Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаева Н. М.

Целью статьи является исследование проблем бюджетных правоотношений в Российской Федерации и определение понятия бюджетного федерализма. Автор анализирует ряд научных мнений, содержащихся в правовой доктрине, касательно определения термина «бюджетный федерализм». При изучении представленных тезисов также рассматриваются и выявляются сущность и содержание такого явления, как бюджетный федерализм. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности, диалектический, логический, формально-юридический, методы анализа и синтеза. В заключение автор дает собственное определение бюджетного федерализма, реализуемого в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEFINITION BUDGETARY FEDERALISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The researching of budget legal relation’s problems in Russian Federation and definition of budgetary federalismareaim of the article. Author researches different scientific opinions in this sphere. While investigating given abstracts, author also reviews and defines essence and contest of such phenomenon as budget federalism. Writing the article author uses different scientific methods, such as dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, author gave her own term of budget federalism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW

Научная статья

УДК/UDC 342.9:336.12(470)

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-65-67

К вопросу об определении понятия бюджетного федерализма в Российской Федерации

Н. М. Атаева

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация, abanai@mail.ru

Аннотация. Целью статьи является исследование проблем бюджетных правоотношений в Российской Федерации и определение понятия бюджетного федерализма. Автор анализирует ряд научных мнений, содержащихся в правовой доктрине, касательно определения термина «бюджетный федерализм». При изучении представленных тезисов также рассматриваются и выявляются сущность и содержание такого явления, как бюджетный федерализм. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности, диалектический, логический, формально-юридический, методы анализа и синтеза. В заключение автор дает собственное определение бюджетного федерализма, реализуемого в Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, разграничение полномочий, бюджетные правоотношения, бюджетное законодательство, субъекты РФ

Для цитирования: Атаева Н. М. К вопросу об определении понятия бюджетного федерализма в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. С. 65-67. DOI: 10.21779/2224-0241-202140-4-65-67

Original article

Problems of definition budgetary federalism in the Russian Federation Naida M. Ataeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, abanai@mail.ru

Abstract. The researching of budget legal relation's problems in Russian Federation and definition of budgetary federalismareaim of the article. Author researches different scientific opinions in this sphere. While investigating given abstracts, author also reviews and defines essence and contest of such phenomenon as budget federalism. Writing the article author uses different scientific methods, such as dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, author gave her own term of budget federalism in the Russian Federation.

Keywords: budget federalism, separation of powers, budget legal relations, budget legislation, subjects of the Russian Federation

For citation: Ataeva N. M. Problems of definition budgetary federalism in the Russian Federation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no.4, pp. 65-67. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-65-67 (In Russ.).

Бюджетное законодательство Российской Федерации находится в процессе непрерывного развития и совершенствования. Действующее бюджетное законодательство не может адекватно отвечать на новые вызовы, с которыми сталкиваются участники правоотношений, оно содержит большое количество пробелов, не предусматривает эффективного механизма реализации [1]. В условиях цифровой экономики обостряется круг проблем, оказывающих влияние на рассматриваемые правоотношения.

Бюджетные правоотношения, строящиеся на принципах федерализма, позволяют четко обозначить границы финансовой самостоятельности субъектов и зафиксировать уровень централизации финансов для решения государственных задач [3]. Другими словами, бюджетный федерализм призван соблюсти баланс интересов Российской Федерации с одной стороны и ее субъектов с другой [4].

Построение эффективной модели бюджетного федерализма является залогом формирования

Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no.4.

устойчивой федерации, стабильной бюджетной системы, проведения конструктивной экономической политики, но в тоже время не может осуществляться без предварительного решения первостепенных задач, стоящих перед федеративным государством [5].

Несмотря на принципиальную важность, понятие «бюджетный федерализм» до сих пор не нашло своего законодательного закрепления.

Так, П.И. Евсеев определяет бюджетный федерализм как особую финансово-правовую категорию, которая является важнейшим инструментом, используемым федеральным центром в политических отношениях с регионами. На его взгляд, бюджетный федерализм - это система правоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, основанная на принципах равенства субъектов РФ и их самостоятельности в пределах полномочий и разграничения компетенции, что установлено законодательством РФ [6].

Е.В. Рагулина предлагает понимать под бюджетным федерализмом составную часть федерализма, сущность которой заключается в совокупности бюджетных отношений между органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления касательно планирования и осуществления бюджетной политики РФ, разграничения предметов ведения и полномочий, а также формирование и урегулирование данных правоотношений. По ее мнению, бюджетный федерализм выступает моделью урегулирования межбюджетных отношений в федерации [7].

Ю.В. Арбатская признает бюджетный федерализм частью финансового федерализма, определяя его в качестве формы осуществления бюджетных финансовых полномочий РФ и ее субъектов в области формирования и осуществления бюджетной политики государства, предусматривающей наступление ответственности соответствующих органов публичной власти за недобросовестную реализацию делегированных им полномочий, причем данная деятельность, по ее мнению, должна строиться исключительно на принципах сочетания государственных и региональных интересов, единства и целостности государства [8].

Н.И. Новикова полагает, что бюджетный федерализм выступает самостоятельной категорией финансового права и представляет собой форму организации правоотношений между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением, строящихся на сочетании принципов централизма и децентра-лизма при решении вопросов бюджетной политики и бюджетного процесса с соблюдением обязательного учета финансовых интересов Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, с учетом их самостоятельности и автономии.

Сущность бюджетного федерализма заключается в обеспечении действенного, целесообразного сотрудничества равноправных субъектов по

финансированию ими своих функций. По мнению Н.И. Новиковой, выступая принципом бюджетного права, бюджетный федерализм находит свое воплощение через правовое регулирование межбюджетных отношений. Таким образом, она констатирует, что бюджетный федерализм, являясь самостоятельной категорией финансового права, выступает также в качестве принципа, т.е. основополагающего начала, на котором строятся правоотношения между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления по вопросам бюджета [5].

Н.М. Добрынин понимает под бюджетным федерализмом совокупность механизмов и способов организации бюджетно-налоговых потоков государства, строящихся на принципах территориальной субординации, децентрализма финансовых ресурсов, и предполагающих распределение бюджетных средств и полномочий между различными уровнями государственной власти [10].

Н.И. Новикова полагает, что бюджетный федерализм и межбюджетные отношения располагаются в одной плоскости, так как межбюджетные отношения находятся в прямой зависимости от формы государственного устройства, и представляют собой неотъемлемую часть федеративных отношений, складывающихся в государстве с соответствующей формой государственного устройства. Методы формирования межбюджетных отношений выступают «инструментами реализации принципов бюджетного федерализма» [5].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что бюджетная компетенция Российской Федерации и ее субъектов строится на сочетании принципов централизма и децентрализма, что обусловлено формированием в государстве бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм призван соблюсти баланс интересов Российской Федерации, с одной стороны, и ее субъектов - с другой. С целью формирования единообразного подхода к правопониманию и правоприменению бюджетного федерализма на территории РФ следует предпринять попытку четкого и всестороннего определения его понятия. Как представляется, бюджетный федерализм - это самостоятельная финансово-правовая категория, составная часть федерализма РФ. Он выступает формой реализации бюджетных полномочий РФ и ее субъектов.

Бюджетный федерализм представляет собой совокупность правоотношений между РФ и ее субъектами по осуществлению бюджетной политики, регулированию бюджетных правоотношений в пределах разграничения полномочий и предметов ведения, закрепленных в законодательстве РФ, строящуюся на принципах системности, равноправия субъектов РФ, сочетания региональных и общегосударственных интересов.

Н.М. АТАЕВА

Список источников

1. Ивлиев A.M. Финансово-правовые проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 40 с.

2. Арсланбекова А.З., Мустафаев P.E. Актуальные проблемы налогового администрирования // Юридический вестник ДГУ. 2020. № 4.

3. Крохина Ю.А. Принцип федерализма в бюджетном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

4. Атаева Н.М. Сущность и содержание финансовой деятельности субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2021. № 3. С. 62-65.

5. Новикова H.H. Бюджетный федерализм: проблемы теории и практики: на примере Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

6. Евсеев П.И. Бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 24 с.

7. Рагулина Е.В. Конституционно-правовые проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 24 с.

8. Арбатская Ю.В. Бюджет как основа финансовой системы субъекта Российской Федерации: правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

9. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005.

References

1. Ivliev A.M. Finansovo-pravovye problemy mezhbyudzhetnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Financial and legal problems of interbudgetary relations in the Russian Federation], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moskow, 2005. 40 p. (In Russian).

2. Arslanbekova A.Z., Mustafaev R.E. Aktual'nye problemy nalogovogo administrirovaniya [Actual problems of tax administration]. Yuridicheskij vestnik DGU[Law Herald of DSU], 2020, no. 4. (In Russian).

3. Krokhina Yu.A. Princip federalizma v byudzhetnomprave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The principle of federalism in budget law], Cand. Law sci. diss. Abstr. Saratov, 2001. (In Russian).

4. Ataeva N.M. Sushchnost' i soderzhanie finansovoj deyatel'nosti sub"ektov Rossijskoj Federacii [The essence and content of the financial activities of the constituent entities of the Russian Federation]. Yuridicheskij vestnik DGU [Law Herald ofDSU], 2021, no. 3,pp. 62-65. (In Russian).

5. Novikova N.I. Byudzhetnyj federalizm: problemy teorii i praktiki: na primere Respubliki Saha (Ya-kutiya): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Fiscal federalism: problems of theory and practice: on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moskow, 2006. (In Russian).

6. Evseev P.I. Byudzhetnoe zakonodatel'stvo sub"ektov Rossijskoj Federacii: problemy stanovleniya i raz-vitiya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Budget legislation of the constituent entities of the Russian Federation: problems of formation and development], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moskow, 2005. 24 p. (In Russian).

7. Ragulina E.V. Konstitucionno-pravovye problemy byudzhetnogo federalizma v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk [Constitutional and legal problems of budgetary federalism in the Russian Federation], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moskow, 2006. 24 p. (In Russian).

8. Arbatskaya Yu.V. Byudzhet kak osnova finansovoj sistemy sub"ekta Rossijskoj Federacii: pravovye aspekty: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The budget as the basis of the financial system of the constituent entity of the Russian Federation: legal aspects], Cand. Law sci. diss. Abstr. Moskow, 2003. (In Russian).

9. Dobrynin N.M. Rossijskij federalizm: stanovlenie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Russian federalism: formation, current state and prospects], Novosibirsk: Science Publ., 2005. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Атаева Наида Магомедрасуловна, преподаватель кафедры конституционного и международного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: abanai@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ataeva Naida Magomedrasulovna, teacher of Department of Civil Law at the Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Law science, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: abanai@mail.ru

Поступила в редакцию 16.08.2021 г.; одобрена после рецензирования 17.11.2021 г.; принята к публикации 22.11.2021 г.

Received 16.08.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 22.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.