Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
правопорядок / воспитательная работа / патриотизм / мотивация / морально-психологическое обеспечение / органы внутренних дел / law and order / educational work / patriotism / motivation / moral and psychological support / internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов К. А.

В статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND LEGAL BASIS OF ADMINISTRATIVE REGULATION OF EDUCATIONALWORK IN MINORAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA

The article discusses the issues of organization and legal regulation of educational work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation at the present stage.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

Баранов К.А.

магистрант 3 курса научно-образовательного центра «Юридических технологий» Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск, Россия)

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: правопорядок, воспитательная работа, патриотизм, мотивация, морально-психологическое обеспечение, органы внутренних дел.

На современном этапе развития и функционирования органов внутренних дел Российской Федерации воспитательная работа является одним из структурных элементов морально-психологического обеспечения, которая, в свою очередь, входит в систему работы с личным составом наряду с кадровой работой и профессиональной подготовкой сотрудников.

Правовое регулирование воспитательной работы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации [1], федеральных законов подзаконных нормативных правовых актов, в том числе приказов МВД России и его территориальных органов, организаций, выполняющих задачи, возложенные на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В последние годы произошло определенное реформирование системы осуществления и правового регулирования воспитания личного состава. После вступления в силу приказа МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [2], а также приказа МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [3] основными целями морально-психологического обеспечения личного состава стали являться:

воспитание у сотрудников высоких гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, определяющих их способность и готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач,

формирование высокой профессиональной культуры сотрудников, укрепление авторитета органов внутренних дел в обществе, повышение престижа службы в них,

сплочение служебных коллективов, поддержание в них на должном уровне служебной дисциплины и законности,

формирование высокой управляемости служебных коллективов, надежности сотрудников, их морально-психологической устойчивости к влиянию психотравмирующих факторов и деструктивного информационно-психологического воздействия,

формирование в служебных коллективах благоприятного социально-психологического климата.

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что объектами воспитания являются каждый отдельный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации и коллектив, в котором он проходит службу, а субъектами - руководители (командиры) подразделений всех уровней и сотрудники аппаратов по работе с личным составом. Важно отметить, что специалистам кадровой службы определена роль организаторов, а прямым и непосредственным начальникам - исполнителей. Специфической особенностью

изучаемого процесса является то, что объекты и субъекты представляет собой взрослых, сформировавшихся людей, имеющих свои морально-нравственные установки, а сам процесс неразрывно связан с выполнением служебных обязанностей и происходит в условиях напряженной оперативной обстановки. Главной целью воспитания является поиск совпадений и привития ценностей, входящих в парадигму идеалов государственной полицейской службы.

В пункте 4.5. приказа № 900 дается легальное определение воспитательной работы в органах внутренних дел, под которой понимается: «основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностью службы». Данное определение подчеркивает ведущую роль воспитательной работы во всей системе морально-психологического обеспечения, что свидетельствует о преемственности и передаче положительного опыта предшествующих нормативных актов, где воспитательная работа рассматривалась как отдельная категория.

Принципы воспитания - это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе. На основании указанной дефиниции и ведомственных циркуляров В.В. Михаиликов в своей статье «Воспитательная работа в органах внутренних дел и принципы ее реализации» выделяет следующие принципы, на которых основывается современная воспитательная работа в органах внутренних дел [4, с. 18]. К ним следует относить:

целенаправленность и целесообразность воспитания, гражданско-патриотической характер,

профессиональную ориентацию,

воспитание личности в служебном коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход,

сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства,

личный пример руководителя (наставника).

Перечисленные принципы системно применяются в осуществлении воспитательной работы с личным составом, которая состоит из ряда основных направлений. В статье В.О. Чернакова «Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях» на основании нормативно-правовой базы приводится следующая классификация воспитания: патриотические, профессиональное, правовое, нравственно-эстетическое, эстетическое, [5, с. 46].

Несмотря на обширность и разносторонность направлений воспитательной работы, инструменты ее осуществления нормативно закреплены и четко регламентированы. В соответствии с пунктом 22 приказа МВД России №2 900 существует 15 форм проведения воспитательной работы, к ним относятся: лекции, доклады, беседы, общее собрание сотрудников по категориям, митинги, служебные совещания, инструктивные занятия (инструктажи), служебные ритуалы (церемонии), чествование лучших сотрудников, встречи с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, диспуты, дискуссии, викторины, экскурсии, научно-практические конференции. На мой взгляд, перечисленные формы вполне могут обеспечить качественное осуществление воспитательной работы по вышеназванным направлениям.

Кроме того, в настоящее время нормативно закреплены и методы осуществления воспитательной работы. Доктор педагогических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя А.И. Король в одном

из своих выступлений на научно-практической конференции классифицировал имеющиеся методы на следующие группы [6, с. 58]:

1) методы формирования сознания (убеждение, пример, критика),

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение),

3) методы стимулирования поведения (соревнование, поощрение).

На основании изученного и изложенного в статье материала, у меня сложилось представление о том, что в настоящее время воспитательная работа в органах внутренних дел Российской Федерации имеет достаточный уровень нормативного урегулирования, систематизации и методологии. В то же время некоторые аспекты не имеют развернутого толкования и описания, что на практике может негативно сказываться на работе по морально-психологическому обеспечению оперативно служебной деятельности личного состава ввиду отсутствия четкой регламентации воспитательных процессов, что станет причиной неэффективного проведения ряда мероприятий, предусмотренных приказами и планами работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2023);

2. Приказ МВД России «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» от 26 июня 2020 № 460 // ведомственная информационно-справочная правовая система «СТРАС Юрист» (дата обращения 30.09.2023);

3. Приказ МВД России ««Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от

25 декабря 2020 № 900 // ведомственная информационно-справочная правовая система «СТРАС Юрист» (дата обращения 30.09.2023);

4. Михайликов В.Л., Михайликова В.В. Воспитательная работа в ОВД и принципы ее реализации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 16-21;

5. Чернаков В.О., Шахов В.В. Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 45-48;

6. Король А. И. Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции / А. И. Король. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 57-60

Baranov K.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Novosibirsk, Russia)

ESSENCE AND LEGAL BASIS OF ADMINISTRATIVE REGULATION OF EDUCATIONAL WORK IN MINORAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA

Abstract: the article discusses the issues of organization and legal regulation of educational work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation at the present stage.

Keywords: law and order, educational work, patriotism, motivation, moral and psychological support, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.