Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / СУБЪЕКТЫ РФ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаева Н.М.

Цель статьи - исследование проблем финансовой деятельности субъектов РФ и анализ понятия финансовой деятельности как одного из признаков субъекта Федерации. Автор придерживается традиционного подхода понимания финансовой деятельности субъектов РФ, исследованной в правовой доктрине. Подвергаются изучению понятия финансового и бюджетного федерализма, их основ, выявляются сущность и природа финансовой деятельности субъектов РФ. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности, диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение автор дает собственное определение финансовой деятельности субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF THE FINANCIAL ACTIVITIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The aims of the article are to research problems of Russian Federation’s subjects financial activity and to analyze this term as one of the attribute of the Federation’s subject. Authors adhere the traditional approach of understanding financial activity of subjects of the Russian Federation, which has been researched in law science. There is researching of following terms: financial federalism, budgetary federalism, their basics, essence and content of the financial activities of subjects of the Russian Federation. Writing the article authors use different scientific methods, such as dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, author gave her own term of financial activities of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW

УДК/UDC 347.73.353.2

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-62-65

Сущность и содержание финансовой деятельности субъектов Российской Федерации

Н. М. Атаева

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, abanai@mail.ru

Аннотация. Цель статьи - исследование проблем финансовой деятельности субъектов РФ и анализ понятия финансовой деятельности как одного из признаков субъекта Федерации. Автор придерживается традиционного подхода понимания финансовой деятельности субъектов РФ, исследованной в правовой доктрине. Подвергаются изучению понятия финансового и бюджетного федерализма, их основ, выявляются сущность и природа финансовой деятельности субъектов РФ. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности, диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение автор дает собственное определение финансовой деятельности субъектов РФ.

Ключевые слова: финансовая деятельность, финансовый федерализм, бюджетный федерализм, субъекты РФ, межбюджетные отношения, бюджетный процесс

Для цитирования: Атаева Н. М. Сущность и содержание финансовой деятельности субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 62-65. DOI: 10.21779/2224-02412021-39-3-62-65

Essence and content of the financial activities of subjects of the Russian Federation Naida M. Ataeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, abanai@mail.ru

Abstract. The aims of the article are to research problems of Russian Federation's subjects financial activity and to analyze this term as one of the attribute of the Federation's subject. Authors adhere the traditional approach of understanding financial activity of subjects of the Russian Federation, which has been researched in law science. There is researching of following terms: financial federalism, budgetary federalism, their basics, essence and content of the financial activities of subjects of the Russian Federation.

Writing the article authors use different scientific methods, such as dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, author gave her own term of financial activities of subjects of the Russian Federation.

Keywords: financial activities, financial federalism, budgetary federalism, subjects of the Russian Federation, interbudgetary relations, budget process

For citation: Ataeva N. M. Essence and content of the financial activities of subjects of the Russian Federation.

Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3, pp. 62-65. DOI: 10.21779/2224-02412021-39-3-62-65 (In Russ.).

В настоящее время проблема финансовой деятельности субъектов РФ характеризуется довольно слабым уровнем научно-теоретической разработанности, что обусловлено «незначительным возрастом» как отрасли финансового права, так и ее науки [1]. Имеет место отставание законодательства от практики: назрела необходимость совершенствования бюджетного процесса, межбюджетных отношений, оптимизации совершенствования основ организации и деятельности контрольно-счетных органов [2] и т.д.

Единство финансовой политики является основой федерализма Российской Федерации. Финансовый федерализм включает в себя установление правовых основ различных аспектов финансовой деятельности РФ и ее субъектов: разграничение полномочий и предметов ведения между органами публичной власти РФ и ее субъектов; межбюджетные отношения; обеспечение органов публичной власти ресурсами, необходимыми для реализации их полномочий. Межбюджетные отношения предполагают выравнивание диспропорций

в финансовом обеспечении между субъектами для оказания социальных услуг равного уровня на их территориях [3].

Основы бюджетного федерализма предполагают взаимодействие органов публичной власти для наиболее оптимальной реализации межбюджетных отношений. Сущностное содержание бюджетного федерализма предусматривает максимальный учет интересов центра и регионов для согласованного развития общественных отношений.

Тенденция усиления роли субъектов в проведении финансовой политики государства обусловлена четким разграничением полномочий и вопросов ведения РФ и субъектов РФ, расширением бюджетных и иных финансовых прав, в том числе признания права собственности на бюджет. Законодательство РФ предоставляет субъектам право аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения, право претендовать на получение соответствующей финансовой помощи от государства в форме финансовых трансферов и др.

Правоприменительная практика демонстрирует, что централизация полномочий негативно сказывается на финансовой деятельности субъектов, не позволяя им осуществлять более эффективное финансово-правовое регулирование. Заданный Президентом РФ курс на децентрализацию финансовых полномочий все еще продолжается: прозвучала инициатива планомерной передачи регионам государственных учреждений в сфере образования, сельского хозяйства и здравоохранения. Но данная децентрализация не подразумевает увеличения доходной базы субъектов для исполнения делегированных полномочий, кроме увеличения финансовой помощи, выделяемой центром. Это позволяет сделать вывод об усилении «финансовой вертикали» власти [4].

Финансовая деятельность РФ и ее субъектов реализуется посредством применения различных методов, сущность которых определяется экономической и правовой политикой [5]. Финансовая деятельность - один из важнейших признаков субъекта федерации, отражающий его самостоятельность. Наиболее полно она раскрывается в налоговой и бюджетной сферах [6]. Субъекты РФ являются субъектами финансового права и обладают финансовой компетенцией, что находит свое воплощение в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в учредительных актах самих субъектов и иных нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов [7].

Н.Н. Воробьева рассматривает организацию финансовой деятельности субъектов РФ в качестве самостоятельной категории финансового права, сущность которой заключается в целенаправленной и систематической деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ по формированию финансовой системы субъектов РФ. Она выделяет в данной категории два аспекта: струк-

турный и функциональный. Первая составляющая заключается в формировании системы органов государственной власти, полномочных осуществлять деятельность по аккумуляции, распределению и использованию бюджетов субъектов и других денежных фондов, а также организации системы указанных фондов. Вторая предполагает систематическую деятельность органов публичной власти и государственных учреждений РФ и субъектов РФ «по планированию, прогнозированию, регулированию, координации и контролю, их непрерывности и цикличности, обусловленных единством цели и задач финансовой деятельности региона» [8].

Особенностью финансовой деятельности субъектов РФ также является ее двухуровневое регулирование со стороны органов публичной власти. Финансовую деятельность субъектов осуществляют как территориальные управления федеральных органов публичной власти РФ, так и органы публичной власти субъектов РФ.

Финансовая система субъектов РФ является частью федеральной финансовой системы. Для эффективного осуществления закрепленных полномочий все звенья системы должны осуществлять свою деятельность в рамках слаженного сотрудничества, так как данная система призвана обеспечивать единство финансовой политики РФ. Задачу координации следует возложить на специальный координирующий орган, так как в данном вопросе необходимо обеспечение единства и гармоничного сочетания деятельности всей системы финансовых органов РФ и ее субъектов [9]. Сотрудничество может иметь место в различных формах. К примеру, субъекты РФ вправе выступать с правом законодательной инициативы, принимать непосредственное участие в работе Совета Федерации РФ. Государство же предоставляет соответствующие финансовые межбюджетные трансферы, финансирует реализацию федеральных целевых программ, нацпроектов и т.д. Подобная работа осуществляется посредством создания разного рода советов, комиссий, комитетов и других совещательных органов [10].

Финансовая деятельность субъектов может иметь место при формировании финансовых фондов, системы и структуры органов публичной власти, полномочных осуществлять деятельность по управлению данными фондами; определении источника формирования фондов и целей расходования денежных средств. В систему фондов субъектов входят: региональный бюджет, территориальный государственный внебюджетный фонд, фонды бюджетных и автономных органов и учреждений субъекта РФ, фонды унитарных предприятий субъектов РФ.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно согласиться с мнением, что организация финансовой деятельности субъектов РФ выступает в качестве самостоятельной категории финансового права, сущность которой заключается в формировании и деятельности органов публич-

Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.

Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3.

ной власти РФ и субъектов РФ по осуществлению аккумуляции, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая деятельность субъектов РФ - это систематическая, целенаправленная, организованная и непрерывная деятельность, осуществляемая

органами публичной власти субъектов РФ, по планированию, прогнозированию, координации, регулированию и контролю использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Она нацелена на обеспечение субъектов РФ ресурсами для решения задач, стоящих перед ними на конкретный исторический период.

Список источников

1. Рыбакова С.В. Об отдельных аспектах финансовой правосубъектности в условиях цифровизации общества и экономики // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 9 (73). С. 61-65.

2. Арсланбекова А.З. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2017. № 3. С. 54-58.

3. Воробьева Н.Н. Финансовый федерализм: теоретико-правовые аспекты и практика реализации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / под ред. М.М. Журавлева,

A.М. Барнашова, С.С. Кузнецова. Томск, 2012. С. 141-143.

4. Покачалова Е.В., Рыбакова С.В. Финансовая правосубъектность участников отношений в сфере публичного (государственного) и частного (банковского) кредита // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской Академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 250-256.

5. Сомина Е.И. Правовое обеспечение финансовой деятельности субъектов Российской Федерации: на примере г. Москвы: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005. 28 с.

6. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В. А. Яговкина; отв. ред. А.Ю. Ильин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 623 с.

7. Воробьева Н.Н. Организация финансовой деятельности в субъектах Российской Федерации: по материалам Сибирского федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2010. 28 с.

8. Шилин Г.В. Координация как функция в деятельности администрации субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2002. 24 с.

9. Воробьева Н.Н. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в сфере финансов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / под ред.

B.Ф. Воловича, А.М. Барнашова, В.М. Зуева. Томск, 2009.

References

1. Rybakova S.V. Ob otdel'nyh aspektah finansovoj pravosub'ektnosti v usloviyah cifrovizacii obshchestva i ekonomiki [On certain aspects of financial legal personality in the conditions of digitalization of society and economy], Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGYUA) [Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)], 2020, no. 9 (73), рр. 61-65. (In Russian).

2. Arslanbekova A.Z. Problemy organizacii gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v Rossijskoj Feder-acii [Problems of organization of state financial control in the Russian Federation], Yuridicheskij vestnik DGU [Law Herald of DSU]. 2017. no. 3, рр. 54-58. (In Russian).

3. Vorob'eva N.N. Finansovyj federalizm: teoretiko-pravovye aspekty i praktika realizacii [Fiscal federalism: a theoretical and legal aspects and practice implementation], Pravovyeproblemy ukrepleniya rossijskoj gosu-darstvennosti: sb. st. [Legal problems of strengthening of the Russian state: collection of articles] / ed. M. Zhuravleva, A. M. Barnashova, S. S. Kuznetsov. Tomsk, 2012, pp. 141-143. (In Russian).

4. Pokachalova E.V., Rybakova S.V. Finansovaya pravosub'ektnost' uchastnikov otnoshenij v sfere pub-lichnogo (gosudarstvennogo) i chastnogo (bankovskogo) kredita [Financial legal personality of participants in relations in the sphere of public (state) and private (bank) credit], Yuridicheskaya nauka i praktika: vestnik Nizhego-rodskoj Akademii MVD Rossii [Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018, no. 4 (44), рр. 250-256. (In Russian).

5. Somina E.I. Pravovoe obespechenie finansovoj deyatel'nosti sub'ektov Rossijskoj Federacii: na primere g. Moskvy: : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Legal support of financial activity of subjects of the Russian Federation: on the example of Moscow], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moscow, 2005, 28 р. (In Russian).

6. Finansovoe pravo: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Financial law: textbook for academic bachelor's degree] / A. Yu. Il'in, M. N. Kobzar'-Frolova, I. G. Leneva, V. A. Yagovkina; ed. A. Yu. Il'in. 2nd ed., reprint. and additional. Mosraw, Izdatel'stvo Yurajt Publ., 2016, 623 р. (In Russian).

7. Vorob'eva N.N. Organizaciya finansovoj deyatel'nosti v sub'ektah Rossijskoj Federacii: po materialam Sibirskogo federal'nogo okruga: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Organization of financial activity in the subjects of the Russian Federation: based on the materials of the Siberian Federal District, Cand. Law sci. diss. Abstr.], Mos^w, 2010. 28 р.

8. Shilin G.V. Koordinaciya kak funkciya v deyatel'nosti administracii sub'ekta Rossijskoj Federacii: : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Coordination as a function in the activities of the administration of the subject of the Russian Federation Federation], Cand. Law sci. diss. Abstr. Tomsk, 2002, 24 p. (In Russian).

9. Vorob'eva N.N. Vzaimodejstvie federal'nyh i regional'nyh organov gosudarstvennoj vlasti v sfere fi-nansov [Interaction of federal and regional state authorities in the field of finance], Pravovye problemy ukrepleni-ya rossijskoj gosudarstvennosti: sb. st. [Legal problems of strengthening Russian statehood: collection of articles], ed. V.F. Volovich, A.M. Barnashova, V.M. Zueva. Tomsk, 2009. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Атаева Наида Магомедрасуловна, преподаватель кафедры конституционного и международного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: abanai@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ataeva Naida Magomedrasulovna, teacher of Department of Civil Law at the Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Law science, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: abanai@mail.ru

Поступила в редакцию 19 августа 2021 г.

Received 19 August, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.