Научная статья на тему 'Классификация инструментов финансовой поддержки регионов'

Классификация инструментов финансовой поддержки регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДОТАЦИИ / ВЫРАВНИВАНИЕ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсанова Марина Романовна

В работе предлагается определение инструментов финансовой поддержки регионов. Автором приводится классификация указанных инструментов с учетом инструменталистского подхода. На основании примера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации раскрывается способность инструментов влиять на несколько целей финансовой поддержки регионов. Приводятся рекомендации по увеличению положительного эффекта для нескольких целей финансовой поддержки с учетом поставленных национальных приоритетов Российской Федерации, поставленных в рамках реализации национальных проектов и программ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация инструментов финансовой поддержки регионов»

УДК 336.58

Айсанова Марина Романовна

аспирант,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ajsanova93@inbox.ru

Классификация

инструментов финансовой поддержки регионов

Tatyana I. Barsukova

Graduate Student, Financial University at the Government Russian Federation

Classification

of financial support instruments for regions

Аннотация. В работе предлагается определение инструментов финансовой поддержки регионов. Автором приводится классификация указанных инструментов с учетом инструмен-талистского подхода. На основании примера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации раскрывается способность инструментов влиять на несколько целей финансовой поддержки регионов. Приводятся рекомендации по увеличению положительного эффекта для нескольких целей финансовой поддержки с учетом поставленных национальных приоритетов Российской Федерации, поставленных в рамках реализации национальных проектов и программ России.

Ключевые слова: финансовая поддержка, инструмент финансовой поддержки, межбюджетные трансферты, дотации, выравнивание, стимулирующие гранты.

Annotation. The article proposes the definition of financial support instruments for the regions. The author provides a classification of these instruments taking into account the instrumentalist approach. Based on the example of subsidies to equalize the budgetary provision of the subjects of the Russian Federation, the ability of instruments to influence several purposes of financial support of the regions is revealed. Recommendations are given to increase the positive effect for several purposes of financial support, taking into account the national priorities of the Russian Federation set in the framework of national projects and programs of Russia.

Keywords: financial support, financial support instrument, inter-budget transfers, grants, alignment, incentive grants.

В настоящее время существующая дифференциация в уровне жизни населения требует осуществления финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. В рамках работы считаем, что под инструментом финансовой поддержки субъекта федерации понимаются средства, способствующие достижению целей оказания финансовой поддержки региона. При этом в зависимости от целей региональной политики, складывающейся на сегодняшний день в Российской Федерации, а также зарубежной теории оказания финансовой поддержки [2, 4, 5], возможно выделить следующие инструменты (табл. 1).

Рассмотрим на одном из инструментов финансовой поддержки регионов его влияние на достижение поставленной цели, а также влияние на иные.

Одним из наиболее значимых инструментов финансовой поддержки являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее - дотации, субъекты РФ). Дотации предусматриваются в составе федерального бюджета в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ [1].

Таблица 1

Инструменты финансовой поддержки регионов

Цели финансовой поддержки регионов Инструменты

Выравнивание фискальных возможностей Межбюджетные трансферты (дотации)

Стимулирование Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, гранты); Реализация стратегий пространственного развития

Гармонизация региональной политики Межбюджетные трансферты (субсидии, дотации, дотации на сбалансированность); Налоговые инструменты

Реализация национальных целей Межбюджетные трансферты (субсидии, гранты); Реализация стратегий пространственного развития

В основе расчета дотаций лежит бюджетная обеспеченность региона на душу населения, которая предусматривает, что в бюджете субъекта РФ должна быть заложена определенная минимальная сумма средств на каждого гражданина, проживающего на конкретной территории. Вместе с тем с 2017 г. дотации по мнению ряда авторов превратились с обусловленный трансферт [1], поскольку субъектам РФ - получателям дотации предписано заключать с Минфином России специальные соглашения, включающие обязательства регионов по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационно-сти субъекта РФ и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, а также обязательства по достижению ряда показателей социально-экономического развития субъекта РФ [1].

Учитывая изложенное, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности используются не только как инструмент выравнивания, но и как инструмент реализации общенациональных приоритетов, гармонизации налоговой и бюджетной политики, а также как инструмент контроля за структурой расходов бюджетов субъектов РФ. Кроме того представляется очевидный стимулирующий дестимулирующий эффект. Таким образом, из элемента межбюджетных трансфертов, предоставляемых на безвозмездной и безвовзратной основе, дотации превратились в инструмент регламентации и контроля за структурой расходов региональных бюджетов [3].

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

2. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М. : Дело, 2002. С. 105106.

3. Афанасьев Р.С. «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации / Р.С. Афанасьев, Л.Н. Богданов, Р.В. Гулидов, С.Н. Леонов // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 1. С. 132-156.

4. Boadway R. Recent Developments in the Economics of Federalism, In Lazar H. (ed.). 2000.

5. Boadway R. Intergovernmental Fiscal Transfers. Principles and Practice. The World Bank / R. Boad-way, A. Shah. Washington, 2007. P. 57-64.

6. Российская экономика в 2016 году. С. 74. URL : iep. ru/fi l es/text/trend s/2016/Book. pdf

Учитывая изложенное, один инструмент финансовой поддержки регионов может способствовать достижению нескольких целей.

В исследовании Института экономики переходного периода имени Е.Т. Гайдара получены выводы о том, что текущая методика распределения дотаций не может позволить добросовестному субъекту РФ повысить объем получаемых дотаций вследствие усилий по повышению налогового потенциала [6]. Иными словами, регионы с меньшим уровнем совокупного налогового потенциала менее заинтересованы его увеличивать, так как получают существенную прибавку к уровню бюджетной обеспеченности по итогам распределения дотаций. Таким образом, достижение одной цели региональной политики может способствовать недостижению иных. Кроме того с 2017 года предоставление дотаций осуществляется с учетом «модельного» подхода, ориентирующегося на оценку расходных полномочий региональных и местных органов власти, учитывая сложившиеся средние по России расходы регионов на те или иные полномочия.

Таким образом, введение корректрирующих и повышающих коэффициентов способствует достижению национальных целей , а также гармонизации региональной политики. Так, в целях дополнительного стимулирования реализации целей национальной программы по развитию Дальнего Востока рекомендуется предусмотреть повышающий коэффициент по всем отраслям социальной сферы, предусмотреть возможно полный учет удорожающих факторов и коэффициентов при расчете «модельных» бюджетов.

Literature:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 22.11.2004 № 670 «On the distribution of subsidies to equalize the budgetary provision of the Russian Federation».

2. Khristenko V.B. inter-Budgetary relations and regional Finance management: experience, problems, prospects. M. : Case, 2002. P. 105-106.

3. Afanasyev R.S. «Model» budgets: implications for the subjects of the Russian Federation / R.S. Afa-nasiev, L.N. Bogdanov, R.V. Gulidov, S.N. Leonov // Spatial economy. 2019. Vol. 15. № 1. P. 132-156.

4. Boadway R. Recent Developments in the Economics of Federalism, In Lazar H. (ed.). 2000.

5. Boadway R. Intergovernmental Fiscal Transfers. Principles and Practice. The World Bank / R. Boadway, A. Shah. Washington, 2007. P. 57-64.

6. Russian economy in 2016. P. 74. URL : iep.ru/ files/text/trends/2016/Book. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.