Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ VR-ТЕХНОЛОГИИ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ VR-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / эффективность мультимедийных средств / словарь английского языка / метод виртуальной реальности / innovative technologies / efficiency of multimedia aids / English language vocabulary / virtual reality method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Мурай

В данной статье проведен анализ использования виртуальной реальности в области изучения иностранных языков с акцентом на английский язык. В высших учебных заведениях могут использоваться два вида программного обеспечения – специализированные и сопутствующие разработки. Анализ показывает, что виртуальная реальность обладает потенциалом в качестве образовательной технологии. Но на данный момент она находится на ранней стадии развития, и существующие приложения требуют улучшения методологии и проведения дальнейших исследований для повышения их эффективности. Автор делает вывод о том, что можно выделить три основных подхода, которые сегодня используются для изучения иностранных языков с применением виртуальной реальности: первый подход представляет собой автономный инструмент, который позволяет тренировать определенные лингвистические навыки или умения. Второй подход включает использование виртуальной реальности как компонента комплексной обучающей программы; третий подход связан с созданием образовательной среды в виртуальной реальности, которая может стать альтернативной традиционному физическому учебному пространству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Мурай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES USING VR TECHNOLOGY

The article analyzes the use of virtual reality in the field of learning foreign languages – with an emphasis on English. In higher educational institutions, two types of software can be used – specialized and related developments. The analysis shows that virtual reality has potential as an educational technology. But at the moment it is at an early stage of development, and existing applications require improving the methodology and conducting further research to increase their effectiveness. The author concludes that there are three main approaches that are used today to learn foreign languages using virtual reality: the first approach is an autonomous tool that allows training certain linguistic skills or abilities; the second approach involves the use of virtual reality as components of a comprehensive training program; the third approach is related to the creation of an educational environment in virtual reality, which can become an alternative to the traditional physical learning space.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ VR-ТЕХНОЛОГИИ»

определить факторы, деструктивно влияющие на физическую подготовленность военнослужащих; способности эффективно мотивировать подчиненных на своё физическое развитие в интересах качественного выполнения служебно-боевых задач [6, с. 333-336].

Добиваясь положительной динамики в физической подготовленности будущих офицеров, следует обратить внимание на аналитический критерий, который выражает направления научно-исследовательской работы по выявлению и обоснованию закономерностей, противоречий процесса формирования физической подготовленности, а также изучению взаимосвязи и взаимовлияния факторов, положительно и отрицательно влияющих на эффективность этого процесса. Полученная информация позволяет сделать вывод и определить наиболее эффективные формы, методы и средства достижения необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих. К таким показателям можно отнести уровень знания методов научного исследования военно-педагогических явлений и умения применять их в ходе профессиональной деятельности; развитие способности определять наличие валидной динамики развития физических качеств у подчиненных, предотвращать отрицательную и стимулировать положительную; наличие умения прогнозировать на основе имеющейся динамики степень готовности военнослужащего в ходе службы проявлять необходимые физические качества в условиях, сопряженных с риском для жизни [7, с. 36-39].

Библиографический список

В ходе исследования процесса формирования физической подготовленности будущих офицеров были разработаны и обоснованы критерии и показатели его эффективности, что позволяет рассмотреть этот процесс как сложное, многоэлементное структурное педагогическое явление. Определение критериев - важная научно-практическая проблема, решение которой способствует повышению эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров.

Выступая в роли эталона, образца, нормы, критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют рассмотреть и изучить этот процесс детально, выявить общие и специфические аспекты реализации нормативных требований к физической подготовке военнослужащих.

Разработанные критерии - теоретический, организационный, методический, результативный и аналитический - и выражающие их содержание показатели позволяют представить цельный процесс формирования физической подготовленности и его отдельных элементов. Критерии и показатели конкретизируют компоненты этого сложного системно-процессуального педагогического явления, что способствует разработке путей его совершенствования. Достижение необходимого уровня физической подготовленности - нормативно закрепленная цель, выражающая важное направление профессиональной подготовки военнослужащих.

1. Ценцеря С.В., Пахомова Н.В., Дмитриев Д.В. и др. Методика отбора и подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Саратов: СВКИ ВНГ РФ, 2022.

2. Ценцеря С.В., Пахомова Н.В. Педагогический анализ содержания подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 220-222.

3. Богачёв Е. Физическая подготовка военнослужащих и сотрудников силовых структур. Москва, 2019.

4. Ценцеря С.В., Дмитриев Д.В., Мещеряков Д.А. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Военная педагогика. Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Амирит, 2023; Кн. 2.

5. Смагин Н.И. Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Молодой ученый. 2014; № 6.3 (65.3): 39-41.

6. Ценцеря С.В., Козырев А.Н. Сущность и содержание физической подготовленности будущих офицеров в контексте современных требований. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 80-2: 333-337.

7. Борисов А.А. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки. Военный инженер. 2019; № 2 (12): 34-46.

References

1. Cencerya S.V., Pahomova N.V., Dmitriev D.V. i dr. Metodika otbora ipodgotovki oficerov i sotrudnikov, naznachaemyh na osnovnye rukovodyaschie (komandnye) dolzhnosti v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Saratov: SVKI VNG RF, 2022.

2. Cencerya S.V., Pahomova N.V. Pedagogicheskij analiz soderzhaniya podgotovki oficerov i sotrudnikov, naznachaemyh na osnovnye rukovodyaschie dolzhnosti v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 220-222.

3. Bogachev E. Fizicheskaya podgotovka voennosluzhaschih i sotrudnikov silovyh struktur. Moskva, 2019.

4. Cencerya S.V., Dmitriev D.V., Mescheryakov D.A. i dr. Psihologiyaipedagogika: uchebnoe posobie. Voennaya pedagogika. Saratov: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu Amirit, 2023; Kn. 2.

5. Smagin N.I. Rekomendacii po organizacii samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami. Molodoj uchenyj. 2014; № 6.3 (65.3): 39-41.

6. Cencerya S.V., Kozyrev A.N. Suschnost' i soderzhanie fizicheskoj podgotovlennosti buduschih oficerov v kontekste sovremennyh trebovanij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 80-2: 333-337.

7. Borisov A.A. Formirovanie psihofizicheskoj gotovnosti kursantov voennyh vuzov k vypolneniyu sluzhebnyh i boevyh zadach sredstvami fizicheskoj podgotovki. Voennyj inzhener. 2019; № 2 (12): 34-46.

Статья поступила в редакцию 30.09.23

УДК 372

Murai O.V., Cand. of Sciences (Philology), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"

(Moscow, Russia), E-mail: murray007@mail.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGES USING VR TECHNOLOGY. The article analyzes the use of virtual reality in the field of learning foreign languages - with an emphasis on English. In higher educational institutions, two types of software can be used - specialized and related developments. The analysis shows that virtual reality has potential as an educational technology. But at the moment it is at an early stage of development, and existing applications require improving the methodology and conducting further research to increase their effectiveness. The author concludes that there are three main approaches that are used today to learn foreign languages using virtual reality: the first approach is an autonomous tool that allows training certain linguistic skills or abilities; the second approach involves the use of virtual reality as components of a comprehensive training program; the third approach is related to the creation of an educational environment in virtual reality, which can become an alternative to the traditional physical learning space.

Key words: innovative technologies, efficiency of multimedia aids, English language vocabulary, virtual reality method

О.В. Мурай, канд. филол. наук, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», г. Москва, E-mail: murray007@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ VR-ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье проведен анализ использования виртуальной реальности в области изучения иностранных языков с акцентом на английский язык. В высших учебных заведениях могут использоваться два вида программного обеспечения - специализированные и сопутствующие разработки. Анализ показывает, что виртуальная реальность обладает потенциалом в качестве образовательной технологии. Но на данный момент она находится на ранней стадии развития, и существующие приложения требуют улучшения методологии и проведения дальнейших исследований для повышения их эффективности. Автор делает вывод о том, что можно выделить три основных подхода, которые сегодня используются для изучения иностранных языков с применением виртуальной реальности: первый подход представляет собой автономный инструмент, который позволяет тренировать определенные лингвистические навыки или умения. Второй подход включает использование виртуальной реальности как компонента комплексной обучающей программы; третий подход связан с созданием образовательной среды в виртуальной реальности, которая может стать альтернативной традиционному физическому учебному пространству.

Ключевые слова: инновационные технологии, эффективность мультимедийных средств, словарь английского языка, метод виртуальной реальности

Актуальность исследования определяется современными направлениями в обучении иностранному языку с помощь компьютерных технологий. Также необходимостью анализа тенденций развития виртуального обучения; выявления факторов развития дистанционного обучения. Виртуальная реальность, или VR (от англ. Virtual Reality) представляет собой искусственно созданное пространство с помощью технического и программного обеспечения, которое дает ощущение присутствия пользователя в виртуальном мире и позволяет взаимодействовать с его объектами. Для полного погружения и взаимодействия с виртуальной реальностью используются специальные технические устройства, называемые системами VR. Они позволяют пользователям ощущать и воспринимать окружающую среду через органы чувств, такие как зрение, слух, осязание и вестибулярный аппарат Системы VR помогают создавать уникальные и захватывающие визуальные и аудиоэффекты, воспроизводить трехмерные сцены и обеспечивать взаимодействие пользователя с виртуальным миром.

Система виртуальной реальности включает в себя:

- система звука - для передачи пространственного звучания и создания реалистичных звуковых эффектов;

- система изображения - для отображения виртуальной среды на экране или в гарнитуре виртуальной реальности;

- система ощущений - для добавления ощущений прикосновения или других физических воздействий на тело пользователя;

- система управления - для взаимодействия с виртуальным окружением требуются контроллеры, датчики движения или специальные перчатки;

- система прямого подключения к нервной системе - для создания некоторых эффектов VR можно воздействовать на нервную систему с помощью электрических импульсов.

Применение технологии виртуальной реальности в образовании стало популярным относительно недавно, хотя они уже не являются новыми. Однако главной преградой для их широкого использования в образовании являлась высокая стоимость необходимого оборудования и программного обеспечения. Недавно ситуация начала меняться, что открывает возможности для распространения технологий виртуальной реальности в образовательной сфере.

Ввиду вышеизложенного цель статьи - рассмотреть специфику обучения иностранным языкам с помощью VR-технологии [1-22].

С данной целью коррелируют следующие задачи:

- дать сущностную и структурную характеристику понятия «виртуальная реальность»;

- рассмотреть основные преимущества иммерсивного подхода к обучению;

- проанализировать мобильные приложения, которые используют виртуальную реальность в качестве образовательной среды.

В ходе решения вышеприведённых задач автором использовались такие методы, как рефлексия собственного педагогического опыта и анализ литературы, затрагивающей соответствующую тематику.

Научная новизна исследования имеет прикладное значение и заключается в рассмотрении дидактических преимуществ иммерсивного подхода к обучению.

Теоретическая значимость заключается в расширении и обобщении теоретических знаний дидактических возможностей VR-технологии в обучении иностранным языкам.

Практическая значимость состоит в демонстрации возможностей VR-техно-логии в процессе обучения иностранным языкам.

Результаты различных тестов и экспериментов подтверждают эффективность использования виртуальной реальности в обучении. Одним из ключевых элементов такого обучения являются иммерсионные технологии, которые позволяют погрузить человека в виртуальную среду и лучше воспринимать ее действительность.

Основные преимущества иммерсивного подхода к обучению:

Наглядность. Виртуальная реальность позволяет создавать и визуализировать сложные сценарии и ситуации, которые сложно представить в учебном процессе. Учащиеся могут погрузиться в виртуальную среду и увидеть объекты, процессы или явления в их реальных масштабах и контексте, что делает обучение более наглядным и понятным.

Сосредоточенность. Другая реальность создает иллюзию присутствия и отделения от внешних отвлекающих факторов. Это помогает основать более сосредоточенную и углубленную среду для обучения, где внимание учащегося полностью сосредоточенно на процессе обучения.

Вовлечение. Учащиеся могут активно взаимодействовать с виртуальной средой, применять полученные знания и принимать решения, что способствует активному обучению и развитию критического мышления.

Безопасность. Обучение в виртуальной среде позволяет безопасно и контролируемо обучать учащихся в ситуациях, когда их безопасность и жизнь может быть под угрозой. Например, обучение вождению.

Эффективность. Уникальные возможности интерактивного обучающего процесса позволяют повысить результативность обучения минимум на 10% по сравнению с традиционными методами обучения.

Геймификация процесса обучения является эффективным методом, позволяющим сделать обучение более интересным и вовлекающим [2]. Комбинирование геймификации и виртуальной реальности позволяет погрузиться в виртуаль-

ное пространство и осваивать новые знания и навыки с помощью интерактивных задач, симуляций и игровых элементов.

Для проведения обучения виртуальной реальностью потребуется не только специальное оборудование, но и особый образовательный контент, который уже доступен в различных источниках:

- в каталогах App Store, Google Play или Steam можно найти множество приложений, предназначенных для обучения. Эти приложения предлагают широкий спектр тематик и подходят для различных целей обучения;

- на Ютьюбе также можно найти видеоролики, специально созданные для просмотра в VR-формате. Такие видеоролики становятся все более популярными, а видеохостинг предоставляет широкий ассортимент такого контента;

- существуют специальные программы, разработанные по заказам для конкретных образовательных целей. Хотя такой контент является наиболее качественным, он, как правило, более дорогостоящий.

Имеются различные приложения, которые используют виртуальную реальность в качестве образовательной среды.

1. Mondly VR [12]. Это приложение позволяет учащимся погрузиться в виртуальную среду, где они могут взаимодействовать с виртуальными персонажами, используя технологию распознавания речи. Оно доступно за плату и предлагает лучший способ изучения языков, не выходя из дома. Общение с виртуальными персонажами помогает пользователям повысить уверенность в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, пользователи получают мгновенную обратную связь о своей речи и расширяют словарный запас. С помощью этого сервиса люди могут освоить 30 языков.

В данном приложении применяется виртуальная среда, в которой обучающийся может взаимодействовать с виртуальными персонажами с помощью распознавания речи. Пользователь сначала выбирает родной язык и один из 30 предложенных языков для изучения. Далее предлагаются два варианта. Первый - коммуникативные ситуации для отработки стандартных диалогов и устойчивых фраз. Второй вариант - мини-уроки по лексике, включающей темы о животных, овощах и другие.

Графические элементы в симуляторе упрощены, но дизайн все же создает ощущение присутствия. Однако реальность исчезает, когда пользователь пытается коммуницировать с персонажами. Ему даются только определенные варианты ответов, предлагаемые программой, что искажает реалистичность ситуации. Кроме того, чтобы записать свой голос, пользователю нужно навести курсор на элемент интерфейса, изображающий микрофон, и нажать на триггер, что затрудняет естественность диалога. И, наконец, обучающийся не может сам задавать персонажу вопросы - инициатива всегда принадлежит искусственному интеллекту.

Лексические уроки в программе нуждаются в улучшении. В настоящее время используется технология преобразования речи в текст, которая хоть и проста, однако недостаточно эффективна для изучения английского языка. Видны нелогичные интонационные речевые шкалы и грубые грамматические ошибки, такие как «я оставаться в отеле до пятницы». Кроме того, лексика часто используется не в нужном контексте. Это делает данное приложение неэффективным в обучении и, скорее, вредоносным. Однако если будут внесены улучшения и исправлены ошибки, Mondly может стать полезным инструментом в образовательном процессе. Это приложение может рекомендоваться в качестве дополнительного учебного пособия. Оно предоставит огромную пользу пользователям с уровнем A2 (pre-intermediate), которые хотят отработать начальные диалоги, а также ученикам, сталкивающимся с проблемами в общении, известными как «языковой барьер».

2. VR Learn English [13]. В этом приложении ученик погружается в виртуальную квартиру, где его перемещения определяются движением головы. Он не только слышит произношение слов, но и видит их написание. При использовании VR-шлема и установки приложения VR Learn English [16] от ProVR Games пользователь окажется в просторной виртуальной комнате с простым и сконцентрированным дизайном. Приложение легко в понимании и быстро загружается, а простая графика не вызывает отвлекающих факторов, так как основной упор делается на запоминании слов. Хотя этот подход может вызывать вопросы об эффективности изучения лексики без контекста, весьма важным достоинством приложения с точки зрения коммуникативной методики обучения является возможность обучаться, не прибегая к использованию родного языка.

3. Virtual Speech [13]. Пользователю после небольшой лекции по использованию программы предлагается применение полученных знаний. Он надевает шлем и попадает на стандартное профессиональное мероприятие, где может беседовать с каждым из коллег по очереди. После каждого диалога программа оценивает уровень вовлеченности говорящего, включая визуальный контакт, и предлагает пройти тестирование по пройденному материалу. Отличие виртуального разговора на обучающих курсах Virtual Speech от предыдущего приложения заключается в том, что оно является интегральной частью комплексной системы обучения. Курс English for Business («Деловой английский») имеет два этапа. Первый этап - онлайн-курс на платформе Future Learn, который включает видеолекции, тексты для чтения, различные тесты и кейсы по лексике. Второй этап представляет собой практику, где студенты могут применить полученные теоретические знания в виртуальной реальности. Курс состоит из сорока девяти уроков и шести VR-сценариев. Для примера разберем тему Business Networking.

В начале проводится лекция по использованию и руководству, после которой предлагается применить полученные знания и навыки. К сожалению, текущий подход к коммуникативной ситуации оставляет ощущение неполноценности, поскольку персонажи ограничены только записанной аудиозаписью, прерываемой паузами для ученика. Более того, содержание речи обучающегося не учитывается программой. Чтобы инициировать продолжение диалога после паузы, требуется нажать на специальную кнопку в интерфейсе. По окончании такого «диалога» система оценивает, насколько успешно была поддержана визуальная связь и предлагает мини-тест по услышанному материалу, где нужно выбрать правильный ответ Например, может потребоваться ответить на вопросы о том, где находится собеседник, где работает, почему пришел на мероприятие. Это упражнение не только улучшает навыки аудирования иностранной речи, но и развивает внимательность и память, важные для профессионального общения. Стоит отметить, что отсутствие интерактивности персонажей не является фундаментальным в других сценариях, которые могут использоваться. Вопрос о том, насколько эффективны дистанционные автономные методы обучения иностранным языком, до сих пор остаётся без ответа [6; 8]. Однако если виртуальная реальность будет правильно интегрирована в систему языковых онлайн-курсов, она может стать серьёзной помощью для студентов, предпочитающих самостоятельное изучение языков в Интернете.

4. PanoLingo. Ученик проводит время дома, погружаясь в изучение написания и произношения предметов, окружающих его. PanoLingo, новаторское приложение от IT-generator [17], стремится придать этому процессу еще большую реалистичность с помощью 360-градусных панорамных фотографий. Однако оно ограничивает ученика возможностью перемещаться, что может быть недостатком. Все же приложение Pano Lingo предлагает уникальную возможность изучать языки, находясь в знакомом домашнем окружении и работая над написанием и произношением объектов вокруг Кроме этого, в программе представлены другие локации, такие как автобус, магазин, чтобы разнообразить обучение. В настоящее время главным недостатком приложения являются некоторые проблемы в его функционале, начиная от грамматических ошибок на официальном сайте и заканчивая серьезными техническими недочетами в самом приложении.

6. VARVARA [15] - видеокурс и ситуационные уроки по изучению и практике английского языка, разработанные методистами Центра нейротехнологий, технологий виртуальной и дополненной реальности Дальневосточного федерального университета. Этот курс представлен на платформе ООО «ВиАр Суперсоник». Приложение предназначено для учащихся в возрасте 10-11 лет, находящихся на начальном уровне изучения английского языка. Программа VARVARA разработана для решения нескольких задач одновременно: овладение навыками языка, разговорная практика на иностранном языке в рамках урока, преодоление «языкового барьера» и страха сделать ошибку, создавая комфортные условия и атмосферу в классе. Еще одной важной задачей программы является повышение интереса к изучению английского языка. Благодаря своим интерактивным материалам программа делает процесс обучения увлекательным и захватывающим. ВАРВАРА полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и содержанию предмета «Иностранный язык (английский)». Основная цель приложения - развитие коммуникативных навыков учащихся. Для этого в каждом сценарии предусмотрены различные ситуационные задания, которые требуют от пользователя активной реакции и взаимодействия с персонажами и окружающей средой. Каждый сценарий включает несколько уровней сложности. Помимо интерактивных сценариев ВАРВАРА так-

Библиографический список

же предоставляет доступ к различным обучающим материалам, таким как тесты, аудиозаписи и видеоматериалы, которые помогают учащимся совершенствовать свои навыки в чтении, аудировании и письме. С октября 2020 по апрель 2021 года тренажер принимал участие во Всероссийской программе тестирования образовательных приложений в виртуальной и дополненной реальности. В общей сложности было получено 76 заявок от образовательных организаций среднего образования. В ходе тестирования оценки разработки приняли участие более 800 студентов [13]. Все отзывы в настоящее время изучаются в рамках исследования, проводимого Центром виртуальной реальности NTI ДВФУ совместно с экспертами Российской академии наук.

6. Социальные сети. Перед нами все больше и больше разнообразных виртуальных платформ для общения. Они предлагают различные возможности VRChat [19], Altspace [20], VTime [21], Facebook, Spaces [22], Recroom [22] и другие. Они все предлагают возможность практиковать язык, и выбор конкретной платформы зависит от предпочтений самого пользователя. Рассмотрим, как это происходит, на примере Altspace - программы, которая технически похожа на VRChat, но имеет некоторые отличия, например, ограничения в выборе аватара. Слоган Altspace можно перевести как «Не будь одинок», и все здесь направлено на общение. Доступны три варианта: 1) игры с друзьями, 2) участие в виртуальных мероприятиях, 3) общение с друзьями и незнакомцами. Можно познакомиться с людьми и поддерживать разговоры на изучаемом языке на мероприятии или просто присоединившись к открытому собранию. Члены сообществ обычно дружелюбны и сами инициируют общение, если видят нового участника. Если кто-то из собеседников ведет себя неправильно или слишком активно, можно отключить звук его аватара. В VTime, аналогичной программе, акцент делается на языковой практике, предлагая красиво оформленные пространства. Эти пространства предназначены для небольшого числа участников и способствуют спокойному общению. В рамках этой платформы можно встречаться с друзьями и знакомиться с новыми людьми. VTime - это кросс-платформенная социальная сеть, или, как они называют сами себя, социальная сеть в пересечении реальности. Термин «пересечение реальности» не используется просто так: VTime предлагает три варианта общения - в виртуальной реальности, дополнительной реальности ( требуется шлем) и версии для экрана ( без необходимости шлема). Некоторые преподаватели иностранных языков уже используют виртуальные социальные пространства для проведения увлекательных разговорных клубов. Этот формат подходит тем студентам, которым гораздо удобнее и безопаснее общаться, используя свой аватар.

На данный момент существует множество различных подходов к использованию виртуальной реальности для изучения иностранных языков, но ни один из них не может утверждать о своей полной и безупречной разработке. В отличие от сферы учебников по языку, где существуют признанные лидеры, разработанные на основе многолетних исследований, в области виртуальной реальности такие лидеры еще не сформировались. Однако можно выделить три основных подхода, которые сегодня используются для изучения иностранных языков с использованием виртуальной реальности:

- первый подход представляет собой автономный инструмент, который позволяет тренировать определенные лингвистические навыки или умения;

- второй подход включает использование виртуальной реальности в качестве компонентов комплексной обучающей программы;

- третий подход связан с созданием образовательной среды в виртуальной реальности, которая может стать альтернативной традиционному физическому учебному пространству.

1. Доброва В.В., Лабзина П.Г Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков. Вестник Самарского государственного технического университета. 2016; № 4: 13-20.

2. Скакунова В.А. Дидактические принципы создания информационно-коммуникационной среды в обучении английскому языку (на высшей ступени образования). Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития. 2019; № 102: 263-266.

3. Blyth C. Immersive technologies and language learning. Foreign Language Annals. 2018; № 51 (1): 225-232.

4. Bonner E., Reinders H. Augmented and Virtual Reality in The Language Classroom: Practical Ideas. Teaching English with Technology. 2018; № 18 (3): 33-53.

5. Mabrook R., Singer J. Virtual Reality, 360 Video, and Journalism Studies: Conceptual Approaches to Immersive Technologies. Journalism Studies. 2019: 1-17.

6. Nicosia G. Developing an online writing intensive course: will it work for public speaking? International Journal of Instructional Media. 2005; № 32 (2): 163.

7. Peeters D., Dijkstra T. Sustained inhibition of the native language in bilingual language production: A virtual reality approach. Bilingualism: Language and Cognition. 2018; № 21 (5): 1035-1061.

8. Rubio F. Assessment of oral proficiency in online language courses: Beyond reinventing the wheel. The Modern Language Journal. 2015; № 99 (2): 405-408.

9. Russell D. The Design of Immersive Virtual Learning Environments Utilizing Problem-Based Learning Templates. Computer-Assisted Language Learning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications - IGI Global. 2019: 430-449.

10. Scrivner O., Madewell J., Buckley C., Perez N. Best Practices in the Use of Augmented and Virtual Reality Technologies for SLA: Design, Implementation, and Feedback. Teaching Language and Teaching Literature in Virtual Environments - Springer. Singapore, 2019: 55-72.

11. Центр НТИДВФУ: Официальный сайт. Владивосток, 2017-2020. Available at: https://edu.vrnti.ru/varvara

12. Официальный сайт MondlyVR. Available at: https://www.mondly.com

13. Официальный сайт VirtualSpeech Ltd. Available at: https://virtualspeech.com

14. Официальный сайт Varwin. Available at: https://varwin.com

15. Официальный сайт ITgenerator. All rights reserved. Available at: https://www.itgenerator.com

16. Официальный сайт ImmersemeVR. Available at: https://immerseme.com

17. Официальный сайт Virtro Entertainment Inc. Available at: https://www. argolingo.com

18. Официальный сайт Красноярск ТехноСервис. Available at: http://ktservice.ru

19. Официальный сайт VRChat Inc. Available at: https://hello.vrchat.com

20. Официальный сайт AltspaceVR. Available at: https://altvr.com

21. Официальный сайт vTime Holdings Limited. Available at: https://vtime.net

22. Официальный сайт Facebook Spaces. Available at: https://www.facebook.com/spaces

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dobrova V.V., Labzina PG. Virtual'naya real'nost' v prepodavanii inostrannyh yazykov. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2016; № 4: 13-20.

2. Skakunova V.A. Didakticheskie principy sozdaniya informacionno-kommunikacionnoj sredy v obuchenii anglijskomu yazyku (na vysshej stupeni obrazovaniya). Lingvistika, lingvodidaktika, lingvokul'turologiya: aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya. 2019; № 102: 263-266.

3. Blyth C. Immersive technologies and language learning. Foreign Language Annals. 2018; № 51 (1): 225-232.

4. Bonner E., Reinders H. Augmented and Virtual Reality in The Language Classroom: Practical Ideas. Teaching English with Technology. 2018; № 18 (3): 33-53.

5. Mabrook R., Singer J. Virtual Reality, 360 Video, and Journalism Studies: Conceptual Approaches to Immersive Technologies. Journalism Studies. 2019: 1-17.

6. Nicosia G. Developing an online writing intensive course: will it work for public speaking? International Journal of Instructional Media. 2005; № 32 (2): 163.

7. Peeters D., Dijkstra T. Sustained inhibition of the native language in bilingual language production: A virtual reality approach. Bilingualism: Language and Cognition. 2018; № 21 (5): 1035-1061.

8. Rubio F. Assessment of oral proficiency in online language courses: Beyond reinventing the wheel. The Modern Language Journal. 2015; № 99 (2): 405-408.

9. Russell D. The Design of Immersive Virtual Learning Environments Utilizing Problem-Based Learning Templates. Computer-Assisted Language Learning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications - IGI Global. 2019: 430-449.

10. Scrivner O., Madewell J., Buckley C., Perez N. Best Practices in the Use of Augmented and Virtual Reality Technologies for SLA: Design, Implementation, and Feedback. Teaching Language and Teaching Literature in Virtual Environments - Springer. Singapore, 2019: 55-72.

11. Centr NTIDVFU: Oficial'nyj sajt. Vladivostok, 2017-2020. Available at: https://edu.vrnti.ru/varvara

12. Oficial'nyj sajt MondlyVR. Available at: https://www.mondly.com

13. Oficial'nyj sajt VirtualSpeech Ltd. Available at: https://virtualspeech.com

14. Oficial'nyj sajt Varwin. Available at: https://varwin.com

15. Oficial'nyj sajt ITgenerator. All rights reserved. Available at: https://www.itgenerator.com

16. Oficial'nyj sajt ImmersemeVR. Available at: https://immerseme.com

17. Oficial'nyj sajt Virtro Entertainment Inc. Available at: https://www. argolingo.com

18. Oficial'nyj sajt Krasnoyarsk TehnoServis. Available at: http://ktservice.ru

19. Oficial'nyj sajt VRChat Inc. Available at: https://hello.vrchat.com

20. Oficial'nyj sajt AltspaceVR. Available at: https://altvr.com

21. Oficial'nyj sajt vTime Holdings Limited. Available at: https://vtime.net

22. Oficial'nyj sajt Facebook Spaces. Available at: https://www.facebook.com/spaces

Статья поступила в редакцию 01.10.23

УДК 378

Sergeyev I.I., postgraduate, State University of Education; mathematics teacher, GBOU School No. 2075 (Moscow, Russia), E-mail: mr.sergeevigor@yandex.ru Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: zhsn2007@mail.ru

Dzutseva Z.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer,Department of Theory and History of State and Law,

North Caucasus Mining and Metallurgical Institute, State Technological University (Vladikavkaz, Russia), E-mail: zalikd963@bk.ru

THE ROLE OF TEACHERS IN THE FORMATION OF CRITICAL THINKING IN SCHOOLCHILDREN. The modern education system faces a number of tasks related to comprehensive development of a personality, which cannot be achieved without developing critical thinking. The effective development of critical and logical thinking of students is facilitated by the systematic implementation of such stages as the challenge stage; the stage of comprehension; the stage of reflection. Comprehension is the main process of developing critical thinking, within which students accept and track information. As part of the process of comprehension, the main task of the teacher is to maintain students' interest in the topic, increase their activity in the study of the material, for which various methods and techniques are used. In the course of the study, it is concluded that the perception of information by students obtained in the process of developing critical thinking is carried out within the framework of three main stages: challenge, comprehension of the content, reflection. Each of the above stages has its own distinctive characteristics, while all stages are interconnected and aimed at achieving a single goal related to the development of critical thinking. The importance of the comprehension stage lies in the fact that it allows forming skills of working with information, analyzing and systematizing it.

Key words: critical thinking, comprehension stage, new information, learning process, functions

И.И. Сергеев, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», учитель математики ГБОУ Школа № 2075, г. Москва, Е-mail, mr.sergeevigor@yandex.ru

С.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: zhsn2007@mail.ru

З.Б. Дзуцева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет)», г. Владикавказ, E-mail: zalikd963@bk.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Перед современной системой образования поставлен целый ряд задач, связанных с всесторонним развитием личности, что невозможно достигнуть без развития критического мышления. Эффективному развитию критического и логического мышления учащихся способствует планомерная реализация таких стадий, как стадия вызова; осмысления; рефлексии. Осмысление выступает основным процессом развития критического мышления, в рамках которого происходит принятие и отслеживание информации учащимися. В рамках процесса осмысления основной задачей педагога выступает поддержание интереса учащихся к теме, повышение их активности при исследовании материала, для чего применяются различные способы и приемы. В процессе проведённого исследования был сделан вывод о том, что восприятие информации учащимися, получаемой в процессе развития критического мышления, осуществляется в рамках трех основных этапов: вызов, осмысления содержания, рефлексия. Каждый из вышеназванных этапов имеет собственные отличительные характеристики, при этом все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели, касающейся развития критического мышления. Важность стадии осмысления заключается в том, что она позволяет сформировать навыки работы с информацией, проведения ее анализа и систематизации. Ключевые слова: критическое мышление, стадия осмысления, новая информация, учебный процесс, функции

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время перед системой образования в России стоит не только задача, связанная не только с передачей обучающимся определенных знаний, формированием умений и навыков в рамках определенных учебных предметов, но и с обеспечением всестороннего и гармоничного развития личности. Также к числу задач современной системы образования в России относится развитие умений и навыков самостоятельной деятельности, личной ответственности [1-9]. Одним из наиболее эффективных способов решения указанных задач является развитие критического мышления.

Развитие критического мышления направлено на овладение обучающимися конкретными способами интерпретации и оценки информации, выявления противоречий в данной информации, грамотного и четкого обоснования своей позиции, умения представлять информацию в наиболее оптимальной форме. Данные умения и навыки имеют огромную значимость в процессе практической деятельности [6].

Благодаря развитию критического мышления на уроках математики происходит формирование творческих способностей обучающихся, умений и навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.