УДК 796.011.3:355.232.6
ОПЫТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Буриков А.В., Васин В.Н., Ершов С.А.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения в связи с отсутствием современных разработок по планированию, подготовке руководителей, контролю и методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса. Приводятся результаты оценки опытной программы организации и преподавания физической подготовки у офицеров высшего военного учебного заведения. Отмечается, что совершенствование организационного проектирования педагогического процесса целесообразно осуществлять в направлении тщательной обработки методик моделирования и конструирования процесса физической подготовки с учетом потребностей и интересов занимающихся.
Ключевые слова: физическая подготовка, офицеры, преподаватели, высшее военное учебное заведение, опытная программа.
EXPERIENCED MODEL OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING FOR THE INSTRUCTOR OFFICERS IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION Burikov A.V., Vasin V.N., Ershov S.A.
The authors of the article deal with the issues of improving the organization of the physical training for officers in higher military educational institution and the lack of modern developments in planning and training the instructors as well as monitoring and methodological support of the training process. The article presents the results of the evaluation of the experimental program in the organization and teaching of physical training for the officers of higher military educational institution. The improvement of the organizational design of the pedagogical process should be
carried out in the direction of careful processing of methods of modeling and designing the process of physical training taking into account the needs and interests of those involved.
Keywords: physical training, officers, teachers, higher military educational institution, experimental program.
Проблема обеспечения физической подготовленности военнослужащих из числа офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения в значительной мере обусловлена организационно-управленческими факторами, оказывающими весьма существенное влияние на регулярность занятий, методический инструментарий проведения учебно-тренировочных занятий, объективность контроля над физическим состоянием офицеров.
По мнению ряда исследователей, организационные аспекты функционирования системы физической подготовки офицерского состава в значительной мере не отработаны, нет четкой системы взглядов на оптимальную организацию учебно-тренировочного процесса, не согласованы вопросы планирования и контроля, подготовки руководителей занятий, рациональных форм проведения занятий [4, c. 9].
Проведенные исследования в данном направлении крайне малочисленны и решают, в основном, задачи определения содержания и оптимизации методики физической тренировки офицеров. Можно предположить, что проблема обоснования организационно-управленческих основ физической подготовки офицеров-преподавателей военно-учебного заведения является актуальной.
Целью исследования является теоретико-экспериментальное обоснование совершенствования организации физической подготовки офицеров постоянного состава военно-учебного заведения.
Проблемная ситуация исследования заключается в противоречии между объективно назревшей потребностью совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного
заведения и отсутствием современных разработок по планированию, подготовке руководителей, контролю и методическому обеспечению учебно -тренировочного процесса.
Объектом нашего исследования является процесс физической подготовки в высших военно-учебных заведениях, а предметом исследования -совершенствование организационно-управленческих основ физической подготовки.
Нами предпринята попытка оценки опытной организации физической подготовки офицеров высшего военного учебного заведения, которая предполагает: проведение учебно-тренировочных занятий в составе кафедр, предоставление возможности офицерам выбора контрольных упражнений при проверке физической подготовленности, ориентацию на создание минимальной учебно-материальной технической базы для проведения занятий по физической подготовке в составе кафедр.
Для проверки эффективности опытной организации физической подготовки с офицерами-преподавателями динамическому наблюдению подвергались три группы (две экспериментальные и одна контрольная).
Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) в количестве 27 человек (две кафедры) занималась атлетической тренировкой в тренажерном зале, созданном на одной из кафедр. Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) включала 17 человек и занималась мини-футболом (в данную группу входили преподаватели кафедр). Контрольную группу составляли офицеры от 35 до 40 лет (III в. гр. 26 человек), занимающиеся согласно Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Кроме того, офицеры-преподаватели принимали участие в спортивных соревнованиях, проводимых согласно плану спортивных мероприятий высшего военного учебного заведения.
Особенностью организации занятий ЭГ-1 являлось то, что руководителями занятий были начальник и заместитель начальника кафедры. Учебно-тренировочные занятия проводились непосредственно на кафедре при
участии преподавателя кафедры физической подготовки. Занятия в тренажерном зале, как правило, проводились 3 раза в неделю продолжительностью 50-90 минут во второй половине дня.
Вторая экспериментальная группа занималась 2-3 раза в неделю продолжительностью 50-90 минут. Особенностью занятий в данной группе являлось самостоятельное планирование регулярности занятий. Контрольная группа состояла из офицеров одной возрастной группы, представляющих различные кафедры. Занятия в данной группе проводились согласно НФП-2009 специально подготовленным руководителем.
Проблема организации как процесса в данном конкретном случае состоит в упорядочивании различных способов проведения учебно-тренировочных занятий. Иначе говоря, проведение физической подготовки, организованной в виде различных вариантов должна быть направлена на достижение конкретных результатов физического совершенствования военнослужащих. Поэтому, большое значение имеет определение рациональной организационной структуры физической подготовки [7, c. 21]. Последовательность работы по организации физической подготовки офицеров предполагает разработку приказа, регламентирующего состав групп, установление времени для занятий.
Расписание занятий на месяц отражает конкретную последовательность прохождения программного материала. Кроме того, дни и время занятий для оперативности дублируются в плане-календаре основных мероприятий на месяц.
На наш взгляд, основной недостаток в организации физической подготовки офицеров состоит в том, что у преподавателей кафедры и руководителей занятий данный вид деятельности является как бы дополнительной общественной нагрузкой, за которую они не несут служебной ответственности. Естественно, что данное обстоятельство весьма негативно сказывается на рациональной организации физической подготовки. Напомним, что физическая подготовка офицеров в высшем военном учебном заведении является составной частью командирской подготовки [2, c. 22]. Организовывает
и проводит командирскую подготовку с офицерами непосредственный начальник. Соответственно, у преподавателей организовывает и проводит физическую подготовку начальник кафедры.
В вышеприведенной организационной структуре полностью отсутствует обратная связь от руководителя занятия до заместителя начальника филиала. Кроме того, существенно «искажается» и прямая связь, так как заместитель начальника филиала достаточно редко ставит задачи руководителям занятий. Заметим также об отсутствии у заместителя начальника филиала соответствующих знаний, умений и навыков в конкретном руководстве физической подготовкой на профессиональном уровне.
Нарушение общепринятой структуры управления обусловливает достаточно низкое качество проведения физической подготовки офицеров.
По мнению ряда исследователей, оптимальное управление должно обеспечиваться только функционированием адекватной информации. Другими словами, изменения в качестве проведения (или систематичности занятий) физической подготовки должны приводить к адекватным перестройкам в элементах организации. Отметим, что элементы организации взаимосвязаны [1, c. 12]. Так изменения в содержании планирования находят свое отражение в подготовке руководителей и контроле.
Согласно теории организации надежная система управления должна быть простой по структуре и иметь дублирующие элементы и связи. В частности, при организации физической подготовки на кафедре непосредственный начальник будет отвечать за состояние физической подготовки в своем подразделении [3, c. 16]. Весьма важным является также наличие минимальной учебно-материальной базы на кафедре. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в военно-учебном заведении, учебно-материальная база создается для проведения образовательного процесса с курсантами и обеспечение процесса спортивно-массовой работы.
Поэтому, имеющаяся учебно-материальная база не в состоянии обеспечить полноценный процесс физической подготовки офицеров-
преподавателей в связи с ее «загруженностью» в образовательном процессе курсантов.
В предлагаемой организационной структуре заместитель начальника филиала по разработанному варианту кафедрой физической подготовки в общем виде определяет алгоритм деятельности командиров батальонов и общевузовских кафедр по проведению физической подготовки офицеров. Далее командиры батальонов с учетом конкретных условий ставят задачи факультетским кафедрам по организации физической подготовки. Начальники кафедр непосредственно руководят процессом физической подготовки преподавателей через заместителя начальника кафедры или наиболее подготовленного преподавателя.
Актуальной проблемой при организации физической подготовки преподавателей, как уже отмечалось, является наличие учебно-материальной базы. Нам представляется, что для обеспечения эффективной организации физической подготовки офицеров целесообразно создание минимальной базы на достаточно больших кафедрах. В частности, общевузовские открытые плоскостные спортивные сооружения не всегда могут использоваться в связи с плохими погодными условиями. Поэтому, целесообразно оборудование тренажерных залов с помещениями для гидротермических процедур.
Для определения отношения должностных лиц к предлагаемой организационной структуре проведения физической подготовки с преподавателями проведено анкетирование опросным методом.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наименее желательна предлагаемая организационная структура для командиров батальонов. Наибольший процент (из всех опрошенных) преподавателей кафедр физической подготовки высказались за новую структуру проведения занятий по физической подготовке. На наш взгляд, это обусловлено тем, что при такой организационной структуре существенно повышается ответственность руководящего состава за состояние физической подготовки преподавателей. В свою очередь, специалисты физической подготовки при
такой организационной структуре будут оказывать консультирующую помощь непосредственно руководителям занятий.
Предлагаемая организационная структура физической подготовки преподавателей, на наш взгляд, естественным образом будет соответствовать принятой в военно-учебных заведениях системе командирской подготовки. Содержательную составляющую организации физической подготовки преподавателей в военно-учебном заведении целесообразно представлять следующими планирующими документами: приказ об организации физической подготовки офицеров, отражение дня и времени занятий в плане-календаре основных мероприятий на месяц, программа по физической подготовке офицеров с учетом конкретных условий военно-учебного заведения. Кроме того, на наш взгляд, необходимо разрабатывать план по физической подготовке офицеров на месяц с конкретным указанием содержания каждого занятия. Это позволит оперативно управлять процессом физической подготовки офицеров.
По мнению ряда специалистов «Организация физической подготовки» -двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает содержание занятий, а внешний слой - формы реализации содержания в процессе физической подготовки [9, c. 83].
Контент-анализ документов, анализирующий состояние физической подготовки офицеров, свидетельствует о низком уровне развития выносливости и силы; весьма значительный процент лиц, имеющих избыточный вес; в военно-учебных заведениях достаточно большие группы лечебной физической культуры.
Наблюдение за физической подготовкой офицеров показывает, что значительное число из них игнорируют регулярные занятия. По мнению преподавателей, прежде всего, это обстоятельство связано с низким качеством организации и проведения учебно-тренировочных занятий, отсутствием необходимой учебно-материальной базы [8, c. 69]. Поэтому создание минибазы по физической подготовке на кафедрах, имеющих значительное число преподавателей, представляется совершенно необходимым условием
эффективной организации физической подготовки.
Последовательность опытной организации физической подготовки офицеров-преподавателей предполагает после установления организационной структуры, определение критерия ее эффективности и выявление ее факторов, обеспечивающих управление процессом их физического совершенствования.
В ряде работ отмечается, что гипотетическими критериями эффективности процесса оперативной организации физической подготовки офицеров-преподавателей являются состояние их работоспособности и уровень физической подготовленности [5, c. 59]. Кроме того, в контексте данной работы в качестве частных критериев могут быть выделены следующие: процент лиц, сдающих нормативы по физической подготовке; процент лиц, находящихся в группе лечебной физической культуры.
Последовательность в проверке эффективности опытной организации физической подготовки офицеров-преподавателей в вузе может быть представлена в виде следующих взаимосвязанных этапов:
- на основе регулирования факторов, влияющих на процесс организации, добиваться получения оптимального значения критерия, характеризующего эффективность физической подготовки;
- путем создания организационных условий, обеспечивающих возможность выбора контрольных упражнений, стимулировать участие офицеров в проверках физической подготовки;
- с учетом предварительного обучения офицеров-преподавателей саморегулированию физической нагрузки обеспечить их индивидуализацию их физической подготовки.
Результаты изучения проблемы организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения свидетельствуют об ее актуальности для обеспечения процесса физического совершенствования данной категории военнослужащих. Действительно, в настоящее время содержание и методика физической подготовки офицеров в достаточно мере обоснованы, однако их реализация в практику сдерживается
отсутствием соответствующих технологий организационного проектирования в реальных условиях военно-учебного заведения.
Теоретический анализ данной проблемы показывает, что основные направления совершенствования организации физической подготовки офицеров-преподавателей детерминируются наполнением нового содержания традиционно существовавших элементов организации, установлением зависимости «критерий - приоритетность элементов организации», что совпадает с мнением других специалистов [6, c. 64].
Организация физической подготовки офицеров-преподавателей должна строиться, на наш взгляд, на основе принципа личностного приоритета.
Основными направлениями реализации указанного принципа являются:
- подчинение проектируемых тренировочных программ потребностям, интересам и возможностям занимающихся;
- гибкое планирование тренировочных нагрузок;
- создание возможности самостоятельно изменять процесс построения тренировочной программы.
Таким образом, приходим к выводам, что обучение руководителей занятий проектированию тренировочных программ, формирование умений ситуационно изменять содержание занятий в зависимости от реакции тренирующихся, является одной из актуальных проблем теории и организации физической подготовки войск.
Совершенствование системы проверки и оценки физической подготовки офицеров в направлении создания условий для выбора ими контрольных упражнений повысит, на наш взгляд, эффективность процесса физической подготовки.
Совершенствование организационного проектирования целесообразно осуществлять в направлении тщательной обработки методик моделирования и конструирования процесса физической подготовки с учетом потребностей и интересов занимающихся. Реализация данного положения возможна при конструировании новых организационных технологий процесса физической
подготовки офицеров, базирующегося на последовательном переходе от самоорганизации занятий к организации занятий в малых группах (штатных подразделениях).
Список литературы:
1. Богатырев Р.В., Борисов А.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 11-15.
2. Борисов А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 12. С. 22.
3. Буриков А.В. Использование средств и методов физической культуры для физической подготовки курсантов // Интерактивная наука. № 7 (29). 2018. С. 16-18.
4. Буриков А.В. Физическая подготовка как основное средство повышения работоспособности при выполнении профессиональной деятельности военнослужащего // Colloquium-journal. 2018. № 5-3 (16). С. 7-10.
5. Буриков А.В. Формирование мотивации здоровье сберегающего поведения средствами физической культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. Т. 1. № 6. С. 58-60.
6. Воронов Н.А. Занятия физической культурой для поддержания умственной активности. Наука, техника и образование. 2018. № 9 (50). С. 63-65.
7. Воронов Н.А. Государственная политика в вопросах физического воспитания и реализации государственных стандартов // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). С. 20-21.
8. Воронов Н.А. Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах // Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 68-72.
9. Елькин Ю.Г. Необходимость качественного обучения курсантов вузов по дисциплине «Физическая подготовка» // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 1 (2). С. 80-85.
Сведения об авторах:
Буриков Александр Владимирович - кандидат биологических наук, профессор кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).
Васин Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).
Ершов Сергей Алексеевич - кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).
Data about the authors:
Burikov Alexander Vladimirovich - Candidate of Biological Sciences, Professor of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).
Vasin Vladimir Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).
Ershov Sergey Alekseevich - candidate of pedagogical Sciences, Deputy Head of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).
E-mail: [email protected].
E-mail: [email protected].