Научная статья на тему 'Сущность и содержание этнорегиональной компетентности учителей'

Сущность и содержание этнорегиональной компетентности учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ / NATIONAL / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / REGIONAL AND ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES OF THE REGION / ЭТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ETHNO-ORIENTED ACTIVITIES / РОДНОЙ (НЕРУССКИЙ) ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ / ETHNO-REGIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

В статье рассматривается проблема подготовки учителя к осуществлению этноориентированной деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения. Проводится анализ различных точек зрения на содержание этнорегиональной компетентности учителей. Раскрывается содержание основных компетенций, необходимых учителю для организации этноорииентированной деятельности с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Content of Ethno-Regional Competence of Teachers

The article deals with the problem of training teachers for ethno-oriented activities in schools with the native (non-Russian) language of instruction. The author analyzes various points of view concerning the content of ethno-regional competence of a teacher. The content of the basic competencies realized in ethno-oriented activities is revealed in light of national, regional and ethno-cultural characteristics of the region.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание этнорегиональной компетентности учителей»

год, объём - 66 часов, читается этот элективный курс второклассникам. Он рассчитан на работу в малых группах, так как именно эта форма в большей степени, чем традиционная классная работа, помогает осуществить дифференциацию и персонификацию обучения. Работа в малых группах позволяет также плодотворно использовать целую систему методов индивидуальной работы с обучающимися, что делает возможным учитывать специфику потребностей и возможностей каждого одарённого ребёнка.

Итоговыми формами работы с одарёнными детьми являются их активное участие в олимпиадах по всем предметным областям, различных конкурсах, научно-практических конференциях учащихся.

В результате проведённого исследования можно констатировать, что одарённые дети отличаются по многим параметрам своего развития:

- они более устойчивы в эмоциональном плане и одновременно более восприимчивы в эмоциональном отношении;

- такие дети характеризуются устойчивой социализацией;

- у них достаточно высоки образовательные потенции: они без труда и с удовольствием воспринимают информацию, умеют её генерировать, анализировать и синтезировать, а затем усваивать;

- внимание одарённых детей способно к высокой концентрации;

- речевая оперативная память одарённых детей имеет тенденцию к активному развитию: от 5 до 9 языковых единиц (с их укрупнением от слова до сложного синтаксического целого);

- словарный запас таких детей шире (иначе говоря, и долговременная память у них также хорошо развивается);

- одарённые дети в большей степени демонстрируют способности к абстрактному мышлению. Перечисленные отличительные способности помогают одарённым детям быстрее решать задачи повышенной сложности. Более того, одарённые дети, как правило, обладают более крепким здоровьем и поэтому опережают своих сверстников в физическом развитии. У них в большей степени проявляется дух соревновательности. Одарённые дети отличаются большей независимостью, цельностью натуры, любознательностью, изобретательностью, расположенностью к творчеству (см. об этом также: [8]).

Для формирования и развития названных характеристик педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана использует во внеурочной деятельности разнообразные формы обучения, например: интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, индивидуальные творческие задания и др.

Таким образом, образовательная среда, в которой находится школьник, должна, с одной стороны, инициировать его интерес на осуществление того или иного вида познавательной деятелньости, с другой стороны, становиться средством личностного определения и самоутверждения, с третьей - быть источником освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм (см. об этом: [1]).

Библиографический список

1. Лебедева, В. П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию. Из опыта работы ряда экспериментальных школ в пос. Черноголовка Московской области / В. П. Лебедева, В. А.Орлов, В. И. Панов // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 24-26.

2. Матюшкин, А. М. Загадка одарённости / А. М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс. - 1993. - 127 с.

3. Гильбух, Ю. З. Феномен «умственной одарённости / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, С. Л. Коробко // Вопросы психологии. - 1990. -№ 4. - С. 147-155.

4. Одарённые дети / под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс. - 1991. - 376 с.

5. Попова, Л. В. Как школа может содействовать реализации способностей одарённых девочек / Л. В. Попова, Н. А. Орешкина // Педагогическое обозрение. - 1995. - № 3. - С. 41-46

6. Мальчевская, М. Л. Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавателнього интереса младших школьников / М. Л. Мальческая // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2014. - № 13. -С. 120-123.

7. Куликова, Ж. А. Организация учебного диалога с младшими школьниками на уроках начального литературного образования / Ж. А. Куликова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - № 15. - С. 117-121.

8. Щебланова, Е. И. Идентификация одарённых учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одарённости / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, К. Хеллер, К. Перлетт // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 97-107.

© Майнагашева Е. Н., 2017

УДК 371.12:39

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

В. В. Мирошниченко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается проблема подготовки учителя к осуществлению этноориентированной деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения. Проводится анализ различных точек зрения на содержание этнорегиональной компетентности учителей. Раскрывается содержание основных компетенций, необходимых учителю для организации этноорииентированной деятельности с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Ключевые слова: национальные, региональные и этнокультурные особенности региона, этноориентированная деятельность, этноре-гиональная компетентность учителя, родной (нерусский) язык обучения.

Этнорегиональная подготовка учителей рассматривается нами как важнейшая часть профессионально-педагогической подготовки. Результатом этнорегиональной подготовки является теоретическая и практическая готовность педагогов к осуществлению этноориентированной педагогической деятельности, организуемой и осуществляемой с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей того или иного региона.

Готовность педагогов к осуществлению этноориентированной педагогической деятельности выражается в совокупности сформированных общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

Нами были проведены анализ и изучение нормативно-правовых документов, а также философской, культурологической, педагогической литературы, составляющей мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный и методический уровни компетенций педагога, осуществляющего этноориентированную педагогическую деятельность, содержание которой строится с учётом особенностей региона.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации (Конституция РФ (ст. 26), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3), Федеральный Закон о национально-культурной автономии, Концепция развития поликультурного образования в РФ и Комплексная программа развития поликультурного образования) задекларировано право каждого народа на создание своей школы с родным языком обучения и развитие адекватного своей культуре образования в рамках единого образовательного пространства [1; 2; 3; 4; 5].

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, как совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»), конкретизируют для образовательных учреждений требования, касающиеся включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) образования [6].

При разработке и реализации основной образовательной программы (ООП) образовательные учреждения должны опираться на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, который на основе принципа преемственности определяет содержание деятельности образовательного учреждения по учёту региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Итак, российское законодательство защищает культурные интересы каждой личности, этноса, локальной этнической или этноконфессиональной группы. Требования ФГОС к структуре ООП включают и требования к структуре региональной (национально-территориальной) составляющей федерального стандарта, прежде всего в части, касающейся изучения государственных языков субъектов РФ. В то же время этнокультурные интересы представителей «нетитульных» групп населения в субъектах РФ обеспечиваются возможностью изучения родного языка и культуры в школе соответствующего этнокультурного профиля.

Требования к учителю, осуществляющему этноориентированную деятельность, также отражены в разных нормативных документах.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7] прописаны обобщённые трудовые функции педагогов и даны их характеристики:

- «Общепедагогическая функция. Обучение» (3.1.1) содержит в себе умение организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

- «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» (3.2.2.) включает знание особенностей региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.

- Модуль «Предметное обучение. Математика» (3.2.4.) отражает знание специальных подходов и источников информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.

- Модуль «Предметное обучение. Русский язык» (3.2.5.) включает такие необходимые умения, как владение методами и приёмами обучения русскому языку, в том числе как неродному; проявление позитивного отношения к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона, и к родным языкам обучающихся.

В ФГОС среднего (полного) образования в требованиях к кадровым условиям реализации основной образовательной программы отражено, что учитель должен выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей {включая региональные, национальные и (или) этнокультурные (п. 22)}.

Анализ научных исследований, посвящённых требованиям к содержанию деятельности педагога с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, позволил сделать следующие выводы.

1. Большинство таких исследований было выполнено в конце ХХ века, когда наблюдался всплеск интереса к этнопедагогической проблематике в образовании; они посвящены подготовке учителей националь-

ных школ, носят узконаправленный характер и отражают специфику такой подготовки в конкретной республике [8; 9; 10].

2. Во многих исследованиях, посвящённых подготовке учителя с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, не рассматривается вопрос о соотношении общечеловеческого и этнокультурного в содержании такой подготовки. Основой такой подготовки является только родная культура исследователя, либо культура титульного для данной республики этноса. Практически не берётся во внимание этническая культура проживающих в регионе других этносов, которая также оказывает этноконсолидирующее влияние на специфику общения, традиций и обычаев в регионе.

3. Значительная часть исследователей за основу подготовки учителей школ с родным (нерусским) языком обучения взяло этнопедагогическую подготовку, определяемую как «наиболее существенная часть профессиональной подготовки, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как к целому» [11, с. 182]. Результатом этнопедагогической подготовки учителей выступает либо сформированная этнопедагогическая культура, либо этнопедагогическая компетентность. Постановка во главу угла этнопедагогической подготовки является закономерной, так как «никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые, народные, национальные традиции» [12, с. 238]. Однако нам близко и такое мнение: «Профессиональная культура педагога располагается на границе её бытийного (этнопедагогическая культура) и рефлексивного (научно-педагогическая культура) слоёв» [13]. Проблема же этнопедагогической компетентности учителя является комплексной, она затрагивает не только этнопедаго-гику и этнопсихологию, но и отечественную историю, философию образования, этнологию, этнокультуроло-гию, этносоциологию, этнолингводидактику и др.

4. Во многих исследованиях, наряду с этнопедагогической, встречается и этнокультурная подготовка как «целостный, непрерывный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов, представляющей интегративное свойство личности, ориентированное на становление у них готовности и способности реализовать общекультурные и профессиональные, включая специальные этнокультурно-педагогические компетенции в образовательном процессе» [14]. По мнению О. И. Давыдовой [15], понятие «этнокультурная подготовка» шире, так как в свою структуру включает этнопедагогическую, этнопсихологическую и поликультурную компоненты.

Результатом этнокультурной подготовки выступает этнокультурная компетентность педагога, то есть «высокая степень её теоретической и практической подготовленности к полноценной трансляции национальной культуры - синтеза национально-особенного и общечеловеческого, с целью формирования совершенной личности в соответствии с программой национального воспитания и с учётом этнопсихологических особенностей её развития» [16, с. 95].

При рассмотрении этнокультурной компетентности некоторые исследователи выделяют в её структуре этнопсихологический компонент, трактуемый ими как «знание этнопсихологических особенностей учащихся» [16], либо как «владение педагогом знаниями об особенностях психического склада и поведения детей, которые проявляются как национальный характер, определяющийся их национальной принадлежностью» [17]. Э. Р. Ха-кимов этнопсихологическую компетентность определяет как «чувствительность субъекта деятельности к этнически обусловленным психологическим проблемам других субъектов, а также к своим собственным». «Говоря о такой компетентности, - замечает он, - мы имеем в виду чувствительность к этнообусловленным особенностям и проблемам людей, с которыми субъект деятельности вступает во взаимодействие либо с целью совместного преобразования определённых объектов, либо для оказания на этих людей определённого влияния» [18].

Кроме того, исследователи пишут и о других компетенциях, которые должны быть сформированы у учителей, работающих в школах с родным (нерусским) языком обучения. К ним они относят такие компетенции, как:

- мировоззренческая - знание и понимание культуры своего народа и культур этносов-соседей; культурологических основ педагогических явлений; знание и понимание феномена этнокультуры, которая рассматривается как фундамент выстраивания учебного процесса; ценностное отношение к национальным особенностям носителей различных культур;

- культурологическая - совокупность культурологических знаний, умений и навыков, способность применять и постоянно обновлять эти знания в профессионально-педагогической деятельности [19];

- этнокультурологическая - сложное, индивидуально-поликультурное образование, формируемое на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических знаний, ценностных ориентаций, умения применять регулятивные технологии воспитания этнокультурных отношений [20, с. 17];

- коммуникативная - знание основ культуры общения в различных этнических группах; знание способов взаимодействия с носителями различных этнокультур; умение управлять социально-психологическим климатом в полиэтническом ученическом коллективе; умение предвидеть и предотвращать этнический конфликт;

- рефлексивная - умение осуществлять самооценку и самодиагностику деятельности, соотносить собственный опыт педагогической деятельности с целями этнокультурного образования; знание достоинств и недостатков собственной педагогической деятельности.

В определении перечня и содержания компетенций, которыми необходимо овладеть будущему учителю к концу его обучения в вузе для реализации этноориентированной деятельности в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, мы будем отталкиваться от существующих Федеральных государственных стандартов высшего образования по направлению «Педагогическое образование».

Итак, для организации и осуществления учителями этноориентированной деятельности в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, необходимы следующие компетенции:

- научно-методическая, которая проявляется:

а) в способности проектировать и планировать учебный процесс с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, отбирать и организовывать учебный материал с привлечением дополнительной этнокультурной информации, использовать современные интерактивные методы и технологии обучения;

б) в умении мотивировать обучающихся к творческой этноориентированной деятельности, к преодолению психологических барьеров в общении с представителями других этнокультур путём внедрения в учебный процесс элементов исследования, самостоятельного поиска необходимых сведений и фактов;

- научно-исследовательская, предполагающая:

а) умение работать с научной информацией (отбор, критический анализ, сравнение и сопоставление информации, использование научной информации адекватно теме исследования);

б) способность к аналитико-рефлексивным способам оценивания научных результатов;

в) выявление и критический анализ конкретных проблем, связанных с организацией этноориентирован-ной деятельности;

г) апробация исследовательских проектов, имеющих этнорегиональную тематику;

- коммуникативная, которая выражается:

а) в способности к межэтническому, межкультурному общению, установлению взаимоотношений в общих интересах;

б) в осознании ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, конфессиям и готовности работать с учащимися в этом направлении;

в) в готовности реализовывать знания об основах культуры общения в различных этнических группах и применять разные способы взаимодействия с носителями различной культуры при организации этноориентированной деятельности;

- профессиональные, суть которых заключается:

а) в способности и готовности включать в учебный план основной образовательной программы отдельные предметы и курсы, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся; в выявлении педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания преподаваемых дисциплин; в умении делать отбор дидактических средств этноориентированной деятельности; в осмыслении программ образования с точки зрения этноре-гиональной направленности;

б) в готовности к организации разнообразных видов деятельности обучающихся; применению форм занятий, направленных на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием национальных, региональных и этнокультурных материалов различного уровня; использованию соответствующих методик и технологий этнорегионального воспитания и обучения школьников;

в) в применении разнообразных форм реализации внеурочной этноориентированной деятельности;

г) в способности включать в систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующего уровня общего образования контрольно-измерительных материалов, составленных на материалах, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих динамику достижения планируемых результатов;

- компетенция, связанная с самообразованием, которая предполагает готовность:

а) к непрерывному самостоятельному получению необходимой информации, личностному развитию, а также способность к самооценке и самодиагностике этноориентированной деятельности;

б) к соотнесению собственного опыта деятельности с целостной системой организации образования с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Наличие данных компетенций позволяет учителю перевести знания по основам народной педагогики с донаучного эмпирического уровня на научно-исследовательский и творческий, что предполагает их грамотное осмысление, умелое использование при организации образовательной практики в том или ином регионе.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - URL: www.constitution.ru/ (дата обращения: 03.03.2017).

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.03.2017).

3. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/ (дата обращения: 03.03.2017).

4. Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).

5. Комплексная программа развития поликультурного образования. - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 12.03.2017).

6. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования». - URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 25.01.2017).

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://www.zakonprost.ru/article/317 (дата обращения: 05.01.2017).

8. Беринская, И. В. Основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Беринская. - Улан-Удэ, 2001. - 27 с.

9. Давлекамова, Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: дис. канд. ... пед. наук / Г. В. Давлекамова. - Астрахань, 1998. - 153 с.

10. Пономарёва, О. И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. И. Пономарёва - Уфа, 1999. - 18 с.

11. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72), ч. 2. - С. 182-186.

12. Волков, Г. Н. Этнокультурное осмысление общечеловеческих ценностей / Г. Н. Волков // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 235243.

13. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.

14. Якунчев, М. А. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 292-297.

15. Давыдова, О. И. Основные тенденции развития этнопедагогической культуры мышления будущих учителей / О. И. Давыдова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 176-179.

16. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М., 1999. - 343 с.

17. Серякова, С. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002. - 166 с.

18. Хакимов, Э. Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и её формирование у студентов / Э. Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 74-81.

19. Сибгатуллина, А. А. Формирование культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Сибгатуллина. - М., 2009. - 23 с.

20. Вертякова, Е. Ф. Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей / Е. Ф. Вертякова // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 12. - С. 14-21.

© Мирошниченко В. В., 2017 УДК 377.315:[377.3:372.691]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА

В. А. Никитин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется специфика реализации рабочих программ социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования на основе использования принципов компетентностного обучения специалистов строительного профиля. Упор делается на взаимосвязь содержания учебного материала с ценностными ориентирами дисциплин «История» и «Обществознание» по вопросам семьи и нравственности. Обращается внимание на востребованность современным обществом внеаудиторной работы со студентами в целях патриотического воспитания. Определяются возможные инновационные пути формирования социально-экономических компетенций обучающихся. Исследование выполнено на материале обобщения передового педагогического опыта преподавателя В. А. Никитина.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-экономические компетенции, инновация, педагогическое проектирование, передовой педагогический опыт, патриотизм, мемориальные акции, семейные ценности, актуальность, «второй подход».

Основная цель статьи - рассмотрение проблемы инновационных путей формировнаия социально-экономических компетенций студентов колледжей в рамках педагогического проектирования как процесса осуществления педагогических инноваций (в трактовке Р. С. Бондаревской) [1, с. 96].

Проблемам инновационных образовательных и педагогических технологий, педагогического проектирования и их сущностей посвящена разнообразная научная и учебно-методическая литература: монографии, учебные и учебно-методические пособия, практикумы, научные статьи, материалы научно-практических конференций, сборники статей и пр. Из всего разнообразия этих источников приведём лишь часть из них, в которых, на наш взгляд, отражены наиболее важные содержательные особенности расматриваемой нами проблемы [2-10 и

др.].

Не вдаваясь в глубину анализа сущностей рассматриваемых понятий (это сделано, в частности, в указанных выше источниках), заметим, что последнее из них, а именно педагогическое проектирование, трактуется в литературе неоднозначно. Из многих имеющихся трактовок данного понятия остановимся на его определении, предложенном В. Е. Радионовым, которое, как нам кажется, наиболее полно отражает сущность терми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.