Научная статья на тему 'Финансовая поддержка регионов в системе межбюджетных отношений'

Финансовая поддержка регионов в системе межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / РАСХОДНЫЕ И ДОХОДНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ВЫРАВНИВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсанова М.Р.

В статье рассматриваются способы выравнивания, а также бюджетного регулирования как механизма сглаживания дисбалансов расходных и доходных полномочий. В рамках работы автором раскрывается понятие межбюджетных отношений, основные составляющие системы межбюджетных отношений, их законодательное регулирование и основные проблемы в современном понятийном аппарате. В результате анализа законодательства Российской Федерации о распределении доходных и расходных полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации, приводятся выводы о направлениях совершенствования. Выводится понятие межбюджетных отношений, рассматривается эволюция современного распределения доходных и расходных полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации. На основании работ современных авторов, определяется место бюджетного кредита и его соотношение с формами межбюджетных трансфертов. Определяется соотношение финансовой поддержки регионов федеративного государства и системы межбюджетных отношений, в частности на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка регионов в системе межбюджетных отношений»

Финансовая поддержка регионов в системе межбюджетных отношений

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Айсанова Марина Романовна

аспирант, Департамент общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ajsanova93@inbox.ru

В статье рассматриваются способы выравнивания, а также бюджетного регулирования как механизма сглаживания дисбалансов расходных и доходных полномочий. В рамках работы автором раскрывается понятие межбюджетных отношений, основные составляющие системы межбюджетных отношений, их законодательное регулирование и основные проблемы в современном понятийном аппарате. В результате анализа законодательства Российской Федерации о распределении доходных и расходных полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации, приводятся выводы о направлениях совершенствования. Выводится понятие межбюджетных отношений, рассматривается эволюция современного распределения доходных и расходных полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации. На основании работ современных авторов, определяется место бюджетного кредита и его соотношение с формами межбюджетных трансфертов. Определяется соотношение финансовой поддержки регионов федеративного государства и системы межбюджетных отношений, в частности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, межбюджетные отношения, централизация, децентрализация, расходные и доходные полномочия, выравнивание, бюджетное регулирование, финансовая поддержка, бюджетный кредит, сбалансированность, бюджетный федера-

Сбалансированное распределение полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы, относительная самостоятельность бюджетов, их равноправие, организация межбюджетного перераспределения являются частью бюджетного федерализма. Механизмом, обеспечивающим реализацию изложенных положений, является бюджетное регулирование.1

Оно применяется для сглаживания дисбаланса расходных и доходных полномочий, возникающего вследствие несоответствия на некоторых территориях сраны налогового потенциала и расходных полномочий. Примечательно, что выделяются горизонтальная и вертикальная сбалансированности, достижение которых осуществляется за счет межбюджетного выравнивания. Бюджетное выравнивание каждого вида решает определенный круг вопросов при помощи соответствующих инструментов.

Таким образом, в рамках выравнивания осуществляется обеспечение самостоятельности бюджетов, а также развитие различных инструментов финансовой поддержки регионов. Данные характеристики приносят особую актуальность вопросам централизации и децентрализации государственных функций при построении эффективного бюджетного процесса.

Проблема централизации-децентрализации порождает множество дискуссий на протяжении всего существования науки о государственных финансах. Именно данный вопрос определяет степень регулирования экономики со стороны органов государственной власти.

Бюджетный федерализм, предполагающий реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет интересов всех его участников, следует отличать от таких понятий, как бюджетное выравнивание и межбюджетные отношения, которые могут формироваться в рамках бюджетного федерализма. Таким образом, бюджетный федерализм не является обязательным условием существования межбюджетных отношений и бюджетного выравнивания. Формирующуюся модель межбюджетных отношений рассматривают как сочетание двух механизмов бюджетного выравнивания - вертикального и горизонтального.

Вопрос рассмотрения форм финансовой поддержки неразрывно связан с понятием межбюджетных отношений. Для более глубокого и правильного понимания их сущности, необходимо рассматривать межбюджетные отношения в качестве системно-организованных денежных потоков и связей между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов. Наиболее правомерным является определение в качестве субъектов межбюджетных отношений публично-правовые образования, от лица которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления2. Данное утверждение согласуется с положениями Бюджетного Кодекса, в соответствии с которым межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса3. Таким образом, межбюджетные отношения определяются как одна из сфер взаимодействия федерации, региона и муниципальных образований, регулируемая определенными правилами - институтами. Институты межбюджетных отношений отражают направления политики государственных властей, другими словами, то, что определяется федеральными и региональными властями в качестве приоритетов4. В Российской Федерации межбюджетные отношения - это деятельность, основанная на взаимосвязи органов государственной власти страны, субъектов, местного самоуправления, и с исполнением и формированием бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения5. Межбюджетные отношения рассматриваются также как «совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающих в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней»6 . Ряд других авторов определяет межбюджетные отношения, как бюджетные

Таблица 1

Сравнительный анализ вертикального и горизонтального выравнивания

Показатель Содержанке Цель Финансовые инструменты

Вертикальная сбала! [с ирован нос гь Процесс устранения несоответствия между объемом обязапел ьств каждо 1 о уровня власти по расходам и доходным потенциалом бюджета соо тветс твующего уровня по вертикали Обеспечение финансовой базы для реализации расходных полномочий различных уровней власти Налоги

Горизонтальная сб;и 1 а м с ирока и ностъ Устранение не соответствия между бюджетными расходами и их доходным покрытием в рамках бюджетов одного уровня (по горизонтали) Обеспечение стандартного, сопоставимого уровня потребления бюджетных услуг Дотации, субвенции, субсидии, бюджетные кредиты, отрицательные трансферты

правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также между органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и бремени расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней7.

На основании изложенного, можно определить межбюджетные отношения как отношения между публично-правовыми образованиями по вопросам разграничения расходных обязательств и доходов, распределения доходов и перераспределения средств между их бюджетами8 . Следовательно, факт существования межбюджетных отношений объективно не зависит от реализации принципов бюджетного федерализма.

В период с 1998 по 2015 год бюджетная система Российской Федерации претерпела значительные изменения в направлении решения данных и иных вопросов в целях совершенствования развития бюджетной системы. В течение всего данного периода осуществлялся поиск подходящего для страны соотношения централизации и децентрализации расходных и доходных полномочий.

Принцип распределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами был первоначально закреплен в Конституции Российской Федерации9. Основным вопросом оставалась регламентация финансового обеспечения возникающих обязательств. Государство столкнулось с негативными последстви-

ями процесса децентрализации. Так, не регламентировались:

■ Финансовая нагрузка по реализации полномочий совестного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

■ Осуществление расчетов между федеральным центром и субъектами Российской Федерации при делегировании полномочий, согласно Конституции Российской Федерации10.

■ Отсутствие детализации по вопросам ведения публично-правовых образований.

Первым шагом для определения государственных функций и источников их финансирования стало принятие Федерального закона от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Законом был введен принцип «обеспеченности ресурсами», в соответствии с которым при разграничении предметов ведения и полномочий должен решаться вопрос об обеспечении соответствующих органов финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами для осуществления своих полномочий11 . Однако с середины 90-х гг. споры о субъекте финансирования тех или иных полномочий были вынесены на рассмотрение судов. Большая часть судебных процессов осуществлялась области социальной защиты населения, а именно выплат пособий, льгот. 12

Особенно острым вопросом стало исключение «нефинансируемых федеральных мандатов», которые возникали

при отсутствии финансирования для отдельных расходных полномочий. Согласно изменениям, внесенным в 2004 году, было закреплено:

На сегодняшний день выделяются две основные проблемы в части закрепления расходных полномочий. Во-первых, установлен закрытый перечень полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет собственных доходов14 и закрытый перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении различных типов муниципальных образований15. Полномочия Российской Федерации определяются по остаточному принципу, однако они должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации16 . Таким образом не удалось обеспечить полное распределение полномочий (в частности, в сфере социальной поддержки сохранились вопросы совместного ведения). Во-вторых, существуют дополнительные расходные полномочия, которые возникают в результате реализации права публичных субъектов возлагать на себя не только закрепленные за ними полномочия, но и иные полномочия, направленные на обеспечение прав граждан17. Они ограничены объемом собственных финансовых ресурсов (без учета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и межбюджетных субсидий)18 и рядом требований, оговоренных Бюджетным кодексом Российской Федерации19. Такие полномочия относятся к нераспределенной (или остаточной) компетенции, которую также называют «субсидиарной компетенцией»20 .

Система разграничения доходных источников на сегодняшний день жестко закреплена Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако данную «жесткость» смягчает возможность перераспределения субъектом Российской Федерации своих источников доходов муниципальным образованиям путем определения дополнительных отчислений от региональных налогов и налога на доходы физических лиц. Кроме того, при распределении межбюджетных трансфертов допускается «нераспределенный остаток». Он используется для сглаживания дефицита собственных средств нижестоящих бюджетов. Также правило о неизменности нормативов распределения доходных источников местных бюджетов в течение трех лет обеспечивает определенный уровень предсказуемости и стабильности, как и трехлетний срок действия решения о предоставлении.

О £

ю

5

V

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Примечательно, что к собственным доходам относятся все доходы, кроме субвенций, которые предназначены для реализации расходных обязательств другого публично-правового образования21 . Таким образом, безвозмездные поступления, поступающие из других уровней бюджетной системы в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий, также являются составляющей собственных доходов субъекта. Таким образом, к собственным доходам можно отнести доходы, используемые при реализации собственных полномочий субъекта или полномочий по предметам совместного ведения. В связи с этим необходимо отметить зависимость нижестоящих бюджетов от межбюджетных трансфертов, получаемых из вышестоящих22. Из этого вытекает вопрос о степени налоговой централизации. На сегодняшний день, более 50% налоговых доходов поступает в федеральный бюджет. Далее - около 40% поступает в региональные бюджеты, на долю местных бюджетов приходится менее 10%.

Такой уровень налоговой централизации является средним среди стран ОЭСР. Согласно данным ОЭСР и Федерального Казначейства уровень налоговой централизации в Российской Федерации незначительно выше среднего среди стран ОЭСР и характеризуется ста-бильностью.23

Следующим направлением межбюджетных отношений становится бюджетное выравнивание и распределение межбюджетных трансфертов. В рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года были закреплены основные формы финансовой поддержки: дотации, субсидии, субвенции24. Однако, принятие Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» исключило такое понятие как «финансовая помощь» и определило следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета25:

■ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

■ субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

ст. 65 БК РФ у........................................щ ■расходы бюджетов обусловлен исключительно теми полномочиями, которые закреплены за соответствующими публичными субъектами

ст. 13, 14, 15 БКРФ <—...........— •запрещено использование бюджетных средств на реализацию полномочий другого уровня власти (требование "предназначенности" бюджетных средств)

■введены значительные ограничения в правах на осуществление расходов тех субъектов РФ и муниципальных образований, которые получают меж бюджетные трансферты в значимой доле по отношению к своим

1 ст. 130 и 136 БКРФ

Рисунок 1. Изменения, внесенные реформой 2004 года13

■ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации;

■ иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации;

■ межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Каждая из форм межбюджетных трансфертов имеет отличительные черты и способы предоставления, закрепленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Одним из способов снижения объемов межбюджетных трансфертов введен принцип распределения доходов. Распределение доходов - это процесс передачи доходов из одного бюджета бюджетной системы в другой, осуществляемый ежегодно и в соответствии с решениями, принимаемыми вышестоящим органом власти. Реализация данного процесса обеспечивается с помощью определения нормативов отчислений от налогов и сборов (в том числе дифференцированных), устанавливающихся ежегодно в соответствующих законах о бюджетах.

Примечательно мнение А.К. Ниязме-това согласно которому, учитывая, что перераспределение средств между бюджетами также происходит в рамках предоставления бюджетных кредитов, бюджетные кредиты являются специфической формой межбюджетных трансфер-тов26. Бюджетный кредит может быть предоставлен публично-правовому образованию или юридическому лицу на основании договора, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете27. При помощи распределения денежных средств достигается сбалансированность бюджетов бюджетной системы. Важным инструментом бюджетные кредиты становятся при недостатке межбюджетных транс-

фертов из других бюджетов бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под сбалансированностью понимается соответствие объема расходов суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита28. Характеризуя отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также между бюджетом субъекта и муниципальными бюджетами, необходимо признать наличие «ответственности» вышестоящего бюджета за сбалансированность, то есть надлежащую обеспеченность источниками доходов, нижестоящих бюджетов. Учитывая жесткие требования, предъявляемые к заимствованиям публично-правовых образований, незначительную распространенность обращения их к кредитам кредитных организаций и выпуску государственных (муниципальных) ценных бумаг, можно констатировать, что главным инструментом обеспечения сбалансированности бюджетов выступает вторичное перераспределение, то есть предоставление межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов, получение которых также жестко регламентируется бюджетным законодательством.

Исходя из изложенного, межбюджетные отношения существуют объективно вне зависимости от степени централизации и децентрализации государственных и муниципальных финансов. Финансовая поддержка регионов констатирует необходимость вмешательства федерального центра в экономику в целях поддержания субфедеральных юрисдикций.

Понятия межбюджетных отношений и финансовой поддержки регионов они неразрывно связаны между собой. Так, формы межбюджетных трансфертов, распределение доходных и расходных полномочий являются одними из инструментов финансовой поддержки, наиболее актив-

но используемых в большинстве современных стран. На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос совершенствования данных отношений, способствуя самостоятельному развитию регионов.

Литература

1 Конституция Российской Федерации

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3 Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

4 Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

6 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7 Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»

8 Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы: учебник. - М.: «ИП Глущенко В.В.», 2011. - с. 117.

9 Грязнова А.Г., Маркина Е.В., М.Л. Седова и др. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. - С. 328.

10 Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России: Учебник, М.: Изд-во Эксмо, 2006. - с. 641.

11 Андреева Е.М. Правовые вопросы финансирования совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние // Финансовое право. 2015. - № 1. - с. 3-6

12 Ниязметов А.К. О понятийном аппарате межбюджетных отношений. // Финансы. - 2010. - № 8.

13 Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Векторы бюджетной децентрализации и эффективность межбюджетного регулирования // Финансы и кредит. -2014. - №3. - с. 2-11.

14 Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - №2.

Ссылки:

1 Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Векторы бюджетной децентрализации и эффективность межбюджетного регулирования // Финансы и кредит. - 2014. -№3. - С.2-11

2 Ниязметов А.К. Совершенствование межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук, - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2010 - 214 с. - с. 16.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. -Ст. 6.

4 Зуйкина А.С. Межбюджетные трансферты: рамки взаимодействия региона и муниципалитетов // Современный город: власть, управление, экономика. - 2013. - № 3. - С. 263.

5 Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы: учебник. - М.: «ИП Глущенко В.В.», 2011. - с. 117.

6 Грязнова А.Г., Маркина Е.В., М.Л. Седова и др. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. - С. 328.

7 Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России: Учебник, М.: Изд-во Эксмо, 2006. - с. 641.

8 Ниязметов А.К. Совершенствование межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации: дисс. . канд. экон. наук, - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2010 - 214 с. - с. 16.

9 Конституция Российской Федерации от 12.12.1992. - Ст. 71-73.

10 Конституция Российской Федерации от 12.12.1992. - Ст. 78.

11 Федеральный закон № 119-ФЗ от 24.06.1999 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» - Ст. 9.

12 Андреева Е.М. Правовые вопросы финансирования совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние // Финансовое право. 2015. - № 1. - С. 4.

13 Составлено согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от

31.07.1998 № 145-ФЗ.

14 Федеральный закон от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - П. 2 ст. 26.3.

15 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Ст. 14 - 16.6.

16 Конституция Российской Федерации от 12.12.1992. - Ст. 71-72.

17 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -П. 6 ст. 85.

18Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - Ст. 26.14.

19 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -Ст. 130.

20 Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений // Сравнительное конституционное обозрение.

- 2015. - №2. - с. 7.

21 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -Ст. 47.

22 Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений // Сравнительное конституционное обозрение.

- 2015. - №2. - с. 3.

23 OECD (2015) Revenue Statistics 2015, OECD Publishing. - Электронный ресурс. URL: http://www.keepeek.com/ Digital-Asset-Management/oecd/taxation/ revenue-statistics-2015_rev_stats-2015-en-fr#page4 и Федерального Казначейства

- Электронный ресурс. URL: http:// www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannye-byudzhety-subektov/; URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/.

24 Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» - Гл. 6.

О

3

ю

S

V

2 е

8

25 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -Ст. 129.

26 Ниязметов А.К. О понятийном аппарате межбюджетных отношений. // Финансы. - 2010. - № 8.

27 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -Ст. 93.2.

28 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ -Ст. 33.

Financial support and inter-budgetary

relations Aysanova M.R.

Finance University under the government of the

Russian Federation The article deals with the ways of equalization, as well as budget regulation as a mechanism of smoothing the imbalances of expenditure and income powers. The author reveals the concept of inter-budgetary relations, the main components of the system of inter-budgetary relations, their legislative regulation and the main problems in the modern conceptual apparatus. As a result of the analysis of the legislation of the Russian Federation on the distribution of income and expenditure powers of the Federal center and the subjects of the Russian Federation, the conclusions about the directions of improvement are given. The concept of inter-budgetary relations is derived,

the evolution of the modern distribution of income and expenditure powers of the Federal center and the subjects of the Russian Federation is considered. On the basis of the works of modern authors, the place of the budget loan and its relationship with the forms of inter-budget transfers are determined. The ratio of financial support of the regions of the Federal state and the system of inter-budgetary relations, in particular in the territory of the Russian Federation, is determined.

Keywords: inter-budget transfers, inter-budget relations, centralization, decentralization, expenditure and revenue powers, alignment, budget regulation, financial support, budget credit, balance, budget federalism.

References

1. Constitution Of The Russian Federation

2. Budget code of the Russian Federation.

3. Federal law No. 119-FZ of 24.06.1999 «on the

principles and procedure for distinguishing the subjects of jurisdiction and powers between the bodies of state power of the Russian Federation and the bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation».

4. Federal law No. 184-FZ of 06.10.1999 «on

General principles of the organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation».

5. Federal law No. 63-FZ of 26.04.2007 «on

amendments to the Budget code of the Russian Federation in terms of regulating the budget process and bringing certain legislative acts of the Russian Federation into compliance with the budget legislation of the Russian

Federation».

6. 6 Federal law No. 131-FZ of 06.10.2003 «on

General principles of local self-government in the Russian Federation».

7. Decree of the Government of the Russian

Federation No. 584 of 15.08.2001 « On the program of development of budget federalism in the Russian Federation for the period up to 2005»

8. Gluschenko V. V., Gluschenko I. I. Finance: the

textbook. - M.: «SP Glushchenko VV», 2011.

- p. 117.

9. A. G. Gryaznova, E. V. Markina, M. L. Sedova,

etc. Finance: textbook / under the editorship of A. G. Gryaznova, E. V. Markina. - 2nd ed., Rev. and extra - M.: Finance and statistics; INFRA-M. - p.328.

10. Parygina V. A., Brown K., Stiglitz J.D., Tedeev A. A., etc. the Budget system of Russia: Textbook, Moscow: Publishing house Eksmo, 2006. S. 641.

11. Andreeva E. M. Legal issues of financing of joint management of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation: historical aspect and current state // Financial law. 2015. - № 1. - S. 3-6

12. Niyazmatov, A. K., the conceptual apparatus of intergovernmental fiscal relations. // Finance.

- 2010. - № 8.

13. Shash N. N., Borodin A. I., Tatuev A. A. Vectors fiscal decentralization and the efficiency of interbudgetary regulation // finances and credit.

- 2014. - №3. - p. 2-11.

14. Sheveleva N. Ah. Budget alignment in Russia as a way of harmonization of inter-budgetary relations / / Comparative constitutional review.

- 2015. - №2.

oo

СЭ

СЧ

£

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.