УДК 376
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Каркенова Ж.Х., Власенко С.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан),
Аннотация. Педагогические средства коррекции эмоционального развития у детей с ограниченными возможностями выступают необходимым педагогическим инструментом и представляют собой целостную систему, организованную профессионально компетентным педагогом, которая состоит из объектов материальной и духовной культуры, вовлекаемых в процесс коррекции, из преобразующей деятельности воспитанников, социально стимулируемой педагогом; из форм и методов воспитания толерантного сознания, качеств, чувств и поведения и взаимосвязей между компонентами эмоционального развития. В статье раскрываются особенности коррекции моциональногог развития детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач современной системы образования становится создание условий для коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями.
Основной задачей сопровождения ребенка с ограниченными возможностями является создание условий, при которых он получит адресную специальную (коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения - массовом или специальном. Реализация основных положений международных документов, подписанных РК, нарастающая активность родителей детей с ограниченными возможностями (термин введен с 2007 года) привели к пересмотру возможностей получения образования детей с ОВ в интегративной и инклюзивной форме, что вызвало необходимость расширения спектра учреждений, оказывающих специальную (коррекционно-педагогическую) поддержку.
Эмоциональная сфера старших школьников очень уязвима. Проблемы в непосредственном социальном окружении (в семье, в школе, в обществе сверстников) остро переживаются. Именно эмоциональные переживания зачастую приводят старшего школьника к наркотикам и ставят под угрозу его жизнь и здоровье, влекут за собой совершение правонарушений. Результатами такого воздействия являются изменения в эмоциональной сфере детей: они теряют способность к бщению, сопереживанию, сочувствию близким, у них проявляется агрессивность или, наоборот, чрезмерная замкнутость, возникает повышенная конфликтность в таком наиболее благоприятном для развития положительных эмоций ребенка периоде как старший школьный возраст.
Необходимость дальнейшего исследования специфики социально-эмоциональных проблем подростков, поиск путей предупреждения таких проблем в настоящее время обусловлены, с одной стороны, постоянным ростом количества детей группы социального риска, с другой стороны, отсутствием в большинстве школ необходимых педагогических условий для предупреждения социально-эмоциональных проблем у учащихся. Ученые и педагоги с обеспокоенностью пишут, что у части молодежи и юношества имеет место сужение субъективно -духовного пространства, переживание состояния нравственного кризиса, возникновение противоречий в жизненных отношениях с внешним миром (Б.Т. Лихачев [1]). Другие отмечают увеличение сопротивляемости детей педагогам, агрессивность друг другу, «выключенность» ученика из процесса общения без видимой причины (В.А. Сластенин [2]).
Важность эмоционального благополучия ребенка, развитие его чувств и эмоциональной сферы подчеркивается в нормативных документах Республики Казахстан. В Концепции 12-летнего образования РК отмечается, что «выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется: -знанием языка, истории, культуры своего народа;
-ценностным отношением к искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины;
-пониманием чувств и переживаний окружающих его людей; -созиданием добра и красоты» [3,4, 5].
Для первичной диагностики эмоционального состояния детей старшего школьного возраста были использованы проективная методики «Рисунок несуществующего животного» и «Нарисуй себя». Данные методики используются для выявления эмоциональной сферы детей. Результаты данного этапа исследования показали, что учащиеся как в экспериментальной, так и контрольной группе имеют показания для работы по коррекционной программе. Сформированность самоконтроля подростков в учебной деятельности определялась относительно степени проявления основных качеств, указанных ранее. Исходя из анализа сформированности этих качеств, делался вывод об исходном уровне самоконтроля подростков в учебной деятельности.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1.Исходный уровень таких характеристик как самоконтроль, самооценка, эмоциональные проявления в целом у исследуемого контингента школьников представлен в основном только низким уровнем.
2.Необходима специально организованная, целенаправленная работа по формированию самоконтроля подростков в учебной деятельности.
В программе использовались методики арт-терапии, разработанные Л.Д. Лебедевой, методику коррекции эмоциональных комплексов, разработанной Е. Бахуриной, и тест цветовых отношений.
В программу на основе используемых методик легли следующие принципы: -рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции; -рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
-любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;
-рисование обязательно должно сопровождаться беседой с ребенком о его рисунке;
-главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.
-принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
-каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка. Каждая из методик, которые применялись в экспериментальной программе, имеет общую цель: помочь детям старшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. И каждая из них имеет свои задачи: снизить эмоциональное напряжение; помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшении тревожности; адекватности самовосприятия; воспитать уверенность в себе; дать почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком и т.п.
Программа состоит из 11 занятий, составленной по методикам. Время проведения одного занятия 30-45мин. Каждое занятие (сессия) имеет свои цели и задачи. Материалами для сессии служат разнообразные изобразительные средства и материалы в достаточном количестве, т.к. важно, чтобы у каждого участника был полный индивидуальный набор всего необходимого для работы. Эмоциональное развитие старшего школьника - сложное образование, нуждающееся в постоянном отслеживании и развитии. Если эмоциональное развитие вызывает опасение, то при соответствующей диагностике рекомендуется социально-педагогическая коррекционная программа. В процессе опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования на этапе констатирующего эксперимента было установлено, что такие показатели эмоционального развития старшеклассников как самоконтроль, самооценка, характер межличностных отношений в коллективе находятся на низком уровне и нуждаются в коррекции. Результаты, представленные в процентном соотношении, показывают, что уровни самооценки изменились в
экспериментальной группе. Завышенная самооценка приобрела более высокий процент в экспериментальной группе с 30% до 43%, адекватная самооценка незначительно изменилась с 32,5% до 37,5% и заниженная самооценка снизилась с 37,5% до 15%. Результаты контрольной группы при повторном исследовании за данный промежуток времени существенно не изменились. В ходе реализации программы социально-педагогической коррекции произошли изменения в характере проявления указанных характеристик, что указывает на эффективность проведенного исследования.
Библиографический список
1 Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2018. - 464 с.
2 Педагогика: учебное пособие /Под ред. В.А.Сластенина и др.- 3-е изд.- М: Школа-Пресс, 2017.- 512с.
3 Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан. -Астана, 2016.
4 Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жацгыру». - Астана, 2019. - https://nao.kz/loader/fromorg/2.
5 Закон об образовании Республики Казахстан // Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. -Астана, 2018. - 352 с.
Каркенова Жанар Хайдаровна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: [email protected]
© Ж.Х. Каркенова, C.B. Власенко
Дата поступления статьи: 23.11.2020