Научная статья на тему 'Педагогические условия развития функциональной подготовленности у будущих офицеров в процессе физической подготовки'

Педагогические условия развития функциональной подготовленности у будущих офицеров в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUNCTIONAL READINESS / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимов Виталий Викторович

Стандартные методики развития физической подготовленности военнослужащих практически исчерпали свои ресурсы. Для повышения уровня физической подготовленности курсантов будущих офицеров (проводников в войска технологий повышения физической подготовленности военнослужащих), обеспечения качества выполнения повседневных задач служебно-боевой деятельности в новой силовой структуре войсках национальной гвардии России необходимо использовать новые, не стандартные подходы, средства и методы физической подготовки. В связи с этим целью нашего исследования стало выявление педагогических условий развития функциональной подготовленности в процессе физической подготовки как основополагающего фактора, способствующего поднятию физической подготовленности на новый (прорывной) уровень, а также проверка их эффективности в условиях обучения будущих офицеров в военном институте. В исследовании приняли участие две группы курсантов, не имеющие в начале эксперимента статистически достоверных различий между собой. В процессе исследования применялись методы: экспертной оценки, педагогического наблюдения, эксперимента, по результатам которых можно достоверно судить об эффективности выявленных авторами педагогических условий. Выявленные опытным путем педагогические условия повышения эффективности развития функциональной подготовленности в процессе физической подготовки стимулируют обучающихся к развитию физических данных для обеспечения выполнения служебно-боевых и других задач служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимов Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MILITARY AND PROFESSIONAL QUALITIES IN FUTURE OFFICERS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

Standard techniques of development of physical fitness of the military personnel practically exhausted the values. For increase in level of physical fitness of cadets future officers (conductors in troops of technologies of increase in physical fitness of the military personnel), for ensuring quality of performance of daily problems of office and fighting activity in new law enforcement agency the National Guard Troops it is necessary to use new, not standard approaches, means and methods of physical training. In this regard identification of pedagogical conditions of development of functional readiness in the course of physical training as the fundamental factor promoting a raising of physical fitness on new (breakthrough) level and also check of their efficiency in the conditions of training of future officers at military institute became the purpose of our research. Two groups of cadets which do not have at the beginning of the experiment of statistically reliable distinctions among themselves participated in a research. In the course of the research methods were applied: expert assessment, pedagogical observation, an experiment by results of which it is possible to judge efficiency of the pedagogical conditions revealed by authors authentically. The pedagogical conditions of increase in efficiency of development of functional readiness revealed by practical consideration in the course of physical training stimulate the physical data studying to development for ensuring performance of office and fighting and other problems of office and fighting activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития функциональной подготовленности у будущих офицеров в процессе физической подготовки»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В.В. ЕФИМОВ, ПВИ ВНГ РФ, г. Пермь, Россия

Аннотация

Стандартные методики развития физической подготовленности военнослужащих практически исчерпали свои ресурсы. Для повышения уровня физической подготовленности курсантов - будущих офицеров (проводников в войска технологий повышения физической подготовленности военнослужащих), обеспечения качества выполнения повседневных задач служебно-боевой деятельности в новой силовой структуре - войсках национальной гвардии России - необходимо использовать новые, не стандартные подходы, средства и методы физической подготовки. В связи с этим целью нашего исследования стало выявление педагогических условий развития функциональной подготовленности в процессе физической подготовки как основополагающего фактора, способствующего поднятию физической подготовленности на новый (прорывной) уровень, а также проверка их эффективности в условиях обучения будущих офицеров в военном институте. В исследовании приняли участие две группы курсантов, не имеющие в начале эксперимента статистически достоверных различий между собой. В процессе исследования применялись методы: экспертной оценки, педагогического наблюдения, эксперимента, по результатам которых можно достоверно судить об эффективности выявленных авторами педагогических условий. Выявленные опытным путем педагогические условия повышения эффективности развития функциональной подготовленности в процессе физической подготовки стимулируют обучающихся к развитию физических данных для обеспечения выполнения служебно-боевых и других

задач служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: педагогические условия; функциональная подготовленность; физическая подготовка; физическая

подготовленность

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MILITARY AND PROFESSIONAL QUALITIES IN FUTURE OFFICERS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

V.V. EFIMOV, PMINGT RF, Perm, Russia

Abstract

Standard techniques of development of physical fitness of the military personnel practically exhausted the values. For increase in level of physical fitness of cadets - future officers (conductors in troops of technologies of increase in physical fitness of the military personnel), for ensuring quality of performance of daily problems of office and fighting activity in new law enforcement agency - the National Guard Troops - it is necessary to use new, not standard approaches, means and methods of physical training. In this regard identification of pedagogical conditions of development of functional readiness in the course of physical training as the fundamental factor promoting a raising of physical fitness on new (breakthrough) level and also check of their efficiency in the conditions of training of future officers at military institute became the purpose of our research. Two groups of cadets which do not have at the beginning of the experiment of statistically reliable distinctions among themselves participated in a research. In the course of the research methods were applied: expert assessment, pedagogical observation, an experiment by results of which it is possible to judge efficiency of the pedagogical conditions revealed by authors authentically. The pedagogical conditions of increase in efficiency of development of functional readiness revealed by practical consideration in the course of physical training stimulate the physical data studying to development for ensuring performance of office

and fighting and other problems of office and fighting activity.

Keywords: pedagogical conditions; functional readiness; physical training; physical fitness.

Стандартные методики физической подготовки военнослужащих практически исчерпали свои ресурсы в повышении уровня физической подготовленности курсантов - будущих офицеров. В современных условиях все сильнее назревает потребность в использовании новых, не стандартных подходов, средств и методов развивающейся физической культуры и спорта. Применение курсантами в будущей служебно-боевой деятельности знаний, умений, навыков, подкрепленных собственным опытом повышения уровня личной физической подготовленности посредством акцентированного повышения функциональных возможностей организма (активно развивающегося функционального тренинга), способствует развитию физической подготовленности у военнослужащих (подчиненного личного состава), что обеспечивает качество выполнения повседневных задач служебно-боевой деятельности.

Функциональные возможности организма - это показатели функциональной подготовленности, а функциональная подготовленность военнослужащего - это результат специальной функциональной подготовки [1, 2], т.е. целенаправленного управляемого процесса развития функциональных возможностей организма, обеспечивающих повышение эффективности развития физической подготовленности военнослужащих. Специальная функциональная подготовка направлена на высокоинтенсивную функциональную тренировку общей, скоростно-силовой и специальной выносливости, развитие широкого диапазона адаптационных возможностей военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации [3].

Проблема развития функциональной подготовленности как основополагающего фактора повышения уровня физической подготовленности в процессе физической подготовки военнослужащих является актуальным направлением исследования.

Структура функциональной подготовленности, изложенная В.С. Фоминым [4], представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами. Автор выделяет 4 вида функциональных возможностей:

1) двигательные компонент - уровень развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости;

2) энергетический компонент - уровень развития работоспособности: аэробная производительность - общая физическая работоспособность и выносливость; анаэробная производительность - скоростная работоспособность и выносливость;

3) психологический компонент - уровень морально-психологической устойчивости: восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности;

4) нейродинамический компонент - уровень подвижности, устойчивости, стабильности корковых процессов головного мозга: возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции.

Функциональная подготовка оказывает комплексное воздействие на исполнительные, обеспечивающие и уп-

равляющие системы организма, активизируя их совместную работу и повышая их эффективность.

К исполнительной системе организма относится опорно-двигательный аппарат (двигательный компонент): мышцы, кости, связки, сухожилия, суставы, хрящи. К обеспечивающим системам (энергетический компонент) -система энергообеспечения (митохондрии, запасы АТФ, глюкоза, гликоген, жиры, ферменты); сердечно-сосудистая и дыхательная системы (транспорт кислорода и продуктов обмена) и система питания (пищеварение, выделение и обмен веществ). К системе управления (психологический и нейродинамический компонент) - система получения информации (слух, зрение) и система обработки информации, коррекции и выработки решения (центральная нервная система).

В основе повышения функциональной подготовленности лежат процессы развития адаптационных возможностей организма и его функциональных резервов. Так, Ю.В. Верхошанский [5] ведущую роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности уделял методике развития именно двигательного компонента - физической подготовленности.

И.Н. Солопов [6] считает, что функциональная подготовленность является фундаментальной базой для развития физической подготовленности. В то же время автор отмечает, что изучение функциональной подготовленности спортсменов во всех ее аспектах - это, безусловно, предмет исследования физиологии, а разработка методик и технологий процесса функциональной подготовки - предмет исследования теории и методики физической подготовки и спорта.

В исследованиях А.В. Кузнецова, Е.П. Горбаневой, И.Н. Солопова [7] при сравнительном анализе корреляционных связей компонентов функциональной подготовки и величины общей работоспособности ведущее место отводят энергетическому компоненту как наиболее эффективно влияющему на повышение физической работоспособности.

А.А. Шамардин, И.Н. Солопов [8] отмечают, что все компоненты функциональной подготовленности развиваются практически единственным средством - мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т.е. физическими упражнениями.

И.Ш. Мутаевой [9] выявлено, что использование комплексного подхода в оценке функционального состояния занимающихся позволяет своевременно провести коррекцию средств и методов тренировочных программ с учетом направленности, задач и этапов подготовки.

М.Е. Агафонова [10] считает, что выполнение программы функциональной подготовки в течение 3 недель обеспечивает стабильное повышение профессионально значимых физических качеств и ускорение процессов восстановления работоспособности, повышает эффективность служебной деятельности при сохранении здоровья и профессионального долголетия военнослужащего.

А.Н. Корженевский [11] с коллективом авторов, говоря о развитии функциональной подготовленности студентов, подчеркивают, что для повышения физической работоспособности, предотвращения напряженного со-

стояния миокарда необходимо увеличить объем циклической работы, сочетать ее с силовой, скоростно-силовой и координационной работой.

Использование имеющихся в арсенале спортивной метрологии диагностических средств для определения уровня функциональной подготовленности способствует совершенствованию тренировочных воздействий на системы организма и, соотвественно, более качественному развитию физической подготовленности [12].

Следовательно, как свидетельствуют литературные источники, специальная функциональная подготовка через развитие функциональных возможностей организма способствует развитию физической подготовленности (физических качеств) военнослужащего, необходимой ему для выполнения стоящих перед ним конкретных задач.

Все вышесказанное обосновывает необходимость поиска педагогических условий повышения уровня физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма.

С целью выявления и ранжирования педагогических условий повышения уровня физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма, эффективность развития которых зависит от организации специальной функциональной подготовки как одной из форм физической подготовки военнослужащих, проводился опрос офицеров (преподавателей физической подготовки и спорта, спортсменов) и слушателей военного института по специальности «Физическая подготовка и спортивная работа». В анкетировании приняли участие 97 человек. Результаты

представлены в табл. 1.

Таблица 1

Педагогические условия, способствующие повышению уровня физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма, и их ранговая структура

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Решение учебных задач осуществляется в форме специальной функциональной подготовки 27,2

2 Основой специальной функциональной подготовки являются функциональные тренировки (функциональный тренинг) 22,4

3 Функциональные тренировки имеют три уровня физической нагрузки (для физически подготовленных, базовый - общий, для начинающих - начальный) 15,2

4 Наличие методических разработок (пособий, учебных фильмов), раскрывающих порядок выполнения тренировочных заданий специальной функциональной подготовки для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования 11,5

5 Тренировочные задания (программы тренировки) доступны и разнообразны, имеют описание о влиянии на развитие тех или иных функциональных возможностей организма 10,1

6 Имеется арсенал доступных диагностических средств для определения уровня развития функциональных возможностей систем организма 7,9

7 Доведение значения специальной функциональной подготовки в служебно-боевой деятельности с реальными практическими примерами ее результативности 5,7

Для проверки педагогических условий и научного обоснования их эффективности был проведен педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте приняли участие два подразделения (всего 51 курсант 3 курса обучения по 25 и 26 человек соответственно): экспериментальное - 25 и контрольное - 26 человек. При выборе экспериментального (ЭП) и контрольного подразделения (КП) мы исходили из того, что подразделения не должны иметь статистически достоверных различий между собой, что говорит о правильном выборе курсантских подразделений с учетом их возраста, рода деятельности, прикладной и физической подготовленности. Данные подразделения находились в абсолютно одинаковых условиях повседневной деятельности и быта.

Для организации исследования в ЭП использовали классическую форму проведения физической подготовки, в основу которой заложили создание педагогических условий, влияющих на повышение эффективности развития физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма у кур-

сантов военного института. Создание этих условий осуществлялось в течение 2017/2018 уч. г. и имело комплексное воздействие на курсантское подразделение лично командирами подразделений, преподавателями кафедры физической подготовки и спорта, офицерами-кураторами в процессе всех форм проведения физической подготовки, а также наиболее подготовленными курсантами и сержантами из числа сборных команд военного института по различным видам спорта в процессе утренней физической зарядки и самостоятельной подготовки (физической тренировки).

Основная идея педагогического эксперимента заключалась в том, что решение задачи повышения эффективности развития физической подготовленности в процессе физической подготовки возможно посредством вовлечения курсантов (курсантских подразделений) профессорско-преподавательским составом и спортивным активом подразделения в систему педагогических условий, способствующих повышению уровня физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что созданные педагогические условия повышения уровня физической подготовленности посредством развития функциональных возможностей организма позволили достичь более высоких показателей развития

физических качеств у курсантов ЭП (табл. 2). В таблице представлены физические качества и военно-прикладные двигательные навыки, показатели которых имели статистически достоверные различия между собой до и после эксперимента.

Таблица 2

Показатели физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков у курсантов опытных

подразделений до и после эксперимента (X ± т)

№ Физическое упражнение, военно-прикладной Подразделение До После Р

п/п двигательный навык эксперимента (чел.)

Физические качества

1 Быстрота: бег на 100 м (с) КП ЭП 13,77 ± 0,13 13,99 ± 0,14 12,68 ± 0,11 12,97 ± 0,08 < 0,01 < 0,01

2 Сила: подъем силой на перекладине (кол-во раз) КП ЭП 7,23 ± 0,21 6,15 ± 0,44 8,29 ± 0,09 7,98 ± 0,06 < 0,01 < 0,01

3 Выносливость: бег на 3000 м в экипировке (мин, с) КП ЭП 13,29 ± 0,22 13,40 ± 0,14 12,29 ± 0,17 12,51 ± 0,08 < 0,01 < 0,01

Военно-прикладные двигательные навыки (9-балльная шкала)

1 Боевые приемы КП ЭП 5,1 ± 1,1 5,0 ± 1,2 7,0 ± 0,4 7,9 ± 0,5 > 0,05 < 0,05

2 Ускоренное передвижение по пересеченной местности КП ЭП 7,8 ± 0,03 7,6 ± 0,04 7,9 ± 0,03 8,3 ± 0,03 < 0,05 < 0,05

3 Прикладное плавание КП ЭП 5,1 ± 0,2 5,0 ± 0,3 6,0 ± 0,3 6,8 ± 0,2 < 0,05 < 0,05

4 Атлетическая подготовка КП ЭП 8,7 ± 0,05 8,2 ± 0,04 8,9 ± 0,03 9,2 ± 0,04 < 0,05 < 0,05

5 Спортивный разряд по военно-прикладному спорту КП ЭП 1-й - 6 2-й - 8 3-й - 14 1-й - 3 2-й - 6 3-й - 10 1-й - 11 2-й - 9 3-й - 15 1-й - 7 2-й - 9 3-й - 16 -

Исходя из вышеизложенного, следует, что выявленные и апробированные педагогические условия доказали свою эффективность. Создание особых педагогических условий способствовало повышению уровня развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков, т.е. повышению уровня физической подготовленности у курсантов - будущих офицеров.

Участие курсантов в функциональных тренировках способствовало заучиванию тренировочных программ (заданий), которые будущие офицеры выполняли и смогут применить в войсках с учетом специфики професси-

ональной деятельности подчиненного им структурного подразделения (военнослужащего). Дальнейшее изучение перспективного направления - повышение уровня физической подготовленности путем внедрения в образовательный процесс военного института выявленных педагогических условий - способно улучшить степень усвоения дисциплины «Физическая культура (подготовка)» и вывести ее на современный (прорывной) уровень военно-профессиональной подготовленности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.

Литература

1. Ефимов, В.В. Специальная функциональная подготовка военнослужащих войск национальной гвардии / Развитие системы подготовки военных специалистов в войсках национальной гвардии Российской Федерации: традиции и современность // под. общ. ред. В.Ф. Ку-павского. - Пермь: изд-во Пермского военного института войск национальной гвардии, 2018. - С. 313318.

2. Ефимов, В.В. Педагогические аспекты специальной функциональной подготовки. Гуманитарные и социально-экономические науки: вопросы теории и практики: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (с очным участием), г. Пермь, 30 ноября 2018 г. Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. - Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2018. - С. 108-114.

С*)

3. Наставление по физической подготовке в войсках национальной гвардии Российской Федерации: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 100 от 29 марта 2018 г. - М.: ЦА ВНГ РФ, 2018. - 73 с.

4. Фомин, В.С. Структура функциональной подготовленности спортсмена // Медико-биологические системы спортивной тренировки. - М., 1985. - С. 48-58.

5. Верхошанский, Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры, 1970. - № 6. - С. 4-9.

6. Солопов И.Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов. Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов / Тематический сборник научных работ. - Волгоград, 2007. - С. 4-12.

7. Кузнецов, А.В., Горбанева, Е.П., Солопов, И.Н. Значение различных компонентов функциональной подготовленности в обеспечении физической работоспособности спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр // Сборник статей победителей IV международного научно-практического конкурса / А.В. Кузнецов и др. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2016. -С. 26-31.

8. Шамардин, А.А., Солопов, И.Н. Функциональные аспекты тренировки спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования. -2013. - № 10-13. - С. 2996-3000.

9. Мутаева, И.Ш. Функциональная подготовка студентов-легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, М.Н. Савосина, Т.В. Заячук. - 2013. - С. 408-410.

10. Агафонова, М.Е. Опыт выполнения программы тренировок по функциональной подготовке на обучающих курсах по тактической стрельбе / Прикладная спортивная наука. - 2015. - № 2. - С. 5-11.

11. Корженевский, А.Н., Корженевская, Е.И., Колока-това, Л.Ф., Воробьев, А.А. Повышение эффективности физической подготовки студентов с учетом данных комплексного контроля состояния основных функциональных систем организма / А.Н. Корженевский, Е.И. Корженевская, Л.Ф. Колокатова, А.А. Воробьев // Вестник спортивной науки. - М.: Советский спорт. - 2014. - № 4. -С. 59-65.

12. Зациорский, В.М. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - 256 с.

References

1. Efimov, V.V. (2018), Special functional training of the military personnel National Guard Troops, Perm military institute of the National Guard Troops, pp. 313-318.

2. Efimov, V.V. (2018), Pedagogical aspects of special functional preparation, Humanitarian and social and economic sciences: questions of the theory and practice: the collection of works of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation), Perm: PVI VNG Russian Federation, pp. 108-114.

3. Order of Federal service of the National Guard Troops of the Russian Federation of 29.03.2018 no. 100 "Manual on physical training in the National Guard Troops of the Russian Federation".

4. Fomin, V.S. (1985), Strukture of functional readiness of the athlete, Medicobiological systems of a sports training, Moscow, pp. 48-58.

5. Verkhoshansky, Yu.V. (1970), Regularities of functional specialization of an organism with the course of formation of sports skill, Theory and practice of physical culture, no. 6, pp. 4-9.

6. Solopov, I.N. (2007), Functional readiness and functional training of athletes, Problems of optimization of functional readiness of athletes, Thematic collection of scientific works,Volgograd, 2007, pp. 4-12.

7. Kuznetsov, A.V. Gorbaneva, E.P. Solopov, I.N. (2016), Znacheniye of various components of functional readiness in ensuring physical efficiency of the athletes specializing in different types of sports, the Collection of articles of winners of the IV international scientific and practical competition, Penza: Science and Education, pp. 26-31.

8. Shamardin, A.A., Solopov, I.N. (2013), Functional aspects of a training of athletes, Basic researches, no. 10-13, pp. 2996-3000.

9. Mutayeva, I.Sh. (2013), Functional training of the students athletes specializing in run on average distances, Prospects of development of modern student's sport, Results of speeches of the Russian athletes on the Universiade-2013 in Kazan, Materials of the All-Russian scientific and practical conference, pp. 408-410.

10. Agafonova, M.E. (2015), Experience of implementation of the program of trainings on functional preparation on training courses on tactical firing, Applied sports science, no. 2, pp. 5-11.

11. Korzhenevsky, A.N., Korzhenevskaya, E.I., Koloka-tova L.F, Vorobyov A.A. (2014), Increase in efficiency of physical training of students taking into account data of complex control of a condition of the main functional systems of an organism, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 59-65.

12. Zatsiorsky, V.M. (1982), Sports metrology, Moscow: Physical culture and sport, 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.