ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.Р. Кузнецова, студент
Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Аннотация. Существующая дифференциация регионов России по уровню социально-экономического развития актуализирует необходимость выработки эффективной политики в сфере предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. Данная политика должна быть направлена на сокращение территориальных различий между всеми регионами и закрепление за ними достаточного объема финансовых ресурсов, необходимых на осуществление возложенных на регионы полномочий. Выбор направлений такой политики прежде всего определяется необходимостью сокращения существующих недостатков в межбюджетном перераспределении финансовых ресурсов. В связи с этим, в статье будут проанализированы некоторые проблемы в использовании межбюджетных трансфертов при формировании доходов региональных бюджетов.
Ключевые слова: межбюджетные трансферты, субсидии, дотации, межбюджетные отношения, региональный бюджет.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, неотъемлемо связано с развитием межбюджетных отношений, поскольку от эффективности межбюджетных отношений зависит обеспечение финансовыми ресурсами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Выравнивание финансовых возможностей каждого региона - одна из главных задач современной бюджетной политики, определяемая правовыми нормами Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми абсолютно для всех граждан России в независимости от места их жительства гарантируются равные права на получение государственных услуг. Реализация данной задачи осуществляет государством через механизм предоставления субъектам межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий, субвенций.
Объективная необходимость функционирования системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации обуславливается социально-
экономическим развитием, географическими условиями и неодинаковым уровнем налогового потенциала субъек-
тов Российской Федерации. Эффективная система межбюджетных отношений предполагает сглаживание вышеперечисленных различий и сохранение стимулов к повышению собственных доходов региональных бюджетов [1].
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость в межбюджетном регулировании вызвана государственным устройством России, в частности - высоким уровнем дифференциации субъектов по уровню развития налогового и экономического потенциала, недостаточной обеспеченностью бюджетов субъектов Российской Федерации налоговыми и неналоговыми источниками финансовых ресурсов.
В процессе осуществления межбюджетных отношений существуют недостатки в действующей правовой базе, регулирующей распределение налоговой базы на территории страны, разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Во-первых, правовые основы, определяющие содержание межбюджетных трансфертов в Бюджетном кодексе РФ, с 1998 года подвергались частому пересмотру, и такая волатильность приводит к искажению в понимании содержания
отдельных форм межбюджетных трансфертов и росту в 2014-2016 годах группы «иные межбюджетные трансферты». Нестабильность бюджетного законодательства, частое изменение бюджетных правил являются одними из главных причин неустойчивости региональных бюджетов [2], а также ограниченный объем налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, которых не хватает для покрытия закрепленных за ними расходов [3]. Ввиду этого многие регионы имеют статус высокодотационных - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов являются основным доходом бюджетов таких регионов. С 2017 года произошла еще большая централизация доходов в федеральном бюджете из-за сокращения региональной ставки и соответствующего роста федеральной ставки налога на прибыль на 1 п.п. Как следствие бюджеты регионов-доноров испытали определенный шок, а органы государственной исполнительной власти регионов были вынуждены срочно искать дополнительные источники доходов для сбалансирования своих бюджетов. За счет роста федеральной ставки налога на прибыль на 1 п.п. был увеличен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Одновременно с 2017 года, во исполнение Постановления Правительства РФ от 27.12.2016 № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений», высшие должностные лица регионов, которые получают в региональный бюджет такие до-
тации, должны заключать соглашение с Минфином России, включающее в себя перечень обязательств, которые должен реализовать регион на своей территории. В 2018 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 перечень таких обязательств был уточнен и расширен, в том числе показателями, на которые органы государственной власти региона не могут влиять напрямую (например, увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств). Кроме того, в Постановлении Правительства РФ № 1701установлено требование к регионам-получателям дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности к 2020 году либо перестать быть зависимыми от этого вида дотаций путем реализации плана мероприятий по росту доходов, либо сократить расходы до уровня расчетных объемов расходных обязательств субъектов РФ, определяемого федеральным центром на основании Постановления Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2017 № 1730). При невыполнении этих требований объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекту РФ будет сокращен. Таким образом, новые условия предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности ограничивают права регионов по установлению объема расходов в пределах своих полномочий, их самостоятельность и становятся дополнительным инструментом влияния федерального центра на региональную бюджетную политику.
Другой проблемой реализации межбюджетных отношений является расширение состава полномочий субъектов РФ - устойчивая тенденция, оказывающая прямое влияние на сбалансированность бюджетов регионов. Такое расширение полномочий реализуется, в том числе, путем принятия федеральных правовых актов, увеличивающих расходы бюджетов субъектов Федерации на реализацию полномочий региональных органов государственной власти. Данный факт обостряет проблему
недостатка финансовых ресурсов органов власти субъектов для качественного и самостоятельного исполнения соответствующих обязательств [4].
В последнее время государство стало больше влиять на регионы с точки зрения «навязывания» тех или иных расходных обязательств через механизм субсидий. С одной стороны, предоставляя субсидии, государство требует от субъекта Российской Федерации софи-нансирования и достижения определенных целей в той политике, которую проводит субъект Российской Федерации. Но, с другой стороны, регионы скованны в принятии решений о направлениях использования субсидий на те мероприятия, которые они считают первоочередными и необходимыми и вынуждены направлять свои свободные ресурсы на те цели, которые необходимы Федерации [5]. Вместе с тем, проводимый на федеральном уровне процесс консолидации субсидий направлен на повышение самостоятельности регионов в использовании предоставленных в форме субсидий средств, если они обеспечивают достижение поставленных целей. Безусловно необходимо расширять полномочия субъектов Российской Федерации через самостоятельное решение их собственных задач, с помощью предоставленных межбюджетных трансфертов.
Еще одной проблемой в использовании субсидий субъектами федерации заключается в затягивании процедуры подписания по ним соглашений с регионами. В результате чего регионы получают деньги в конце года, не успевая потратить их, а в начале следующего года их надо возвращать. В настоящее
время все субсидии регионам должны распределяться до 1 февраля, после чего в течение месяца необходимо заключать соглашения с субъектами федерации. Установление более жестких сроков распределения субсидий между субъектами Российской Федерации позволяет сделать доходы региональных бюджетов предвидимыми, в результате бюджетные средства в форме субсидий не только успевают доходить до региональных бюджетов, но и эффективно использоваться.
Таким образом, проведенный анализ проблем использования межбюджетных трансфертов показал, что существующий в настоящее время механизм предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации имеет недостатки и требует совершенствования. Представляется обоснованным вывод, что если действующие формы межбюджетных трансфертов и механизм их предоставления не будут стимулировать регионы к социально-экономическому развитию и наращиванию доходной базы регионального бюджета, то, возможно, в будущем будут использоваться альтернативные варианты устранения вертикального дисбаланса и недостатков горизонтального выравнивания бюджетов бюджетной системы, в числе которых изменение разграничения налоговых источников и расходных обязательств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, централизация полномочий и их финансирование из федерального бюджета, расширение практики реализации на региональном уровне ГЧП-проектов для выравнивания обеспеченности инфраструктурой и другие.
Библиографический список
1. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с. - (Бакалавриат).
2. Шмиголь, Н.С., Филиппов П.В. Применение бюджетных правил при переходе к контрциклическому регулированию экономики / Н.С. Шмиголь, П.В. Филиппов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. №1. С. 183-190.
3. Геляхова Л.А. Некоторые проблемы, возникающие в процессе правового регулирования межбюджетных отношений, и пути их решения // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - №1 (31). - С. 210-215.
4. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 45. С. 17-27.
5. Заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Экономические, бюджетно-финансовые и налоговые основы федерализма // Аналитический вестник Совета Федерации. 2016. №30 (691).
THE PROBLEMS OF THE INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS USING IN SHAPING THE REGIONS BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION
N.R. Kuznetsova, student
Supervisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The current differentiation of Russian regions in terms of socio-economic development actualizes the necessity to develop an effective policy in the field of intergovernmental transfers to the regions of the Russian Federation. This policy should be aimed at reducing territorial differences between all the regions and securing their sufficient financial resources required for the implementation of their powers. The choice of such policies is primarily determined by the need to reduce the existing shortcomings in the inter-budgetary redistribution of financial resources. In this regard, the article will analyze some problems in the use of inter-budget transfers in the formation of regional budget revenues.
Keywords: intergovernmental transfers, subsidies, general grants, intergovernmental relations, regional budget.