Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина Ольга Васильевна, Зейнуллина Айгуль Достановна

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические, психологические и методологические мероприятия по формированию коммуникативной толерантности как приоритетное значение профессиональной культуры будущего педагога; особенности коммуникативной подготовки толерантности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корягина Ольга Васильевна, Зейнуллина Айгуль Достановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

УДК 378

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Корягина О.В., Зейнуллина А.Д. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматриваются организационно-педагогические, психологические и методологические мероприятия по формированию коммуникативной толерантности как приоритетное значение профессиональной культуры будущего педагога; особенности коммуникативной подготовки толерантности будущего педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, образование, компетентностный подход, коммуникативная культура.

Образование, как значимый механизм культуры является ведущим источником формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в разрешении личностно значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, через успешную социализацию на самых ранних стадиях формирования личности гражданина общества [1].

Эффективность общения зависит от так называемого «коммуникативного ядра личности», что означает все, что связано с личностью человека и так или иначе влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называется коммуникативными способностями

(качествами).

Коммуникативные навыки-

индивидуальные психологические особенности человека, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или при проведении совместной деятельности.

Способность общаться, или

коммуникативная способность, включает в себя три компонента, на которых она основана и без которых она не может существовать:

- мотивационный («я хочу общаться»);

- когнитивный («я знаю, как общаться»);

- поведенческий («могу ли я общаться»)

Коммуникативная способность

обнаруживается, когда выясняется, насколько легко человек вступает в контакт, поддерживает разговор и способен внимательно слушать говорящего.

Коммуникативные навыки-это навыки, которые могут и должны быть разработаны.

Коммуникативная толерантность-это характеристика отношения человека к людям, показывающая степень толерантности к неприятным и неприемлемым, по его мнению, психическим состояниям, качествам и действиям партнеров по взаимодействию.

Различают следующие виды

коммуникативной толерантности:

- ситуационная коммуникативная толерантность-проявляется в отношениях человека с конкретным человеком, низкий уровень этой толерантности проявляется в таких высказываниях, как: «я не выношу этого человека» и т.;

- типологическая коммуникативная толерантность-проявляется по отношению к определенному типу личности или определенной группе людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя и т.);

- профессиональная коммуникативная толерантность-проявляется в процессе выполнения профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам пациентов и т.);

- общая коммуникативная толерантность-это тенденция к лечению людей в целом, обусловленная свойствами характера,

моральными принципами и уровнем психического здоровья [2, 17].

Общая коммуникативная толерантность влияет на другие типы коммуникативной толерантности.

По словам Бубера М. педагогическая толерантность, с одной стороны, отношения между учеником и учителем, как и все отношения в мире Я-Ты, взаимны: наши ученики воспитывают нас, наши произведения создают нас. «Плохой» человек, если его коснется святое основное слово, превращается в донорское откровение. «Мы живем, необъяснимо включаясь в поток всеобщей взаимности» с другой стороны, это пределы полной взаимности я-ты, в частности, в силу причин регулирующего свойства. Учитель, формируя потребности студента и навыков для обучения и участия в этих отношениях, вынужден, в то же время, чтобы настроить его влияние на студента, теряя ситуации общения, не только с точки зрения его и его ученика, но и от того, что будет сформировано в эти последние, как результат образования; студент теряет той же ситуации, в форме ствола - его образ будущего самого себя, свое будущее отзыв-это ему неизвестно, таким образом, по мнению М. Бубер, воспитание отношения, как таковое, лишено полной взаимности [3, 236].

Поэтому толерантность, в том числе коммуникативная толерантность, является профессионально необходимым личностным качеством учителя, продиктованным задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется еще и тем, что это качество связано с отношениями не только с детьми, но и со взрослыми.

Комогорова П. Ф. призывает учитывать специфические особенности педагогической работы, когда учитель в своей образовательной, учебной, организационно-методической и социально полезной деятельности должен наладить отношения со многими людьми самых разных профессий, людьми разных слоев общества, отличающимися друг от друга политическими убеждениями, религиозными воззрениями. Можно сделать вывод, что учитель должен обладать способностью взаимодействовать с толерантностью на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности. Кроме того, учитель работает, как правило, в нескольких классах одновременно, поэтому он

вынужден быть достаточно гибким в своей педагогической деятельности, способным быстро адаптироваться и адаптироваться к меняющимся условиям [4, 64].

Задача учителя-создать благоприятную среду для формирования толерантных установок. Учитель должен уметь подтверждать ценности толерантности своим примером и воплощать их.

Шеламова Г. М. В педагогике толерантности обеспечивает:

- культура общения как реализации другого в диалоге, как взаимопонимания и сопереживания;

- толерантное мышление как основа для понимания личности человека, потребностей, ценностей, взглядов, убеждений и различных форм их проявления в процессе общения, что позволяет культивировать личные качества человека, превращая их в сопереживание, взаимное уважение и чувство партнерства;

- личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основанный на субъектно-субъектных отношениях.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя. Это, прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоуважение, отношение к себе как самоуважение, то есть принятие себя, самоуважение, вера в свои способности, потребность и способность к самореализации, отношение к профессии как способ самореализации. Педагогика толерантности основана на изменении отношения к ученику. Основываясь на позиции, что человек может быть воспитан только одним человеком, К. Роджерс подчеркивает личные отношения, которые учитель реализует по отношению к ученикам. Это искренность в выражении своих чувств, переживаний и мнений, активное слушание и сочувствие чувствам и состояниям детей, выражающее их понимание своих чувств и безусловное принятие каждого ученика как человека [5, 117].

Учитель никогда не должен забывать, что для него понятие толерантности отождествляется, прежде всего, как активная нравственная позиция и психологическая готовность к толерантности во имя взаимопонимания между учителем и его учениками.

В учебно-воспитательном процессе вузов, при подготовке будущих учителей, необходимо выделить значение потенциала обучения, в которой реализуется и выражается: технические характеристики студента к пониманию мира и себя в этом мире; студенческая ориентация на ценность другого, принятие себя и уважение к себе, как проявление терпимости; развитие способности вести диалог, как средства межличностного взаимодействия и общения с другими, среди «других» людей.

В связи с этим, стоит выделить суть явления «межличностного общения,

толерантности студента» и описать его структурные компоненты (когнитивный; эмоциональный, коммуникативный);

рассмотреть педагогическую концепцию развития межличностного общения,

толерантности среди студентов в образовательном процессе университета (факторы, условия, предпосылки, модели, принципы и критерии); определить педагогические условия эффективности процесса развития межличностного общения, толерантности среди студентов в образовательном процессе [6, 64].

Итак, можно с уверенностью сказать, что в современной русской педагогике выделяется новое направление: «педагогика

толерантности» (Г. В. Палаткина, Л. В. Янкина, Р. Х. Кузнецова, В. В. Глебкина, Е. Ю.Клепцова, Г. У. Солдатова и др.). Основной целью данного направления является воспитание человека на основе не жестокой, в духе сотрудничества, в духе уважения прав и свобод других людей, в разрешении конфликтов без применения насилия, и так далее. «Педагогика толерантности» определяет необходимость решения таких задач, как: воспитание студентов толерантного и толерантного отношения; гуманизация образовательного пространства путем внедрения идеи толерантности в образовательный процесс; организация толерантного взаимодействия в

образовательных системах университета: «учитель-ученик», «группа студентов», «группа учителей»; подготовка толерантного

взаимодействия в будущей профессиональной деятельности и т. Разработка педагогических технологий по индивидуализации образования,

к толерантности учащихся в системе образования гуманистических и определять особенности технологии педагогические, разработанные для воспитания толерантности студентов возможно при условии, что процесс формирования толерантности, если в том числе, исходя из причин, теоретические и методологические доступны. При изучении и формировании толерантности, включая коммуникативную толерантность, могут быть сформулированы следующие положения:

- толерантность как педагогическое явление имеет сложную структуру;

- толерантность может быть обозначена как цель образования, как в культурной, так и в общей профессиональной сфере;

- толерантность индивида проявляется в формах поведения (открытость, недружелюбие, солидарность, внимание к окружающим, готовность прислушиваться к точке зрения другого, терпимость, принятие «инаковости», осознание множественности истины);

- основным средством поощрения толерантности является педагогическая ситуация взаимодействия, как педагогическая технология, включающая в себя самые разные точки зрения участников и требующая от них поддержки друг друга, предметно-предметное отношение и т.д.

Библиографический список

1. Билоус О.Н., Хайруллин Х.Н. Формирование конкурентоспособности учащихся в образовательном пространстве.// Наука и реальность - 2021. - №1 (5).- С.24-26 // https://zhumalnir.ru/

2. Балданова Е.А. Модель развития студенческой коммуникативной толерантности с помощью иностранного языка. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 236 с.

3. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 462 с.

4. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дисс. канд. пед. наук. - Курган: Светоч ,2000. - 189 с.

5. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Дисс. канд. пед. наук-Красноярск: Ангара,2000. -250с.

6. Поваренков Ю.А. «Педагогические условиях гуманизации образования», технологии воспитания толерантности в монография- Сочи: Краснодар, 2012. -127с.

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры социально - педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Зейнуллина Айгуль Достановна. магистрант 2 курса образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: diser16@mail.ru.

Дата поступления статьи: 23.03.2021

© Корягина С В., Зейнуллина А.Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.