Научная статья на тему 'Технология формирования профессионально важных физических качеств курсантов вузов вв МВД России на основе бионергитических типов'

Технология формирования профессионально важных физических качеств курсантов вузов вв МВД России на основе бионергитических типов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТИПЫ / BIOENERGETIC TYPES / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ / A METHODOLOGY OF CADETS'' PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT / EDUCATIONAL-TRAINING LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наговицын С.Г., Смирнов А.А., Поторочин А.Г.

Сохранение здоровья, поддержание физической подготовленности курсантов военноучебных заведений МВД России на уровне требований профессиональной деятельности в свете современных проблем здоровья человека, здорового образа жизни, концепции тренированности, личностно-ориентированного физкультурного образования и т.д. предполагают необходимость модернизации программ по физической культуре. Научное обоснование физической подготовки курсантов отстает от потребностей практики, это выражается в том, что имеющиеся в литературе рекомендации о развитии двигательных способностей у курсантов имеют разобщенный характер. Методика развития физических качеств зачастую копируется из спорта, что не в полной мере учитывает особенности физической подготовки курсантов, специфику их учебно-трудовой деятельности. Методы: анализ научной литературы, тестирование, экспресс-диагностика функционального состояния, эксперимент, математическая статистика. Материалы. В статье рассматривается методика развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков в зависимости от биоэнергетических типов курсантов. Результаты. В эксперименте была использована программа «D&K TEST», которая позволила определить пять биоэнергетических групп курсантов. В результате анализа полученных данных было выявлено, что наибольшее количество курсантов принадлежат к смешанному биоэнергетическому типу. Дифференцируя курсантов на различные биоэнергетические типы, изучили динамику их общей и специальной физической подготовленности. Результаты эксперимента позволяют утверждать, что дифференциация подготовки курсантов только в зависимости от военно-учетной специальности, как это принято в настоящее время, является менее эффективной, чем в случае разделения курсантов на биоэнергетические типы. Заключение. Разработанная методика развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков с учетом биоэнергетические типов курсантов приводит к достижению высоких и устойчивых показателей физической и профессиональной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наговицын С.Г., Смирнов А.А., Поторочин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of professionally important physical qualities formation among the cadets of military higher educational establishments of internal affairs ministry internal troops in Russia on the basis of bioenergetic types

Health protection, cadets' physical fitness support in military-educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the level ofprofessional activity demands, in terms of modern health problems, a healthy life-style, the concept of being trained, personality oriented physical education lead to the necessity to modernize the programs on physical culture. A scientific substantiation of the cadets' physical training doesn't satisfy the demands ofpractice, it is shown in the recommendations in the literature on cadets' motional skills development, which have disconnected character. The methodology of physical qualities development very often is taken from sport, not taking into account the peculiarities of cadets' physical fitness, the specificity of their educational-labor activity. Research methods: scientific literature analysis, testing, expressdiagnostics of a functional state, an experiment, mathematical statistics. Materials. The article is about a methodology of professionally important physical qualities and the applied motional skills development, depending on cadets' bioenergetic types. Results. The program "D&K TEST" was used in the experiment, which helped to reveal 5 bioenergetic groups among cadets. The results of the received data showed, that most cadets belong to a mixed bioenergetis type. Differentiating the cadets into different bioenergetic types, we studied the dynamics of their general and special physical readiness. The results of the experiment showed, that cadets' training differentiation only according to militaryaccounting speciality, as it is done nowadays, is less effective, than the cadets' division into bioenergetic types. Conclusion. The created methodology ofprofessionally important physical qualities and the applied motional skills development, taking into account cadets' bioenergetic types, leads to high and steady indices ofphysical and professional readiness achievement.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессионально важных физических качеств курсантов вузов вв МВД России на основе бионергитических типов»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014

ISSN2070 47

УДК 378.1+ 796.011

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ БИОНЕРГИТИЧЕСКИХ

ТИПОВ

С.Г. Наговицын - доктор педагогических наук, доцент Ижевский юридический институт(ф) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства

юстиции Российской Федерации e-mail: iji-fiz@mail.ru А.А. Смирнов - Пермский военный институт внутренних войск МВД России

e-mail: andl518@yandex.ru А.Г. Поторочин - кандидат педагогических наук Ижевский юридический институт(ф) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства

юстиции Российской Федерации» e-mail: iji-fiz@mail.ru

THE TECHNOLOGY OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES FORMATION AMONG THE CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL

ESTABLISHMENTS OF INTERNAL AFFAIRS MINISTRY INTERNAL TROOPS IN RUSSIA ON

THE BASIS OF BIOENERGETIC TYPES S.G. Nagovitsyn - doctor of pedagogics, associate professor Izhevsk Juridical Institute (branch) Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Russian Juridical Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation"

e-mail: iii-fiz@mail.ru A.A. Smirnov - a senior lecturer Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

e-mail: and 1518@vandex.ru A.G. Potorochin - candidate of pedagogics Izhevsk Juridical Institute (branch) Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Russian Juridical Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation"

e-mail: iii-fiz@mail.ru

Ключевые слова: физическая культура, биоэнергетические типы, учебно-тренировочные занятая, методика развития профессионально важных физических качеств курсантов.

Аннотация. Сохранение здоровья, поддержание физического подготовленности курсантов военно-учебных заведений МВД России на уровне требованигО профессионального деятельности в свете современных проблем здоровья человека, здорового образа жизни, концепг{гш тренированности, личностно-ориентированного физкультурного образования и т.д. предполагают необходимость модернизсщии программ по физического культуре.

Научное обоснование физического подготовки курсантов отстает от потребностегО практики, это выражается в том, что имеющиеся в литературе рекомендсщии о развитии двигательных способностегО у курсантов имеют разобщенный характер. Методика развития физических качеств зачастую копируется из спорта, что не в полной мере учитывает особенности физической подготовки курсантов, специфику их учебно-трудовой деятельности.

Методы: анализ научной литературы, тестирование, экспресс-диагностика функционального состояния, эксперимент, математическая статистика.

Материалы. В статье рассматривается методика развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков в зависимости от биоэнергетических типов курсантов.

Везультаты. В эксперименте была использована программа «D&K - TEST», которая позволила определить пять биоэнергетических групп курсантов. В результате анализа полученных данных было выявлено, что наибольшее количество курсантов принадлежат к смешанному биоэнергетическому типу. Дифференцируя курсантов на различные биоэнергетические типы, изучили динамику их общей и специальной физической подготовленности. Везультаты эксперимента позволяют утверждать, что дифференциация подготовки курсантов только в зависимости от военно-учетной специальности, как это принято в настоящее время, является менее эффективного, чем в случае разделения курсантов на биоэнергетические типы.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47

Заключение. Разработанная методика развития профессионально важных физических качеств н прикладных двигательных навыков с учетом биоэнергетические типов курсантов приводит к достижению высоких и устойчивых показателей физической и профессиональной подготовленности.

Keywords: physical culture, bioenergetic types, educational-training lessons, a methodology> of cadets' pro fessionally important physical qualities development.

Annotation. Health protection, cadets ' physical fitness support in military-educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the level ofprofessional activity demands, in terms of modern health problems, a healthy lifestyle, the concept of being trained, personality oriented physical education lead to the necessity to modernize the programs on physical culture.

A scientific substantiation of the cadets 'physical, training doesn 't satisfy the demands ofpractice, it is shown in the recommendations in the literature on cadets' motional skills development, which have disconnected character. The methodology of physical qualities development very often is taken from sport, not taking into account the peculiarities of cadets ' physical fitness, the specificity of their educational-labor activity.

Research methods: scientific literature analysis, testing, express- diagnostics of a functional state, an experiment, mathematical statistics.

Materials. The article is about a methodology of professionally important physical qualities and the applied motional skills development, depending on cadets ' bioenergetic types.

Results. The program "D&K - TEST" was used in the experiment, which helped to reveal 5 bioenergetic groups among cadets. The results of the received data showed, that most cadets belong to a mixed bioenergetis type. Differentiating the cadets into different bioenergetic types, we studied the dynamics of their general and special physical readiness. The results of the experiment showed, that cadets' training differentiation only according to military- accounting speciality, as it is done nowadays, is less effective, than the cadets ' division into bioenergetic types.

Conclusion. The created methodology ofprofessionally important physical qualities and the applied motional skills development, taking into account cadets ' bioenergetic types, leads to high and steady indices of physical and professional readiness achievement.

Введение. Сохранение здоровья, поддержание физической подготовленности курсантов военно-учебных заведений МВД России на уровне требований профессиональной деятельности в свете современных проблем здоровья человека, здорового образа жизни, концепции тренированности, личностно-ориентированного физкультурного образования и т.д. предполагают необходимость модернизации программ по физической культуре.

Типовая программа физической подготовки курсантов военно-учебных заведений должным образом не готовит их к перенесению физических и интеллектуальных нагрузок в ходе образовательной и военно-профессиональной деятельности.

Актуальна проблема оценивания

программных контрольных нормативов и упражнений [НФП ВВ], применяемых для проверки уровня развития физических качеств и двигательных навыков, характеризующих развитие того или иного физического качества, которые не учитывают индивидуальные особенности энергообеспечения организма курсантов. Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречия между назревшей необходимостью внедрения в систему физической подготовки курсантов нового программного обеспечения и

отсутствием научно обоснованных подходов к реализации этого процесса в физической подготовке военнослужащих.

Целью исследования является разработка и научное обоснование методики физической подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении на основе выявления биоэнергетических типов, теоретическое обоснование и экспериментальное внедрение методики повышения уровня физической подготовленности курсантов с учетом индивидуальных особенностей

энергообеспечения (биоэнергетических типов).

Задачи:

изучить проблемы применения альтернативных видов физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений;

выявить зависимость уровня сформированное™ профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков от показателей биоэнергетических типов организма курсантов;

- разработать и экспериментально обосновать авторскую методику развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков курсантов в зависимости от их биоэнергетических типов;

- разработать педагогическую технологию реализации вариативной программы формирования профессионально важных

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, N¡4(33) 2014

ISSN2070 47

физических качеств и прикладных двигательных навыков.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы,

педагогическое тестирование, анализ документации, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K Test», педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В процессе регулярных регламентированных занятий физической подготовкой уровень и динамика физической подготовленности курсантов характеризуются неравномерным развитием основных двигательных

способностей. Градация средств и методов развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков в зависимости от биоэнергетических типов позволяет значительно улучшить отстающие стороны физической подготовленности курсантов.

Результаты исследования и их обсуяедение.

Основой продуктивности предлагаемой методики развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков является проведение занятий по физической подготовке с учетом биоэнергетических типов курсантов.

Несмотря на то что информация о состоянии энергетических систем в тренировочном процессе в спорте применяется достаточно часто, она ориентирована в основном на данные текущего состояния спортсменов, но в системе физической подготовки военнослужащих она не используется, и это, соответственно, не дает возможности выполнять перспективное планирование и тем более дифференцировать их подготовку в зависимости от индивидуальных возможностей. Естественно, что эти нерешенные проблемы существенно снижают эффективность современной подготовки военнослужащих и препятствуют росту их профессиональной подготовленности. Решение обозначенных проблем является основой нашего исследования.

Для определения биоэнергетических типов в своем исследовании мы использовали программу «D&K - TEST». Данная программа позволяет определить пять биоэнергетических групп курсантов, характеризующихся преобладанием того или иного механизма энергообеспечения их мышечной деятельности (аэробного или анаэробного) [1, 2, 3, 4].

Курсантов 1-2-й биоэнергетических групп, с предрасположенностью к аэробной работе, условно обозначили как «аэробный тип», курсантов 4-5-й биоэнергетических групп, с предрасположенностью к анаэробной работе, как «анаэробный тип». Курсантов 3-й биоэнергетической группы, с

предрасположенностью как к аэробной, так и анаэробной работе, обозначили как «смешанный тип».

В результате анализа полученных данных выявили, что во всех испытуемых группах, наибольшее количество курсантов как в абсолютном, так и процентном отношении принадлежат к смешанному

биоэнергетическому типу. Среди исследуемых зафиксировано преобладание курсантов анаэробного типа над количеством игроков аэробного типа. Соотношение различных биоэнергетических типов курсантов было рассмотрено также с учетом военно-учетной специальности. Как и предполагалось, исходя из предыдущего анализа, независимо от выбранной военно-учетной специальности, больше всего выявлено представителей смешанного биоэнергетического типа.

С учетом дифференцирования курсантов на различные биоэнергетические типы была изучена динамика их общей и специальной физической подготовленности. Для этого анализировали результаты следующих контрольных тестов: «бег 100 метров», «челночный бег 10x10м» или «бег 400 метров», «бег 1 км», «бег на 3 км», «прыжок в длину с места».

В результате анализа установили, что в тестах, показатели которых косвенно отражают уровень развития анаэробных возможностей («бегЮО метров», «прыжок в длину с места», «челночный бег 10x10 м»), лучшие результаты демонстрируют курсанты анаэробного типа.

Однако среди курсантов аэробного и смешанного типов в этих тестах показатели оказались выше, чем у представителей анаэробного типа. В тестах «бег 3 км» и « бег 1 км» лучший результат показан курсанты аэробного типа, но у курсантов 2-3-го курсов аналогичные результаты лучше у курсантов смешанного и анаэробного типов. По нашему мнению, полученные различия достоверны при Р 0,05 между аэробным и смешанным типами -различия достоверны при Р 0,05 между аэробным и анаэробным типами - различия достоверны при Р 0,05 между смешанным и анаэробным типами.

Следующим этапом исследования стал корреляционный анализ показателей общей и

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, N¡4(33) 2014

ISSN2070 47

специальной физической подготовленности с показателями функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов.

Результаты корреляционного анализа позволили констатировать, что у курсантов аэробного типа с показателями, характеризующими этот механизм

энергообеспечения организма, больше всего корреляционных связей имеет результат тестов «бег 1 км» или «бегЗ км» в зависимости от возраста(курса). Для курсантов смешанного типа результат тестового упражнения «бег 400 метров» или «бег 400 метров» (в зависимости от возраста) и результат теста «челночный бег 10x10 м» в наибольшей степени отражают эффективность как аэробного, так и анаэробного механизма энергообеспечения. У курсантов 2-3-го курсов анаэробного типа с показателями, характеризующими данный механизм энергообеспечения организма, больше всего корреляционных взаимосвязей имеют результаты тестового упражнения «бег 100 м»

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что дифференциация подготовки курсантов только в зависимости от военно-учетной специальности, как это принято в настоящее время, будет менее эффективной, если не учитывать факт разделения курсантов на биоэнергетические типы. В связи с этим планирование объема и направленности основных учебно-тренировочных средств,

особенно на первых курсах обучения, когда акцентируется внимание на развитии функциональных возможностей курсантов, необходимо дифференцировать прежде всего в зависимости от биоэнергетического типа курсантов, а не его военно-учетной специальности. При этом ведущим принципом построения учебно-тренировочных занятий должно быть развитие недостающих компонентов механизма энергообеспечения курсантов.

Необходимо подчеркнуть, что

перераспределение объема основных учебно-тренировочных средств курсантов

осуществлялось в рамках учебного плана дисциплины «Физическая культура». Общее количество часов, отведенных на каждый раздел подготовки в рамках педагогического эксперимента, в экспериментальной и контрольной группах было одинаковым. В экспериментальной группе количество времени, отведенного на основные средства подготовки, различалось в зависимости от биоэнергетических типов курсантов.

Заключение. Разработанная методика развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков с учетом биоэнергетические типов курсантов приводит к достижению высоких и устойчивых показателей физической и профессиональной подготовленности.

Литература

1. Гибадуллин, И. Г. Индивидуализация тренировочного процесса биатлонистов на основе биоэнергетических типов. / И. Г. Гибадуллин, А. Ю. Миронов, С. Н. Зверева - Электронный ресурс: nauka-pedagogika.com. Дата обращения 10.06.2014.

2. Душанин, С. А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С. А. Душанин. - Киев : Здоров'я, 1986. - 24 с.

3. Душанин, С. А. Ускоренные методы исследования энергетического метаболизма мышечной деятельности : методические рекомендации / С. А. Душанин, Ю. В. Береговой, В. Г. Мигулева. - Киев : Здоров'я, 1984. - 27 с.

4. Душанин, С. А. Экспресс-диагностика спортсменов в нестационарных условиях / С. А. Душанин // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. - Киев : Здоров'я, 1985. - С. 116-125.

Статья поступила в редакцию: 23.12.2014 г.

References

1. Gibadullin, I. G. A training process individualization of biathlonists on the basis of bioenergetics types. /1. G. Gibadullin, A. Y. Mironov, S. N. Zvereva - An electronic resource: nauka-pedagogika.com. A reference date 10.06.2014.

2. Dushanin. S. A. A miltifactorial express-diagnostics system of sportsmen's functional readiness in case of a current and operational medical-pedagogical control / S. A. Dushanin. - Kiev : Zdorov'ya, 1986. - 24 p.

3. Dushanin, S. A. Express methods of an energetic metabolism study of a muscular activity : methodical recommendations / S. S. Dushanin, Y. V. Beregovoy, V. G. Miguleva. - Kiev : Zdorov'ya, 1984. - 27 p.

4. Dushanin S. A. Express-diagnostics of sportsmen in non-stationary conditions / S. A. Dushanin // A training process management of highly qualified sportsmen. -Kiev : Zdorov'ya, 1985. - P. 116-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.