Научная статья на тему 'Качество профессиональной подготовки курсантов -залог успешного выполнения специальных задач'

Качество профессиональной подготовки курсантов -залог успешного выполнения специальных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / MILITARY SERVICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / КУРСАНТ / CADET / ОФИЦЕР / OFFICER / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / NATIONAL GUARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровский Александр Владимирович, Черданцев Вадим Петрович, Андруник Андрей Петрович

Успех в военной службе, как и в других видах профессиональной деятельности, находится в зависимости от особенностей процессов обучения и воспитания, которые необходимо строить не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом обоснованных методов воздействия, соответствующих индивидуальным особенностям обучаемых. Эффективность работы офицера определяется уровнем его профессиональной подготовленности в военно-учебном заведении, в том числе, насколько успешно он освоил программу обучения по дисциплинам боевой подготовки. Основной целью физической подготовки в войсках росгвардии является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебно-боевых и других задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируется, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, на их основе военно-прикладные навыки, а в последующем теоретические знания и организаторско-методические умения. Развиваемые в ходе занятий физической и моральнопсихологические качества, способствует формированию у воинов профессионального мировоззрения, т.е. профессионального самосознания личности, предполагающего глубокое рефлексивное познание себя в деятельности. Развитое профессиональное самосознания помогает лучше понять и оценить себя, особенности своей служебной деятельности, определить ориентиры профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровский Александр Владимирович, Черданцев Вадим Петрович, Андруник Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of professional training of students -the key to successful implementation of special tasks

Success in military service, as in other professional activities, is dependent on the characteristics of the processes of training and education that is necessary to build not only on the basis of General psychological-pedagogical regularities, but also for well-founded methods of influence, corresponding to individual characteristics of trainees. The efficiency of an officer is determined by the level of professional training in military educational institution, including how successfully he mastered the curriculum in the disciplines of combat training. The main objective of physical training in the armed forces of regardie is to maintain a level of physical preparedness of personnel to perform the service and combat and other tasks in accordance with their purpose. In the physical training process is formed in the first place, strength, speed, endurance and agility, on the basis of their military-applied skills, and in the subsequent theoretical and organizational-methodical skills. Developed in the course of physical and morally-psychological qualities, promotes the formation of warriors for a professional Outlook, ie professional consciousness of the person, implying a deep reflective knowledge of oneself in the activity. Development of professional identity helps to better understand and evaluate themselves, their performance, determine benchmarks for professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «Качество профессиональной подготовки курсантов -залог успешного выполнения специальных задач»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/66PDMN616.pdf Статья опубликована 09.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Дубровский А.В., Черданцев В.П., Андруник А.П. Качество профессиональной подготовки курсантов - залог успешного выполнения специальных задач // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/66PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 796.0

Дубровский Александр Владимирович

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» Филиал в г. Перми, Россия, Пермь Профессор кафедры «Социально-гуманитарных наук»

Доктор педагогических наук E-mail: General-1962@mail.ru

Черданцев Вадим Петрович1

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Россия, Пермь

Профессор кафедры «Менеджмента и маркетинга» Доктор экономических наук E-mail: cherdantsev.vadim@yandex.ru

Андруник Андрей Петрович

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Россия, Пермь

Профессор кафедры «Менеджмента и маркетинга» Доктор педагогических наук E-mail: andrunik72@mail.ru

Качество профессиональной подготовки курсантов -залог успешного выполнения специальных задач

Аннотация. Успех в военной службе, как и в других видах профессиональной деятельности, находится в зависимости от особенностей процессов обучения и воспитания, которые необходимо строить не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом обоснованных методов воздействия, соответствующих индивидуальным особенностям обучаемых. Эффективность работы офицера определяется уровнем его профессиональной подготовленности в военно-учебном заведении, в том числе, насколько успешно он освоил программу обучения по дисциплинам боевой подготовки. Основной целью физической подготовки в войсках росгвардии является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебно-боевых и других задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируется, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, на их основе военно-прикладные навыки, а в последующем теоретические знания и организаторско-методические умения. Развиваемые в ходе занятий физической и морально-психологические качества, способствует формированию у воинов профессионального мировоззрения, т.е. профессионального самосознания личности, предполагающего глубокое

1 614022, г. Пермь, ул. Танкистов 9, кв. 5

рефлексивное познание себя в деятельности. Развитое профессиональное самосознания помогает лучше понять и оценить себя, особенности своей служебной деятельности, определить ориентиры профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: военная служба; профессиональная подготовка; физическая подготовка; курсант; офицер; Национальная Гвардия; профессиональное самосознание

Служебно-боевая деятельность личного состава войск национальной гвардии России в мирное и военное время характеризуется высокими физическими нагрузками и психологическим напряжением. На всех военнослужащих возложена личная ответственность за свою физическую подготовленность и обязанность систематических занятий физическими упражнениями, связанная с постоянной готовностью к выполнению поставленных служебно-боевых задач [4]. Эффективность служебно-боевой деятельности войск во многом определяется качеством профессиональной подготовки офицерского состава, служебно-боевая деятельность которого является сложной и полифункциональной, ее успешность во многом зависит от уровня развития военно-профессиональных и личностных качеств, формируемых в процессе обучения в военно-учебном заведении.

Успех в военной службе, как и в других видах профессиональной деятельности, находится в зависимости от особенностей процессов обучения и воспитания, которые необходимо строить не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом обоснованных методов воздействия, соответствующих индивидуальным особенностям обучаемых. [6]

Эффективность работы офицера определяется уровнем его профессиональной подготовленности в военно-учебном заведении, в том числе, насколько успешно он освоил программу обучения по дисциплинам боевой подготовки. В свою очередь, физическая подготовка в войсках национальной гвардии является основным предметом боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью военного обучения и воспитания личного состава, одним из направлений повышения их боеспособности. Основным средством физической подготовки являются физические упражнения. [2]

Главная цель физподготовки в войсках Российской гвардии - обеспечение надлежащего уровня физической подготовки военнослужащих для дальнейшего выполнения служебных и боевых задач. В ходе физической подготовки у курсантов должна формироваться, прежде всего, выносливость, сила, быстрота и ловкость, являющиеся основой для военно-прикладных навыков, а в дальнейшем, теоретических знаний и организаторско-методических умений.

При осуществлении физической подготовки курсантов военных институтов в соответствии с определёнными наставлениями по физподготовке военнослужащих внутренних войск России специальными задачами являются:

• преимущественное развитие общей, силовой и скоростной выносливости, силы, быстроты и ловкости;

• овладение навыками в индивидуальных и коллективных действиях при передвижении по пересечённой местности в пешем порядке и на лыжах с преодолением естественных и искусственных препятствий, в метании гранат, военно-прикладном плавании, формирование готовности к ведению рукопашного боя;

• формирование организационно-методических умений и навыков проведения физической подготовки.

Военнослужащие всех воинских специальностей, имеющие необходимый уровень физической подготовленности, должны отличаться постоянной боевой активностью, высоким самообладанием, чувством физического превосходства над противником и более качественным выполнением своих функциональны обязанностей. Наличие этих качеств у будущих офицеров подтверждает и укрепляет значимость занятий по физической подготовке в системе профессионального образования МВД [8].

При достаточно небольших сроках военно-профессионального обучения курсантов в системе образования МВД, воздействия на состояние физической подготовленности ограничены. Следовательно, вопрос совершенствования методики преподавания физической подготовки и необходимость разработки направлений повышения его эффективности остается крайне актуальным.

В процессе занятий физической культурой у курсантов развиваются морально-психологические качества, которые способствуют формированию профессионального мировоззрения, профессионального самосознания офицера, предполагается глубокое рефлексивное изучение себя в деятельности. Высшее профессиональное самосознание позволяет лучше оценить возможности и особенности служебной деятельности, выявить ориентиры личностного и профессионального роста. Обзор литературы по данной проблеме показывает, что сегодня практически нет данных об уровне профессионального самосознания будущего офицера, его детерминантах, роли и функциях при развитии индивидуальности, выявлении особенностей, влияющих на уровень современной профессиональной подготовленности курсантов.

Наше представление о профессиональном самосознании офицера основывается на общепринятом в отечественной психологии понятии самосознания личности. Так, один из основателей отечественной психологии, С.Л. Рубинштейн характеризует самосознание, как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. [5] Видный специалист в области психологии личности В.С. Мерлин определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Если перечисленные в этом определении психические феномены (потребности, способности и т.д.) непосредственно связаны с профессией данного человека, то можно признать такой аспект самосознания профессиональным. Таким образом, правомерно утверждать, что профессиональное самосознание офицера представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок реально существующих, дифференцирующих и интегрирующих признаков деятельности и всей жизнедеятельности данной профессиональной общности. Очевидно, что такая система формируется как в процессе вузовского обучения, так и всего срока службы офицера, в ходе которых он осознаёт и оценивает себя в качестве представителя данной социальной группы. [4]

Результаты специальных исследований, проведённых в Пермском военном институте войск национальной гвардии РФ, показывают, что развитие личностных качеств и профессиональных навыков курсантов в процессе обучения тесно связаны с формированием его делового, профессионального самосознания. Следовательно, можно сделать вывод, что морально-волевые качества курсантов, развиваемые в процессе проведения занятий по физической подготовке, не только повышают их общий уровень физической подготовленности, но и оказывают значительное влияние на развитие профессионального самосознания.

Экспериментальное исследование, проведенное с целью доказательства данного предположения, состояло в следующем: выявить влияние занятий по физической подготовке

ббРБМтб

будущих офицеров на формирование профессионального самосознания в период обучения в вузе.

Была разработана и применена авторская методика - «Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск», которая позволяет определять уровень его развития, а также выявлять степень выраженности всех компонентов структуры [1], а именно:

1) Осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы;

2) Осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы;

3) Осознание тождественности со своей профессиональной группы;

4) Осознание своих профессиональных особенностей;

5) Осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы;

6) Социально-нравственная самооценка свих профессиональных качеств.

В выборке, состоящей из 65 курсантов 1-5 курсов, было создано две группы:

Первая - 50 человек, которые систематически получают высокие оценки по результатам экзаменационных сессий со второго по девятый семестр.

Вторая - 15 человек, показывающих результаты не выше оценки удовлетворительно.

Курсанты, входящие в группы, подвергались проверке в ходе промежуточных аттестаций, для определения степень усвоения учебного материала за определенный период обучении. Аттестация по окончании нечётных семестров обучения проводилась в форме дифференцированных зачётов, чётных - в форме экзамена. [3]

Проверка и оценка физической подготовленности курсантов на дифференцированных зачетах и экзаменом осуществлялась по трём-пяти упражнениям, которые в полной мере могли характеризовать различные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и военно-прикладные двигательные навыки (преодоление препятствий, рукопашный бой).

При проведении анализа уровня развития профессионального самосознания по Т-критерию Стьюдента (данные представлены в таблице), были выявлены значительные различия по всем компонентам (р < 0,001) в пользу первой группы. Таким образом, полученные при проведении эксперимента, подтверждают выдвинутую гипотезу о положительном влиянии занятий физической подготовки на формирование профессионального самосознания офицера внутренних войск. [7]

Показатели 1-я группа 2-я группа Достоверность различий

г Р

1 компонент: осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы 33,12 25,31 4,27 < 0,001

2 компонент: осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы 82,11 70,42 7,18 < 0,001

3 компонент: осознание тождественности со своей профессиональной группой 46,11 37,34 10,56 < 0,001

4 компонент: осознание своих профессиональных особенностей 75,23 63,97 8,10 < 0,001

5 компонент: осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы 68,09 53,18 5,23 < 0,001

Мир Науки

Показатели 1-я группа 2-я группа Достоверность различий

г Р

6 компонент: социально-нравственная самооценка своих профессиональных качеств 45,80 36,92 7,12 < 0,001

Данные исследования показали, что курсанты первой группы обладают более высоким уровнем осознания важности выполнения профессиональных задач, стоящих перед военнослужащими. Они легче переносят трудности, связанные с военной службы, выше оценивают свой социальный статус, уровень личной профессиональной подготовленности и степень соответствия требованиям, предъявляемым к ним, как будущим офицерам. Кроме того, они лучше в строевой подготовке, более уверены в себе, своих суждениях, действиях и способностях самостоятельно справляться с решением возникших служебных задач, пользуются большим авторитетом среди командиров и товарищей. В целом, можно сделать вывод, что их профессиональное самосознание отличается более целостной, выраженной и гармоничной структурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев О.Б. Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД РФ: методические рекомендации по применению опросника. Пермь, 2009.

2. Вяткин Б.А., Беляев О.Б Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №4.

3. Дубровский А.В. Повышение профессионализма преподавателей военного вуза Педагогическое образование и наука 2010 г., №2, с. 69-70.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под редакцией Е.А. Климова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 448 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

6. Салтрукович Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях / Н.Е. Салтрукович. - Пермь: ПВИ, 2001. - 84 с.

7. Филатов А.В. Управление системой физической подготовки в условиях профессионального образования в высшем военном учебном заведении / А.В. Филатов, О.Б. Беляев // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур: сборник научных трудов / под общ. ред. Б.И. Гонцова. - Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2016. - С. 312-316.

8. Приказ МВД РФ от 19.05.2005 № 395 «Об утверждении Наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Dubrovsky Alexander Vladimirovich

The Russian Presidential academy of national economy and public administration

Perm branch, Russia, Perm E-mail: General-1962@mail.ru

Cherdantsev Vadim Petrovich

Perm national research polytechnic university, Russia, Perm E-mail: cherdantsev.vadim@yandex.ru

Andrunik Andrei Petrovich

Perm national research polytechnic university, Russia, Perm

E-mail: andrunik72@mail.ru

The quality of professional training of students -the key to successful implementation of special tasks

Abstract. Success in military service, as in other professional activities, is dependent on the characteristics of the processes of training and education that is necessary to build not only on the basis of General psychological-pedagogical regularities, but also for well-founded methods of influence, corresponding to individual characteristics of trainees. The efficiency of an officer is determined by the level of professional training in military educational institution, including how successfully he mastered the curriculum in the disciplines of combat training. The main objective of physical training in the armed forces of regardie is to maintain a level of physical preparedness of personnel to perform the service and combat and other tasks in accordance with their purpose. In the physical training process is formed in the first place, strength, speed, endurance and agility, on the basis of their military-applied skills, and in the subsequent theoretical and organizational-methodical skills. Developed in the course of physical and morally-psychological qualities, promotes the formation of warriors for a professional Outlook, ie professional consciousness of the person, implying a deep reflective knowledge of oneself in the activity. Development of professional identity helps to better understand and evaluate themselves, their performance, determine benchmarks for professional and personal growth.

Keywords: military service; professional training; physical training; cadet; officer; the National Guard; professional consciousness

Мир Науки

2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com

REFERENCES

1. Belyaev O.B. Questionnaire professional self officer of the internal troops of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: guidelines for the application of the questionnaire. Perm, 2009.

2. Belyaev O.B. Sessions of physical training as a factor of formation of professional self officer of the internal troops. International scientific school of psychology and pedagogy. Monthly scientific journal №3 (11) / 2015 P. 91-94.

3. Dubrovsky A.V. Improving teachers' professionalism of the military institution Pedagogical education and science, 2010 No. 2, pp. 69-70.

4. Merlin V.S. Psychology of individuality / edited by E.A. Klimov. - M.: Publishing house "Institute of practical psychology", Voronezh: NGO "MODEK", 1996. - 448 p.

5. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. - SPb: Publishing House "Piter", 2000. - 712 p.

6. Saltanovich, N.E. Psychological preparation of cadets of military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia for service and combat activities in the special conditions / N.E. Saltanovich. - Perm: PVI, 2001. - 84 p.

7. Filatov A.V. Management of system of physical preparation in terms of professional education in higher military school / A.V. Filatov, O.B. Belyaev // the Modern state and ways of development of system of training of specialists of power structures: collection of scientific works / under the General editorship of B.I. Honcova. - Perm: PVI VV MVD Rossii, 2016. - P. 312-316.

8. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated 19.05.2005 № 395 "On approval of the Instruction on physical training in the internal troops of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.