Закон и право. 2021. № 11. С. 81-83. Law and legislation. 2021;(11):81 —83.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО;
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Научная статья УДК 347.73
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-81-83 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
О межбюджетных правоотношениях в Российской Федерации
Наидат Магомедрасуловна Атаева
Дагестанский государственный университет, Махачкала,
Республика Дагестан, Россия, abanai@mail.ru
Аннотация. Цель статьи — исследование проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации, анализ данного понятия как одного из признаков бюджетного федерализма. Автор придерживается традиционного подхода к пониманию межбюджетных отношений, исследованному в правовой доктрине. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение автор дает собственное определение межбюджетных отношений Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетный федерализм, субъекты Российской Федерации, межбюджетные отношения, бюджетный процесс.
Для цитирования: Атаева Н.М. О межбюджетных правоотношениях в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 11. С. 81—83. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2Q21-11-81-83
FINANCIAL LAW; TAX LAW; BUDGET RIGHT
Original article
About the interbudgetary legal relations in Russian Federation
Naidat M. Ataeva
Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, abanai@mail.ru
Abstract. The aims of the article are researching of the problems interbudgetary legal relations in Russian Federation and analysis of this term as one of the signs of budget federalism. Author adhere the traditional approach of understanding interbudgetary legal relations, which has been researched in law science. Writing the article authors use different scientific methods, such as dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, author gave her own term of interbudgetary legal relations in Russian Federation.
Keywords: budgetary federalism, subjects of the Russian Federation, interbudgetary relations, budget process.
For citation: Ataeva N.M. About the interbudgetary legal relations in Russian Federation // Law and legislation. 2021;(11):81—83. In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-81-83
© Атаева Н.М. М., 2021. ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
Межбюджетные отношения как вид бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в связи с увеличением проблем, связанных с финансовым состоянием субъектов Федерации. Исследование механизма межбюджетных отношений способствует повышению эффективности бюджетов, реализации социальных интересов регионов [1].
А.М. Ивлиев определяет межбюджетные отношения как систему межуровневого взаимодействия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, базирующуюся на бюджетных отношениях, построенную на принципах бюджетного федерализма [2]. Таким образом, автор рассматривает межбюджетные отношения в качестве воплощения бюджетного федерализма.
Ю.В. Арбатская понимает под межбюджетными отношениями правоотношения между органами публичной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления по вопросам бюджетного регулирования, делегирования государственных полномочий и возмещения, возникающих в связи с этим расходов, распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней и т.д. Бюджетное регулирование, по ее мнению, представляет собой совокупность методов, способов и средств, предусмотренных законодательством, по систематическому планированию распределения финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня с целью их выравнивания. Среди этих способов можно выделить дотации, субвенции и субсидии, выделяемые субъектам по унифицированным правилам [3].
Н.И. Новикова полагает, что бюджетный федерализм и межбюджетные отношения располагаются в одной плоскости, так как межбюджетные отношения находятся в прямой зависимости от формы государственного устройства, и представляют собой неотъемлемую часть федеративных отношений, складывающихся в государстве с соответствующей формой государственного устройства. Методы формирования межбюджетных отношений выступают «инструментами реализации принципов бюджетного федерализма» [4].
И.К. Харитонов предлагает оптимизировать механизмы реализации межбюджетных отношений путем введения особых корреляционных полномочий, призванных повысить заинтересованность субъектов РФ в увеличении своих финансовых ресурсов, формирования условий для осуществления «обратной связи» с потре-
бителями бюджетных услуг [5]. Он также высказывает мнение, что разграничение бюджетных полномочий служит обязательным основанием существования в государстве бюджетного федерализма [6].
А.М. Ивлиев выделяет принципы межбюджетных отношений: принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с РФ; принцип самостоятельности бюджета субъектов РФ; принцип разграничения доходов и расходов между РФ и ее субъектами на базе разграничения полномочий и предметов ведения; принцип оказания субъектам Федерации финансовой помощи на критериях объективности и справедливости; принцип стабильности межбюджетных отношений; принцип наделения правом законодательной инициативы субъектов РФ по вопросам межбюджетных отношений; принцип сочетания государственных интересов РФ и ее субъектов; принцип закрепления механизмов контроля, ответственности и реализации санкций в данной сфере [7].
Подводя итог вышесказанному, можно определить межбюджетные отношения в качестве правоотношений, складывающихся между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, представляющих собой систему межуровневого взаимодействия по вопросам регулирования бюджетного процесса в государстве.
Межбюджетные правоотношения представляют собой воплощение бюджетного федерализма. Они призваны обеспечить баланс между финансовым состоянием субъектов Федерации в государстве.
Список источников
1. Якутова М.А. Механизм правового регулирования межбюджетных отношений государства и муниципальных образований в Российской Федерации / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 // URL: https://www.dissercat.com/ content/mekhanizm-pravovogo-regulirovaniya-mezhbyudzhetnykh-otnoshenii-gosudarstva-i-munitsipalnykh- (Дата обращения: 05.08.2021)
2. Ивлиев A.M. Финансово-правовые проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 40 с. // URL: https://www.dissercat.com/ content/finansovo-pravovye-problemy-mezhbyud-zhetnykh-otnoshenii-v-rossiiskoi-federatsii (Дата обращения: 28.07.2021)
3. Арбатская Ю.В. Бюджет как основа финансовой системы субъекта Российской Феде-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
рации: правовые аспекты / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003 // URL: https://www. dissercat.com/content/byudzhet-kak-osnova-finansovoi-sistemy-subekta-rossiiskoi-federatsii-pravovye-aspekty (Дата обращения: 01.08.2021)
4. Íîâèêîâà Í.È. Бюджетный федерализм: проблемы теории и практики: на примере Республики Саха (Якутия) / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006 // URL: https:// www.dissercat.com/content/byudzhetnyi-federalizm-problemy-teorii-i-praktiki-na-primere-respubliki-sakha-yakutiya (Дата обращения: 02.08.2021)
5. XàpèmîHîâ È.K. Конституционно-право -вые основы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в бюджетной сфере: вопросы теории и практики / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2013 // URL: https://www.dissercat.com/content/ konstitutsionno-pravovye-osnovy-razgranicheniya-polnomochii-mezhdu-rossiiskoi-federatsiei-i-/read (Дата обращения: 04.08.2021)
6. XàpèmîHîâ È.K. Проблемы разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в системе бюджетного федерализма // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. 2010. № 3. С. 23.
References
1. YAkutova M.A. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya mezhbyudzhetnyh otnoshenij gosudarstva i municipal'nyh obrazovanij v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk: Rossijskaya pravovaya akademiya Ministerstva YUsticii Rossijskoj Federacii. Moskva, 2004 // URL: https:// www.dissercat.com/content/mekhanizm-pravovogo-regulirovaniya-mezhbyudzhetnykh-otnoshenii-gosudarstva-i-munitsipalnykh (Accessed : 05.08.2021)
2. Ivliev A.M. Finansovo-pravovye problemy mezhbyudzhetnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk / Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.YU. Lomonosova. Moskva, 2005. 40 s. // URL: https://www. dissercat.com/content/finansovo-pravovye-problemy-mezhbyudzhetnykh-otnoshenii-v-rossiiskoi-federatsii (Accessed: 28.07.2021)
3. Arbatskaya Yu. V. Byudzhet kak osnova finansovoj sistemy sub"ekta Rossijskoj Federacii: pravovye aspekty: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk: Moskovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Moskva, 2003 // URL: https:// www.dissercat.com/content/byudzhet-kak-osnova-finansovoi-sistemy-subekta-rossiiskoi-federatsii-pravovye-aspekty (Accessed: 01.08.2021)
4. Novikova N.I. Byudzhetnyj federalizm: problemy teorii i praktiki: na primere Respubliki Saha (YAkutiya): avtoref. dis. ... kand. yur. nauk / Rossijskaya akademiya pravosudiya. Moskva, 2006 // URL: https://www.dissercat.com/content/ byudzhetnyi-federalizm-problemy-teorii-i-praktiki-na-primere-respubliki-sakha-yakutiya (Accessed: 02.08.2021)
5. Haritonov I.K. Konstitucionno-pravovye osnovy razgranicheniya polnomochij mezhdu Rossijskoj Federaciej i ee sub"ektami v byudzhetnoj sfere: voprosy teorii i praktiki: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk / Krasnodarskij universitet MVD RF. Rostov-na-Donu, 2013 // URL: https:// www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-razgranicheniya-polnomochii-mezhdu-rossiiskoi-federatsiei-i-/read (Accessed: 04.08.2021)
6. Haritonov I.K. Problemy razgranicheniya byudzhetnyh polnomochij mezhdu Rossijskoj Federaciej i ee sub"ektami v sisteme byudzhetnogo federalizma // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 3. P. 23.
Информация об авторе
Атаева Н.М. — магистрант
Information about the author
Ataeva N.M. — master's student
Статья поступила в редакцию 09.08.2021; одобрена после рецензирования 09.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.
The article was submitted 09.08.2021; approved after reviewing 09.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021