Научная статья на тему 'Физическая подготовка как фактор формирования профессиональных компетенций будущего офицера'

Физическая подготовка как фактор формирования профессиональных компетенций будущего офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ФАКТОР / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландин Евгений Викторович

В статье рассматриваются некоторые проблемы влияния физической подготовки на формирование профессиональных компетенций будущего офицера РВСН. Решение проблемы повышения качества физической подготовки в военноучебном заведении видится в разработке и реализации индивидуальных программ формирования физической готовности курсантов в процессе обучения. Внедрение инновационной образовательной программы и соответствующей ей педагогической технологии, позволяют повысить ряд показателей, характеризующих степень физической подготовленности курсантов в образовательном процессе военноучебного заведения. Решение проблемы индивидуальной программы физической подготовленности в условиях военноучебного заведения возможно путем разработки алгоритма формирования индивидуальной образовательной траектории, который включает ряд последовательных шагов: от определения назначения программы до системы оценивания уровня формируемых физических качеств через формы ее построения и содержания. Методика оценивания уровня оценки уровней физической подготовленности включает: содержательную часть системы оценивания; схему мониторинга; методику диагностики, включающую экспертную оценку, тестовые задания, оценку практических умений. В качестве оценочных критериев выступают индикаторы в виде описаний степени выраженности требований проявления физического качества, выступающий как инструмент оценки промежуточной и итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландин Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как фактор формирования профессиональных компетенций будущего офицера»

Физическая подготовка как фактор формирования профессиональных компетенций будущего офицера

сч £

Б

а

2 ©

Баландин Евгений Викторович

курсовой офицер-преподаватель, Военная академия РВСН (филиал в г.Серпухове Московской области), jud1k_judo@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые проблемы влияния физической подготовки на формирование профессиональных компетенций будущего офицера РВСН. Решение проблемы повышения качества физической подготовки в военно-учебном заведении видится в разработке и реализации индивидуальных программ формирования физической готовности курсантов в процессе обучения. Внедрение инновационной образовательной программы и соответствующей ей педагогической технологии, позволяют повысить ряд показателей, характеризующих степень физической подготовленности курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения. Решение проблемы индивидуальной программы физической подготовленности в условиях военно-учебного заведения возможно путем разработки алгоритма формирования индивидуальной образовательной траектории, который включает ряд последовательных шагов: от определения назначения программы до системы оценивания уровня формируемых физических качеств через формы ее построения и содержания. Методика оценивания уровня оценки уровней физической подготовленности включает: содержательную часть системы оценивания; схему мониторинга; методику диагностики, включающую экспертную оценку, тестовые задания, оценку практических умений. В качестве оценочных критериев выступают индикаторы в виде описаний степени выраженности требований проявления физического качества, выступающий как инструмент оценки промежуточной и итоговой аттестации.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, индивидуальная образовательная программа, компетенции, педагогическое условие, фактор, физическая готовность, физическая подготовка, физическое развитие.

Боевая готовность военнослужащих обеспечивается многими факторами, особое место среди которых занимает физическая подготовка войск, являющаяся одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью системы боевого совершенствования личного состава армии и флота.

«Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность воина»[8, С.3].

Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется спецификой военно-профессиональной деятельности личного состава и имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах, перечне физических упражнений, организации и методике проведения.

В Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 г. отмечается, что «главной целью системы физической подготовки войск является обеспечение требуемой физической степени готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач и ведению боевых действий, а также укрепление здоровья военнослужащих всех категорий»[6].

Руководящим документом, определяющим основы организации физической подготовки военнослужащих российской армии, является Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, в котором целью физической подготовки называется, «обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением, а физическая подготовка определена как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик»[9].

Требования к специальной физической подготовленности военнослужащих частей и подразделения РВСН установлены в руководстве по физической подготовке, утвержденного приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения^].

Ю.Ф.Курамшин так определяет «физические способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения»[14].

Задачи физической подготовки в ВС РФ отражают общие требования учебно-боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих:

1. Обеспечение необходимого уровня физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

2. Формирование компетенций, позволяющих повысить активность в процессе физического совершенствования.

3. Повышение влияния физической подготовки уровень боеготовности военнослужащих.

Физическая подготовка представляет собой «педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физи-

ческой подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность»^, С. 492].

Физическая подготовка может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к воинской службе не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов подготовки.

Первостепенную роль в их реализации играет общая физическая подготовка. Специализация физической подготовки необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика военно-профессиональной деятельности и ее условий, но и «в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека»^, С. 499].

Таким образом, для развития и совершенствования двигательных качеств используются упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, а также средства из различных видов спорта и других оздоровительных систем. На занятиях рекомендуется применять тренажерные комплексы.

«Активность в обучении, как целесообразная, интенсивная деятельность, направленная на достижение поставленных целей, рассматривается сегодня как главное условие творческой и полноценной учебы»[1].

В качестве эффективных средств физической подготовки военнослужащих принято использовать виды спорта, которые способствуют воспитанию наиболее значимых про-

фессиональных психофизических качеств, знаний, умений и навыков.

Общая физическая подготовка включает разностороннее воспитание физических качеств, что играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, комплексном развитии физической работоспособности применительно к широкому кругу различных видов деятельности и систематическом пополнении фонда двигательных навыков и умений будущего офицера.

«Общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и по возможности исключить или нивелироватьотрицательный перенос»[8, С. 452].

Процессы,происходящие в системе военного образования, обусловлены факторами, которые определяют векторы дальнейшего его развития. Выявленные факторы и условия детерминируют построение современной модели образовательной системы.

По определению, «фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила каких-либо изменений, явлений»[5, С. 158].

В.М.Данильченко дет следующее определение: «фактор означает движущую силу какого-либо педагогического процесса. При реализации определенных факторов в учебно-образовательном процессе с объективной необходимостью должна выступать определенная (хотя и не обязательно однозначная) закономерность изменения направления и характера деятельности преподавания и учения и, в конечном счете, результатов учебного процес-са»[3, С. 116].

В некоторых случаях, фактор может рассматриваться в качестве условия педагогического явления. При этом, педагогические условия, не являясьсами по себе причинами явлений, в то же время усиливают или ослабляют действие причины.

Таким образом, педагогические условия можно определять как «факторы, которые оказывают существенное влияние на эффективность функционирования образовательной сис-темы»[10].

Фактор формирования профессиональных компетенций представляет собой движущую силу образовательного процесса, определяющую характер или его отдельные черты,механизмы и стадии его протекания.

К важным факторам формирования профессиональных компетенций относятся непосредственно само содержание военно-профессиональной деятельности и протекающая на данный момент реформа образования на основе внедрения компетентностного подхода и создания единого образовательного пространства.

Равное соотношение практики и теории в подготовке будущих офицеров всестороннее, комплексное, соответствующее современным требованиям формирование компетенций, необходимых для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров.

«Изучение особенностей профессиональной деятельности позволило выявить комплекс «общих» личностных физических и психофизических свойств и качеств, необходимых специалистам,осваивающим профессии «человек-человек» и «человек-техника». К ним следует отнести умственные, организаторские, работоспособность, волевые качества (решительность, смелость, инициативность, стойкость, самообладание), эмоциональную устойчивость, а также основные физические качества (быстрота, общая выносливость, сила, ловкость)»[4, С. 32].

Физическая и морально-психологическая подготовка будущих офицеров в условиях ведения ими здорового образа жизни являются доминирующими направлениями в повышении боеготовности.

Степень сформированности такого показателя здорового

О

ю

5

*

2 е

6

сч £

Б

а

2 о

образа жизни офицера как физическая подготовленность к выполнению учебно-боевых задач определяется в соответствии с методикой оценки состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил, изложенной в Наставлении по физической подготовке в ВС рФ[11].

Как отмечает Ф.Е.Кравцов в основеличности военнослужащего «лежит идея целостности, и нарушение одной из составляющих препятствует профессиональному росту и развитию личности. В полной степени это касается и физической культуры»^].

Физическая подготовка в системе военного образования развивается в ее целостной структуре и отражает те преобразования, которыми в настоящее время живет армия. Она имеет свои специфические особенности: конкретная ее направленность как предмета определяется не только общими задачами, но и постоянно изменяющимися условиями армейской жизни, к которым готовится будущий офицер.

Поэтому физическая подготовка будущих офицеров должна осуществляться на основе научной организации их учебной и внеучебной деятельности с учетом конкретных условий, в которых функционирует образовательная система.

Процесс физического совершенствования будущего офицера, если рассматривать его в широком смысле, включает в себя процесс физического развития и в узком смысле -психомоторное развитие.

«Физическое развитие -процесс соматического созревания, развертывания форм и функций организма. Его можно охарактеризовать возрастной динамикой и взаимосвязями трех групп показателей: 1) соматометрических; 2) сома-тоскопических; 3) физиометри-ческих»[2].

По исследованиям Н.Б. Стамбуловой: «Психомоторное развитие - развитие двигательной системы человека его «пси-

хомоторной организации как единой системы движений, действий, деятельности»[13].

Основные компоненты психомоторного развития включают:

1. Развитие потребности в движении и мотивационных компонентов двигательной деятельности.

2. Развитие саморегуляции двигательных действий (произвольности, когнитивных, эмоциональных, волевых компонентов).

3. Развитие двигательной обучаемости, накопления двигательного опыта (умений, навыков).

4. Развитие двигательных качеств или простых и сложных психомоторных способностей^].

Таким образом, одним из наиболее важных составляющих формирования профессионализма будущего офицера является обеспечение уровня физической готовности, которая, в свою очередь, обеспечивает совершенствование профессиональных качеств, компенсирует негативные условия военно-профессиональной деятельности.

При правильной организации образовательного процесса в военно-учебном заведении физическое развитие должно стать важным фактором повышения эффективности военного образования и оказывать влияние на профессиональное развитие будущего офицера.

Физическая готовность будущего офицера как фактор развития его профессионала, представляет собой процесс формирования индивидуальных физических качеств, военно-прикладных навыков, сопровождающийся соответствующим изменением морфофунк-циональных свойств организма с целью обеспечения успешного выполнения учебно-боевых задач в соответствии с профессиональным предназначением будущего офицера.

Современные модели самообразования с применением современных подходов в обра-

зовательной деятельности (построения индивидуальной образовательной траектории) в физической подготовке, основываются на личностной значимости самостоятельных занятий физической подготовкой в процессе формирования профессионализма будущего офицера.

Проблемы, формирования индивидуальной образовательной программы физической подготовленности курсантов военно-учебных заведений связаны с отсутствием механизма реализации требований ФГОС к физической подготовленности обучающихся. Содержание физической подготовки, согласно ФГОС, создает курсанту условия ситуационной физической подготовленности к выполнению контрольных нормативов, не формируя специальных знаний и навыков, способствующих стремлению к индивидуальному физическому совершенствованию.

Решение проблемы индивидуальной программы физической подготовленности в условиях военно-учебного заведения возможно путем разработки алгоритма формирования индивидуальной образовательной траектории, который включает ряд последовательных шагов: отопределения назначения программы до системы оценивания уровня формируемых физических качеств через формы ее построения и содержания.

Методика оценивания уровня оценки уровней физической подготовленности включает: содержательную часть системы оценивания; схему мониторинга; методику диагностики, включающую экспертную оценку, тестовые задания, оценку практических умений.

В качестве оценочных критериев выступают индикаторы в виде описаний степени выраженности требований проявления физического качества, выступающий как инструмент оценки промежуточной и итоговой аттестации.

Комплекс организационно-

педагогических условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы самостоятельной физической подготовки включает:

- программу физической подготовки;

- методическое обеспечение профессиональной подготовки.

Индивидуальная программа самостоятельной физической подготовки включает два основных направления:

- организацию самостоятельных занятий в специально отведённое для этого время, в течение занятий по физической подготовке по учебному плану и нормативам;

- стимулирование занятий физической подготовкой во внеучебное время в часы самостоятельной подготовки.

Внедрение инновационной образовательной программы и соответствующей ей педагогической технологии, позволяют повысить ряд показателей, характеризующих степень физической подготовленности курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения.

Литература

1. Атапкина, О.Л. Проблемы оценки качества образования в общеобразовательной школе / /Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 5-й симпозиум. - М., 1996. - 211 с.

2. Белов, А.К. Влияние образования в сфере физической культуры на формирование профессионально-важных качеств курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Белов Александр Константинович -Ставрополь, 2004. -166 с.

3. Данильченко, В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук /В.М. Данильченко. - М.: 1993. - 236 с.

4. Кабачков, В.А. Методические рекомендации по проведению профессионально-прикладной физической подготов-

ки среди обучающейся молодежи на этапе профессионального обучения /В.А.Кабачков, В.А. Куренцов, Э.А. Зюрин //Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. -№5. - С. 27-41.

5. Коджаспирова Г.М., Код-жаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.

- С. 158.

6. Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 года. -М.: 2009. -6 с.

7. Кравцов, Ф.Е. Профессионализм как ценность: автореф. дисс ... канд.филос. наук /Ф.Е. Кравцов - Ставрополь, 2001. -23 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. / Л.П. Матвеев.

- М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

9. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации: (посл. измен. 31.07.2013): офиц. текст. - М.: МО РФ, 2013.

- 199 с.

10. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. - Казань, 1989. - 200 с.

11. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 N 200 «Об утверждении наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».

12. Руководство по физической подготовке в Ракетных войсках стратегического назначения: (посл. измен. 05.12.2013): офиц. текст. - М.: МО РФ, 2013. - 405 с.

13. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры. Учебное пособие. -СПб.: 1999. -368 с.

14. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие /под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова.- СПб. 1999.- 324 с.

Physical training as factor of formation of professional competences of future officer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Balandin E.V.

Military academy of RVSN

In article some problems of influence of physical training on formation of professional competences of future officer of RVSN are considered. The solution of the problem of improvement of quality of physical training in military school seems in development and implementation of individual programs of formation of physical readiness of cadets in the course of training. Introduction of the innovative educational program and the pedagogical technology corresponding to it, allow to raise a number of the indicators characterizing degree of physical fitness of cadets in educational process of military school.

The solution of the problem of the individual program of physical fitness in the conditions of military school is possible by development of an algorithm of formation of an individual educational trajectory which includes a number of consecutive steps: from definition of purpose of the program to the system of estimation of level of the formed physical qualities through forms of her construction and contents. The technique of estimation of level of assessment of levels of physical fitness includes: substantial part of system of estimation; scheme of monitoring; diagnostics technique including expert assessment, test tasks, assessment of practical abilities. Indicators in the form of descriptions of degree of expressiveness of requirements of manifestation of physical quality, acting as the tool of assessment of an intermediate and final assessment act as estimated criteria.

Keywords: military professional activity, individual educational program, competences, pedagogical condition, factor, physical readiness, physical training, physical development.

References

1. Atapkina, O.L. Problems of assessment of quality of education at comprehensive school// Kvalimetriya of the person and education: methodology and practice. 5th symposium. - M, 1996.

- 211 pages.

2. Belov, A.K. Influence of education in

the sphere of physical culture on formation of professional and important qualities of cadets of military higher education institution: yew.... band. neg. sciences: 13.00.08 / Belov Alexander Konstantinovich

- Stavropol, 2004.-166 pages.

3. Danilchenko, V.M. Pedagogical conditions of personal and creative training of future teacher: Yew.... band. neg. sciences / V.M. Danilchenko. - M.: 1993. - 236 pages.

4. Vegetable marrows, VA. Methodical

recommendations about carrying out professional and application-oriented physical training among the studying youth at a stage of

О

Ю

5

*

2 е

6

vocational education/VA. Kabachkov, V.A Kurentsov, E.A Zyurin//Physical training and sport for children and young people. - 2013. - No. 5. -Page 27-41.

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov AYu. Pedagogical dictionary. - M.: Academy, 2000. - Page 158.

6. The concept of development of physical culture and sport in Russian Armed Forces until 2020. -M.: 2009.-6 pages.

7. Kravtsov, F.E. Professionalizm as value: aBTope^. yew ... band.filos. sciences / F.E. Kravtsov - Stavropol, 2001.-23 pages.

8. Matveev, L.P. Theory and technique of

physical culture (general bases of

the theory and technique of physical training; teoretiko-methodical aspects of sport and professional and application-oriented forms of physical culture): Studies. for in-t physical. cultures. / L.P. Matveev. — M.: Physical culture and sport, 1991. — 543 pages.

9. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation: (noc.. treason. 31.07.2013): ofitsa text. - M.: MO Russian Federation, 2013. - 199 pages.

10. Postalyuk, N.Yu. Creative style of activities: pedagogical aspect. -Kazan, 1989. - 200 pages.

11. The order of the Minister of Defence of the Russian Federation of 21.04.2009 N 200 «About the adoption of manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation».

12. A manual on physical training in the Strategic Missile Troops: (noc.. treason. 05.12.2013): ofitsa text. -M.: MO Russian Federation, 2013. -405 pages.

13. Stambulova, N.B. Psikhologiya of sporting career. Manual. - SPb.: 1999.-368 pages.

14. Theory and technique of physical culture: Studies. the manual / under the editorship of Yu.F. Kuramshin, V.I. Popov. - SPb. 1999.-324 pages.

СЧ £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.