УДК 34
Баранов К.А.
магистрант 3 курса научно-образовательного центра «Юридических технологий» Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск, Россия)
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе.
Ключевые слова: правопорядок, воспитательная работа, патриотизм, мотивация, морально-психологическое обеспечение, органы внутренних дел.
На современном этапе развития и функционирования органов внутренних дел Российской Федерации воспитательная работа является одним из структурных элементов морально-психологического обеспечения, которая, в свою очередь, входит в систему работы с личным составом наряду с кадровой работой и профессиональной подготовкой сотрудников.
Правовое регулирование воспитательной работы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации [1], федеральных законов подзаконных нормативных правовых актов, в том числе приказов МВД России и его территориальных органов, организаций, выполняющих задачи, возложенные на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В последние годы произошло определенное реформирование системы осуществления и правового регулирования воспитания личного состава. После вступления в силу приказа МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [2], а также приказа МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [3] основными целями морально-психологического обеспечения личного состава стали являться:
воспитание у сотрудников высоких гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, определяющих их способность и готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач,
формирование высокой профессиональной культуры сотрудников, укрепление авторитета органов внутренних дел в обществе, повышение престижа службы в них,
сплочение служебных коллективов, поддержание в них на должном уровне служебной дисциплины и законности,
формирование высокой управляемости служебных коллективов, надежности сотрудников, их морально-психологической устойчивости к влиянию психотравмирующих факторов и деструктивного информационно-психологического воздействия,
формирование в служебных коллективах благоприятного социально-психологического климата.
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что объектами воспитания являются каждый отдельный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации и коллектив, в котором он проходит службу, а субъектами - руководители (командиры) подразделений всех уровней и сотрудники аппаратов по работе с личным составом. Важно отметить, что специалистам кадровой службы определена роль организаторов, а прямым и непосредственным начальникам - исполнителей. Специфической особенностью
изучаемого процесса является то, что объекты и субъекты представляет собой взрослых, сформировавшихся людей, имеющих свои морально-нравственные установки, а сам процесс неразрывно связан с выполнением служебных обязанностей и происходит в условиях напряженной оперативной обстановки. Главной целью воспитания является поиск совпадений и привития ценностей, входящих в парадигму идеалов государственной полицейской службы.
В пункте 4.5. приказа № 900 дается легальное определение воспитательной работы в органах внутренних дел, под которой понимается: «основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностью службы». Данное определение подчеркивает ведущую роль воспитательной работы во всей системе морально-психологического обеспечения, что свидетельствует о преемственности и передаче положительного опыта предшествующих нормативных актов, где воспитательная работа рассматривалась как отдельная категория.
Принципы воспитания - это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе. На основании указанной дефиниции и ведомственных циркуляров В.В. Михаиликов в своей статье «Воспитательная работа в органах внутренних дел и принципы ее реализации» выделяет следующие принципы, на которых основывается современная воспитательная работа в органах внутренних дел [4, с. 18]. К ним следует относить:
целенаправленность и целесообразность воспитания, гражданско-патриотической характер,
профессиональную ориентацию,
воспитание личности в служебном коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход,
сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства,
личный пример руководителя (наставника).
Перечисленные принципы системно применяются в осуществлении воспитательной работы с личным составом, которая состоит из ряда основных направлений. В статье В.О. Чернакова «Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях» на основании нормативно-правовой базы приводится следующая классификация воспитания: патриотические, профессиональное, правовое, нравственно-эстетическое, эстетическое, [5, с. 46].
Несмотря на обширность и разносторонность направлений воспитательной работы, инструменты ее осуществления нормативно закреплены и четко регламентированы. В соответствии с пунктом 22 приказа МВД России №2 900 существует 15 форм проведения воспитательной работы, к ним относятся: лекции, доклады, беседы, общее собрание сотрудников по категориям, митинги, служебные совещания, инструктивные занятия (инструктажи), служебные ритуалы (церемонии), чествование лучших сотрудников, встречи с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, диспуты, дискуссии, викторины, экскурсии, научно-практические конференции. На мой взгляд, перечисленные формы вполне могут обеспечить качественное осуществление воспитательной работы по вышеназванным направлениям.
Кроме того, в настоящее время нормативно закреплены и методы осуществления воспитательной работы. Доктор педагогических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя А.И. Король в одном
из своих выступлений на научно-практической конференции классифицировал имеющиеся методы на следующие группы [6, с. 58]:
1) методы формирования сознания (убеждение, пример, критика),
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение),
3) методы стимулирования поведения (соревнование, поощрение).
На основании изученного и изложенного в статье материала, у меня сложилось представление о том, что в настоящее время воспитательная работа в органах внутренних дел Российской Федерации имеет достаточный уровень нормативного урегулирования, систематизации и методологии. В то же время некоторые аспекты не имеют развернутого толкования и описания, что на практике может негативно сказываться на работе по морально-психологическому обеспечению оперативно служебной деятельности личного состава ввиду отсутствия четкой регламентации воспитательных процессов, что станет причиной неэффективного проведения ряда мероприятий, предусмотренных приказами и планами работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2023);
2. Приказ МВД России «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» от 26 июня 2020 № 460 // ведомственная информационно-справочная правовая система «СТРАС Юрист» (дата обращения 30.09.2023);
3. Приказ МВД России ««Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от
25 декабря 2020 № 900 // ведомственная информационно-справочная правовая система «СТРАС Юрист» (дата обращения 30.09.2023);
4. Михайликов В.Л., Михайликова В.В. Воспитательная работа в ОВД и принципы ее реализации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 16-21;
5. Чернаков В.О., Шахов В.В. Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 45-48;
6. Король А. И. Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции / А. И. Король. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 57-60
Baranov K.A.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Novosibirsk, Russia)
ESSENCE AND LEGAL BASIS OF ADMINISTRATIVE REGULATION OF EDUCATIONAL WORK IN MINORAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA
Abstract: the article discusses the issues of organization and legal regulation of educational work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation at the present stage.
Keywords: law and order, educational work, patriotism, motivation, moral and psychological support, internal affairs bodies.