Научная статья на тему 'Физическая подготовка как мотивационно-ценностный компонент в высшем учебном заведении'

Физическая подготовка как мотивационно-ценностный компонент в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / CADET / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / SPORT EVENT / УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / TRAINING SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков А. В.

В статье рассматриваются вопросы влияния занятий физической подготовкой и спортом в режиме учебного времени и времени, отводимого на самостоятельную подготовку и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность на формирование у курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил здоровье сберегающего поведения. Отмечается, что в результате комплексного воздействия занятий по физической подготовке курсанты самостоятельно осознавали значимость выполняемых здоровье сберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как мотивационно-ценностный компонент в высшем учебном заведении»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

А.В. Буриков, канд. биол. наук, доцент

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (Россия, г. Ярославль)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния занятий физической подготовкой и спортом в режиме учебного времени и времени, отводимого на самостоятельную подготовку и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность на формирование у курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил здоровье сберегающего поведения. Отмечается, что в результате комплексного воздействия занятий по физической подготовке курсанты самостоятельно осознавали значимость выполняемых здоровье сберегающих мероприятий.

Ключевые слова: курсант, образ жизни, физическая культура, спортивное мероприятие, учебное занятие.

Одним из важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни курсанта высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил является поддержка условий демонстрации, проявляемых во внешнем облике признаков здорового образа жизни в социальном окружении.

На основе этого мы наблюдали следующее. На общевойсковую подготовку абитуриенты высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил приходят с различными внешними данными. Внешний вид и телосложение у каждого молодого курсанта высшего военного учебного заведения воздушно-

космических сил очень разное [1, с. 32]. При этом курсант, занимающийся физической культурой и спортом, ощущал прирост в физических данных (рост мускулатуры, увеличение спортивных результатов) понимал, что со стороны социума, будь он в высшем военном учебном заведении или на «гражданке» ему уделяется наибольшее внимание за счет его статности и внешнего вида. Можно привести пример: при выходе в увольнение в город со своими однокурсниками курсанты высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил развитые физически ощущали на себе больше положительных взглядов со стороны, чем те, кто не преуспел в этом. Поэтому, сравнивая это, курсанты которые отставали в физическом плане стремились улучшить свои

результаты, занимаясь с большей отдачей, более ответственно на занятиях по физической культуре и в свое свободное время.

Выбор форм и методов, организации деятельности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-

космических сил на этапе обогащения соответствующими знаниями включали консультации командиров, участие курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях города, досуговых формах работы, что способствовало их к приобщению к здоровье сберегающей деятельности, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни [2, с. 37]. Например, можно привести участие курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил в этапе всероссийских соревнований «Лыжня России». В соревновании приняло участие около 500 человек, курсанты заняли призовое место. Эти соревнования несли не только соревновательный характер, но и участие в них способствовало приобщению к здоровому образу жизни не только курсантов, но и всех участников этих соревнований. Курсанты высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил участвуют во многих областных и городских соревнованиях среди вузов, где являются победителями и призерами.

При встрече со своими друзьями во

время увольнения и отпусков, курсанты подсознательно сравнивали себя со своими друзьями, студентами гражданских вузов и рабочей молодежью. При этом они наблюдали различие в своем поведении, внешнем виде, и так как речь в нашем исследовании идет о физической подготовке, то существенное различие наблюдалось в физическом развитии. При беседе с курсантами высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил выявлялись такие моменты как при состязаниях (подтягивании, в выполнении подъема переворотом на перекладине, в беге) со своими товарищами на гражданке курсанты высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил в большей степени являлись победителями в них. Все это можно связать с тем, что в высшем военном учебном заведении воздушно-космических сил физической культуре отведено достаточно большое количество часов, как на учебных занятиях, так и в спортивной работе, чем в гражданских высших учебных заведениях различного профиля и направленности. Поведение отличалось уважительным отношением к старшему поколению и противоположному полу, дисциплинированностью, пунктуальностью. Отличительной чертой внешнего облика курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил является выправка, статность фигуры, аккуратность формы и т.д. Курсант осознавал эти различия и стремился в своем развитии к более совершенному образу, который он как пример видит у своих командиров и курсантов старших курсов [3, с. 275].

Наблюдая за процессом формирования здорового образа жизни у курсанта высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил средствами физической культуры, мы проводили коррекцию в отношении самоопределения в образе жизни курсанта, что было связано с поиском своего нравственного идеала, определением для себя социальных ценностей, жизненного призвания. Что характеризует про-

фессиональную направленность познавательной деятельности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил.

На данном этапе происходило совершенствование знаний и умений, полученных ранее, с позиции их практического применения в военно-профессиональной деятельности. Здесь, как правило, у курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил уже сформировался свой индивидуальный образ жизни. Внешние воздействия незначительно влияли на принятие решения самим курсантом.

Результатами формирования элементов здорового образа жизни курсантов являются:

- осознание личной потребности в здоровом образе жизни как важнейшем средстве сохранения профессионального долголетия;

- наличие знаний, позволяющих активно использовать средства физкультурно-оздоровительных мероприятий в самостоятельной командирской и педагогической деятельности;

- умение использовать изученные методики укрепления здоровья, профилактики разнообразных заболеваний в условиях учебно-профессиональной деятельности своего подразделения.

Курсанты осознавали значимость выполняемых здоровье сберегающих мероприятий. При этом внимание обучаемых было сконцентрировано как на выполнении уставов, наставлений и директив старших начальников, так и на их личной заинтересованности в своём индивидуальном здоровье. Преподаватель не навязывал элементы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий курсантам высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил. Задача преподавателя заключалась в предоставлении научно-обоснованных фактов при характеристиках здорового и нездорового образа жизни.

Библиографический список

1. Борисов А.В., Широков А.В., Буриков А.В. Специфика физической подготовки специалистов военно-космических сил при выполнении служебных обязанностей // Scientific discussion. 2017. Vol. 1, №3. С. 31-33.

2. Буриков А.В. Формирование здоровье сберегающего поведения курсантов высшего военного учебного заведения как основного компонента здорового образа жизни средствами физической культуры // Педагогика & Психология. Теория и практика. - 2018. -№2 (16). - С. 36-38.

3. Воронов Н.А. Формирование личности на основе адаптивных стратегий поведения / Воронов Н.А., Балабин Н.Н., Чернышов С.М. // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 275-276.

PHYSICAL TRAINING AS A MOTIVATION-VALUE COMPONENT IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

A.V. Burikov, candidate of biological sciences, associate professor Yaroslavl higher military air defense school (Russia, Yaroslavl)

Abstract. The article deals with the issues of the influence of physical training and sports in the mode of study time and time devoted to independent preparation and extra-curricular physical and sports activity on the formation of health of saving behavior among cadets of the higher military educational institution of aerospace forces. It is noted that as a result of the complex impact of training sessions on physical training, cadets independently realized the importance of the health-saving activities carried out.

Keywords: cadet, lifestyle, physical culture, sport event, training session.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.