Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / физическая подготовленность / критерии / показатели / нормативы / физические качества / physical fitness / physical fitness / criteria / indicators / standards / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Козырев

В статье обосновывается необходимость разработки методики оценки физической подготовленности курсантов военных вузов. Автор, используя теоретический анализ исследований сущности и содержания физической подготовленности курсантов, учитывая фундаментальные научные подходы к практике формирования основных физических качеств, динамику их формирования и современные требования к физическим качествам офицеров, выделил ряд критериев физической подготовленности будущих офицеров и аргументировал их показатели. В ходе исследования автор приходит к общему выводу, что, выступая в роли эталона, образца, нормы, критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют рассмотреть и изучить этот процесс детально, выявить общие и специфические аспекты реализации нормативных требований к физической подготовке военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS IN FUTURE OFFICERS

The article substantiates the need to develop a methodology for assessing the physical fitness of cadets of military universities. The author, using a theoretical analysis of studies of the essence and content of the physical fitness of cadets, taking into account fundamental scientific approaches to the practice of forming basic physical qualities, the dynamics of their formation and modern requirements for the physical qualities of officers, identifies a number of criteria for the physical fitness of future officers and argued their indicators. In the course of the study, the author comes to the general conclusion that, acting as a standard, a sample, norms, criteria and indicators of the effectiveness of the formation of physical fitness of future officers allow us to consider and study this process in detail, to identify general and specific aspects of the implementation of regulatory requirements for the physical training of military personnel.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ»

Как показала проведённая нами работа, а также изучение опыта коллег, которые проводили аналогичные исследования [11-14], результатами занятий подобного типа выступают:

- уверенность в себе, просоциальность и желание помочь, ответственность, понимание других людей, забота о них [11],

- осознание, идентификация эмоции, улучшение эмоционального состояния, социальных и когнитивных навыков, овладение навыком опережающего продумывания ситуации, уменьшение тревожности и ухода в себя, позитивная атмосфера в классе [11],

- привязанность к семье и школе, меньшая агрессивность, особенно мальчиков [11],

- вовлеченность в общение, сдерживание побуждений, улучшение поведения [12],

- снижение конфликтного поведения, забота, готовность к сотрудничеству, рост эмпатии, улучшение навыков общения [13],

Библиографический список

- понимание последствий своего поведения, чуткость, взаимопомощь, социальное осознание [14].

Названные результаты характеризуют достижение начального уровня эмоциональной культуры ребенка.

Результативность применявшихся мер проверялась посредством вычисления коэффициента эмоционального интеллекта. Он устанавливался в процессе просмотра участниками эксперимента мультипликационного фильма «Маша и медведь» с непрерывной регистрацией пульса аппаратами sleep U (Viatom Tech, Китай). Пульсовая кривая отражала повышение и понижение эмоционального фона: ее соответствие зафиксированным ранее экспериментатором эмоциональным пиковым точкам свидетельствовало о достаточно развитом на данном этапе эмоциональном интеллекте ребенка. Была обнаружена корреляция между подготовкой детей и коэффициентом их эмоционального интеллекта. Это обстоятельство свидетельствует о целесообразности его развития и внедрения соответствующих программ.

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

2. Кемпбелл Дж. Сила мифа. Санкт-Петербург: Питер, 2019.

3. Samuel Epstein S. Outcome of reintubated patients after scheduled extubation. Medicine. Journal of critical care. Chicago, 2011: 90.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды. Москва: Издательство МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005; Т. 1.

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Санкт-Петербург: Питер, 2022: 15-17.

6. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Еоллегиум, 1992.

7. Гараи Л. Историко-материалистический подход к проблеме специфических человеческих потребностей. Вопросы психологии. 1966; № 3: 61.

8. Шингаров Г.Х. Интересное исследование по проблеме эмоций. Журнал высшей нервной деятельности. 1970; Т. 20, Выпуск 6: 1320.

9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1978.

10. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник. Москва: Академия, 1999.

11. Шепс Э. Программа развития ребенка. Окленд: Центр по изучению развития, 2022.

12. Вайссберг Р Йельская программа стимулирования развития социальной компетентности. Университет штата Иллинойс, 2020.

13. Лантьери Л. Программа творческого подхода к разрешению конфликтов. Нью-Йорк: Национальный центр по реализации программы творческого подхода к разрешению конфликтов, 2022.

14. Илайес М. Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем. Нью-Джерси: Университет Ратгерса, 2022. References

1. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2022.

2. Kempbell Dzh. Sila mifa. Sankt-Peterburg: Piter, 2019.

3. Samuel Epstein S. Outcome of reintubated patients after scheduled extubation. Medicine. Journal of critical care. Chicago, 2011: 90.

4. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo MPSI, Voronezh: NPO «MOD'EK», 2005; T. 1.

5. Simonov P.V. 'Emocional'nyj mozg. Sankt-Peterburg: Piter, 2022: 15-17.

6. Fromm 'E. Chelovek dlya sebya. Minsk: Eollegium, 1992.

7. Garai L. Istoriko-materialisticheskij podhod k probleme specificheskih chelovecheskih potrebnostej. Voprosy psihologii. 1966; № 3: 61.

8. Shingarov G.H. Interesnoe issledovanie po probleme 'emocij. Zhurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti. 1970; T. 20, Vypusk 6: 1320.

9. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Politizdat, 1978.

10. Dubrovina I.V. i dr. Psihologiya: uchebnik. Moskva: Akademiya, 1999.

11. Sheps 'E. Programma razvitiya rebenka. Oklend: Centr po izucheniyu razvitiya, 2022.

12. Vajssberg R. Jel'skaya programma stimulirovaniya razvitiya social'nojkompetentnosti. Universitet shtata Illinojs, 2020.

13. Lant'eri L. Programma tvorcheskogo podhoda krazresheniyu konfliktov. N'yu-Jork: Nacional'nyj centr po realizacii programmy tvorcheskogo podhoda k razresheniyu konfliktov, 2022.

14. Ilajes M. Proekt uluchsheniya social'nogo osoznaniya iresheniya social'nyh problem. N'yu-Dzhersi: Universitet Ratgersa, 2022.

Статья поступила в редакцию 28.09.23

УДК 378

Kozyrev A.N., teacher, Saratov Military Order of Zhukov of the Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Saratov, Russia),

E-mail: alekandrkozirev@yandex.ru

CRITERIA AND INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS IN FUTURE OFFICERS. The article substantiates the need to develop a methodology for assessing the physical fitness of cadets of military universities. The author, using a theoretical analysis of studies of the essence and content of the physical fitness of cadets, taking into account fundamental scientific approaches to the practice of forming basic physical qualities, the dynamics of their formation and modern requirements for the physical qualities of officers, identifies a number of criteria for the physical fitness of future officers and argued their indicators. In the course of the study, the author comes to the general conclusion that, acting as a standard, a sample, norms, criteria and indicators of the effectiveness of the formation of physical fitness of future officers allow us to consider and study this process in detail, to identify general and specific aspects of the implementation of regulatory requirements for the physical training of military personnel.

Key words: physical fitness, physical fitness, criteria, indicators, standards, physical qualities

А.Н. Козырев, преп., ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии

Российской Федерации», г. Саратов, E-mail: alekandrkozirev@yandex.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

В статье обосновывается необходимость разработки методики оценки физической подготовленности курсантов военных вузов. Автор, используя теоретический анализ исследований сущности и содержания физической подготовленности курсантов, учитывая фундаментальные научные подходы к практике формирования основных физических качеств, динамику их формирования и современные требования к физическим качествам офицеров, выделил ряд критериев физической подготовленности будущих офицеров и аргументировал их показатели. В ходе исследования автор приходит к общему выводу, что, выступая в роли эталона, образца, нормы, критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют рассмотреть и изучить этот процесс детально, выявить общие и специфические аспекты реализации нормативных требований к физической подготовке военнослужащих.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая подготовленность, критерии, показатели, нормативы, физические качества

Актуальность статьи обосновывается практической значимостью разработки критериев и показателей оценки эффективности физической подготовленности будущих офицеров. В ходе анализа содержания современных требований к развитию основных физических качеств будущих офицеров выделены критерии эффективности физической подготовленности и аргументированы их показатели. Определённые критерии - теоретический, организационный, методический, результативный и аналитический - и выражающие их содержание показатели, выступая в роли образца нормы, отражают специфику процесса формирования физической подготовленности, его отдельных элементов с целью разработки путей его совершенствования как важного направления профессиональной подготовки будущих офицеров [1-7].

Целью данной статьи является обоснование критериев и показателей оценки эффективности физической подготовленности курсантов военных вузов с учетом особенностей современных требований к профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.

Задачи исследования:

- определить сущность физической подготовленности и специфику развития основных физических качеств будущих офицеров;

- провести анализ содержания процесса физической подготовленности и его согласованности с требованиями руководящих документов;

- обосновать авторскую позицию по проблеме выбора критериев оценки эффективности, определения методических приёмов, обеспечивающих оптимальную физическую нагрузку в ходе формирования необходимого уровня физической подготовленности будущих офицеров.

Основными методами исследования были избраны следующие:

- теоретические методы - сравнительный анализ положений научных трудов; статистический анализ; обобщение накопленного опыта в области формирования навыков; уровневая дифференциация физического развития обучающихся;

- практические (эмпирические) - беседа с обучающимися, наблюдение; экспертная оценка эффективности исследуемого процесса.

Научная новизна статьи определяется авторским подходом к обоснованию критериев оценки физической подготовленности курсантов на основе нормативных требований к уровню развития физических качеств офицеров.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятий и категорий, определяющих содержание физической подготовленности курсантов; в обосновании логической взаимосвязи её структурных компонентов.

Практическая значимость состоит в разработке педагогического подхода к решению проблемы достижения необходимого уровня физической подготовленности будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач и должностных обязанностей в соответствии с их предназначением. Этот подход может быть использован в образовательном процессе командирами курсантских подразделений и преподавателями физической подготовки военных учебных заведений.

Физическая подготовленность будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации является одним из важнейших показателей профессиональной готовности будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач. При этом важен и уровень развития их основных физических качеств, и формирование у них организационно-методических навыков работы с подчиненным личным составом.

Для решения этой проблемы в рамках проводимого исследования стало необходимо определить критерии и показатели формирования физической подготовленности военнослужащих войск национальной гвардии с учетом характеристики различных категорий.

Разработка системы критериев и показателей позволяет рассмотреть физическую подготовку не только как процесс, но и как сложное, многоэлементное структурное педагогическое явление.

В научных исследованиях применяют различные подходы к определению критериев и показателей, по которым проводят анализ эффективности применяемых методик и технологий, оценку результатов педагогического процесса. Однако не существует единых требований к определению оптимальных критериев и показателей, что выражается в разнообразии авторских подходов к решению этой задачи.

Критерий выступает в роли мерила, нормы и служит образцом, выражая высший, более совершенный в сравнении с исходным уровень исследуемого процесса. Критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют, не акцентируя внимания на конкретных нормативах, представить более общие, принципиальные аспекты этого процесса, осуществляемого в естественных условиях учебного действия. Видные представители военно-педагогической научной мысли - А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов и другие - уделяли пристальное внимание проблеме определения критериев того или иного элемента процесса профессиональной подготовки будущих офицеров [1, с. 11-12]. Их подход выражает приверженность к необходимости изучать реальный педагогический процесс во всем многообразии факторов и условий.

Во всех исследованиях оценка эффективности физической подготовки рассматривалась с позиции достижения результатов самим будущим офицером, но не проводился анализ навыков, определяющих способность к работе по формированию у подчиненных необходимого уровня физической подготовленности [2, с. 221].

В обосновании критериев и показателей процесса формирования физической подготовленности в исследовании используется комплексный подход, позволяющий проанализировать характер отношений и деятельности всех субъектов изучаемого процесса, их реальное и возможное участие в ходе его планирования, организации, реализации, контроля и оценки. Выделенные в ходе исследования критерии и показатели не следует рассматривать как единственно возможные, так как формирование физической подготовленности будущих офицеров - сложный и многогранный процесс.

В качестве основополагающего был определен теоретический критерий, который отражает систему общих и специализированных знаний, позволяющих планировать и решать вопросы организации физической подготовки военнослужащих с учетом нормативных требований, научных положений современной теории и достижений практики с опорой на естественное развитие организма и на результаты, достигнутые в процессе формирования основных физических качеств в ходе обучения.

Важным показателем теоретического критерия представляется система знаний о физиологических возможностях организма, возрастных и гендерных особенностях военнослужащих, функционировании органических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной) в разных климатических условиях [3, с. 86]. Физическая подготовка зависит от знания курсантом нормативных требований к уровню развития основных физических качеств - силы, выносливости, быстроты и ловкости. Все показатели теоретического критерия в совокупности определяют содержание общенаучных знаний и нормативных требований к физической подготовке [4, с. 91].

Претенциозным критерием оценки эффективности физической подготовленности курсанта является организационный, включающий в себя развитие у курсанта специфических знаний и умений, позволяющих разработать комплексную динамичную программу собственных тренировок; навыков оптимальной реализации военнослужащим своих способностей, позволяющих грамотно спланировать и максимально эффективно организовать свои физические тренировки на основе определения конкретной последовательности решения задач овладения техникой требуемых физических упражнений и повышения уровня физической подготовленности с учетом требуемых физических качеств, возрастных и ген-дерных особенностей организма в соответствии с нормативными требованиями к физической подготовке; способности оценить свои физические способности, не только сильные, но и слабые стороны, ошибки и промахи; умения практически решать повседневно возникающие задачи по организации физической подготовки подразделения [5, с. 39-41]. В тренировочной программе курсанта учитываются его индивидуальные характеристики и физические качества, особенности специализации.

Методический критерий согласуется с остальными критериями и позволяет определить степень сформированности методических компетенций и умение их реализовать в учебном процессе. В методическом критерии оцениваются такие показатели, как умение определять конкретные учебные цели, выбирать наиболее эффективные для их достижения методы и формы проведения занятий, планировать военно-педагогический процесс с учетом индивидуальности каждого военнослужащего подразделения, структурно-функциональной специфики воинского коллектива; способность обеспечить в ходе занятий по физической подготовке постановку военнослужащим посильных задач без упрощенчества, адресно направлять внимание на ошибки, допускаемые обучающимися, оперативно и в кратчайшие сроки оказывать помощь в их исправлении, объективно оценивать умение будущего офицера выстраивать в ходе обучения необходимые, сообразные учебным и воспитательным целям занятия, взаимодействие с обучающимися и военнослужащих друг с другом, раскрывать возможности будущего офицера по применению методов поддержания высокого уровня интереса к обучению и своевременному достижению необходимого уровня физической подготовленности.

Результативный критерий позволяет выразить данные объективного мониторинга динамики физического развития и физической подготовленности военнослужащих. Он отражает количественно-качественные характеристики уровня физического развития, выраженного в оценках, и предполагает возможность объективно и своевременно фиксировать уровень текущей физической подготовленности военнослужащих. При оценке физической подготовленности военнослужащих могут быть использованы методики оценки силовых и скоростных способностей, выносливости, методики оценки физической работоспособности организма, различные методики тестирования физической работоспособности военнослужащего. Результативный критерий основан на ключевых принципах: научности, достоверности, объективности, всесторонности, надежности и валидности. Критерий содержит в себе ряд ключевых компонентов-показателей, выражающих развитие у курсанта способности давать правильную оценку своей физической подготовленности и подготовленности других военнослужащих, опираясь на знание научных и нормативных данных, включающих весь спектр профессиональных, возрастных и гендерных характеристик.

Содержание результативного критерия можно представить через показатели, отражающие уровень знаний порядка оценки уровня физической подготовленности военнослужащих и подразделений; готовности практически оценивать уровень развития физических навыков у военнослужащих; умения своевременно

определить факторы, деструктивно влияющие на физическую подготовленность военнослужащих; способности эффективно мотивировать подчиненных на своё физическое развитие в интересах качественного выполнения служебно-боевых задач [6, с. 333-336].

Добиваясь положительной динамики в физической подготовленности будущих офицеров, следует обратить внимание на аналитический критерий, который выражает направления научно-исследовательской работы по выявлению и обоснованию закономерностей, противоречий процесса формирования физической подготовленности, а также изучению взаимосвязи и взаимовлияния факторов, положительно и отрицательно влияющих на эффективность этого процесса. Полученная информация позволяет сделать вывод и определить наиболее эффективные формы, методы и средства достижения необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих. К таким показателям можно отнести уровень знания методов научного исследования военно-педагогических явлений и умения применять их в ходе профессиональной деятельности; развитие способности определять наличие валидной динамики развития физических качеств у подчиненных, предотвращать отрицательную и стимулировать положительную; наличие умения прогнозировать на основе имеющейся динамики степень готовности военнослужащего в ходе службы проявлять необходимые физические качества в условиях, сопряженных с риском для жизни [7, с. 36-39].

Библиографический список

В ходе исследования процесса формирования физической подготовленности будущих офицеров были разработаны и обоснованы критерии и показатели его эффективности, что позволяет рассмотреть этот процесс как сложное, многоэлементное структурное педагогическое явление. Определение критериев - важная научно-практическая проблема, решение которой способствует повышению эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров.

Выступая в роли эталона, образца, нормы, критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют рассмотреть и изучить этот процесс детально, выявить общие и специфические аспекты реализации нормативных требований к физической подготовке военнослужащих.

Разработанные критерии - теоретический, организационный, методический, результативный и аналитический - и выражающие их содержание показатели позволяют представить цельный процесс формирования физической подготовленности и его отдельных элементов. Критерии и показатели конкретизируют компоненты этого сложного системно-процессуального педагогического явления, что способствует разработке путей его совершенствования. Достижение необходимого уровня физической подготовленности - нормативно закрепленная цель, выражающая важное направление профессиональной подготовки военнослужащих.

1. Ценцеря С.В., Пахомова Н.В., Дмитриев Д.В. и др. Методика отбора и подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Саратов: СВКИ ВНГ РФ, 2022.

2. Ценцеря С.В., Пахомова Н.В. Педагогический анализ содержания подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 220-222.

3. Богачёв Е. Физическая подготовка военнослужащих и сотрудников силовых структур. Москва, 2019.

4. Ценцеря С.В., Дмитриев Д.В., Мещеряков Д.А. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Военная педагогика. Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Амирит, 2023; Кн. 2.

5. Смагин Н.И. Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Молодой ученый. 2014; № 6.3 (65.3): 39-41.

6. Ценцеря С.В., Козырев А.Н. Сущность и содержание физической подготовленности будущих офицеров в контексте современных требований. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 80-2: 333-337.

7. Борисов А.А. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки. Военный инженер. 2019; № 2 (12): 34-46.

References

1. Cencerya S.V., Pahomova N.V., Dmitriev D.V. i dr. Metodika otbora ipodgotovki oficerov i sotrudnikov, naznachaemyh na osnovnye rukovodyaschie (komandnye) dolzhnosti v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Saratov: SVKI VNG RF, 2022.

2. Cencerya S.V., Pahomova N.V. Pedagogicheskij analiz soderzhaniya podgotovki oficerov i sotrudnikov, naznachaemyh na osnovnye rukovodyaschie dolzhnosti v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 220-222.

3. Bogachev E. Fizicheskaya podgotovka voennosluzhaschih i sotrudnikov silovyh struktur. Moskva, 2019.

4. Cencerya S.V., Dmitriev D.V., Mescheryakov D.A. i dr. Psihologiyaipedagogika: uchebnoe posobie. Voennaya pedagogika. Saratov: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu Amirit, 2023; Kn. 2.

5. Smagin N.I. Rekomendacii po organizacii samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami. Molodoj uchenyj. 2014; № 6.3 (65.3): 39-41.

6. Cencerya S.V., Kozyrev A.N. Suschnost' i soderzhanie fizicheskoj podgotovlennosti buduschih oficerov v kontekste sovremennyh trebovanij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 80-2: 333-337.

7. Borisov A.A. Formirovanie psihofizicheskoj gotovnosti kursantov voennyh vuzov k vypolneniyu sluzhebnyh i boevyh zadach sredstvami fizicheskoj podgotovki. Voennyj inzhener. 2019; № 2 (12): 34-46.

Статья поступила в редакцию 30.09.23

УДК 372

Murai O.V., Cand. of Sciences (Philology), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"

(Moscow, Russia), E-mail: murray007@mail.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGES USING VR TECHNOLOGY. The article analyzes the use of virtual reality in the field of learning foreign languages - with an emphasis on English. In higher educational institutions, two types of software can be used - specialized and related developments. The analysis shows that virtual reality has potential as an educational technology. But at the moment it is at an early stage of development, and existing applications require improving the methodology and conducting further research to increase their effectiveness. The author concludes that there are three main approaches that are used today to learn foreign languages using virtual reality: the first approach is an autonomous tool that allows training certain linguistic skills or abilities; the second approach involves the use of virtual reality as components of a comprehensive training program; the third approach is related to the creation of an educational environment in virtual reality, which can become an alternative to the traditional physical learning space.

Key words: innovative technologies, efficiency of multimedia aids, English language vocabulary, virtual reality method

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.В. Мурай, канд. филол. наук, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», г. Москва, E-mail: murray007@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ VR-ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье проведен анализ использования виртуальной реальности в области изучения иностранных языков с акцентом на английский язык. В высших учебных заведениях могут использоваться два вида программного обеспечения - специализированные и сопутствующие разработки. Анализ показывает, что виртуальная реальность обладает потенциалом в качестве образовательной технологии. Но на данный момент она находится на ранней стадии развития, и существующие приложения требуют улучшения методологии и проведения дальнейших исследований для повышения их эффективности. Автор делает вывод о том, что можно выделить три основных подхода, которые сегодня используются для изучения иностранных языков с применением виртуальной реальности: первый подход представляет собой автономный инструмент, который позволяет тренировать определенные лингвистические навыки или умения. Второй подход включает использование виртуальной реальности как компонента комплексной обучающей программы; третий подход связан с созданием образовательной среды в виртуальной реальности, которая может стать альтернативной традиционному физическому учебному пространству

Ключевые слова: инновационные технологии, эффективность мультимедийных средств, словарь английского языка, метод виртуальной реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.