как утомление, нервно-эмоциональное напряжение, монотонию и гипокинезию.

Исследование динамики изменения функционального состояния организма и работоспособности военнослужащих в процессе выполнения задач военно-профессиональной деятельности дает возможность сделать определенные педагогические заключения, позволяющие, как мы полагаем, существенно оптимизировать содержание, организацию и методику физической подготовки офицеров [3, а 105]. Так, например, комплексы физических упражнений в ходе боевого дежурства целесообразно выполнять с учетом выявленных нами фаз изменения работоспособности офицеров воздушно-космических сил в дневное и ночное время. Учитывая неодинаковость и разновременность реакций физиологических систем различных офицеров на стресс-факторы боевого дежурства, становится очевидной явная нецелесообразность одновременного выполнения физических упражнений всем составом боевого расчета. Это требует индивидуализации как содержания комплексов физических упражнений, так и особенно режимов их применения в ходе всего цикла боевого дежурства. т.е использования функционально-дифференцированного подхода.

Очень важно при организации самостоятельных физических тренировок офицеров дежурных сил в процессе боевого дежурства учитывать и их индивидуальные физкультурно-спортивные склонности, которые определяются генетическими особенностями организма занимающихся, наличием того или иного двигательного опыта и, главное, соответствующей мотивацией к занятиям, что также отмечает в своих работах Борисов А.В. с соавторами [2, а 149].

Деятельность военных специалистов воздушно-космических сил, несущих боевое дежурство, имеет как общие черты, так и свои характерные различия. Работа специалистов командных пунктов отличается высокой ответственностью за результаты труда, т.к. целью функционирования объединений воздушно-космических сил является обеспечение решения государственно-важных задач [8, а 21]. Офицеры принимают решение на управление стрельбой, используя лишь абстрактную информационную модель объекта управления, которая формируется на основе восприятия офицером технологической информации и уяснения обстановки. Цикл управления боевой стрельбой реализуется многими дежурными расчетами, при этом характерны территориальное и временное распределение операций управления.

Установлено, что уровень шума часто превышает предельно допустимый на 1323%, а при работе селекторной громкоговорящей связи на 43-57%, в комнате отдыха - на 65%. Освещенность рабочих мест недостаточна (вызванная необходимостью затенения помещения для обеспечения более четкого восприятия подсветки планшета общей воздушной обстановки) и составляет на отдельных рабочих постах от 16% до 66% от наименьшего допустимого уровня. Объемное содержание углекислого газа в воздухе рабочей зоны в операторских залах превышает нормативные значения в 1,6-5 раз, в комнате отдыха - в 6-10 раз. Другие параметры микроклимата и уровень напряженности магнитного поля соответствуют санитарным нормам [5].

К профессионально важным качествам, развитие которых необходимо офицерам воздушно-космических сил, несущим боевое дежурство, для успешной профессиональной деятельности, в первую очередь следует отнести высокую скорость мыслительных процессов, объем, переключение и распределение внимания, развитие сенсомоторных навыков, умение работать в условиях дефицита времени, высокого нервно-эмоционального напряжения, циклического характера деятельности[4, а 173]..

Как свидетельствуют результаты исследований Елькина Ю.Г. с соавторами, если первое и второе ранговое место занимают причины объективного характера, то все оставшиеся причины вполне можно регулировать [11, c. 109]. И, главное место, на наш взгляд, принадлежит физической подготовке. Важно, чтобы физическая подготовка основывалась на функционально-дифференцированном подходе.

Как отмечает в своих работах Воронов Н.А., в практике физической подготовки курсантов в высших военных учебных заведениях воздушно-космических применение научно-обоснованного функционально-дифференцированного подхода предполагает:

во-первых, изучение вопросов влияния военно-профессиональной деятельности на функциональное состояние военнослужащих;

во-вторых, выявление и учёт личностных физкультурно-спортивных интересов и степени индивидуальной физкультурной активности занимающихся;

в-третьих, разработку педагогической технологии применения функционально-дифференцированного подхода к проведению физической подготовки с офицерами воздушно-космических сил и обоснование условий для ее реализации [9, c. 57].

При этом можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы. К числу таких методов ряд исследователей относит способность человека волевым усилием вызывать напряжение различных групп мышц [12, c. 223].

Оценивая использование упражнений с «безнагрузочным» напряжением мышц для профилактики гиподинамии в условиях дежурства, можно констатировать, что основным является факт возможного повышения мышечной активности на рабочем месте в любое время и в любых условиях [3, c. 105]. Разумеется, в каждом конкретном случае эффект воздействия комплексов физических упражнений во многом будет зависеть от индивидуально-личностных особенностей, условий выполнения задач военно-профессиональной деятельности, быта и должен специально подбираться применительно к конкретным обстоятельствам.

Выводы. Исходя из выше сказанного, планирование физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений воздушно-космических сил необходимо строить с учетом этапов их профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, а так же принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий таким образом, чтобы предъявить к организму наиболее жесткие требования и получить интегральный подъем его функциональных возможностей в период последующего отдыха.

Список литературы:

1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи// Международный Научно-исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. с. 68-69.

2. Борисов А.В., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Использование методики сопряженной тренировки для сотрудников узлов связи на основе применения специальных акробатических и плиометрических упражнений // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 1 (28). С. 148-151.

3. Буриков А.В., Богатырев Р.В. Эффективность программы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств у специалистов вооруженных сил //Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. Науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (8). - С. 103-108.

4. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровье сберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое

слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 172-176.

5. Буриков А.В., Зайцева И.П., Балабин Н.Н. Вопросы теории физической культуры для студентов 2 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева, Н. Н. Балабин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008.

6. Буриков А.В., Зайцева И.П. Вопросы теории физической культуры для студентов 3 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям /А. В. Буриков, И. П. Зайцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2009.

7. Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139.

8. Воронов Н.А. Государственная политика в вопросах физического воспитания и реализации государственных образовательных стандартов // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). С. 20-21.

9. Воронов Н.А. Роль физической культуры в современном мире // Человек и современный мир. 2018. № 6 (19). С. 56-61.

10. Воронов Н.А. Система мер по поддержанию здорового образа жизни // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 14 (55). С. 41-42.

11. Елькин Ю.Г., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 2 (29). С. 107-110.

12. Косяшников Н.Т., Ершов С.А., Буриков А.В. Физическая культура в ВУЗе как средство воспитания психологических качеств студентов // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2015. № 1 (32). С. 221-224.

13. Косяшников Н.Т., Кузнецов А.В., Буриков А.В. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.