Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контекстное обучение / обучающие модели / студент колледжа / обучение художественным специальностям / специфика обучения / contextual learning / learning models / college student / teaching art specialties / specifics of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Сорокопуд, С А. Сушкова, Л А. Филимонюк

В статье показаны возможности применения обучающих моделей контекстного обучения при подготовке студентов колледжа творческих специальностей. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей. В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания, использовать в речи специальные слова и термины, которыми придётся пользоваться во время теоретического и производственного обучения. Авторы делают выводы о том, что в процессе реализации контекстного обучения деятельность студентов художественных специальностей проектируется как система профессионально ориентированных проблемных ситуаций, профессиональных задач, которые могут возникнуть в процессе реализации будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю В. Сорокопуд, С А. Сушкова, Л А. Филимонюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTING CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGIES IN SPO

The article shows possibilities of using training models of contextual learning in education of students at a college for artistic specialties. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject content in different specialties differs from each other. Teaching of the Russian language for students of art specialties is particularly specific. In the process of professionally directed training, students learn to spell and correctly, perceive the semantic information of the text of professional content, use special words and terms in speech that will have to be used during theoretical and industrial training. The authors conclude that in the process of implementing contextual training, activities of students of artistic specialties are designed as a system of professionally oriented problem situations, professional tasks that may arise in the process of implementing future professional activities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО»

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Sushkova S.A., postgraduate, Department of Psychology and Education, Grzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: varag100@mail.ru Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTING CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGIES IN SPO. The article shows possibilities of using training models of contextual learning in education of students at a college for artistic specialties. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject content in different specialties differs from each other. Teaching of the Russian language for students of art specialties is particularly specific. In the process of professionally directed training, students learn to spell and correctly, perceive the semantic information of the text of professional content, use special words and terms in speech that will have to be used during theoretical and industrial training. The authors conclude that in the process of implementing contextual training, activities of students of artistic specialties are designed as a system of professionally oriented problem situations, professional tasks that may arise in the process of implementing future professional activities.

Key words: contextual learning, learning models, college student, teaching art specialties, specifics of training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

С.А. Сушкова, аспирант, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор, E-mail: varag100@mail.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

проф. ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО

В статье показаны возможности применения обучающих моделей контекстного обучения при подготовке студентов колледжа творческих специальностей. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей. В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания, использовать в речи специальные слова и термины, которыми придётся пользоваться во время теоретического и производственного обучения. Авторы делают выводы о том, что в процессе реализации контекстного обучения деятельность студентов художественных специальностей проектируется как система профессионально ориентированных проблемных ситуаций, профессиональных задач, которые могут возникнуть в процессе реализации будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: контекстное обучение, обучающие модели, студент колледжа, обучение художественным специальностям, специфика обучения.

Актуальность исследования. Одним из слагаемых современного профессионального специалиста является владение языковой компетенцией, т.е. знаниями системы языка и правилами оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности [1 - 15]. Тем самым возрастает роль русского языка в процессе профессиональной подготовки. Однако практический механизм повышения эффективности профессиональной подготовки в условиях СПО ещё пока недостаточно изучен. В качестве одного из средств мы предлагаем реализацию технологии контекстного обучения в процессе организации обучения в СПО и, конкретно, в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам СПО художественных специальностей.

Цель статьи: изучить возможности реализации технологии контекстного обучения в СПО в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам СПО художественных специальностей.

Задачи исследования: разработать систему профессионально ориентированных заданий и практически реализовать их в процессе профессиональной подготовки при преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи»; создать условия для эффективного освоения студентами дисциплины «Русский язык и культура речи» на основе контекстной технологии.

В методической литературе не раз подчёркивался недостаточно высокий уровень подготовки по русскому языку выпускников колледжа. Основными факторами, сказывающимися на качестве обучения русскому языку, в колледже являются количество часов, выделенных на изучение русского языка, соотношение между требуемым и имеющимся количеством высокопрофессиональных преподавателей, организация учебного процесса и наличие учебно-методических материалов. Существующие программы не вполне отвечают современным требованиям к знаниям русского языка будущими художниками, скульпторами, дизайнерами.

Для студентов художественных специальностей предмет «Русский язык» является непрофилирующим, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место русского языка в жизни и деятельности будущего профессионала.

Для повышения эффективности подготовки студентов художественных специальностей по предмету «Русский язык», на наш взгляд, подходят обучающие модели контекстного обучения (по А.А. Вербицкому [2; 3; 4]).

Прежде всего, выделяют основных три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная.

Семиотическая обучающая модель представляет собой вербальные тексты, содержащие теоретическую информацию о специфике профессиональной

деятельности и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым слушателем (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.).

Понятие профессиональной направленности обучения связано с выделением в современной методике преподавания языков различных сфер общения. Определяя границы, в пределах которых должна быть сформирована речевая деятельность студентов, называют следующие сферы общения: учебную, социально-бытовую, общественно-политическую, социально-культурную, профессионально-производственную, административно-правовую.

Каждую из выделенных сфер общения характеризуют свои языковые средства, специфические темы для развития речи, различные речевые ситуации.

Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Основная цель студентов при реализации такой модели - практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.

Обучение предметам гуманитарного цикла в контексте будущей профессиональной деятельности является важнейшей составляющей качественной подготовки квалифицированных специалистов. Однако со временем интерес к русскому языку и литературе у обучающихся ослабевает. Для того чтобы мотивировать студентов на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией. Сделать это можно только в ходе совместной работы с преподавателями специальных дисциплин. Эффективность обучения русскому языку с учётом их будущей специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности.

Работа с профессионально ориентированными текстами на уроках по русскому языку способствует активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексикограмматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности.

В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания, применять в речи специальные слова и термины, которыми придётся пользоваться во время теоретического и производственного обучения. Данный принцип может быть употреблён как во время аудиторной, так и внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

Социальная обучающая модель - это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности слушателей. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формиро-

ванию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста.

Тем самым в контекстном обучении, в русле которого должна осуществляться подготовка студентов художественных специальностей, выделены три базовые формы деятельности студентов и множество промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся следующие:

• учебная деятельность академического типа, примером которой является информационная лекция. На каждую лекцию подготовлены мультимедийные презентации, которые существенно повышают информационную ёмкость каждой лекции;

• квазипрофессиональная деятельность, моделирующая условия, содержание и динамику профессиональной деятельности в условиях профессионального образования, отношения в системе «преподаватель - студент», как это имеет место, например, в деловой игре или в микропреподавании отдельных тем, которые практикуются на семинарских занятиях;

• учебно-профессиональная деятельность, где слушатель выполняет реальные исследовательские (подготовка курсовой работы, квалификационной работы) или практические (производственная практика) функции. Здесь завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную. При подготовке тем квалификационных исследований подбираются наиболее инновационные направления.

Промежуточными могут выступать любые формы, обеспечивающие поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности слушателей в другую: проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных педагогических ситуаций, разного рода тренинги, спецкурсы, спецсеминары и т.п.

Находясь с самого начала в деятельностной позиции, слушатели получают все более развитую практику использования учебной информации в функции средства регуляции собственной, социальной по своей сути деятельности. Это обеспечивает развитие предметных и социальных компетентностей будущего специалиста.

Безусловно, занятия следует выстраивать с учетом специфики колледжа культуры и состояния языковой подготовки современного студента.

Оптимизация работы на занятиях по русскому языку посредством указанных приемов поможет воспитать специалиста с развитой речью и мотивацией к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка.

В процессе контекстного обучения наблюдается интеграция русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что убеждает студентов художественных специальностей в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует качественной подготовке будущего выпускника.

Исходя из общей цели - повышение уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста на художественно-графическом отделении - была определена специфика развития языковой компетентности студентов колледжа художественных специальностей: расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; изменение технологии обучения; создание благоприятных условий развития личности.

Контекстное обучение в условиях образовательной среды моделирует целостное предметное и социальное содержание профессиональной деятельности. Процесс обучения, понимаемый как трансформация учебной деятельности в профессиональную, «должен отслеживаться и оцениваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким и понятным критериям. Тогда появляются личностная активность студента, его заинтересованное участие в становлении себя как специалиста». Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций.

Приоритетными задачами современного профессионального образования является учет профессиональной специфики при подготовке специалистов, формирования у них направленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности. Данные задачи успешно решаются при применении профессионально ориентированного подхода в учебном процессе. Профессионально ориентированный подход в обучении студентов художественно-педагогических специальностей позволяет познавательную деятельность сблизить с предметными, психологическими и социальными задачам будущей профессиональной деятельности.

При данном подходе создаются и реализуются условия для поддержки и развития различных форм активности студента, пробы сил в непосредственном осуществлении элементов профессионально-предметной деятельности, в ходе которой осуществляются смысловые открытия, обретается художественно-педагогический опыт.

Тем самым в процессе профессионально ориентированного подхода студент имеет возможность взять на себя ответственность организатора худо-

Библиографический список

жественно-педагогического процесса, а также проверить на практике владение профессиональными знаниями и умениями, оценить уровень своей готовности к профессии, сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

В процессе осуществления квазипрофессиональной деятельности у студентов происходят психические процессы, подготавливающие их к новой, следующей ступени профессионального развития.

В процессе контекстного обучения наблюдается интеграция русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что убеждает студентов художественных специальностей в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует качественной подготовке будущего выпускника.

Как нам представляется, для реализации контекстного обучения, а также других современных подходов преподаватель должен в процессе обучения реа-лизовывать совокупность ранее не свойственных ему функций.

При этом, по сути, преподаватель должен быть своего рода коучем для всех обучаемых, помогая им в процессе профессиональной подготовки осваивать необходимые компетенции.

Перечислим эти функции, многие из которых стали реализовываться сравнительно недавно:

Интегрирующе-дифференциальная функция - вовлечение студентов в активное взаимодействие с одногруппниками, преподавателем в процессе выполнения учебных заданий различного типа, в том числе интерактивных, позволяющих активно формировать профессиональную речь.

Фасилитационная - создание условий для более комфортного освоения студентами художественных специальностей различных видов профессионально ориентированной речи; оказание помощи в процессе преодоления различных речевых «барьеров», страха публичных выступлений и др.

Координирующая - формирование различных сценариев профессионально личностного развития будущих специалистов художественных специальностей, в соответствии с их интересами и склонностями [15].

При этом традиционные функции преподавателя во многом приобретают новое звучание:

Мотивационная - создание положительной мотивации к освоению будущей профессиональной деятельности, формирование позитивной установки на освоение инновационных подходов к организации профессиональной деятельности.

Развивающая - способствовать развитию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, а также так называемых soft scills, или «мягких навыков», которые позволяют достичь в современном обществе наибольших успехов, так как они предполагают способность эффективно взаимодействовать с коллегами в процессе выполнения различных профессиональных видов деятельности.

Воспитательная функция - формирование у студентов (в нашем случае -студентов художественных специальностей) профессиональной художественной творческой направленности.

Информационная - информирование студентов о необходимости (в нашем случае в процессе обучения русскому языку и культуре речи) формирования у себя грамотной, профессионально ориентированной речи, которая позволит организовывать профессиональное общение [15].

Научная новизна статьи связана с определением практических механизмов реализации технологии контекстного обучения в условиях СПО (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», реализуемой студентам творческих специальностей).

Теоретическая значимость статьи состоит в том, что показаны возможности реализации технологии контекстного обучения учащихся в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи».

Практическая значимости заключается в том, что уточнены функции и приёмы, которые преподаватель должен реализовывать в учебном процессе.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в процессе реализации контекстного обучения деятельность студентов художественных специальностей проектируется как система профессионально ориентированных проблемных ситуаций, профессиональных задач, которые могут возникнуть в процессе реализации будущей профессиональной деятельности. При этом со стороны преподавателя обязательно предполагается учет личностных особенностей каждого студента, его интересов и предпочтений, актуального уровня развития, а также зоны ближайшего развития. Для повышения эффективности профессиональной деятельности преподаватель должен реализовывать в образовательном процессе новые функции - интегрирующе-дифференциальную, фасилитационную, координирующую, позволяющие реализовывать профессионально ориентированное контекстное обучение.

1. Формановская Н.И. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Журналистика и культура русской речи. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. Москва, 2017.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва, 2017.

4. Вербицкий А.А. Методы обучения и педагогичекие технологии. Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2017: 31 - 36.

5. Рогов Д.Б., Кучерявенко С.В. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 30: 1 - 5.

6. Сорокопуд Ю.В., Сушкова С.А. Профессиональная направленность при обучении русскому языку студентов колледжа художественных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

7. Сорокопуд Ю.В., Дугарская Т.А., Сушкова С.А. Вклад дисциплины «Русский язык» в формирование профессиональной направленности студентов художественных специальностей системы СПО. Мир науки, культуры, образования. 202l; № 3 (88): 249 - 251.

8. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

9. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

10. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

11. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10, № 5 S: 1007 - 1019.

12. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; Т. 9, № S 3: 1193.

13. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности. Челябинск, 2008.

14. Шумилова Е.А., Андреева Е.В. Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 3: 101 - 106.

15. Сорокопуд Ю.В. Педагогический коучинг как средство оптимизации профессионально личностного развития будущих преподавателей высшей школы в условиях многоуровневого образования. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NNP_2010/Pedagogica/70725.doc.htm

References

1. Formanovskaya N.I. Kommunikativnye, social'nye i psihologicheskie roli yazykovoj lichnosti. Zhurnalistika ikul'tura russkojrechi. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2017.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyjikompetentnostnyjpodhody vobrazovanii: problemyintegracii. Moskva, 2017.

4. Verbickij A.A. Metody obucheniya i pedagogichekie tehnologii. Lichnostnoe i professional'noe razvitie detej, molodezhi, vzroslyh: problemy i resheniya: sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 31 - 36.

5. Rogov D.B., Kucheryavenko S.V. Professional'naya napravlennost' pri realizacii obscheobrazovatel'nogo cikla kak instrument aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya pervogo kursa v sisteme SPO. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; T. 30: 1 - 5.

6. Sorokopud Yu.V., Sushkova S.A. Professional'naya napravlennost' pri obuchenii russkomu yazyku studentov kolledzha hudozhestvennyh special'nostej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

7. Sorokopud Yu.V., Dugarskaya T.A., Sushkova S.A. Vklad discipliny "Russkij yazyk" v formirovanie professional'noj napravlennosti studentov hudozhestvennyh special'nostej sistemy SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 249 - 251.

8. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

9. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

10. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

11. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5 S: 1007 - 1019.

12. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; T. 9, № S 3: 1193.

13. Shumilova E.A. Osnovy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti. Chelyabinsk, 2008.

14. Shumilova E.A., Andreeva E.V. Organizacionnye i soderzhatel'nye osobennosti professional'noj socializacii lichnosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 3: 101 - 106.

15. Sorokopud Yu.V. Pedagogicheskij kouching kak sredstvo optimizacii professional'no lichnostnogo razvitiya buduschih prepodavatelej vysshej shkoly v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NNP_2010/Pedagogica/70725.doc.htm

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 378.147

Tsentserya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Head of Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov Military Order Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: tsentserya@mail.ru

Pakhomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nata_kzn@mail.ru

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE TRAINING OF OFFICERS AND EMPLOYEES APPOINTED TO THE MAIN LEADERSHIP POSITIONS IN THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article discusses the general and specific requirements for leadership training program for officers appointed to executive posts at different command levels in the Russian Federation National Guard. It is marked that the common goals of executive staff work at different command levels are fundamental for the program. The authors explain significant aspects of the program due to the guideline paper requirements, specific tasks and trends in social process and professional environment. The article clarifies the contents of the normatively fixed competencies of the leading personnel by the levels of management of the National Guard troops of the Russian Federation. The main components of the structure and content of the competence of officers are presented, the content of the training of officers and employees appointed to the main management positions is specified.

Key words: pedagogical analysis, selection of senior personnel, training of senior personnel, training of officers, key leadership positions, key command positions, organization of work with personnel, use of personnel.

С.В. Ценцеря, канд. пед. наук, зам. нач. каф. военной педагогики и психологии, Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного

института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Саратов, E-mail: tsentserya@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.В. Пахомова, канд. пед. наук, доц., Военный университет имени князя Александра Невского, г. Москва, E-mail: nata_kzn@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ И СОТРУДНИКОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ НА ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются общие и специфические требования к подготовке офицеров, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации на различных уровнях управления. В работе отмечается, что в основе подготовки офицеров, назначаемых на основные руководящие должности, заложены единые цели функционирования руководящих кадров в соответствующем звене управления. Авторами обо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.