Научная статья на тему 'Сущность и понятие финансовой поддержки регионов'

Сущность и понятие финансовой поддержки регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ГРАНТЫ / ДОЛЕВЫЕ ГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсанова Марина Романовна

В работе раскрываются основные затруднения при определении понятия финансовой поддержки регионов. Рассматриваются работы зарубежных и отечественных авторов, анализируется законодательная практика в части предоставления финансовой поддержки регионам на территории Российской Федерации, выделяются основные формы финансовой поддержки субъектов, используемые в зарубежной практике. На основании теоретических работ по данной теме, а также практики применения различных форм финансовой поддержки, автором формируется определение финансовой поддержки регионов, а также рассматривается их соотношение с межбюджетными трансфертами, бюджетными кредитами, фондами развития территорий. Предлагаются принципы классификации данных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айсанова Марина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и понятие финансовой поддержки регионов»

УДК 336.58

Айсанова Марина Романовна

аспирантка,

Департамент общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ajsanova93@inbox.ru

Сущность и понятие финансовой

поддержки регионов

Аннотация. В работе раскрываются основные затруднения при определении понятия финансовой поддержки регионов. Рассматриваются работы зарубежных и отечественных авторов, анализируется законодательная практика в части предоставления финансовой поддержки регионам на территории Российской Федерации, выделяются основные формы финансовой поддержки субъектов, используемые в зарубежной практике. На основании теоретических работ по данной теме, а также практики применения различных форм финансовой поддержки, автором формируется определение финансовой поддержки регионов, а также рассматривается их соотношение с межбюджетными трансфертами, бюджетными кредитами, фондами развития территорий. Предлагаются принципы классификации данных форм.

Ключевые слова: финансовая поддержка, финансовая помощь, межбюджетные трансферты, бюджетный федерализм, категориальные гранты, долевые гранты.

Marina R. Aysanova

PhD Student,

Department of Public Finance, Finance University under the Government of the Russian Federation ajsanova93@inbox.ru

Essence and concept

of financial support of regions

Annotation. The article expose the main difficulties in determining the concept of financial support for the regions. There are considered works of foreign and domestic authors, the legislative practice in terms of providing financial support to the regions in the territory of the Russian Federation is analyzed, the main forms of financial support of subjects used in foreign practice are highlighted. On the basis of theoretical works on this topic, as well as the practice of various forms of financial support, the author forms the definition of financial support for the regions, as well as their relationship with inter-budget transfers, budget loans, funds for the development of territories.

Keywords: financial support, financial assistance, inter-budget transfers, fiscal federalism, categorical grants, equity grants.

Сформировавшаяся на сегодняшний день система оказания финансовой поддержки регионам стала результатом множества реформ и решила многие проблемы, стоящие перед ней. Однако существует ряд проблем, требующих изменения действующего механизма предоставления финансовой поддержки регионам: нестабильное поступление налоговых доходов, сокращение доли общей величины межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, значительный рост социальных обязательств, увеличение дефицита региональных бюджетов, а также существенный рост долговой нагрузки. Существующее неравенство и разрыв в уровне основных показателей социально-экономического развития субъектов становятся одной из причин необходимости пересмотра действующих механизмов обеспечения финансовой поддержки регионам.

Таким образом, актуальность работы обусловлена значительной дифференциацией между субъектами Российской Федерации, которая имеет стабильный характер.

Одним из наиболее применяемых понятий в теории и практике государственных и муниципальных финансов является «финансовая поддержка». Несмотря на распространенность использования указанного экономического определения, его сущность, понятие и экономическое содержание требуют значительного теоретического осмысления.

Понятие финансовой поддержки впервые появилось в конце 20 века при использовании Фонда финансовой поддержки регионов. Через него осуществлялось распределение межбюджетных трансфертов, которые и стали считаться основным видом финансовой помощи, отождествляемой с финансовой поддержкой [7].

В рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584, были закреплены основные формы финансовой поддержки: дотации,

субсидии, субвенции [3]. Таким образом, финансовая поддержка нормативными правовыми актами ограничилась межбюджетными трансфертами.

Возможность существования и использования иных форм финансовой поддержки региональных бюджетов также не отрицалась, однако они должны были использоваться на основании общих принципов и методических подходов. В большинстве случаев формы финансовой поддержки, выделяемые в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, были направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Основные формы финансовой помощи были определены в рамках Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Бюджетным Кодексом в редакции до 2007 года. Вместе с тем в соответствии с данными нормативным правовым регулированием, финансовая помощь ограничивалась межбюджетными трансфертами [1, 2].

Принятие Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» исключило такое понятие как «финансовая помощь» и определило действующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета [2]:

• дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

• субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

• субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации;

• иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации;

• межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В.Б. Христенко приводит и иные виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета, относя к таковым не только межбюджетные трансферты, но и различные фонды, программы развития регионов, финансовую поддержку се-

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода-

верных территорий, компенсацию тарифов на электроэнергию, расходы по содержанию объектов социальной сферы и жилищного фонда и др. [4] Примечательно, что принципы отнесения к тем или иным видам финансовой помощи определенные финансовые средства В. Б. Христенко не выделяет.

В целях определения понятия финансовой поддержки регионов, необходимо рассмотреть существующие формы финансовых взаимоотношений федерального правительства с субфедеральными юрисдикциями. Вне зависимости от реализации на территории государства принципа федерализма, указанные отношения имеют место во всех странах, при этом в каждой из них имеют отличительные черты. Например, в США такое взаимодействие между различными уровнями власти осуществляется путем стимулирования, категориальных или долевых грантов, управления федеральными фондами, регулированием, распределением общих доходов. Опыт Канады, Германии и Австралии в части финансовой поддержки регионов иллюстрирует возможности применения блочных трансфертов в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения. Особый интерес представляет собой рассмотренный опыт Канады, в котором на основании соглашений с Новой Шотландией, Ньюфауландом и Лабрадором не прекращалась выплата межбюджетных трансфертов, не смотря на значительное повышение доходов региональных бюджетов за счет добычи нефти и разработок месторождений [5]. Таким образом осуществлялся постепенный переход к самообеспечению данных регионов. Используются также иные формы финансовой поддержки в форме трастовых фондов и специальных трансфертных выплат. Особый интерес представляет опыт данных стран в части замены части трансфертов доходами от налогов или перечисления трансфертов строго по одному виду налогов. Такие инструменты предпочтительно должны носить добровольный характер [6].

Рассмотренное разнообразие форм финансовой поддержки позволяет сделать выводы об отсутствии их ограничений межбюджетными трансфертами.

Вследствие проведенного исследования определим понятие финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Под финансовой поддержкой регионам понимаются межбюджетные трансферты, направляемые на реализацию всех расходных полномочий, кроме делегируемых (субвенции), нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, бюджетные кредиты, а также иные меры стимулирования, поощрения и распределения средств федерального центра.

Literature:

1. Budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FZ

2. Federal law № 184-FZ of 06.10.1999 On General principles of the organization of legislative

тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

4. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М. : Дело, 2002. С. 105— 106.

5. OECD Revenue Statistics 2015, OECD Publishing, 2015. URL : http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/revenue-statistics-2015_ rev_stats-2015-en-fr#page4

6. Quebec Abatement. URL : https://www.fin.gc.ca/ fedprov/altpay-eng.asp

7. Weingast B.R. Second generation Fiscal Federalism: The implications of fiscal incentives. Journal of Urban Economics. 2009. Vol. 65.

(representative) and Executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation.

3. Decree of the Government of the Russian Federation № 584 of 15.08.2001 «On the program of development of budget federalism in the Russian Federation for the period up to 2005».

4. Khristenko V.B. inter-Budgetary relations and regional Finance management: experience, problems, prospects. M. : Case, 2002. P. 105-106.

5. OECD Revenue Statistics 2015, OECD Publishing, 2015. URL : http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/revenue-statistics-2015_rev_stats-2015-en-fr#page4

6. Quebec Abatement. URL : https://www.fin.gc.ca/ fedprov/altpay-eng.asp

7. Weingast B.R. Second generation Fiscal Federalism: The implications of fiscal incentives. Journal of Urban Economics. 2009. Vol. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.