Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика русского языка / архаизмы / историзмы / изучение устаревших слов / подготовка к ЕГЭ / художественный текст / публицистический текст / vocabulary of the Russian language / archaisms / historicisms / study of obsolete words / preparation for the Unified State Examination / literary text / journalistic text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цынк Светлана Владимировна, Игдырова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются устаревшие слова русского языка как лингводидактическая проблема. Выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из активного употребления, переход их в пассивный словарный состав это один из основных видов изменений в языке. Поэтому в исследовании представлен перечень заданий, связанных с анализом устаревшей лексики, необходимых при подготовке школьников к ЕГЭ. Авторами предложена система работы по изучению архаизмов и историзмов, освещаются фрагменты теории устаревших слов, приводятся примеры анализа устаревшей лексики в текстах художественных (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой) и публицистических (А.И. Солженицын) произведений. Так, освещается вопрос об отличительных признаках историзмов и архаизмов, предлагается задание на их разграничение. Приведены примеры анализа семантических архаизмов, лексических и лексико-фонетических синонимов старославянизмов и русизмов. В работе охарактеризовано использование собственно лексических и лексико-семантического архаизма в публицистическом произведении А.И. Солженицына. Рассматриваются значение, функциональное использование архаизмов в художественном и публицистическом стиле придание речи торжественности, иронии, создание исторической стилизации. Делается вывод о том, что углублённая работа над устаревшей лексикой помогает восприятию художественного и публицистического текста, формирует научно-лингвистическое мировоззрение учащихся, расширяет их словарный запас. Предложенные авторами задания способствуют формированию лингвистической и культуроведческой компетенции школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with obsolete words of the Russian language as a linguodidactic problem. The loss of lexical units and individual meanings of words from active use, their transition to a passive vocabulary is one of the main types of changes in the language. Therefore, the study presents a list of tasks related to the analysis of obsolete vocabulary required in preparing schoolchildren for the USE. The authors propose a system of work on the study of archaisms and historicisms, highlight fragments of the theory of obsolete words, give examples of the analysis of obsolete vocabulary in literary texts (A.S. Pushkin, N.A. Nekrasov, I.S. Turgenev, L.N. Tolstoy) and journalistic (A.I. Solzhenitsyn) works. Thus, the question of the distinctive features of historicisms and archaisms is highlighted, and a task is proposed for their differentiation. Examples of the analysis of semantic archaisms, lexical and lexical-phonetic synonyms Old Church Slavonicisms and Russianisms are given. The paper characterizes the use of proper lexical and lexico-semantic archaism in A.I. Solzhenitsyn. The meaning, functional use of archaisms in artistic and journalistic style is considered giving speech solemnity, irony, creating historical stylization. It is concluded that in-depth work on obsolete vocabulary helps the perception of artistic and journalistic text, forms the scientific and linguistic worldview of students, and expands their vocabulary. The tasks proposed by the authors contribute to the formation of the linguistic and cultural competence of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ»

8. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. -Москва: Спорт, 2016,- 464 с.

9. К вопросу основных средств профессионально-прикладной физической подготовки военных инженеров ремонтников / С.А. Моисеев, Д.А. Якубович, А.Н. Лёвочкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№9(187).-С. 266-271

10. Кожевникова, Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. -2010. - № 3. - С. 34-38

11. Методика отбора и подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации / C.B. Ценцеря, Н.В. Пахомова, Д.В. Дмитриев [и др.]. -Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2022. - 82 с.

12. Панасенко, Ю.А. Особенности труда преподавателя и общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза / Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 158-161

13. Педагогические приёмы, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники / A.C. Фадеев, Р.В. Едигарев, A.B. Сорокин [и др.] // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019,- № 11(177). - С. 432-436

Педагогика

УДК 372.881.161

кандидат филологических наук, доцент Цынк Светлана Владимировна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт») (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт) (г. Димитровград)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ

ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Аннотация: В статье рассматриваются устаревшие слова русского языка как лингводидактическая проблема. Выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из активного употребления, переход их в пассивный словарный состав - это один из основных видов изменений в языке. Поэтому в исследовании представлен перечень заданий, связанных с анализом устаревшей лексики, необходимых при подготовке школьников к ЕГЭ. Авторами предложена система работы по изучению архаизмов и историзмов, освещаются фрагменты теории устаревших слов, приводятся примеры анализа устаревшей лексики в текстах художественных (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой) и публицистических (А.И. Солженицын) произведений. Так, освещается вопрос об отличительных признаках историзмов и архаизмов, предлагается задание на их разграничение. Приведены примеры анализа семантических архаизмов, лексических и лексико-фонетических синонимов - старославянизмов и русизмов. В работе охарактеризовано использование собственно лексических и лексико-семантического архаизма в публицистическом произведении А.И. Солженицына. Рассматриваются значение, функциональное использование архаизмов в художественном и публицистическом стиле - придание речи торжественности, иронии, создание исторической стилизации. Делается вывод о том, что углублённая работа над устаревшей лексикой помогает восприятию художественного и публицистического текста, формирует научно-лингвистическое мировоззрение учащихся, расширяет их словарный запас. Предложенные авторами задания способствуют формированию лингвистической и культуроведческой компетенции школьников.

Ключевые слова: лексика русского языка, архаизмы, историзмы, изучение устаревших слов, подготовка к ЕГЭ, художественный текст, публицистический текст.

Annotation: The article deals with obsolete words of the Russian language as a linguodidactic problem. The loss of lexical units and individual meanings of words from active use, their transition to a passive vocabulary is one of the main types of changes in the language. Therefore, the study presents a list of tasks related to the analysis of obsolete vocabulary required in preparing schoolchildren for the USE. The authors propose a system of work on the study of archaisms and historicisms, highlight fragments of the theory of obsolete words, give examples of the analysis of obsolete vocabulary in literary texts (A.S. Pushkin, N.A. Nekrasov, I.S. Turgenev, E.N. Tolstoy) and journalistic (A.I. Solzhenitsyn) works. Thus, the question of the distinctive features of historicisms and archaisms is highlighted, and a task is proposed for their differentiation. Examples of the analysis of semantic archaisms, lexical and lexical-phonetic synonyms - Old Church Slavonicisms and Russianisms are given. The paper characterizes the use of proper lexical and lexico-semantic archaism in A.I. Solzhenitsyn. The meaning, functional use of archaisms in artistic and journalistic style is considered - giving speech solemnity, irony, creating historical stylization. It is concluded that in-depth work on obsolete vocabulary helps the perception of artistic and journalistic text, forms the scientific and linguistic worldview of students, and expands their vocabulary. The tasks proposed by the authors contribute to the formation of the linguistic and cultural competence of schoolchildren.

Key words: vocabulary of the Russian language, archaisms, historicisms, study of obsolete words, preparation for the Unified State Examination, literary text,journalistic text.

Введение. В перечень заданий ЕГЭ включено задание, проверяющее знание лексики русского языка, в том числе устаревшей лексики. Для успешного выполнения данного задания обучающийся должен знать определение, основные признаки лексической единицы, уметь находить ее в указанном фрагменте, понимать роль устаревших слов в текстах различных стилей. Проблемам изучения архаичной лексики в современной школе посвятили методические работы Т.Е. Гордо [1], И.О. Гуйда [2], А.Ф. Махиборода [3], Е.Д. Наздеркина [4], С.Е. Терехова [7] и другие.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - методическое решение задачи систематизации знаний и углублении представлений школьников об устаревших словах русского языка при подготовке к ЕГЭ. При решении этой задачи необходимо сначала осветить вопрос о характеристиках историзмов и архаизмов. Архаизмы и историзмы различаются, главным образом, тем, что в первом случае из активного употребления выходит означающее, а во втором -означаемое. При этом под активным употреблением в лексикологии понимается стилистически не ограниченное, свободное использование языковых единиц в «живом» общении в различных сферах нормированного языка.

Архаизмы - слова, отдельные значения, формы слов и обороты пассивного запаса, которые были вытеснены из активного употребления под влиянием преимущественно языковых причин общеупотребительными эквивалентами. Как правило, архаизмы в современном языке выступают только в определенных стилистических функциях.

Историзмы - это слова, отдельные значения, обороты пассивного запаса, вышедшие из активного употребления вследствие исчезновения обозначаемых предметов, явлений, понятий. В современном языке историзмы употребляются в качестве единственных номинаций устаревших реалий.

Школьникам иногда бывает трудно отличить историзм от архаизма. Поэтому при подготовке к ЕГЭ предлагается следующее задание: разграничьте историзмы и архаизмы, выписав их в два столбика (при необходимости обращайтесь к толковому словарю для определения лексического значения слова, выявления наличия помет «устар.», «истор.», «арх.»): армяк, бойница, близкость, вежды, ворог, всуе, выя, гонитель, десница, зело, кафтан, кольчуга, комбед, ликбез, нэп, опричник, пиит, пищаль, помещик, раскулачить, редут, рыбарь, сей, содейство, тать, туга, уста.

Правильное понимание значений устаревших лексических единиц важно для восприятия современным читателем художественных и публицистических текстов. Еще в XVIII веке писатель Я.Б. Княжнин говорил, что читать можно трояким способом: 1) читать и не понимать; 2) читать и понимать; 3) читать и понимать даже то, что не написано. Задача преподавателя-словесника состоит в том, чтобы научить школьников читать третьим способом. Для этого необходимо заострять их внимание на особенностях лексики того или иного произведения. Предлагаемая система работы по изучению устаревшей лексики способствует развитию у учеников навыков осмысленного чтения. Приведем примеры толкования архаизмов при анализе художественных текстов.

Так, необходимо обращать внимание обучающихся на семантические архаизмы (слова, употребляющиеся в не свойственном современному языку значении). Например, в 6 главе «Капитанской дочки» A.C. Пушкин пишет: «Новые обстоятельства усилили беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами», то есть с листами, возбуждающими к бунту, мятежу, восстанию. Понимание слова возмутительный в современном значении («вызывающий чувство возмущения») [5, С. 91], приводит к неправильному восприятию текста, определяя листы как вызвавшие неудовольствие коменданта, рассердившие его. В поэме A.C. Пушкина «Руслан и Людмила» читаем: Но между тем, какой позор Являет Киев осаждённый.

Слово позор поэт употребляет в старом значении «зрелище». Этот же корень -зор- (от зоркий, зрение) мы находим в слове дозор. Ср. у H.A. Некрасова: Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои («Мороз, Красный нос»).

При лексическом анализе художественных произведений преподаватель должен иметь в виду и показать учащимся, что один и тот же автор может употреблять ту или иную лексему и в старом, и в современном значении. Так, например, у A.C. Пушкина слово позор употребляется и в современном значении «бесчестие»: Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен... («Евгений Онегин»),

Необходимо обращать внимание учеников на специфические для древней Руси и сохранившиеся еще в XIX веке значения отдельных лексем и фразеологизмов с ними. Интересна в этом отношении история форм полдень и полночь. Названные слова обозначали не только середину дня и ночи, но и являлись синонимами к словам юг и север. Такое толкование возникло в результате народной ассоциации: полдень - середина дня, высшее стояние солнца, - отсюда юг, а противоположное ему по значению слово полночь стало означать север. От этих же существительных образуются совпадающие с ними по значению прилагательные: полуденный и полночный (старославянская форма полнощный). Все эти формы довольно употребительны в XIX веке. Например: Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво (A.C. Пушкин «Медный всадник»)

Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии... историки забывают о том, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

При чтении художественных произведений следует обращать внимание на такой процесс, происходящий в лексике, как сужение и расширение значения слова. Например, A.C. Пушкин глагол течь употребляет в более широком, по сравнению с современным, значении, относя действие (бежать) к человеку: Но человека человек Послал к Анчару властным взглядом; И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом («Анчар»),

При этом необходимо отмечать случаи, когда одно и то же слово нередко у одного и того же автора употребляется и в широком, и в узком значении. Например, слово доверенность, обозначающее в современном языке определённый тип документа, у Л.Н. Толстого имеет различное употребление:

1. Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями... («Война и мир»),

2. Я ценю вашу доверенность ко мне («Анна Каренина»),

В первом случае слово употребляется в узком значении - «документ», а во втором - в широком - «доверие». При знакомстве с лексикой художественных произведений следует обращать внимание обучающихся на особенности употребления лексических и лексико-фонетических синонимов различных по происхождению слов - старославянизмов и русизмов. Так, путём сопоставления встречающихся в художественных произведениях однокоренных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями следует выяснять характер различия между ними (стилистический, семантический), определять, какие из них сохранились в современном языке, а какие утратились, а также причину употребления той или иной формы в тексте. Например, для иллюстрации семантически различных однокоренных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, сохранившихся в качестве общелитературных, можно привести примеры из романов Н.С. Тургенева:

1. ... одним словом, словно в храм какой вступил («Руцин»),

2. Пжил он, ваш блаженные памяти прадедушка, в хоромах деревянных малых («Дворянское гнездо»). Иллюстрацией стилистически окрашенных форм уже в XIX веке могут служить примеры:

1. Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» (A.C. Пушкин «Полтава»),

2. Красуйся, град Петров, и стой

Непоколебимо, как Россия... (A.C. Пушкин «Медный всадник»),

3. ... человек с закалённой волей — хныкал и жаловался, когда у него вскакивал веред, когда ему подавали тарелку холодного супу (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо».

4. ... но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, нёсшего беремя дров (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Неполногласные формы первых двух примеров {глас, град) употребляются с целью создания торжественности, ораторской напряжённости стиля. В современных толковых словарях они сопровождаются соответствующими пометами: «устарелое, поэтическое» [6, С. 420, 457], [5, С. 133, 144].

Полногласные формы третьего и четвёртого примеров (веред - «нарыв», беремя - «большая охапка, вязанка») являются устаревшими и областными. Они используются писателями для создания реальной картины жизни и быта описываемой среды, речевой характеристики персонажей.

При анализе форм с не сохранившимися в литературном языке неполногласными и полногласными сочетаниями можно рекомендовать выяснять их значение путём подбора однокоренных стилистически нейтральных слов: глас - голос, град -город, веред — вред, беремя — бремя и т. д.

Работа над лексикой может также осуществляться с привлечением языкового материала из публицистических произведений. Рассмотрим примеры толкования архаизмов текста публицистического стиля. По нашим наблюдениям, произведения А.И. Солженицына и созданный им «Русский словарь языкового расширения» «изобилуют лексическими единицами, которые относятся к минувшим эпохам» [9, С. 88]. Употребление архаизмов публициста связано с определенной стилистической целью либо с его лингвистической позицией - языковым расширением, то есть стремлением использовать слова пассивного запаса и ограниченного употребления наравне с литературными, тем самым обогащая кодифицированный язык. А.И. Солженицын целенаправленно и осознанно расширяет русский словарь, вводит в него слова, стоящие на периферии языка, - диалектизмы и архаизмы. В историческом очерке «Двести лет вместе» автор использует ряд собственно лексических архаизмов [8], среди них имена существительные очи и длань, употребленные для выражения иронической оценки:

А поток советской культуры год от году всё более попадал под очи и длани направительных учреждений (А.И. Солженицын).

Для придания речи торжественности и важности публицист употребляет в историческом очерке старославянизмы благорасположенный и благорастворенный:

1. Не только потому, что князь Урусов, благорасположенный к евреям, тут же сменивший Раабена и контролировавший губернаторский архив, — не обнаружил в нём такого «письма Плеве» (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»),

2. ... к состязанию с гибкой мыслью и письменностью либеральной и радикальной прессы...медлительные благорастворённыеумы совершенно не были готовы тогда (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»).

При этом слово благорастворенный используется в переносном, метафорическом значении.

В.И. Даль характеризует «неукладный товар» как «громоздкий, неудобный для перевозки». С помощью архаизма неукладный автор исторического очерка создаёт образ-символ:

Каждый день мы пылаем стыдом за наш неукладный народ (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»).

Таким образом, на примерах можно показать использование архаизмов в публицистическом тексте в стилистическом

По нашим наблюдениям, собственно лексические архаизмы переходчивость и сонность «стилистически нейтральны, использованы без особой стилистической установки» [8, С. 26]:

1. Пороговую трудность тут Державин видел в постоянной переходчивости и неучтённости еврейского населения... (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»),

2. У русских купцов —застой, сонность, монополия... (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»).

Публицист употребляет лексико-семантический архаизм воцарение («вступление на престол») «в тексте на историческую тему неслучайно: рассказывая о событиях эпохи XVIII века, логично обратиться к реалиям эпохи и их наименованиям» [10, С. 38]:

Елизавета же, через год по воцарении, издалауказ... (А.И. Солженицын «Двести лет вместе»),

В данном случае заостряется внимание школьников на том, что устаревшее слово служит воссозданию исторического колорита эпохи.

Выводы. Несмотря на то, что архаизмы и историзмы входят в пассивный словарный запас языка, к ним обращаются разработчики заданий ЕГЭ. Многие школьники не могут определить принадлежность к лексическому разряду слов, не понимают значений ряда устаревших единиц, что вызывает затруднения при выполнении предлагаемых заданий. Продуманная система работы над устаревшей лексикой при подготовке к ЕГЭ способствует систематизации знаний по теме, обогащает словарь учащихся, формирует у них представление о языке как об исторической категории. Понимание архаизмов и историзмов, их стилистических функций приводит к полноценному прочтению конкретного текста художественной литературы и публицистики, а также помогает осмыслить культуру и историю страны, сформировать лингвистическую и культуроведческую компетенцию. В связи с изучением архаизмов и историзмов школьники овладевают умением использовать словари (толковые, этимологические) для поиска устаревших слов. Привлечение словарей помогает дать фактам языка четкую научную трактовку.

Литература:

1. Гордо, Т.Е. Изучение устаревшей лексики в школьном курсе русского родного языка в 7 классе / Т.Е. Гордо // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». - М., 2022. - С. 84-87

2. Гуйда, Н.О. Технология сотрудничества на уроках русского языка при изучении устаревшей лексики / Н.О. Гуйда // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 84-4. - С. 80-83

3. Махиборода, А.Ф. Изучение устаревшей лексики на уроках русского языка как фактор сохранения национальной культуры / А.Ф. Махиборода // Ratio et Natura. - 2020. - № 2.

4. Наздеркина, Е.Д. Роль устаревших слов в современной речи / Е.Д. Наздеркина // VIII Рождественские чтения. Межвузовский сборник научно-методических статей. - Ишим, 2021. - С. 128-132

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

6. Словарь русского языка: под ред. А.П. Евгеньевой. В4т. - Т. 1. - М.: Полиграфресурсы, 1999. - 702 с.

7. Терехова, С.Е. Национально-культурный компонент изучения устаревшей лексики на уроках русского языка в современной школе / С.Е. Терехова // Вестник БелИРО. - 2019. - № 1(11). - С. 30-37

8. Цынк, C.B. Собственно лексические архаизмы в произведении А.И. Солженицына «Двести лет вместе» / C.B. Цынк // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2012. - № 1. - С. 24-30

9. Цынк, C.B. Лексический потенциал языка в оценке А.И. Солженицына (на материале «Русского словаря языкового расширения» /C.B. Цынк. -М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 144 с.

10. Цынк, C.B. Языковая личность А.И. Солженицына как автора научно-публицистического текста (на материале исторического очерка «Двести лет вместе» / C.B. Цынк. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. - 145 с.

Педагогика

УДК 37.015

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В современном социуме важное место занимают вопросы социально-педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из-за устойчивого роста их числа. Автор отмечает, что имеющиеся в арсенале социальных педагогов и психологов формы, методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не в полном объеме реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускниками вузов. В статье актуализировано значение проблемы подготовки будущего социального педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, ее особенности. Представленный обзор содержания всех видов практик будущих социальных педагогов, позволяет автору сделать вывод о том, что современные реалии указывают на необходимость прохождения практик на базе различных профильных организаций. Автором отмечается интересный выбор студентами в качестве проблем для итогового исследования, по окончанию прохождения практик вопросов, связанных с процессом реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В статье проанализирован опыт организации учебной и производственных практик студентов педагогического вуза, будущих социальных педагогов, на базе реабилитационно-оздоровительного центра, готовящихся к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Преобладающим видом деятельности данного центра является психолого-педагогическая реабилитация. Реабилитационная деятельность осуществляется с применением методики трудотерапии, методики обучения ручному труду у детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен анализ основных видов реабилитации. Рассмотрены этапы осуществления реабилитационной деятельности, знание которых поможет будущим социальным педагогам в дальнейшей профессиональной деятельности. В статье обосновано, что существует необходимость дополнения содержания производственной практики подготовкой будущих социальных педагогов к работе в условиях госпитальной школы.

Ключевые слова: социальный педагог, учебная практика, производственная практика, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, госпитальная школа.

Annotation. In modern society, issues of socio-pedagogical and psychological assistance to children with disabilities occupy an important place due to the steady growth of their number. The author notes that the forms and methods of working with children with disabilities that are available in the arsenal of social educators and psychologists are not fully implemented in further professional activities by university graduates. The article actualizes the importance of the problem of preparing a future social pedagogue to work with students with disabilities, its features. The presented review of the content of all types of practices of future social educators allows the author to conclude that modern realities indicate the need for internships on the basis of various specialized organizations. The author notes an interesting choice of students as problems for the final study, at the end of the internship, issues related to the rehabilitation process of children with limited health opportunities. The article analyzes the experience of organizing educational and industrial practices of students of a pedagogical university, future social educators, on the basis of a rehabilitation and wellness center, preparing to work with students with limited health opportunities. The predominant activity of this center is psychological and pedagogical rehabilitation. Rehabilitation activities are carried out using occupational therapy techniques, methods of teaching manual labor to children with disabilities. The author presents an analysis of the main types of rehabilitation. The stages of rehabilitation activity implementation are considered, the knowledge of which will help future social educators in their further professional activities. The article proves that there is a need to supplement the content of industrial practice by preparing future social educators to work in a hospital school.

Key words: social pedagogue, educational practice, industrial practice, student with disabilities, hospital school.

Введение. Большое внимание в современном социуме уделяется вопросам социально-педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из-за устойчивого роста их числа. Такие дети имеют различные ограничения возможностей здоровья, выражающиеся как в физических, психических, так и умственных недостатках, оказывающих негативное влияние на процесс получения образования без создания специальных условий.

Проблемы изучения и реализации потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация их к социальной среде приобретают также большую значимость в нашем обществе. Ряд законодательных документов признает детей с ограниченными возможностями здоровья полноценными гражданами нашего государства и гарантирует доступность образовательных, информационных, культурных, социальных и других услуг.

Однако, имеющиеся в арсенале социальных педагогов и психологов формы, методы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, способствующие расширению их возможностей дальнейшей реабилитации, адаптации и, в целом, социализации, не в полном объеме реализуются в дальнейшей практической деятельности выпускниками вузов. На наш взгляд, это связанно с тем, как организуются вузами практики студентов, непосредственно получающих образование социальных педагогов.

Практическая подготовка для студентов любых специальностей имеет важное значение, но работа социальным педагогом подразумевает готовность к особо тесному профессиональному взаимодействию с различными категориями обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, организация практики должна осуществляться непосредственно в тех образовательных организациях, в которых имеется данный контингент обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.