Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ И СОТРУДНИКОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ НА ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ И СОТРУДНИКОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ НА ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический анализ / отбор руководящих кадров / подготовка руководящих кадров / подготовка офицеров / основные руководящие должности / основные командные должности / организация работы с кадрами / pedagogical analysis / selection of senior personnel / training of senior personnel / training of officers / key leadership positions / key command positions / organization of work with personnel / use of personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Ценцеря, Н В. Пахомова

В статье рассматриваются общие и специфические требования к подготовке офицеров, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации на различных уровнях управления. В работе отмечается, что в основе подготовки офицеров, назначаемых на основные руководящие должности, заложены единые цели функционирования руководящих кадров в соответствующем звене управления. Авторами обосновываются содержательные аспекты подготовки, обусловленные требованиями руководящих документов, конкретными задачами и динамикой развития социальных процессов и профессиональной среды. В статье уточнено содержание нормативно закрепленных компетенций руководящих кадров по уровням управления войсками национальной гвардии РФ; представлены основные компоненты структуры и содержания компетентности офицеров, конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Ценцеря, Н В. Пахомова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE TRAINING OF OFFICERS AND EMPLOYEES APPOINTED TO THE MAIN LEADERSHIP POSITIONS IN THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the general and specific requirements for leadership training program for officers appointed to executive posts at different command levels in the Russian Federation National Guard. It is marked that the common goals of executive staff work at different command levels are fundamental for the program. The authors explain significant aspects of the program due to the guideline paper requirements, specific tasks and trends in social process and professional environment. The article clarifies the contents of the normatively fixed competencies of the leading personnel by the levels of management of the National Guard troops of the Russian Federation. The main components of the structure and content of the competence of officers are presented, the content of the training of officers and employees appointed to the main management positions is specified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ И СОТРУДНИКОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ НА ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5. Рогов Д.Б., Кучерявенко С.В. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 30: 1 - 5.

6. Сорокопуд Ю.В., Сушкова С.А. Профессиональная направленность при обучении русскому языку студентов колледжа художественных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

7. Сорокопуд Ю.В., Дугарская Т.А., Сушкова С.А. Вклад дисциплины «Русский язык» в формирование профессиональной направленности студентов художественных специальностей системы СПО. Мир науки, культуры, образования. 202l; № 3 (88): 249 - 251.

8. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

9. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

10. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

11. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10, № 5 S: 1007 - 1019.

12. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; Т. 9, № S 3: 1193.

13. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности. Челябинск, 2008.

14. Шумилова Е.А., Андреева Е.В. Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 3: 101 - 106.

15. Сорокопуд Ю.В. Педагогический коучинг как средство оптимизации профессионально личностного развития будущих преподавателей высшей школы в условиях многоуровневого образования. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NNP_2010/Pedagogica/70725.doc.htm

References

1. Formanovskaya N.I. Kommunikativnye, social'nye i psihologicheskie roli yazykovoj lichnosti. Zhurnalistika ikul'tura russkojrechi. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2017.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyjikompetentnostnyjpodhody vobrazovanii: problemyintegracii. Moskva, 2017.

4. Verbickij A.A. Metody obucheniya i pedagogichekie tehnologii. Lichnostnoe i professional'noe razvitie detej, molodezhi, vzroslyh: problemy i resheniya: sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 31 - 36.

5. Rogov D.B., Kucheryavenko S.V. Professional'naya napravlennost' pri realizacii obscheobrazovatel'nogo cikla kak instrument aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya pervogo kursa v sisteme SPO. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; T. 30: 1 - 5.

6. Sorokopud Yu.V., Sushkova S.A. Professional'naya napravlennost' pri obuchenii russkomu yazyku studentov kolledzha hudozhestvennyh special'nostej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

7. Sorokopud Yu.V., Dugarskaya T.A., Sushkova S.A. Vklad discipliny "Russkij yazyk" v formirovanie professional'noj napravlennosti studentov hudozhestvennyh special'nostej sistemy SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 249 - 251.

8. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

9. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

10. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

11. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5 S: 1007 - 1019.

12. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; T. 9, № S 3: 1193.

13. Shumilova E.A. Osnovy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti. Chelyabinsk, 2008.

14. Shumilova E.A., Andreeva E.V. Organizacionnye i soderzhatel'nye osobennosti professional'noj socializacii lichnosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 3: 101 - 106.

15. Sorokopud Yu.V. Pedagogicheskij kouching kak sredstvo optimizacii professional'no lichnostnogo razvitiya buduschih prepodavatelej vysshej shkoly v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NNP_2010/Pedagogica/70725.doc.htm

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 378.147

Tsentserya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Head of Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov Military Order Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: tsentserya@mail.ru

Pakhomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nata_kzn@mail.ru

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE TRAINING OF OFFICERS AND EMPLOYEES APPOINTED TO THE MAIN LEADERSHIP POSITIONS IN THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article discusses the general and specific requirements for leadership training program for officers appointed to executive posts at different command levels in the Russian Federation National Guard. It is marked that the common goals of executive staff work at different command levels are fundamental for the program. The authors explain significant aspects of the program due to the guideline paper requirements, specific tasks and trends in social process and professional environment. The article clarifies the contents of the normatively fixed competencies of the leading personnel by the levels of management of the National Guard troops of the Russian Federation. The main components of the structure and content of the competence of officers are presented, the content of the training of officers and employees appointed to the main management positions is specified.

Key words: pedagogical analysis, selection of senior personnel, training of senior personnel, training of officers, key leadership positions, key command positions, organization of work with personnel, use of personnel.

С.В. Ценцеря, канд. пед. наук, зам. нач. каф. военной педагогики и психологии, Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного

института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Саратов, E-mail: tsentserya@mail.ru

Н.В. Пахомова, канд. пед. наук, доц., Военный университет имени князя Александра Невского, г. Москва, E-mail: nata_kzn@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ И СОТРУДНИКОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ НА ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются общие и специфические требования к подготовке офицеров, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации на различных уровнях управления. В работе отмечается, что в основе подготовки офицеров, назначаемых на основные руководящие должности, заложены единые цели функционирования руководящих кадров в соответствующем звене управления. Авторами обо-

сновываются содержательные аспекты подготовки, обусловленные требованиями руководящих документов, конкретными задачами и динамикой развития социальных процессов и профессиональной среды. В статье уточнено содержание нормативно закрепленных компетенций руководящих кадров по уровням управления войсками национальной гвардии РФ; представлены основные компоненты структуры и содержания компетентности офицеров, конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности.

Ключевые слова: педагогический анализ, отбор руководящих кадров, подготовка руководящих кадров, подготовка офицеров, основные руководящие должности, основные командные должности, организация работы с кадрами.

Актуальность данной проблематики обусловлена значением кадрового обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Проблема подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности, во все времена была значимой и актуальной, в то же время решается она порой в силу различных причин недостаточно эффективно. Одна из причин - отсутствие четкого алгоритма подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации [1 - 5].

Цель данной статьи - проведение педагогического анализа содержания подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Основные задачи статьи: изучить актуальные методики подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности; рассмотреть единство функционирования звеньев процесса управления в войсках национальной гвардии Российской Федерации; теоретически обосновать общие и специфические функции звеньев управления в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение независимых характеристик, моделирование, прогнозирование, опрос, анализ результатов деятельности, изучение документов.

Высокая динамичность современной социальной ситуации ставит высокую планку, предъявляемую уровню профессионализма и компетентности командного состава войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвар-дия или ВНГ РФ). Особое значение приобретает подбор методики подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности, которая соответствует требованиям к содержанию деятельности на должностях определенного уровня.

Подготовка офицеров и сотрудников представляет собой строго регламентированную систему способов и приемов практической деятельности должностных лиц и уполномоченных органов по реализации функции кадрового обеспечения всех структур Росгвардии РФ.

В объемном перечне руководящих (командных) должностей следует выделить должности, составляющие кадровый потенциал структурного подразделения и предполагающие сочетание одновременного выполнения разнонаправленных обязанностей организатора, воспитателя и специалиста, обладающего компетенциями и профессионально важными качествами личности. Подобные должности мы условно назовем основными и выделим три уровня (звена): тактический, оперативный и стратегический.

Предполагается возможность профессионального использования офицеров и сотрудников, замещающих основные руководящие должности на смежных функциональных направлениях. К основным руководящим должностям на соответствующих уровнях управления отнесем: на первом (тактическом) уровне -командира батальона и его заместителей, командира роты и его заместителей, командира взвода и равные им должности; на втором (оперативном) уровне - командира полка и его заместителей, командира отдельного батальона и его заместителей и равные им должности; к третьему (стратегическому) уровню отнесём директора Росгвардии, командующего округом, командира дивизии, командира бригады, руководителя территориального органа, руководителя главного управления, департамента, управления, отдела и службы, их заместителей, и равные им должности.

Руководителю для максимально эффективного выполнения своих функциональных обязанностей необходимо оперативно прогнозировать ситуацию и принимать обоснованные, целесообразные решения в условиях профессиональной деятельности, формировать нужные качества [2, с. 257].

Подготовка офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности на разных уровнях управления, включает реализацию пошаговых действий (алгоритм), где основным элементом выступают единые кадровые цели соответствующего звена управления. Процесс подготовки развивается во времени, что обусловлено содержанием конкретных задач и условий, свидетельствует об их динамичности и вариативности.

Характер выполняемых задач и круг обязанностей офицеров и сотрудников на основных руководящих должностях характеризуются нередко существенным отличием, а это обусловливает применение разных программ подготовки. Зачастую даже в одном сегменте управления выделяются должности, назначение на которые осуществляется как без проведения конкурса, так и на конкурсной основе. Содержание подготовки офицеров к выполнению должностных обязанностей предусматривает взаимосвязь всех трех уровней.

В разрабатываемых методиках подготовки офицеров и сотрудников центральное место отводится качествам личности кандидатов, интегрированным в систему требований нормативными документами, которые могут уточняться по мере развития профессиональной среды в установленном законом порядке [1].

В научных источниках отмечается, что отбор и подготовка на основные руководящие должности не всегда основывается на всестороннем анализе личности кандидата на должность, что негативно отражается на кадровой политике в целом. Одним из условий повышения качества кадрового отбора и подготовки является формирование целевых установок и мотивации офицеров к служебному росту на основе согласованности действий должностных лиц и кадровых органов по пропаганде непрерывного образования, систематического самообучения, саморазвития и осознания личностного смысла своей деятельности [4, с. 23 - 25].

Личность командира (начальника) и позитивный характер его взаимодействия с подчиненными является одним из ведущих факторов положительного отношения личного состава к служебно-боевой деятельности. Командир должен быть образцом выполнения служебно-боевых задач. Помимо компетентности он должен обладать ответственностью, требовательностью, самостоятельностью, готовностью к преодолению трудностей в службе и др. [3, с. 160].

Деятельность офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности, выражается в единстве функционирования трех звеньев единого процесса управления: тактического, оперативного и стратегического. Для каждого из них разработаны критерии отбора и подготовки, в которых отражается содержание управленческой (руководящей) деятельности.

На уровне тактического звена управления содержание подготовки основывается на реализации требований к компетенциям офицеров и сотрудников, назначаемых на руководящие должности, которые включают общие критерии: формирование способностей последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, поддерживать боевую и мобилизационную готовность подразделения (службы), постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением (службой), обучать и воспитывать подчиненный личный состав при строгом соблюдении порядка прохождения военной службы и безопасных условий военной службы.

Специфические критерии по содержанию соотносятся с характером руководящих задач в каждом звене управления и, хотя фактически реализуются в едином процессе, формально могут быть представлены как три компонента цельной системы компетенций по определенной руководящей должности: командный, военно-политический и специальный.

На уровне тактического звена система компетенций включает функции:

- по командному компоненту: организацию подготовки лиц и контроль степени готовности их к выполнению служебно-боевых задач в мирное и военное время; управление повседневной деятельностью подразделения и при выполнении задач служебно-боевой деятельности, в том числе в условиях воздействия негативных факторов;

- по военно-политическому компоненту: формирование идейно-политической сплоченности и уставных взаимоотношений в воинском коллективе; организация военно-политических мероприятий боевой и учебно-боевой деятельности подразделения (воинской части) с учетом психолого-педагогических закономерностей и принципов; применение форм и методов военной педагогики и психологии в ходе решения практических задач военно-политической (политической) работы (далее - ВП(П)Р) в подразделении (воинской части); выявление военнослужащих, склонных к девиантному поведению, организация коррекцион-ной работы с ними; выработки предложений для решений командира по организации и проведению мероприятий военно-политической пропаганды и агитации, психологической, культурно-досуговой работы в условиях повседневной и боевой обстановки;

- по специальному компоненту: управление подразделением (службой) в ходе выполнения СБЗ в различных условиях и при выполнении мероприятий повседневной деятельности; ведение служебной документации; выполнение мероприятий по обеспечению (доукомплектованию) подразделений боеприпасами, горючими и смазочными материалами, военно-техническим имуществом, ведение учета в подразделении (службе); освоение образцов вооружения и военной техники, выполнение работ по их техническому обслуживанию, ремонту и боевому применению (использованию).

Общие критерии, определяющие уровень требований к оперативному звену управления, включают в себя способность последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности; поддерживать боевую и мобилизационную готовность воинской части (организации); постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (организацией); вырабатывать командную стратегию достижения цели; обеспечивать безопасные условия военной службы.

Специфические функции оперативного звена предусматривают:

- по командному компоненту: последовательное проведение в жизнь политики государства в области обороны и безопасности; поддержание боевой и мобилизационной готовности личного состава; постоянное совершенствование методов управления воинской частью (организацией) и др.;

- по военно-политическому компоненту: управление военно-политической работой в воинской части (организации) Росгвардии; организация и проведение мероприятий по основным направлениям ВП(П)Р в различных условиях обстановки; осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и выработка стратегии действий; формирование, поддержание и восстановление морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, гарантирующем обеспечение военной безопасности РФ при любом развитии социально-политической обстановки;

- по специальному компоненту: управление видами обеспечения воинской части в различных условиях, а также персоналом органов управления, применение навыков организации его обучения и воспитания; руководство документооборотом в соответствии с нормативно-правовой регламентацией профессиональной деятельности; обеспечение требуемого уровня готовности вооружения и военной техники воинской части, ее эффективного использования.

Общие и специфические критерии стратегического звена управления выражают сложность целей и задач, содержание которых отражает общегосударственное значение выполнения должностных обязанностей, выражает степень социальной значимости этих функций: проявление разумной инициативы и творчества при управлении стратегическим, оперативно-стратегическим (оперативным) объединением, ответственности за принимаемые решения; выполнение поставленных задач в условиях значительных морально-психологических и физических нагрузок; организация взаимодействия органов государственной власти и военного управления по обеспечению национальной безопасности и обороны государства; управление войсками (силами) и др.

Перечень приведенных специфических функций является открытым и в соответствии с меняющимися нормативными требованиями к руководящим кадрам может корректироваться и включать другие функции.

Библиографический список

При подготовке офицеров и сотрудников на основные руководящие (командные) должности имеют большое значение моральные, деловые и профессиональные качества, которые способствуют структуризации военно-профессионального сознания, повышению эффективности его служебно-боевой деятельности, готовности к принятию нестандартных, но наиболее оптимальных и целесообразных решений [5, с. 9]. Оценка кандидатов может осуществляться любым методом, не противоречащим федеральному законодательству (опрос, собеседование, анкетирование, тестирование и др.), кадровыми органами самостоятельно, с учетом содержания квалификационных должностных требований.

Таким образом, в ходе педагогического анализа было выявлено, что содержание подготовки офицеров и сотрудников основывается на реализации норм федерального общего и ведомственного законодательства, требований к компетентности соответствующего уровня управления, положений нормативных актов, регламентирующих должностные обязанности по конкретной должности, рекомендаций научных исследований в области ненормативного регулирования профессионального взаимодействия субъектов структуры управления войск национальной гвардии Российской Федерации.

Научная новизна статьи определяется тем, что конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности. Теоретическая значимость выражается в уточнении содержания нормативно закрепленных компетенций руководящих кадров по уровням управления ВНГ РФ. Практическая значимость заключается в определении основных компонентов структуры и содержания компетентности офицеров, тем, что конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности.

1. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г № 53-Ф3. Российская газета. 1998; № 63-64.

2. Вдовюк В.И., Ценцеря С.В. Формирование качеств инновационной личности в процессе профессионального самоутверждения руководителя. Вестник университета. 2012; № 2: 257 - 262.

3. Лазукин А.Д., Никоноров А.А., Пахомова Н.В., Богуславский В.В. Педагогические условия саморазвития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. ЦИТИСЭ. 2019; № 5 (22): 156 - 167.

4. Федак Е.И., Цыганков Д.В. Основные пути повышения эффективности формирования мотивации профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России. Глобальный научный потенциал. 2015; № 2 (47).

5. Ценцеря С.В. Формирование качеств инновационной личности у офицеров внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ. Rossijskaya gazeta. 1998; № 63-64.

2. Vdovyuk V.I., Cencerya S.V. Formirovanie kachestv innovacionnoj lichnosti v processe professional'nogo samoutverzhdeniya rukovoditelya. Vestnikuniversiteta. 2012; № 2: 257 - 262.

3. Lazukin A.D., Nikonorov A.A., Pahomova N.V., Boguslavskij V.V. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya motivacii oficerov k sluzhebno-boevoj deyatel'nosti. CITIS'E. 2019; № 5 (22): 156 - 167.

4. Fedak E.I., Cygankov D.V. Osnovnye puti povysheniya 'effektivnosti formirovaniya motivacii professional'noj deyatel'nosti oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2015; № 2 (47).

5. Cencerya S.V. Formirovanie kachestv innovacionnoj lichnosti u oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 07.10.21

УДК 37.014.3

Serebryakova N.V., postgraduate, teacher, Institution of Additional Education (Mytishchi, Moscow District, Russia), E-mail: Na_s@list.ru

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN PEDAGOGICAL JOURNALISM OF THE EARLY XX CENTURY IN THE CONTEXT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF SCHOOL EDUCATION. The article presents a retrospective study of a problem of improving school education, its humanistic foundations by means of pedagogical journalism in one of the most difficult and fruitful periods in the history of the national school and pedagogy - the beginning of the twentieth century. The article presents an analysis of well-known Russian pedagogical publications of the early twentieth century, which had a significant impact on the development of humanistic pedagogical thought and school practice. The importance of all-Russian and local official pedagogical publications in the discussion of the reform of the school education system is shown, the characteristic of publications in the light of state policy and the public value of school education and upbringing is given. Attention is drawn to the importance of pedagogical journalism in the dissemination of progressive ideas and pedagogical innovations of the period under consideration. Key words: pedagogy, tuition, training, pedagogical publicistic writing.

Н.В. Серебрякова, соискатель, педагог дополнительного образования, г. Мытищи, E-mail: Na_s@list.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена ретроспективному исследованию проблемы совершенствования школьного обучения, его гуманистических оснований средствами педагогической публицистики в один из самых сложных и плодотворных периодов в истории отечественной школы и педагогики - начале ХХ века. В статье представлен анализ известных российских педагогических изданий начала ХХ века, оказавших заметное влияние на развитие гуманистической педагогической мысли и школьной практики. Показано значение общероссийских и местных официальных педагогических изданий в обсуждении вопросов реформирования школьной системы образования, дана характеристика публикаций в свете государственной политики и общественной ценности школьного обучения и воспитания. Обращается внимание на значимость педагогической публицистики в распространении прогрессивных идей и педагогической инноватики рассматриваемого периода.

Ключевые слова: педагогика, обучение, воспитание, педагогическая публицистика, педагогические издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.